?

Log in

No account? Create an account
Портрет Благовещенска: русский с китайцем братья навек - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Портрет Благовещенска: русский с китайцем братья навек [May. 16th, 2014|11:00 am]
dkphoto
[Tags|, ]

Портрет Благовещенска: героическая набережная и эклектика в дореволюционной архитектуре
Портрет Благовещенска: русский с китайцем братья навек
Портрет Благовещенска: Хабаровск, который мы потеряли




25 Хотя во второй части моего благовещенского триптиха хочу немного поговорить о китайском наследии – главным образом современном, начну все же с фотографии бывшего торгового дома товарищества «Бр. Малаховы» постройки 1907 года. Это сейчас все здание занимает монобрендовый магазин молодежной одежды. Сто лет назад в этих стенах торговали галантерей, бакалеей, обувью, мануфактурой, а в более позднее время тут и вовсе работала телефонная станция. Изначально здание стояло на краю Амурского базара – второй по хронологии рыночной площади города. Первой являлся Гостинодворский базар у Триумфальной арки, место это до сих пор не застроено, и в третьей части альбома я его еще обязательно покажу. Третий рынок возник за девять лет до строительства торгового дома Малаховых, четвертым считается Вознесенский. Торговля была основным локомотивом экономики города. А.А. Кауфман писал в своих путевых заметках, изданных в Петербурге в 1905 году: «Благовещенск, как говорил мне один из старожилов края, крупный коммерсант, американец, это не то, что Хабаровск или Владивосток; те живы, только пока казна дает деньги, а Благовещенск – единственный город на Амуре, который сам себя содержит, который сам играет самостоятельную экономическую роль». С этим утверждением в немалой степени можно согласиться, так для Хабаровска XIX столетия градообразующей являлась роль главного административного и одного из крупнейших военных центров Дальнего Востока. Нельзя, правда, списывать со счетов благотворно отразившуюся на Благовещенске близость районов золотодобычи. Сейчас, тем не менее, Амурская область, к сожалению, в смысле экономики выделяется главным образом огромным дефицитом бюджета, а значительная часть областных доходов идет на обслуживание взятых кредитов.


26 Значение Благовещенска как крупного торгового центра определялось не только расположением на важнейшей транспортной артерии первых пятидесяти лет русского освоения Дальнего Востока (затем была построена Транссибирская магистраль, обошедшая город стороной), но и близостью Китая. Южный сосед представлял собой и практически неисчерпаемый источник дешевых неквалифицированных рабочих рук, без которых рост русских городов на восточной окраине страны оказался бы куда менее динамичным. Благовещенск в этом смысле исключением отнюдь не являлся. В 1892 году на северо-западной окраине города даже выделили отдельную территорию под китайский квартал, который всего через пять лет фактически разросся до целой дюжины кварталов (два из которых позднее были изъяты для нужд переселенческого управления). Долго время русские и китайцы жили бок о бок мирно к вящей взаимной выгоде. Трагической страницей стали события июля 1900 года, когда в ответ на обстрелы Благовещенска с противоположного берега Амура и подстрекательство проживающих в городе китайцев на поджоги и саботаж губернатор приказал выселить граждан Поднебесной империи. Приказ был истолкован и исполнен местными казаками слишком буквально – множество китайцев, зачастую не умеющих плавать, загнали в воду и заставили переплывать Амур, не предоставив им средств переправки. Судьба тех, кто сумел добраться до правого берега, также оказалась печальной – прямо на берегу их избивали свои же. После окончания Ихэтуаньского восстания все вернулось на круги своя, и китайская диаспора в Благовещенске вновь быстро разрослась.




27 Становление экономики региона уже в новое время тоже во многом оказалось связано с Китаем. Все соответствующие атрибуты хорошо знакомы жителям и других более или менее близких к границе дальневосточных городов: китайские рынки, хлынувшие в систему торговли пусть не слишком качественные, но яркие и разнообразные шмотки и предельно некачественная электроника, челночный бизнес, растущие, как грибы, многочисленные китайские общежития и едальни. Сейчас, конечно, все приняло куда более чинный и цивилизованный облик. Вместо китайских рынков распахнули свои двери торговые центры, причем многие из них выглядят так, что, скажем, спросонья легко вообразить, будто находишься в Китае. Например, одноименный торговый центр «Хуафу» имеется в и Хэйхэ. Здания современной провинциальной китайской архитектуры, занимающие несколько кварталов близ центра Благовещенска, очень похожи на застройку центральной – торговой – части Фуюаня.




