Прогулку я разобью на несколько сегментов, что, с одной стороны, упростит работу над альбомом, а с другой – его восприятие. Начнем путь, пожалуй, с площади им. В.И. Ленина (ну как тут не вспомнить ее хабаровскую тезку?), что раскинулась перед Финляндским вокзалом.
В центре кадра возвышается узнаваемая фигура на основании, стилизованном под хрестоматийный броневик (этот памятник в народе получил немало прозвищ, например его именуют «Ленин, торгующий пиджачком»). Бабье лето раскрасило площадь яркими цветами самой красивой поры осени. Верным помощником ему в этом деле выступает пусть уже не такое теплое, но по-летнему безмятежное солнце.
На площади можно видеть танцующие фонтаны, которым я в свое время посвящал отдельный рассказ. Очень много гуляющих, несмотря на будний день.
Тут же находится небольшой причал для прогулочных катеров.
На южной стороне Невы возвышаются строгие здания на набережной с весьма мрачным названием – она посвящена Робеспьеру. За классическими и модернистскими фасадами показывает макушку не слишком вписывающееся в общий облик ансамбля более современное здание – так называемый Большой дом.
А здесь в центре кадра уже явный новодел, однако достаточно удачно вписанный в картину набережной. Как мне подсказали, его населяют исключительно богатые и влиятельные горожане, включая Валентину Матвиенко.
На востоке возвышается барочный Смольный собор одноименного монастыря, начатый еще Бартоломео Растрелли и достроенный Василием Петровичем Стасовым. Высота его составляет более 93 метров. Однако такая доминанта лица города уж точно не портит.
А это взгляд на запад, под арку Литейного моста. За Троицким мостом можно видеть фрагмент Университетской набережной, в частности узнаваемый купол Кунсткамеры близ стрелки Васильевского острова. Туда я дойду в других частях прогулки.
Петропавловскую крепость с венчающим ее собором не узнать невозможно. Правее можно видеть один из модных в последние годы плавучих ресторанов.
Этот рыбак показался мне очень даже аутентичным. Сразу вспомнился фильм «Окно в Париж» (признаться, первый раз в тот день я его вспомнил еще при взгляде на памятник Ленину у Финляндского).
Интересно, насколько съедобен улов из вод современной Невы?..
Однако рыбой интересуются не только люди, но и чайки. :)
Стоило бы, конечно, подробнее остановиться на многих зданиях, мостах и прочих объектах, однако если я задумаю альбом в традиционном формате, завершу этот рассказ ну очень нескоро.
Место слияния Невы и Большой Невки уже давно отмечает, пожалуй, самый известный отечественный корабль (по крайней мере таковым он являлся в советское время).
И в самом деле, все познается в сравнении. :)
Напротив по Неве несется «Метеор», несущий на себе рекламу известного сотового оператора. Поскольку моя прогулка имела место быть более трех лет назад, тут можно видеть еще старую «дояичную» символику.
Еще один гордый корабль я сфотографировал близ гостиницы «Санкт-Петербург» (до переименования города она называлась «Ленинград»).
Вообще в центре Питера полно морской символики и в малых формах, чему удивляться, конечно, не приходится – жизнь северной столице дала именно Балтика.
А это уже Петровская набережная. Большой желтый дом был построен как жилой перед самой Великой Отечественной войной (сдан в 1941 году). Левее под российским флагом виднеется особняк, являющийся резиденция полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. Построен он был, кстати, для великого князя Николая Николаевича (младшего) в 1910 году по проекту архитектора А.С Хренова. До полпредства, к слову, в особняке размещался дворец бракосочетаний (кажется с 1985 по 2000 год).
Вид на Летний сад и храм Воскресения Христова на Крови (он же Спас на Крови), построенный на месте, где 1 марта 1881 был смертельно ранен террористом император Александр II.
Сампсониевский мост (сначала Выборгский, а в советское время – мост Свободы) соединяет правый берег Невы с Петроградским островом, собственно, и виднеющимся впереди. Существующая мостовая конструкция была построена в 1950-х годах.
Здание Нахимовского военно-морского училища. Любопытно, что оно, возведенное в 1909–1911 годах, несет на себе явные следы барокко.
До революции тут находился Училищный дом Петра Великого, а военно-морское училище было открыто только в 1943 году.
Кстати, на главном фасаде можно видеть барельеф с изображением Петра I. А что, интересно, украшало ныне пустую нишу в стене корпуса справа?..
Ну вот и дошли мы до революционного крейсера «Аврора». Однако прогулку по его палубам я лучше оставлю на долю следующей части альбома.
Journal information