?

Log in

No account? Create an account
18 ноября 2011, или беспроводные троллейбусы в Хабаровске - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

18 ноября 2011, или беспроводные троллейбусы в Хабаровске [Nov. 18th, 2011|10:25 am]
dkphoto
[Tags|, ]

1 В пятницу 18 ноября в Хабаровске вполне официально вышли на линию беспроводные троллейбусы. Церемония пуска состоялась на Комсомольской площади в 10 часов утра, и ваш покорный слуга счел не вправе ее пропустить, несмотря на висящие на нем последние приготовления к проведению семинара, который состоялся буквально парой часов позднее. Бодрой рысцой с камерой наперевес я дотопал от «Интуриста» до площади, к счастью, не опоздав к отправлению.



2 Беспроводность троллейбуса не стоит понимать в том смысле, что некие инновационные технологии позволили ему обойтись без пантографа и контактной сети. На самом деле как раз какие-то сложности с токоприемником и задержали его старт, что позволило мне сделать этот маленький репортаж.



3 Новщество, позволяющее назвать троллейбус беспроводным, заключается в работающей внутри салона беспроводной сети передачи данных с выходом в Интернет. Проще говоря, развернут хот-спот, посредством которого всякий владелец мобильного устройство с адаптером Wi-Fi (будь то ноутбук, планшет или смартфон) может бесплатно и беспрепятственно выйти в Глобальную сеть.



4 Пока беспроводные сети развернуты только в двух машинах, причем из числа новых – полученных только в сентябре низкопольных моделях. Троллейбус, задействованный для официальной церемонии, ходит по маршруту №1 – от Комсомольской площади до главного аэропорта.



5 В дверях стоят известный в хабаровской блогосфере Андрей Свинчуков svinchukov – главный инициатор и вдохновитель появления в Хабаровске (да и в других уголках региона) новых хот-спотов (существует даже такая краевая программа – «Территория Wi-Fi») – и Роман Дяблов – коммерческий директор филиала сотового оператора МТС в Хабаровском крае, ЕАО и Чукотском АО. Именно эта компания бесплатно предоставила роутеры для двух троллейбусов и обеспечивает интернет-канал.



6 А здесь можно видеть руководителя Хабаровского трамвайно-троллейбусного управления Николая Илюшенко. Помню-помню, что я обещал написать в блог материал из первых рук о перспективах и проблемах электрического общественного транспорта. Обязательно встречусь с Николаем Николаевичем, как вернусь из Москвы.



7 Пассажиры тестируют сеть под оком телекамеры.
Увидеть самого виновника торжества – беспроводной роутер – не получится, он установлен скрыто, в первую очередь чтобы не бередить лишний раз фантазию вандалов. Адаптер внутренней сети имеет стандарт IEEE 802.11n и теоретически обеспечивает одновременное подключение ста пользователей. На практике для комфортной работы в Интернете их должно быть не более тридцати. Даже это число, на мой взгляд, вполне достаточно для салона троллейбуса. Внешний канал, разумеется, уже сотовый – обычное 3G. Реальная его пропускная способность, как я понимаю, в первую очередь зависит от условий приема, то есть от места нахождения троллейбуса.



8 Сам я сеть не испытывал – не было времени. За меня это сделал один из смотрителей нашего городского сообщества gorod_ha Иван kentavr_vs. Надеюсь, он напишет тут о своих ощущениях от троллейбусного Wi-Fi. :)
Кстати, принять участие в первой поездке беспроводного троллейбуса мог каждый желающий. Как мне впоследствии рассказывали, подсаживавшиеся на остановках обычные пассажиры, знать не знавшие о Wi-Fi, удивлялись присутствию в салоне телевидения и обилию людей с ноутбуками.
Данная инициатива не является ограниченной по времени и, судя по всему, в скором времени число машин с бесплатной беспроводной сетью на маршрутах города возрастет.
А вообще мне вспоминается не такой уж и далекий 2003 год, когда я осматривал в Сан-Хосе первый в мире «беспроводной» автобус – даже не рейсовый, а экспериментальный, оборудованный специально к Форуму Intel для разработчиков (IDF). Мог ли я тогда представить, что спустя всего восемь лет беспроводной Интернет станет доступен пассажирам общественного транспорта в моем далеком родном Хабаровске?
Дальневосточная столица, конечно, не стала первой подобной ласточкой в России (хотя, для примера, первая в стране библиотека с бесплатной беспроводной сетью появилась именно у нас). Скажем, не так давно Wi-Fi-автобусы вышли на улицы Владивостока (не знаю, правда, что с ними сейчас). Однако тенденция активного наступления свободного Интернета не может не радовать. Ей-богу, пора уже приобретать планшет. :)