28 Раз уж упомянул я едальни, то отмечу, что заведения китайской кухни в Благовещенске, пожалуй, преобладают с завидным отрывом. Причина их популярности кроется в невысоких ценах, доступности труда поваров-китайцев и, возможно, в сложившейся многолетней привычке горожан. Кстати, популярный у хабаровчан салат «Харбин» в Благовещенске носит романтичное название «Хэйхэ №2». Есть еще и номер первый, но он не содержит мяса. Как я понял, ресторан европейской кухни при моем отеле – «Бельэтаж» – является одним из очень немногих подобного рода заведений в Благовещенске.
На снимке запечатлен комплимент от ресторана, врученный мне в фирменном бумажном пакетике после обеда. Бизнес-ланч, к слову, оказался неплох, но обошелся в весьма приличные по меркам как Хабаровска, так и Благовещенска пять с небольшим сотен рублей, причем всего лишь за два блюда. Правда, я выбирал недешевые опции, включая свежевыжатый морковный сок. Для сравнения: дома в те дни, когда я обедаю не на беговой дорожке, то в заведении около своего офиса плачу где-то в два раза меньше.




29 Когда я первый раз проезжал мимо этого строения, чуть глаза не вывихнул, по фасаду пытаясь понять его происхождение. При обстоятельном осмотре с тротуара, конечно, сразу стало ясно, что это всего лишь затянутая в новую отделку часть китайского торгового центра XXL. Отделка, разумеется, тоже китайская, хоть и косит под классику, что само по себе является оксюмороном. Когда заработает огромная рекламная панель на углу, эффект безвкусицы окажется максимальным. И все же мне лично новая отделка нравится больше, чем первоначальные утилитарно-безвкусные панели, которые можно наблюдать справа.




30 Часть набережной затянута в забор, за которым видна главным образом намытая территория. Здесь предполагается реализация весьма амбициозного в смысле масштабов и объемов инвестиций совместного с китайской стороной проекта «Золотая миля». Это туристско-рекреационная зона общей площадью свыше сорока гектаров, на которой, согласно замыслам, должны появиться пять комплексов: деловой и коммерческий, трансграничная канатная дорога с магазинами беспошлинной торговли, спортивно-зрелищный центр, культурно-досуговая зона и историко-познавательный комплекс с пешеходной улицей и православным храмом. Среди прочего работу этого гиганта должно обеспечивать достроенное городское кольцо линий электропередачи 110 кВ. Реализация проекта практически заморожена, насколько я понимаю, из-за нехватки средств и организационных сложностей.




31 Я не заметил в Благовещенске толп китайских туристов. Разве что наблюдал на Амуре идущие по фарватеру прогулочные катера, где пассажирам, глазеющим на русский берег, втолковывали по мегафону что-то явно экскурсионной тематики. Свидетельствами попыток развивать въездной туризм выступали главным образом время от времени встречающиеся информационные указатели с надписями на русском, английском и китайском языках. К моему приятному удивлению, в городе издается немало краеведческих книг, так что у меня даже возникли опасения, не заставят ли при возвращении в Хабаровск часть моей потяжелевшей ручной клади сдавать в багаж. А вот карты Благовещенска мне так и не повстречались. В итоге я ориентировался в городе по интернет-картам на экране ноутбука и телефона, а также по схеме Благовещенска 1913 года, попутно сверяясь с таблицей переименований улиц. Резкий контраст с ориентированными на туристов городами мира, где бесплатные схемы лежат буквально на каждом углу. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что туристический поток из Благовещенска в Китай на порядок выше встречного.




32 Один из перекрестков в городе в рамках эксперимента перевели на так называемую китайскую систему управления светофорами. Заключается она в том, что зеленый цикл для пешеходов включается одновременно во всех направлениях, и перекресток можно переходить хоть по диагонали. Говорят, сначала водители не могли привыкнуть и всё норовили проехать неправильно, но временный пост ГИБДД привил им необходимый навык. Не берусь утверждать, насколько удобна такая система для автомобилистов, но как пешеход в принципе ничего плохого про нее не скажу. Разве что отмечу, что переходящим улицу требуется проявлять определенную прыткость – зеленый сигнал горит недолго. Тем более сложно сказать, насколько успешной китайская система регулирования оказалось в контексте автомобильных пробок. Дело в том, что их в Благовещенске нет как явления; небольшие очереди перед светофорами не в счет. Исключения, видимо, если встречаются, то редко. В этом смысле жителям Благовещенска повезло куда больше, чем обитателям Хабаровска, не говоря уже о населении Владивостока или Москвы.




