?

Log in

No account? Create an account
Закладка нового на Амуре пассажирского судна на воздушной подушке - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Закладка нового на Амуре пассажирского судна на воздушной подушке [Oct. 20th, 2012|07:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

1 Я дважды в день проезжаю мимо Хабаровского судостроительного завода (ХССЗ), но на его территории бывать доводилось очень давно и то лишь на арендованной частной типографией территории. В прошлую же субботу ехал на завод вполне целенаправленно – меня пригласили на церемонию закладки нового пассажирского судна. И для предприятия, и для Хабаровского края это весьма важное, а в некотором смысле и рекордное событие: как-никак речь идет о первом на Амуре пассажирском судне на воздушной подушке и первом корабле подобного типа для ХССЗ.
Кстати, несмотря на вечер выходного дня, я еле-еле нашел «окно», чтобы проехать нерегулируемый перекресток улиц Суворова и Павла Морозова в прямом направлении по первой – к площадке перед заводоуправлением. Пешеходы, пересекающие это место по виадуку, явно находятся в куда более выгодном положении.



2 Территория завода живо вызывает в памяти индустриальные картины советской эпохи, правда, с весомой с поправкой на пережитые предприятием трудные годы. Собственно, в этом году ХССЗ чуть было не признали банкротом, но в итоге удалось договориться с кредиторами и «размазать» не такой уж астрономический долг (немногим больше 20 миллионов, если не путаю) на девять месяцев. Думаю, в значительной степени тут помог гарантированный заказ от края.
Стенд на входе, названный почему-то экраном социального развития, рассказывает главным образом об истории завода и его продукции. Датой основания ХССЗ является 29 июня 1953 года, когда была спущена на воду первая нефтеналивная баржа проекта 434 и предприятие получило название «Завод № п/я 151». Собственно, имя завода неоднократно менялось, судостроительным он стал называться только в 1966 году. В основном предприятие выполняло военные заказы: всего здесь построили около 360 судов, более 200 из них составляют военные. Продукция хабаровских кораблестроителей поставлялась и на экспорт, в частности в Индию, Сирию, на Кубу и в Южную Корею.



3 Оставшейся с советских времен атрибутики на территории очень много, в этом смысле завод похож на музей наглядной агитации. Жаль, времени на съемку решительно не было, да и не одобряется на заводе фотосъемка, несмотря на то, что все журналисты (плюс единственный блогер – ваш покорный слуга) были специально приглашены. На деле, к счастью, дальше предупреждения на входе дело не зашло, поэтому «секретную» «Мурену», стоящую в цеху, сегодня даже по телевидению показали.



4 Эмблема над входом в огромное здание цеха, где сейчас осуществляется сборка судов.



5 В цеху было ощутимо зябко, и это в октябре. Не знаю, как было поставлено дело в советское время, но сейчас заводу отопление такого гигантского объема явно не по карману. Впрочем, и загрузка предприятия давно уже не требует использования всех стапелей. Насколько я слышал, рабочие в холодное время пользуются тепловыми пушками, а то и вовсе обходятся утепленной спецодежой.
Тем не менее даже при минимуме фантазии можно попытаться представить себе шум и суету огромного цеха в ту пору, когда завод работал на полную мощность и спускал на воду по десятку и более судов в год.



6 Гордость завода – десантный катер на воздушной подушке «Мурена» проекта 12061 (точнее, два катера в ряд). Судно в общем-то уникальное – оно предназначено для доставки и высадки на берег боевой техники и десанта в любое время года. Может принять на борт или один танк, или два бронетранспортера (либо БМП), или 130 десантников. При этом «Мурена» еще и сравнительно неплохо вооружена и в состоянии подавлять слабо защищенные огневые точки противника. Самое главное качество катера – способность передвигаться с высокой скоростью (до 102 км/ч!) не только по воде, но также по земле, по льду и снегу.
«Мурены», в частности, поставлялись в Южную Корею, но в целом при всех своих достоинствах оказались коммерчески не слишком удачным проектом.



7 Какая-та баржа. Судя по внешнему виду, или уже достроенная, или в высокой степени готовности.



8 Еще одна, думаю, однотипная предыдущей. Кроме того, издалека видел в цеху небольшой катер, но опознать его не сумел. Вид у катера, насколько я мог судить в сумеречном освещении, полузаброшенный.



9 Главная виновница торжества – закладная секция пассажирского судна на воздушной подушке СВП-50. Церемония закладки была приурочена к 74-й годовщине со дня образования Хабаровского края.



10 Заводской диджей, отвечавший за звуковое сопровождение церемонии. До приезда высоких лиц он крутил разные песни. Не знаю, как другие, а я с превеликим удовольствием послушал Цоя.