9 Уже возвращаясь к подготовке к семинару, я увидел на заснеженной площади другой троллейбус, с рекламой мобильного Интернета от «Билайна», но уже явно без хот-спота в салоне. Хочется верить, что и другие операторы сотовой связи поддержат «беспроводную» инициативу, как это сделала МТС.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vedmed1969
2011-11-20 02:02 am (UTC)
у нас ведь тоже такие ездят, и давно. Надо попробовать, что ли...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:05 am (UTC)
В Москве Собянин тоже на каких-то маршрутах вроде бы внедряет, как мне вчера рассказали. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anna_sidorova
2011-11-20 02:05 am (UTC)
классный пост, Дим! Я, кстати, именно из-за увеличения количества точек Wi-Fi по городу (не в троллейбусах, конечно, но всё ж ;) планирую сейчас менять свой сотовый на более продвинутую модель и задумываюсь о планшете :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:10 am (UTC)
Спасибо, Аня! :)
По поводу телефона я пока лишь в начальных в раздумьях, а вот необходимость в планшете ощущаю все сильнее. За последнее время появилась нужда в более высокой степени мобильности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tamandr
2011-11-20 02:16 am (UTC)
У кого то уже зима в разгаре.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:19 am (UTC)
На Дальнем Востоке - да. Но я сейчас вкушаю прелести столичной грязной слякоти. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: camvorobiev
2011-11-20 02:16 am (UTC)
прекрасно. просто удивительно, что это есть и работает. но. я думаю, что не будет ни мегафоновских ни билайновских беспроводных троллейбусов, автобусов или трамваев. почему выбрали именно МТС? очень важно, что по городу ездит супер инновационная реклама аля -"ви-фи от МТС", оператора, который на протяжении всего моего опыта пользования яйценосной сим-карты не устраивал меня не по одному из критериев. реклама некачества. сравниваю с агитационными маршрутками КПРФ, почему-то. но это всё мои впечатления, как абонента МТС-а, как конечного пользователя троллейбусом - меня лично халява только радует. вывод - если МТС разорился на парочку роутеров, это далеко не значит что они все такие миленькие и пушистенькие:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:26 am (UTC)
Качество сотовой связи и сервисов от МТС комментировать не возьмусь - у меня их симка была только в Москве и то сто лет назад. :)
Что касается участия других операторов, то лишь время покажет. Я бы на месте руководителей их отделов маркетинга подключился, тем более цена вопроса смешная (скажем, сам роутер стоит порядка 3 тыс. рублей, а себестоимость канала тоже невелика).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pm_po
2011-11-20 02:47 am (UTC)
Я одного понять не могу - зачем это? Чтобы люди проезжали свою остановку и платили ещё раз за возвращение назад? Или чтобы троллейбусы были постоянно полны школьников и студентов выкачивающих порнуху за 15 рублей? Иного смысла я не вижу, разубедите меня.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:55 am (UTC)
Сильно сомневаюсь, что в троллейбусы будут забиаться зеленые юнцы, ради скачиваемой с торрентов порнографии (и прочих фильмов). Это можно сделать совершенно бесплатно в большом количестве мест города, включая площадь Ленина. А вот возможность оперативно проверить почту, ответить на твиты и т.д., ИМХО, полезна. Предполагать прямой коммерческий интерес ХТТУ по какой-то сложной психологической, полагаю, тоже безосновательно.
Главный смысл появления беспроводных троллейбусов я вижу в поступательном развитии городской ИТ-инфраструктуры. Затраты спонсоров сравнительно невелики (хотя, скажем, для нашей компании строительство хотс-спотов на набережной и на площади Ленина вылетело в копеечку), а для людей это большое удобство. И ничего уникального в этом, строго говоря нет. Точно таким же путем идут и другие города России, и другие страны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dzeg
2011-11-20 02:52 am (UTC)
Ерунда это все, Wi-Fi в городском транспорте уже перебор, большинству пассажиров он не нужен на краткое время поездки, ну если уж так приспичило выйти в интернет есть 3G, никакой разницы Wi-Fi или 3G, все равно роутер подключен к сотовому оператору..., так что по моему мнению это просто понты и бессмысленная трата средств... Да и практически, иногда телефон нельзя достать, прижат со всех сторон уж не говоря о ноутбуке...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:57 am (UTC)
Я на общественном транспорте езжу крайне редко, однако сужу по чужому опыту (в т.ч. зарубежному), а отзывы в подавлюящем большинстве положительные. К тому же потребителю все это не стоит ни копейки. Для спонсоров же какая-никакая, а реклама. Так что этот тот самый случай, когда выигрывают абсолютно все.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pm_po
2011-11-20 03:09 am (UTC)
Ждём "хвосты" машин, плетущихся за троллейбусами )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 03:12 am (UTC)
Этот сценарий также представляется мне маловероятным. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 4915200
2011-11-20 03:27 am (UTC)
во Владике? вифи в автобусах? вот те новость!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 03:35 am (UTC)
Мне даже фотографии показывали когда-то. :) Но сейчас, насколько я знаю, дело заглохло и оборудование сняли. Рад был бы ошибаться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aleonkin
2011-11-20 03:44 am (UTC)
отлично! В репортаже про WiFi от МТС две фотки Билайна :)))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 03:47 am (UTC)
Ну так, Саш, платные посты я не пишу, так что, слава богу, фотографирую и пишу, что хочу и как хочу. :) А тут в одном случае просто ракурс был удачный, а во втором хотелось призвать и других операторов способствовать свободной беспроводности. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2011-11-20 04:08 am (UTC)
Надеюсь, он напишет тут о своих ощущениях от троллейбусного Wi-Fi. :)

