?

Log in

No account? Create an account
Памятник партизанам в овраге Смерти - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Памятник партизанам в овраге Смерти [Mar. 3rd, 2013|08:02 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

1 Словосочетание «Памятник партизанам» в первую очередь вызывает у хабаровчанина образ одноименной автобусной и троллейбусной остановки, а также прилегающий к ней район города у пересечения улиц Карла Маркса, Краснодарской и Албанской. Наверное, лишь в третью очередь он подумает собственно о памятнике, давшем официальное имя остановке общественного транспорта и неофициальное – окружающим ее кварталам. Между тем еще полвека назад тот уголок города был более известен как овраг Смерти.




2 С сентября 1918 года по февраль 1920-го войсками атамана И.П. Калмыкова здесь проводились расстрелы и захоронения оппонентов по Гражданской войне – главным образом хабаровчан, вовлеченных в подпольную борьбу или ранее работавших в недолго просуществовавших советских учреждениях, а также заподозренных в этом. Личность самого генерал-майора Ивана Петровича Калмыкова была столь одиозной, что от него нередко старались дистанцироваться как соратники по Белому движению, так и иностранные союзники, за исключением японцев. Так, с американскими экспедиционными силами под командованием генерала Уильяма Грейвса атаман Калмыков находился в постоянной конфронтации, а правительство Колчака согласился признать лишь в марте 1919 года. Опору Калмыков нашел в японцах, которым импонировали методы атамана, но основную скрипку сыграло главным образом временное совпадение интересов на Дальнем Востоке. К слову, свой бесславный конец Калмыков нашел в сентябре 1920 года, застреленный китайскими конвоирами при попытке к бегству. К этому времени земское правительство требовало его выдачи как уголовного преступника, японцы отказались оказать бывшему союзнику какую-либо помощь, а прочие стороны сами с превеликим удовольствием расстреляли бы недавнего правителя Хабаровска.
Точное число казенных и захороненных в Овраге смерти установить уже невозможно, источники говорят о нескольких тысячах жертв калмыковского террора. Уже в новое время писали и говорили о том, что этот овраг к востоку от городской черты начала XX века «облюбовали» и красные, точно так же уничтожавшие здесь своих политических оппонентов, однако в серьезных источниках подобные данные я не встречал (что, впрочем, вовсе не означает того, будто красного террора на Дальнем Востоке не было).
Так или иначе, в 1947 году в связи с 25-летием освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов Совет министров РСФСР принял решение воздвигнуть в Хабаровске два монумента, посвященных героям Гражданской войны на Дальнем Востоке. Один из них был установлен в 1956 году на Комсомольской площади, о нем я потом расскажу отдельно. Вторым же стал памятник у Чернореченского шоссе (ныне это восточная часть уходящей в сторону аэропортов улицы Карла Маркса). В 1953 году прилегающую к дороге часть оврага засыпали, а сверху установили временный обелиск – в виде простого кирпичного куба, который по задумке должен был символизировать вечность. Четырьмя годами спустя хабаровский горисполком заказал скульптуру Леониду Павловичу Зайшло памятник с фигурой пролетария-бойца, склонившего в скорби голову и сжимающего в руке склоненное к земле знамя. В 1960 году новый памятник был установлен на заново перепланированной территории на вершине небольшого искусственного холма, символизировавшего братскую могилу.




3 Высота обелиска составляет 14 метров, скульптуры – 4,8. С основанием монумент устремляется вверх почти на два десятка метров (18,2 м). На лицевой грани постамента высечена надпись «Вечная память борцам за власть Советов», с противоположной стороны установлена чугунная плита (240 х 170 см) с более развернутым текстом.




4 К слову, если сам памятник мне кажется безоговорочно очень сильной работой, то типографика представляется не особенно удачной. Про выцарапанную на плите современную «клинопись» и вовсе молчу.




5 Судя по горкам характерного мусора, здесь любят собираться по вечерам маргинальные компании, вероятно, преимущественно молодежного состава. И хотя последняя реставрация монумента проводилась сравнительно недавно – в 2005–2006 годах, уже к 2011 году, когда мною были сделаны эти снимки, сам памятник и прилегающая территория выглядели уже не особенно аккуратно и носили на себе явные следы жизнедеятельности многочисленных вандалов. Можно по-разному оценивать ту или иную сторону-участницу Гражданской войны, но шабаш поверх братских могил – это нечто неподдающееся моему пониманию. Вспоминаются подростки, жарившие сосиски на Вечном огне в Комсомольске-на-Амуре, искренне удивленные моим замечанием, – они не видели в своем поступке ровным счетом ничего дурного. К сожалению, к каждому памятнику полицейский пост не приставить…