11 Торжественный комплект, приготовленный для привинчивания специальной таблички (в центре) к закладной секции.



12 Еще один комплект – для освящения будущего судна. В бутылке из-под минералки «Корфовская», видимо, плещется святая вода.



13 Принимая во внимание дату, церемония собрала немало высоких персон: в первую очередь, конечно, присутствовал губернатор края Вячеслав Шпорт. Его сопровождали мэр Хабаровска Александр Соколов (слева), председатель комитета по обороне и безопасности Совета федерации Виктор Озеров, представитель заказчика судна – краевого предприятия «Хабводтранс», а также представитель Морского регистра. У микрофона стоит директор ХССЗ Геннадий Кошкарев.



14 Вячеслав Иванович отметил, что судно строится в рамках программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края». СВП-50 будет работать главным образом в труднодоступных отделенных районах, связь с которыми затруднена большую часть года. В частности, это населенные пункты, стоящие вдоль мелководных рек, по которым невозможно организовать сообщение посредством обычных судов. Насколько я понимаю, в частности предполагается работа новинки на реке Хор. Таким образом, судно СВП-50 призвано заполнить до сих пор свободную «экологическую» нишу. Кстати, до конца года состоится закладка второго подобного катера на воздушной подушке, только в грузо-пассажирской модификации – СВП-30.
Одновременно строится судно другого типа – скоростное 100-местное А-45-2, которое должно заменить устаревшие «Метеоры», на которых сейчас осуществляется все дальнее пассажирское сообщение на Амуре (они связывают Хабаровск, Комсомольск, Николаевск и множество прибрежных сел). Пока заказано только одно такое судно, но заказ со стороны края планируется увеличить.
Вместе с тем губернатор отметил, что имеются основания рассчитывать на заказы со стороны соседних регионов федерального округа. Так или иначе, а суда новых типов предполагается производить серийно. Сам по себе Хабаровский край запланировал постройку до 2020 года десяти единиц трех упомянутых моделей. И хотя завод имеет богатый опыт постройки военных судов, сейчас для него главную скрипку должны играть гражданские заказы.
Впрочем, уже в следующем году ХССЗ ожидают и новые военные контракты, но тут, конечно, никакие детали не озвучивали.
Интересно, как завод после многих лет выживания справится с большим объемом заказов.



15 Закладную секцию поднимают мостовым краном, чтобы перенести на стапель.
Стоит немного рассказать о характеристиках СВП-50. Это амфибийное судно на воздушной подушке водоизмещением 10–15,6 тонны (соответственно порожнее или с полной загрузкой) способно преодолевать не только мелководье, речные пороги, ледяные торосы и болота, но также участки суши с пологим рельефом (с уклоном до 17 градусов). При длине в 19,6 метра, ширине 7,3 метра и высоте 4,05 метра, судно может перевозить или 50 пассажиров, или 25 пассажиров и 2 тонны груза. Экипаж составляют два человека. Скорость на воде достигает 60 км/ч, на льду – 90 км/ч. Дальность хода – 400 км. Катер может перескакивать через препятствия высотой до 40 см и выдерживать 80-см крутую речную волну. В качестве силовых установок будут использоваться два немецких 350-сильных двигателя.
Любопытно, что это двенадцатое по счету в послужном списке ХССЗ судно на воздушной подушке, но первое подобное гражданского назначения.



16 Установка на стапели.



17 Привинчивание символической таблички.



18 А вот, собственно, и она сама уже в установленном виде. Кроме картинки и указания типа будущего судна, она несет информацию о дате закладки и заводе-строителе. Любопытно, как табличка будет выглядеть после спуска катера на воду. На амурские просторы СВП-50 должно выйти уже в июне следующего года. Впрочем, в 2013 году планируется сдать все три уже заказанных краем новых судна.



19 Потом состоялось освящение. Пели, кстати, неплохо, но транслированный мной в «Твиттер» перл главного священнослужителя, мол, богородица так позаботится о строительстве судна, что никакой контроль качества не потребуется, встретил широкий отклик интернет-общественности. В частности, тут же родился мем «Богородица, со строительством помоги!». Ей-богу, ощутил себя на съемках исторического фильма, а не в XXI веке.



20 Затем последовало подписание акта закладки представителями Морского регистра и корабелами.



21 Рабочие завода, некоторые с членами семей. Молодежи на ХССЗ мало, возраст подавляющего большинства рабочих хорошо за тридцать. Насколько я понимаю, вопрос кадрового обеспечения беспокоит и Вячеслава Шпорта. Директор ХССЗ, правда, заверил, что будет объем работ – появятся и новые кадры. На вопрос о средней зарплате на заводе он сказал, что она составляет около тридцати тысяч рублей. Правда, потолкавшись в толпе, я услышал, что собственно работяги получают на руки не более двадцати тысяч. Думаю, в таких условиях привлечение новых кадров может стать для предприятия весьма нетривиальной проблемой.