А почему бы и нет? На полноценный пост у меня не тянет, а вот на комментарий — запросто.
В общем, по факту расчет на 10+ пользователей. Пока стояли на остановке — скорость была почти два мегабита, для троллейбуса это весьма круто. Правда, никаких заявленных 7,2 я не наблюдал и близко. Надеюсь, дело времени.
Вообще, лог тестирования скорости выглядит вот так:

В один из фейлов могу записать конский SSID. Там было что-то типа router_mts_blah_blah. Ну да ты и сам видел.

Во время езды интернет отвалился дважды: на площади и на развязке на Большой/Проспекте. Первое было у меня, так что не могу сказать, у всех ли отвалился, но второе было у Андрея Сергеича прямо во время интервью, так что :)

По поводу удобства использования: с ноутбуком действительно особо не посидишь, ибо старушкам всё же уступать надо, но вот с ультрабуком, планшетом или мобилкой — уже попроще.
Полезность в зимний период — ВЫСОКА. Ибо так проще использовать Яндекс.Карты по методу товарища zchtec. Правда, как выяснилось, в данном троллейбусе действует что-то типа климат-контроля, так что, надеюсь, стёкла особо дико заиндевать не будут.

Общие впечатления — сугубо положительные, дарёному коню в зубы не смотрят.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 04:16 am (UTC)
Мерси за отчет!
С последним я особенно согласен. :) А вообще в интересах самой МТС делать все, чтобы Интернет в "ее" троллейбусах был качественный и быстрый.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: direqtor
2011-11-20 04:46 am (UTC)
Во Владе специально эти автобусы не разыскивал, случайно пока не попадались. Гоняю по городу с модемом МТС.
Главная проблема с ним - смена айпишника при переподключении. В некоторых местах это вышибает авторизацию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:07 am (UTC)
А я ретроград - уже давно без мобильного Инета живу. До этого был Skylink, который я вообще использовал как основной канал даже дома.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dvsib
2011-11-20 04:56 am (UTC)
Мдяя. Я то подумал, что беспроводные троллейбусы, это троллейбусы, с аккумуляторными батареями для удаленных маршрутов, куда не проложена контактная сеть. Вот в Новосибе таких несколько маршрутов, сначала они идут под контактной сетью,попутно заряжаясь, затем едут автономно на аккумуляторах.
Интернет в городском транспорте? Нужен ли он?! Если есть вполне себе адекватные тарифы того же мтс для мобильного интернета