6 Ну а в каких-то шести десятках метров от памятника партизанам шумит оживленная улица Карла Маркса, совсем не похожая на ту мрачно притихшую перед казнями грунтовую дорогу, по которой еще каких-то 93 года назад расстрельные команды приводили и привозили жертв оврага Смерти.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kentavr_vs
2013-03-03 09:15 am (UTC)
У нас, к сожалению, нет предмета «История Хабаровска» в школах, поэтому, допускаю, что эти ведьмы и ведьмаки, устраивающие шабаши, просто не в курсе.
За пост спасибо, интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-03 09:57 am (UTC)
Ну так вроде бы чтению еще в первом классе учат, а на памятнике текст присутствует... Боюсь, не в незнании истории тут дело, а в банальном моральном дегенератизме.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2013-03-03 10:04 am (UTC)
У нас даже в таких попсовых местах, как городские пруды, порядка не наблюдается. Что тут говорить про относительно глухие уголки. Там ещё и соседство неудачное - куча гаражей, общаги, техникум.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-03 11:27 am (UTC)
Да, странное дело - вроде крупная трасса рядом, оживленные перекрестки, крупная остановка ОТ, а стоящий совсем рядом памятник находится как бы в вакууме...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: skyrail
2013-03-03 10:09 am (UTC)
методы у Калмыкова были судя по всему такие же как и у оппонентов - красных
и вовсе он был не дурак, раз организовал такое движение, чему многие из руководста и завидовали

рукоприкладство да, про это все пишут
и что далеко ходить
мой прадед также был избит Калмыковым (работал фельдшером в кадетском корпусе), следствием чего, как утверждают, был прогрессирующий паралич

но говорить что он был злыднем, а все остальные пушистые, это неправильно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: habarnew
2013-03-03 11:17 am (UTC)
Все хороши были.Но Калмыков был весьма жесток.Правда отдать должное,интересы России соблюдал - попытку прохода китайских кораблей по Амуру в Сунгари пресек. Комунисты потом пропустили - пришлось в 1929 флотилией в поход на Сунгари идти.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: livejournal
2013-03-03 10:19 am (UTC)

Памятник партизанам в Овраге смерти

Пользователь rpcath сослался на вашу запись в записи «Памятник партизанам в Овраге смерти» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памятник партизанам в Овраге смерти [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yuridmitrievich
2013-03-03 10:22 am (UTC)
Евгений Колосов Автобиографическая заметка. Крестьянское движение при Колчаке
"Вооружение крестьян было очень примитивное: огнестрельного оружия, а тем более артиллерии, почти совсем не было, в большом ходу были пики, называвшиеся здесь – «тычки»; с ними крестьяне сплошной массой ходили прямо на пулеметы и, усеивая кругом все своими телами, брали их; тех, кто пулеметы защищал, уничтожали, прокалывая своими пиками – «тычками». Иногда же они заманивали конные отряды, особенно, если это были чехи, поляки и вообще иностранцы, плохо знавшие местность, в глубь страны, заводили их в болота и там, окружив плотным кольцом, выжидали, когда их противник расстреляет все патроны. После этого попавших в засаду брали в рукопашном бою и всех до одного — убивали. Это была настоящая сибирская «жакерия» со всеми свойственными ей чертами: хитростью, как главным оружием, жестокостью, как главным средством для расправы с противником".

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-03 11:29 am (UTC)
И?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mishtal
2013-03-03 11:06 am (UTC)
спасибо, Дима!
очень интересно узнать еще часть истории родного города
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-03 11:24 am (UTC)
Евгений, да быть того не может, чтобы люди нашего поколения, учившиеся в советской школе, не знали историю памятника партизанам! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: habarnew
2013-03-03 11:10 am (UTC)
Даже если этим гоблинам никто не рассказывал,то глаза им никто не завязывал - на памятнике написана история этого места.Пивные бутылки и мусор после себя оставляет народ живущий неподалеку.Пост милиции конечно не поставишь,но видеокамера лишней не будет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-03 11:29 am (UTC)
Боюсь, толку не будет, только еще и камеру разобьют... :\ Хотя стоило бы устроить вандалам показательную "порку".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-03-03 11:52 am (UTC)

Памятник партизанам в Овраге смерти

Пользователь imperial_wombat сослался на вашу запись в записи «Памятник партизанам в Овраге смерти» в контексте: [...] Оригинал взят у в Памятник партизанам в Овраге смерти [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: richysea
2013-03-03 01:57 pm (UTC)
Спаси Бог, за открытие Правды!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-03 08:56 pm (UTC)
Спасибо, но не вполне понимаю, что же за правду я тут открыл - просто рассказал о памятнике примерно то же, что рассказывали о нем и много раньше, только без пышной пропагандистской риторики. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anni_sanni
2013-03-03 11:30 pm (UTC)
Спасибо за пост... Я всё хотела съездить поснимать его, хотя по пути от дома в центр, всё никак...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-10 12:17 am (UTC)
Я вот тоже ездил там часто в течение нескольких лет, а найти время остановиться и выйти из машины с фотоаппаратом нашел с великим скрипом. Так всегда - темнее всего под фонарем, как говорят японцы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-03-03 11:30 pm (UTC)

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leoriq
2013-03-03 11:43 pm (UTC)
Это единственный памятник отлитый непосредственно в Хабаровске, за него отвечал тогдашний горсек Кудрявцев Г.П.