22 Церемония закончилась, «диджей» грузит свое оборудование в кузов электромобиля.



23 Картина с изображением части территории завода. Цех, где состоялась закладка, здесь показан вверху по центру. Совещание, посвященное краевому заказу и перспективам отрасли в Хабаровском крае, состоялась в здании заводоуправления – оно тут крайнее справа. Слева же виднеется уже Амурская протока.



24 Пока участники совещания рассаживались в конференц-зале, я немного пощелкал затвором у макетов судов, выпускавшихся и выпускаемых на ХССЗ.
Это, к примеру, производимый с 1995 года быстроходный (до 50 узлов) морской катер на воздушной каверне проекта 14232 «Меркурий». Такие катера входят в состав таможенного Дальневосточного флота.



25 Вот тут какая-то путаница с табличкой. Дело в том, что модель изображает не противолодочный корабль проекта 1241 ПЭ «Молния», а ракетный катер проекта 12411 «Молния-1».



26 Макет показанной выше «в металле» «Мурены» (только в экспортной модификации).



27 Азимутальный (то есть с гребным винтом в поворотной колонке) буксир ледового класса проекта 2310, спроектированного в сотрудничестве с голландцами.



28 Строительство трех новых судов осуществляется на условиях финансового лизинга, средства предоставляет ЗАО «Гознак-лизинг». Общая стоимость заключенного контракта превышает 200 миллионов рублей. Проектная стоимость СВП-50 составляет 40 миллионов, хотя в процессе строительства, как нередко случается, она может вырасти.



29 Проект уже строящегося судна на воздушной каверне А-45-2 был разработан конструкторами бюро «Агат», своих полноценных проектных мощностей у ХССЗ нет.



30 Хочется верить, что намеченные планы будут реализованы. Парк амурских пассажирских судов сейчас изношен, трудящиеся на речных линиях «Метеоры» были выпущены еще в 1960–1980-х годах и остро нуждаются в замене. Жаль, что оказались утрачены пассажирские многопалубные теплоходы, и замена им в обозримом будущем не предвидится. Тем самым упущен шанс развить туризм в контексте круизов по Амуру (они вполне могли быть востребованы, в первую очередь иностранцами). Однако появление новых судов на воздушной подушке по крайней мере удовлетворит потребность в обеспечении связи с труднодоступными населенными пунктами края, куда, чуть перефразировав известную песню, и вертолетом не всегда можно долететь.

LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 12:48 am (UTC)
Каски были, надевать их никто, кроме занятых на подъеме секции рабочих, не стал. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tambovwolf
2012-10-22 07:41 am (UTC)
Интересный материал, спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 12:48 am (UTC)
И вам спасибо за отзыв!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jakonezumi
2012-10-22 07:59 am (UTC)
опять началось, бля... "приуроченный к ..."
тьфу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 12:51 am (UTC)
Что значит "началось"? Я написал именно так, как это было. Не каждый день, к сожалению, в Хабаровске новые суда закладывают. Кстати, корабль проекта А-45-2 был заложен чуть раньше, но об этом информации в СМИ оказалось предельно мало. А годовщина образования края подогрела интерес журналистов к этой теме. Так что с точки зрения пиара все было сделано вполне грамотно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2012-10-22 09:04 am (UTC)
Дим, а почему ты пишешь "Ракетно-артиллерийский катер проекта 1241 ПЭ «Молния»" на #25, если на табличке написано "Малый противолодочный корабль проекта «Молния» 1241 ПЭ"?

По факту, на стенде стоит большой ракетный катер проекта 12411 «Молния-1». А табличка там вообще непонятно откуда (ХССЗ никогда 1241ПЭ не строил) затесалась по ошибке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 12:58 am (UTC)
Внешне это корабли очень похожи, судя по тому, что я на скорую руку нагуглил в Сети. А на сайте korabel.ru в качестве производителя 1241 ПЭ указан именно ХССЗ.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2012-10-22 09:10 am (UTC)
1. Дизеля немецкие. Т.е. "Дальдизель" уже не в состоянии покрыть эту часть заказа? Он хоть работает сейчас?

