?

Log in

No account? Create an account
Путешествие американца вниз по Амуру до Хабаровска и по Уссурийской железной дороге до Владивостока - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Путешествие американца вниз по Амуру до Хабаровска и по Уссурийской железной дороге до Владивостока [Oct. 21st, 2011|04:44 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Уважаемый r7019, имени которого, к сожалению, так и не знаю, из неведомых мне архивов извлек несколько страниц изданных в Чикаго в 1917 году мемуаров американского путешественника Холмса Бартона. Книга называется «Вниз по Амуру, Пекин и Запретный город» (Holmes Burton, «Down the Amur, Peking, the Forbidden City»). В моем распоряжении оказалось всего несколько страниц – с 88-й по 99-ю, однако они интересны тем, что именно в них рассказывается, хоть и весьма кратко о посещении Дальнего Востока России. Случилось это в июле 1901 года: сев на теплоход в Сретенске, Бартон по Амуру прибыл в Хабаровск, откуда по недавно построенной Уссурийской железной дороге отбыл во Владивосток. Мне эти мемуары интересны главным образом мелкими бытовыми деталями и сделанными автором фотографиями. Описаний городов как таковых, к сожалению, там нет. Тем не менее предлагаю любопытствующим познакомиться с моим любительским переводом отрывка из записок путешественника, использовавшего такие приобретенные во время поездки слова, как chinovnik и perrikatt. :) Впрочем, правильнее назвать мой текст вольным изложением, так как я кое-где был вынужден дополнять выпавшие из данного отрывка контекстуальные пробелы и сокращать не имеющие особого значения дневниковые моменты вроде брошенных вслед польскому джентльмену старых башмаков.


1 «Да прибудет ли когда-нибудь этот капитан?»


…наконец вдалеке появился почтовый пароход. Вместе с парой сотен отчаянно ругающихся, но при всем при этом удивительно терпеливых пассажиров он ждал приказа на отправление целых пять суток.
Чтобы дать людям на палубе укрытие от солнца, к поручням ограждения привязали срубленные для этой цели на берегу тонкие стволы молодых деревьев, на которых натянули парусину. Мы расположились в такой импровизированной беседке прямо на кожухе гребного колеса. В каютах было невыносимо тесно, и мы были рады поменяться местами с русскими попутчиками, боящимися сквозняков открытой палубы. Там мы и провели остаток пути, ночуя при свете красивейшей луны и звезд и коротая дни приготовлением еды из собственной провизии. Молодые русские чиновники, которые любезно разделили с ними свои каюты на барже «Аврора», превратились в добровольных переводчиков для нашей экспедиции. Их познания в английском в некоторой степени компенсировали для нас утрату профессора, пересевшего в Благовещенске на другой пароход.
Шла уже четвертая неделя нашего плавания по Амуру, день следовал за днем, единые в своем однообразии. Однако вместо того чтобы утратить терпение, мы, кажется, приобрели присущую жителям Сибири медлительную невозмутимость, начав даже получать удовольствие от мирной размеренности путешествия и уже ставших привычными глазу красот природы. Широкая долина, по которой течет Амур, несомненно, впечатляюща, а раскалывающие ход реки фантастические песчаные отмели казались нам настоящими континентами на огромной рельефной карте незнакомого мира.



2 Одинокий человек-маяк на отмели

Речные берега и острова выглядели практически необитаемыми, но всякий день мы видели одиночные людские фигуры – или где-то на берегу, или гребущие в маленьких лодках. Это были своеобразные люди-маяки, лоцманы, уберегающие суда от коварных ловушек амурского водного пути. Когда мы достигли перекатов, наше надежное быстрое судно наглядно продемонстрировало нам мощь и скорость своих машин, подобно породистому рысаку, отлично знающему путь и чувствующему близость цели.



3 Прибытие в Хабаровск

Целью был Хабаровск, откуда мы планировали отправиться по железной дороге на юг – во Владивосток. В итоге наше плавание вниз по Амуру заняло двадцать восемь дней. От Сретенска, куда наш поезд прибыл более четырех недель назад, нас отделяло уже тысяча триста миль. Семь дней от этой поездки заняло ожидание пароходов в различных амурских портах, двенадцать дней отняли перекаты, сплавы леса и ожидание разрешений отправляться от неторопливых и некомпетентных управляющих пароходства. Только девять дней, в которые мы изначально и планировали уместить весь свой путь от Сретенска до Хабаровска, ушло непосредственно на плавание вниз по Амуру.