P.S. В моем городе точки доступа есть уже в маршрутках, но я не замечал, что юзеры очень активно пользуются им, пользуясь именно мобильным инетом
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:09 am (UTC)
Отзывы (не только хабаровчан) показывают, что беспроводные сети в городском общественном транспорте все-таки востребован, хоть и далеко на каждым первым пассажиром. :)
Кстати, у меня мобильного Инета нет. Правда, я и в троллейбусах езжу пару раз в год, не чаще. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2011-11-20 05:51 am (UTC)
Я большой пользы не вижу, но если бесплатно - пусть будет:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:51 pm (UTC)
:) Пусть будет!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 63_63
2011-11-20 08:55 am (UTC)
В Самаре несколько месяцев был интернет в некоторых автобусах в виде эксперимента, но потом убрали - якобы не пользуется успехом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:51 pm (UTC)
Любопытно было бы посмотреть на статистику использования сети. Впрочем, кто ее покажет? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: angry_fox_sue
2011-11-20 09:33 am (UTC)
М-да. Чего только не сделает чиновник, чтобы получить что-то от спонсорам. И всем хорошо: чиновнику деньги, спонсору реклама.
А меж тем, полагаю, что реальные проблемы общественного транспорта как были, так и остаются.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:44 pm (UTC)
Какие деньги чиновнику от спонсора? О чем вы? :)
Да и проблемы общественного транспорта тут не совсем в контексте (хоть они никуда и не делись) - на организацию хот-спота не тратится ни рубля бюджетных денег или средств ХТТУ.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: denmes
2011-11-20 10:17 am (UTC)
Странная идея, по-моему вайфай в гортранспорте, с его маршрутами в зоне покрытия мобильных сетей, небольшим временем езды и толпами входящего-выходящего народу - очень сомнительно полезен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:46 pm (UTC)
Время, конечно, покажет, но среди тех, кто едет больше пары-тройки остановок с планшетом или телефоном с поддержкой Wi-Fi, эта возможность может оказаться востребованной. ИМХО, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasisualij
2011-11-20 11:17 am (UTC)
Беспроводной тролик следовало обмыть безалкогольным пивом и по возможности безалкогольной водкой!
Кстати, у меня на хате оказывается принимает халявный wi-fi по программе Лайсвес аллея - зона интернета. А я-то ввёл оптоволокно за живые бабки...
Вообще от души поздравляю хабаровчан. Недовольные - это просто слепые кутята, не видящие за деревьями леса...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:50 pm (UTC)
Я думаю, все же оптоволокно надежнее. ;)
А что до недовольства, то я, честно говоря, сильно удивлен. Ведь это как раз тот самый случай, когда выигрывают (или в крайнем случае совершенно ничего не проигрывают) все.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chiffa_alinka
2011-11-20 12:29 pm (UTC)
Пока из того что более близко мне территориально установленные вай-фай - в Иваново (откуда я родом) в троллейбусах, в новостях чуть ли не год назад говорили, и в автобусах 400 маршрута, от Москвы до Зеленограда (там иногда езжу). Но у меня "тупофон", и прочих устройств нет = )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 05:47 pm (UTC)
Мне вчера как раз про зеленоградский маршрут и рассказывали. :)

P.S. У меня тоже "тупофон" - Nokia 6300. Менять этот аппарат главным образом хочу лишь из-за растерявшего емкость аккумулятора. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: feelek
2011-11-20 01:57 pm (UTC)
Wi-Fi не нужен. Сейчас 3g стоит копейки, плати 150р и вот тебе безлимитка по всему городу, не надо никаких точек бегать искать
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-20 02:53 pm (UTC)
Думаю, не все так считают. :) Во-первых, роутер все равно быстрее из-за иных ограничений на пропускную способность канала, вторых, нет дауншифтинга. Так что если есть возможность подключиться к Wi-Fi, для кого-то это будет удобнее. Пример с гостями города, не имующемуи местной SIM-карты, уже приводили.

P.S. У меня, скажем, мобильного Интернета нет. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tvguide_khv
2011-11-20 07:27 pm (UTC)
Думаю что если это и актуально то на вот этом центровой единице в качестве приветствия всем тем кто прилетел к нам. Внутри города... Все кто имеют современный телефон так или иначе покупают некие пакеты трафика у сотовиков. Не думаю что им имеет смысл переключаться на вайфай даже просто из-за того что энергии на него уйдет больше.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-23 02:12 am (UTC)
Посмотрим на статистику. :) Надеюсь, МТС ее предоставит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: makan
2011-11-21 01:13 am (UTC)
зря смеетесь, кстати, про "беспроводные" троллейбусы. видел такие в Пекине. рассекают с опущенными рогами
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-23 02:07 am (UTC)
А кто смеется? :) Подобные троллейбусы и в Европе имеются: их ставят на те маршруты, где по тем или иным причинам не везде удается построить контактную сеть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_dedushkin
2011-11-21 06:17 am (UTC)
У вас там зима уже настоящая:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-23 02:08 am (UTC)
Еще далеко до -40, но уже в принципе зима, да. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mongwu
2011-11-23 01:52 am (UTC)
Мда... я даже не знаю, есть ли в Сан-Франциско и окрестностях такие троллейбусы или автобусы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2011-11-23 02:08 am (UTC)
Первый такой автобус я увидел совсем недалеко от Сан-Хосе. ;) Правда, то было демо.
(Reply) (Parent) (Thread)