2. Жаль, что оказались утрачены пассажирские многопалубные теплоходы
В смысле, их вообще сейчас нет на Амуре??? Ни одного?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2012-10-22 09:32 am (UTC)
Кроме двух все разделаны на металл. Два крайних были на консервации в Комсомольске,но вроде тоже должны были пустить на разделку.
От Дальдизеля осталось только название,хотя ради справедливости,на наши корабли давно ставят западные двигатели.Те же Терьеры выпускаются с двумя видами двигателей - нашими и немецкими.Немецкие позволяют 'rgkefnfwb. как в пресной так и в морской воде.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 01:13 am (UTC)
Пока именно так - упадок, запустение и попы. Но я надеюсь, что ситуация на ХССЗ все же изменится.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: sashasdk36
2012-10-22 01:27 pm (UTC)
Ещё раз 10 повтори ...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2012-10-22 10:00 am (UTC)
Да извинит меня автор - немного придеразмов.
26 Макет показанной выше «в металле» «Мурены».Макет Мурены другого проекта - экспортного.Главное отличие отсутствие установок автоматических гранатометов,в носовой части корпуса.
29 Проект нового судна на воздушной подушке был разработан конструкторами бюро «Агат», своих полноценных проектных мощностей у ХСЗ. - фото не судно на воздушной подушке,а на воздушной каверне.Его заложили еще летом.На этот проект завод и край возлагают большие надежды,как раз для замены метеоров.
А вот закладывали как раз СВП.Там на табличке видно картинку.

но в целом при всех своих достоинствах оказались коммерчески не слишком удачным проектом (главным образом, насколько я понимаю, из-за устаревшего по нынешним меркам бортового оборудования). Так и не удалось найти покупателя на последний в выпущенной серии катер.
На заводе стоят две Мурены советского выпуска.Они остались после разгрома Дивизии речных кораблей. Остальные катера порезали на цветмет. Одна Мурена используется для подготовки экипажей покупателей и презентаций. На ней готовили экипажи для Ю.Кореи. Вторая Мурена используется как донор запчастей. Корейцы кстати весьма довольны своими Муренами.Катера патрулируют пограничную зону .Продажа в Китай не состоялась из-за желания соседей получить доступ к технологиям по цене металлолома...Причин в отсутствии заказов много,но все они не касаются качества проекта а затрагивают способность наших властей торговать военной техникой.Радио и навигационное оборудование на экспортной технике стоит импортное-какое выберет заказчик.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drtr0jan
2012-10-22 03:18 pm (UTC)
Забавно, не знал про то, что в экспортной версии нет гранатомётов. Помню, когда с этим макетом возились (наша компания что-то с ним делала), я считал на нём "косяки". А оно вон как обернулось.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: svinchukov
2012-10-22 10:16 am (UTC)
Спасибо за подробный рассказ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 01:13 am (UTC)
И тебе спасибо, Андрей! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2012-10-22 11:30 am (UTC)
Жалко что автор не анонсировал съемку,репортаж получился интересный,но можно было бы заранее вопросы по планам завода скинуть.И попросить сфотографировать кое-что из продукции.Тот же корабль на воздушной каверне... Например на крайнем фото пограничник рассмативает проспект с КВП "Чилим".В нете проходила информация о планах поставки катеров этого проекта в морчасти погранвойск...Может у нас планируют строить?Или только реклама(?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 12:46 am (UTC)
Автор все анонсировал: и в "Живом журнале", и в "Твиттере". :)
Что же касается фотосъемки, то вольное плавание на территории завода все-таки невозможно. :) Зато вопросы руководству задать, конечно, было реально. Только вот про военный заказ все равно ничего толком не ответили бы - эту тему старались обруливать. Но что-то со следующего года, насколько я понял, для военных строить собираются.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yurik_ryba
2012-10-22 12:51 pm (UTC)
Хороший репортаж, спасибо. Диджей очень порадовал :)

Edited at 2012-10-22 12:52 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 01:06 am (UTC)
Диджей суров. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anni_sanni
2012-10-22 02:45 pm (UTC)
Мне, как блондинке, больше всего понравились моделки судов...
А как комсомольчанке, стало жаль, что не в Комсомольске на АСЗ стоить начали новое...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 01:06 am (UTC)
Аня, не зря на церемонии присутствовал Соколов. :)
Не знаю точно, как сейчас идут дела у комсомольского АСЗ, но банеры о наборе рабочих по городу Юности висят, сам видел. Правда, сами баннеры смешные. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: romanklimenko
2012-10-22 03:11 pm (UTC)
спасибо за репортаж.
но всё как-то уныло, вроде, когда у завода новый долгоиграющий проэкт/заказ, все должны радоваться, на неколько лет вперёд завод будет процветать. А тут... Экран социального развития, сотрудники, которых явно позвали поучавствовать, вид цехов... Да, и попы тут как тут!!! Почитал коментарии и стало ещё грустнее
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 01:04 am (UTC)
Я так понимаю, маховик только начал движение, буквально недавно удалось договориться с кредиторами и избежать банкротства.
А вообще микс из советской символики и священнослужителей выглядит полным разрывом шаблона. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: mike_gh
2012-10-22 04:52 pm (UTC)
Интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2012-10-23 01:02 am (UTC)
Благодарю!
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>