33 Серьезным недостатком города мне показалось малое число пешеходных переходов. Например, чтобы перейти через улицу Ленина в створе переулка Святителя Иннокентия у краеведческого музея, придется протопать чуть менее сотни метров в одном направлении или вдвое больше – в другом. Разумеется, многие перебегают четырехполоску в неположенном месте. Спасает только не слишком плотное и быстрое движение.
На фотографии фигурирует кнопочный светофор на упомянутом переходе в сотне метрах от переулка.




34 Амурская область славится своим сельским хозяйством и молочной продукцией. Я сам в Хабаровске иногда покупаю вкуснейшее приамурское молоко. То же самое относится к продукции кондитерской фабрики «Зея». К своему глубочайшему удивлению, заглянув в первый вечер в магазин самообслуживания концепции «ближе к дому», вовсе не увидел там местной молочки – только федеральный марки, а выбор прочей продукции производства Амурской области оказался исчезающе мал. Чем объяснить сей феномен, не знаю. Предположу, что в крупных супермаркетах ситуация все же иная. Кстати, ни федеральные, ни хабаровские или владивостокские продовольственные розничные сети до Благовещенска пока не добрались.
Насколько мне рассказывали, местным сельхозпроизводителям очень трудно выдерживать конкуренцию со стороны заамурских соседей. Обратной стороной медали является то, что китайцы активно проникают в местный агрокомплекс – так же, как и в других уголках южного Дальнего Востока.
Цены на продукты в столице Приамурья если и ниже, чем в Хабаровске, то явно не радикальным образом. Заметно дешевле услуги и, пожалуй, все-таки цены в общепите, несмотря на описанный мною выше пример. Например, поездка на такси в пределах центра Благовещенска обошлась мне в 70 рублей, в Хабаровске таких цен нет уже очень давно, и расстояние тут не показатель. Машины, разумеется, в основном японские, при этом количество кричаще дорогих автомобилей ощутимо ниже, чем в Хабаровске.




35 Коллеги объяснили мне, наивному, суть этого лаконичного рекламного объявления, встреченного в витрине одного из магазинчиков. Плодородная Амурская область, пожалуй, является лидером на Дальнем Востоке по выращиванию конопли. По крайней на железнодорожном вокзале Хабаровска регулярно задерживают курьеров, прибывающих именно из Приамурья. Так вот, упомянутая в объявлении жидкость используется в том числе при производстве наркотиков. Видимо, кому надо, тот эту рекламу понимает. Возможно, конечно, что все совпадения случайны. :)




36 Работы по благоустройству города ведутся, но порою из-за них очень трудно преодолевать улицы и в самом центре Благовещенска. Развороченные перекрестки встречал даже непосредственно прилегающими к парадной набережной, и после вчерашнего дождя прыгать буквально с кочки на кочку было не слишком комфортно.




37 Пример противоположного – практически вылизанный квартал. Архитектура, конечно, откровенно аляпистая, но смотрится, тем не менее достаточно неплохо. Вообще говорят, что Благовещенск очень сильно изменился с позднесоветских времен – куда значительнее, чем, скажем, превосходящий его по площади и численности населения Комсомольск-на-Амуре.




38 В городе довольно активно ведется строительство, касается это как коммерческой недвижимости, так и жилой. Далеко не все новостройки выполнены в «китайском» стиле. В целом, повторю, город производит приятное впечатление.




39 Население Благовещенска сейчас составляет чуть более 220 тысяч человек, при этом город избежал выраженной депопуляции, как упомянутый выше Комсомольск. Хотя многие горожане покидают Дальний Восток, эта убыль компенсируется притоком приезжающих из глубины региона.
Китайцев, вопреки опасениям иных жителей западной части России, отчего-то изрядно боящихся Поднебесной (чем дальше от границ Китая, тем сильнее страх), на улицах города практически не видно. Мигрантов из бывших братских республик Средней Азии я наблюдал куда меньше, чем в Хабаровске. Не то в столице Приамурья ниже нужда в рабочих руках, не то хватает своего трудоспособного населения, готового взяться за неквалифицированный физический труд…



В заключительной части альбома, вопреки хронологической логике, я хочу рассмотреть главным образом советский пласт архитектуры города и немного порассуждать о менталитете.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vedmed1969
2014-06-09 03:20 am (UTC)
наконец-то! Читать пока некогда, но вкладку не закрываю, потом посмотрю :) Поехал к проектировщикам разговаривать за жизнь :D