4 Городская набережная. (На заднем плане с трудом можно разглядеть и ныне венчающий Амурский утес памятник графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому, открытый в 1891 году, снесенный в 1925-м и восстановленный в 1992-м).

Таким образом, у нас совершенно не осталось времени на знакомство с Хабаровском. Наняв две коляски и еще две телеги для багажа, мы на безумной скорости промчались через активно строящийся широко раскинувшийся город к железнодорожному вокзалу. Путь туда занял целых две мили большей частью по грязным улицам.



5 Гостиница «Хабаровск». (Это здание углу улиц Муравьева-Амурского и Комсомольской – торговый дом Пьянковых – сохранилось до наших дней. Построили его всего за год до визита Бартона в Хабаровск. Левее можно видеть возведение торгового дома Плюсниных – его достроят только в 1902 году. Еще левее высится объем Успенского собора).



6 Николаевская арка. (Она была установлена на Алексеевской улице – ныне Шевченко – в мае 1891 года в честь визита в Хабаровск цесаревича Николая Александровича – будущего Николая II.)



7 Извозчик.



8 Военный оркестр. (На заднем плане виднеется первое, еще деревянное здание железнодорожного вокзала Хабаровска, серьезно поврежденное в апреле 1920 года и в 1926 году смененное каменным).



9 Каторжники (на платформе вокзала).



10 Генерал.

В честь нашего попутчика в генеральских эполетах утренний поезд на перроне провожал военный оркестр. Состав был переполнен, пассажиры третьего класса оказались вынуждены стоять в коридорах вагонов. Тем не менее энергичный носильщик нашел нам последние свободные полки. И куда бы вы думали, при этом был бесцеремонно заброшен мой багаж? В купе нашего старого знакомца – любезного польского джентльмена, с которым мы столь некрасиво расстались. Мы сделали лучшее, что вообще было возможно сделать в подобной ситуации – притворились, будто встретились впервые в жизни, и беседовали по-французски, как ни в чем не бывало. В самом деле, невозможно двум мужчинам провести вместе тридцать часов в купе с размерами семь на пять футов, пылая друг к другу злобой.



11 Вагон-ресторан.

Поляк удивил меня своим интересом к сделанным мною фотографиям его судна, умоляя меня выслать ему копии, уверяя, что их очень хотелось бы увидеть его супруге в Варшаве. И когда мы наконец прибыли во Владивосток, он пожал мне руку и выразил надежду, что прошлый инцидент исчерпан.



12 Уссурийская железная дорога.



13 Старая колесная дорога.



14 Процветающий край.



15 Восточная оконечность Маньчжурской магистрали (КВЖД) около Никольского (ныне Уссурийск).



16 Вновь прибывшие переселенцы.

Так был завершен последний этап пути по России – путешествие по Уссурийской железной дороге, названной в честь великой реки Уссури. За тридцать часов мы покрыли расстояние около пятисот миль. Эта железная дорога эксплуатируется с 1897 года, с тех пор как было завершено строительство первой ее очереди, вообще же работы по сооружению дороги начались во Владивостоке в 1891 году. Магистраль идет через плодородную прибрежную провинцию, несомненно, щедрую к русским колонистам. Ее деревни выглядят процветающими, а дороги здесь лучше, чем на западе России.
А впереди нас уже ждал таинственный Китай.

Лично меня удивило, как это американец при всей своей описанной в мемуарах спешке успел сделать в Хабаровске несколько интересных фотографий, но, насколько я могу судить, сделаны они были лично им и в указанный год. Также стоит обратить внимание на длительность и условия плавания по Амуру, а также без малого полуторасуточную поездку по железной дороге от Хабаровска до Владивостока (сейчас это лишь ночь в пути).
Что же касается описаний собственно города, то у меня где-то лежит скан альманаха Русского императорского географического общества начала 1860-х годов, в котором содержится, вероятно, самое первое описание военного поста Хабаровки, сделанное капитаном Гамовым практически на следующий год после основания нынешней дальневосточной столицы России. Когда-нибудь и до него руки дойдут.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: aleonkin
2011-10-21 05:56 am (UTC)
Вагон-ресторан шикарен :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 06:01 am (UTC)
Особенно в сравнении с самостоятельной готовкой на кожухе гребного колеса парохода. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ljtimes
2011-10-21 06:34 am (UTC)