Он кстати до сих пор жив, если ты его не знаешь, то рекомендовал бы познакомиться, он весьма нехило приложил свою руку к истории Хабаровска.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-10 01:15 am (UTC)
Увы, в самом деле Кудрявцева я не знаю...

Про единственный отлитый в Хабаровске памятник интересно, но мне тут же захотелось порыться в архивах, так как монументы в городе стоят разного масштаба, причем даже мелкие далеко не все типовые.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: traktorbelarus
2013-03-03 11:56 pm (UTC)
*По новым данным разведки мы воевали сами с собой *...*С*...(Аквариум Б.Г)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-10 12:09 am (UTC)
А Гражданские войны ведутся как-то иначе?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pa_drugomu
2013-03-04 12:00 am (UTC)
Отличный пост. Я когда в тех краях служил - бегали до памятника и обратно каждое утро - зарядка у нас в части такая была. А вот такие подробности не знал. А насчет вандалов - трудно обвинять каннибала в людоедстве - ведь для него это норма. Тоже самое и для этйо молодежи - ты пытаешься нашу моральную норму навязать тем, которые ее просто не пойму. Они действительно чужды нашего древнего символизма, когда мы пытаемся наделить неодушевленные предметы каким то мистическим смыслом. Для них мы дикари и вандалы, которые молятся на непонятного назначения культовые сооружения, для них не представляющих интереса. Это все равно что нам бы был непонятен ужас коренного жителя ДВ, при виде того как мы делаем шашлыки у священного камня :)

Они другие, хотим мы этого или нет. И кто знает - так ли уж мы абсолютно правы, и больше ли в наших мыслях логики или иррациональной мистики?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-10 01:17 am (UTC)
Хм, а далеко часть находилась, если не секрет?

Что касается молодежи, то я все же склонен полагать, что проблема упирается в элементарное воспитание (чаще всего, увы, его отсутствие). Есть вещи, достаточно универсальные для более или менее близких культур, и предполагать, будто новое поколение принадлежит совсем к другой цивилизации, очень смело. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yuridmitrievich
2013-03-04 09:59 am (UTC)
Ужасный человек был этот Калмыков.

Барон БУДБЕРГ Дневник 26 сентября 1919 года
«После обеда Сукин передал мне полученное им из английской миссии известие, что агенты Калмыкова убили во Владивостоке полковника Февралева; его схватили на улице среди белого дня, увезли за город и там застрелили. Таким образом, исполнилась угроза, которая висела над несчастным Февралевым больше полугода и отвратительный хабаровский разбойник “вывел в расходы” (специальное выражение Читы и Хабаровска) опасного кандидата на звание атамана».
(Reply) (Thread)
From: chaos218
2013-03-04 04:57 pm (UTC)
ну, интервенты во общем, поощряли именно таких "калмыковых", а потом типа "дистанцировались", ой, мы такую одиозность не поддерживали... даже представить не могли, это он все сам, сам а мы тут не при чем.
(Replies frozen) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: x_oksana
2013-03-27 06:50 am (UTC)
спасибо за пост. половина детства - осенне-зимне-весенние каникулы - прошла в этом овраге :-)... там, недалеко от него пятиэтажка стоит, что буквой "г", - внизу у неё еще овощной магазин был - в этой пятиэтаже моя тетушка жила и любимый двоюродный брат - почти ровесник. вот с ним-то мы весь этот овраг и прилегающие окрестности не раз облазили. вот только доехать тогда было оч.сложно до этой остановки. я ехала со своей Краснореченской улицы на трамвае, на площади Ленина пересаживалась на автобус, который ходил - по ощущениям - раз в час :-). и обратно так же. как же я мерзла! :-)
давно это было... - середина-конец 70-х.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-03-27 09:56 am (UTC)
А я, увы, тот район совершенно не знаю - только пятачок у памятника, то есть самый край оврага... С Краснореченской знаком все же лучше. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: toihara
2013-05-15 05:46 pm (UTC)
хотелось бы всё же поконкретнее узнать о количестве убитых. Сильно сомневаюсь в этой цифре - "источники говорят о нескольких тысячах жертв калмыковского террора".
Какие источники?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2013-05-15 10:33 pm (UTC)
Более или менее точные данные мне неизвестны. Что касается источников, то это советские труды на тему Гражданской, которые цитируют и Николай Петрович Крадин, и составители альбома объектов культурного наследия Хабаровского края.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vercha
2013-07-29 03:09 am (UTC)
Когда я первый раз приехала в Хабаровск,еще учась в школе, меня поразил этот памятник. До этого я не знала что можно вот так взять и поставить одинаковые памятники. В родном мне г. Белогорске Амурской области есть один в один такой же. Он был установлен в 1962 году взамен огромному кресту, который простоял с 1920г. Значит, Белогорский был поставлен уже после этого... вот оно как, а для меня так и останется этот копией) Спасибо, очень интересно!




Edited at 2013-07-29 03:10 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: LeDimane
2015-04-29 11:05 pm (UTC)
Точно! В белогорске около гимназии искусств! Смотрю и не могу вспомнить, где уже видел этого защитника советской власти!
(Reply) (Parent) (Thread)