Edited at 2014-06-09 03:21 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-09 03:32 am (UTC)
Даже так, "наконец-то"? :) Вообще-то я материал еще вчера дописал, но счел нецелесообразным выкладывать его в воскресенье на ночь глядя. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zchtec
2014-06-09 03:44 am (UTC)
Очень интересно. В Благовещенске не был ни разу. Правильно я думаю, что в нем больше исторических зданий осталось в живых?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-09 03:50 am (UTC)
Мне сложно сказать. Если судить по числу памятников архитектуры, то величины одного порядка. А делать общий вывод не возьмусь, так как не могу сказать, будто хорошо знаю этот город. По нему еще бродить и бродить. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eurgen12
2014-06-09 03:49 am (UTC)
В Пензе светофоры "китайским маниром" работают. Ничего, без происшествий.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-09 03:55 am (UTC)
Хм, любопытно, не знал, что еще где-то в России такой регулирование используется. Если не секрет, как отражается на пробках?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: mkie
2014-06-09 05:16 am (UTC)
Скажите, на заглавной картинке справа, рядом с магазином "бенетон", что за прекрасное здание стоит, с консольной желтой штукой?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-09 05:24 am (UTC)
Мне сказали, что новострой. Хотя возможно, что и реконструкция некого замершего долгостроя.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2014-06-09 05:46 am (UTC)

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2014-06-09 05:47 am (UTC)
32 - в Туле такое встречается
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 06:34 am (UTC)
Оказалось, не только в Туле. Но я такую организацию движения на перекрестке встречал впервые. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: two_monicas
2014-06-09 07:19 am (UTC)
Отлично "Бенеттон" фасад использует, не то, что в последующих примерах. Проявлено уважение к архитектору. Ещё бы водосточные трубы перекрасили...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 06:35 am (UTC)
Хм, не вижу, чем трубы дисгармонируют. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aikarpov
2014-06-09 07:44 am (UTC)
зеленый цикл для пешеходов включается одновременно во всех направлениях

В моих поездках по России я такое видел в Чите, Архангельске, Александрове и, по-моему, Саратове. Если привыкнуть, то удобно, как мне кажется. Главное, чтобы свет горел столько, чтобы человек успевал по диагонали перейти перекрёсток.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 06:47 am (UTC)
...причем перейти не вприпрыжку. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: akiman_ru
2014-06-09 10:42 am (UTC)
Никогда бы не подумал, что это "китайская" схема работы пешеходных светофоров.
Я ее по стране встречаю все чаще и чаще, в Москве уже лет 5 точно, первые точно еще раньше. А впервые увидел в 1993-94 г. то ли в Лейпциге, то ли в Эрфурте...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 06:46 am (UTC)
Самое интересное, что в самом Китае я такие перекрестки не встречал. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2014-06-09 05:21 pm (UTC)
Спасибо, хороший репортаж вышел!

>>Бизнес-ланч, к слову, оказался неплох, но обошелся в весьма приличные по меркам как Хабаровска, так и Благовещенска пять с небольшим сотен рублей, причем всего лишь за два блюда.

Да уж, разоришься так каждый день обедать то. У меня сегодня обед вышел на 140р:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 07:53 am (UTC)
Хм, как-то экстремально бюджетно, особенно для Москвы. Вот уж не подумал бы. :) Я в едальнях около нашего московского офиса платил за обед около 250 рэ, но по качеству еда, пожалуй, уступала хабаровской.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mongwu
2014-06-09 06:56 pm (UTC)
А почему же китайцев не видно на улицах? Или все работают где-то внутри?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-09 07:16 pm (UTC)
Их в принципе в городе немного, как и в Хабаровске, например. А так работают: кое-где в торговле, в кафе поварами, возможно, на стройках. Но в основном, подозреваю, в сельском хозяйстве.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2014-06-10 12:29 am (UTC)

Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"

Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное" на главной странице Живого Журнала
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yakut_kekes
2014-06-10 02:24 am (UTC)
Отличный фоторепортаж и всё по делу. Спасибо, читал с удовольствием. Интересно, а с чем связано отсутствие пробок в городе? Я так думаю, что количество машин на душу населения в Благовещенске должна быть высокая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 07:55 am (UTC)
У Благовещенска выгодная регулярная планировка - город напоминает в плане квадрат, почти все улицы пересекаются под прямым углом. Соответственно транспортные плечи в основном короткие, ярко выраженных центров притяжения трафика немного.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nordlight_spb
2014-06-10 04:46 am (UTC)
Приятный город,за последние лет 10 ощутимо поднялся вверх.На китайской стороне тоже немало русских живёт,в основном пенсионеров.Очень удобно,тут сдают квартиру,а там живут,доход вполне позволяет не бедствовать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2014-06-15 07:57 am (UTC)
Про благовещенских пенсионеров слышал неоднократно. Любопытно было узнать, насколько много таких. Мне рассказывали, что на деле число их не столь уж велико.
(Reply) (Parent) (Thread)