Ваш пост опубликован в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes http://lj-recommended.livejournal.com/1943754.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dzeg
2011-10-21 08:55 am (UTC)
Да, по реке интересно плавать.., интересно сколько дней они с Забайкалья плыли...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 09:00 am (UTC)
Насколько я понял, водный путь использовали только от Сретенска до Хабаровска.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2011-10-21 09:13 am (UTC)
Дмитрий, в Транссиб_ру тоже просьба проанонсировать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 09:34 am (UTC)
Хорошо, Сергей, сейчас выложу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(Screened comment)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(Screened comment)
[User Picture]From: korniduba
2011-10-21 10:01 am (UTC)
позвольте выложить ваш пост на сайте Московского китайского клуба, со ссылкой и регалиями:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 10:09 am (UTC)
Только если если целиком: затравочный абзац с парой фотографий, а дальше уже ссылка сюда, в мой блог.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egor_13
2011-10-21 10:07 am (UTC)
как это американец при всей своей описанной в мемуарах спешке успел сделать в Хабаровске несколько интересных фотографий,

Фотографы - они такие :)


А про башмаки зря опустили :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 10:11 am (UTC)
Башмаки были завершением начатой гораздо раньше сюжетной линией с этим польским господином, к делу не относились и вообще выглядели тут странно. Я на самом деле упомянутый эпизод перевел полностью, но потом, поразмыслив, его все-таки удалил. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pandukalis
2011-10-21 10:25 am (UTC)
а извозчик никак Сережка Есенин был
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gorojanin27
2011-10-21 12:28 pm (UTC)

История запечатленная на фотографиях заставляет по-новому отнестись к нашей окружающей реальности.
Спасибо за материал.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 09:42 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
Однако, судя по количеству комментариев, эта тема интересна немногим...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mdkoltz
2011-10-21 05:18 pm (UTC)
А где и как можно прочитать эту книгу полностью? Не вышлешь мне мылом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-21 09:32 pm (UTC)
У меня у самого ее нет. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2011-10-22 03:26 pm (UTC)

За год до основания Хабаровска...

Perry McDonough Collins. "SIBERIAN JOUHNEY DOWN THE AMUR TO THE PACIFIC, 1856-1857"

http://books.google.com/books?id=DVppAAAAMAAJ&hl=ru&pg=PA262#v=onepage&q&f=false
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-23 06:12 am (UTC)

Re: За год до основания Хабаровска...

Спасибо! Очень любопытно полистать. Переводить для блога, конечно, не стану - и объем большой, и овчинка выделки не стоит, исходя из числа откликов на этот пост.
Кстати, удивило, что название Амура тогда писали на английском как 'Amoor'.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-10-23 06:05 am (UTC)
>>>...из неведомых мне архивов извлек...Holmes Burton, «Down the Amur, Peking, the Forbidden City»...

http://www.archive.org/details/downamurpekingfo00holmuoft
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-23 06:12 am (UTC)
Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grishaks
2011-10-23 07:46 am (UTC)
Некоторые фотографии кажется как будто сильно отретушированы, если не сказать - дорисованы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-10-23 09:30 am (UTC)
Мне кажется, тут только одна такая фотография...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zchtec
2011-10-26 01:03 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно, особенно ценно то, что это взгляд человека со стороны. Нужно все таки библиотеку свою пополнить книгами по истории родного города, стыдно сказать, плаваю в этом вопросе совершенно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-12-14 07:37 am (UTC)
У меня в этом смысле тоже библиотека не слишком богатая. Мало пишут и издают на эту тему.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pingback_bot
2012-01-31 01:46 am (UTC)

А не лучше ли вам чего-нибудь съесть?*

User natpopova referenced to your post from А не лучше ли вам чего-нибудь съесть?* saying: [...] бесподобной крышей, чтоб добить. Прекрасное здание. Посмотрите. Фото от июля 1901-го года (источник [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ussuri_1
2014-02-09 10:18 pm (UTC)
А не подскажете на вокзале Хабаровска был виадук или нет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-02-10 10:24 am (UTC)
Был. Я его даже на фотографиях показывал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand