Крейсер был заложен в 1897 году на петербургской судостроительной верфи Новое Адмиралтейство и спущен на воду тремя годам спустя.
В 1904 году «Аврору» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий Русско-Японской войны на Дальнем Востоке. Под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского эскадра отправилась из Балтийского моря в Тихий океан. 27 и 28 мая 1905 года «Аврора» принимала участие в драматическом для России Цусимском сражении.
В бою экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80 ранеными. Осколком снаряда, попавшего в боевую рубку, был убит капитан корабля Е.Р. Егорьев. Крейсер получил несколько пробоин близ ватерлинии, пострадали дымовые трубы, затопило отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям, начался пожар. Однако «Аврора» сумела сохранить ход и избежала уничтожения, прорвавшись с двумя другими крейсерами в нейтральную Манилу. Там она и была интернирована 25 мая (7 июня) того же года.
Вернувшись в российский флот в 1906 году, до начала Первой мировой войны крейсер проходил службу на Балтике в качестве учебного судна морского корпуса, совершал заграничные плавания, в частности посещал Таиланд (тот дружественный визит, если верить сиамской легенде, стал одним из звеньев цепи, позволившей сохранить королевству независимость, избежав участи всех соседей, ставших колониями Великобритании и Франции. Я уже как-то вскользь упоминал об этом в одном из своих таиландских альбомов).
С началом войны «Аврора» под командованием капитана I ранга Г.И. Бутакова была включена в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. Крейсер проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. Зимой 1914—1915 годов корабль был модернизирован, в частности увеличили до четырнадцати число 152-мм орудий. В сложной для России кампании 1915 года крейсер находился в западной части Балтики. В конце 1916 года «Аврора» опять встала на ремонт и модернизацию, тогда заметно усилили вооружение корабля.
Крейсер одним из первых присоединился к Февральской революции и поднял красный флаг. 28 февраля (13 марта) 1917 года в результате столкновения с матросами были убиты командир корабля капитан I ранга М. И. Никольский и старший офицер. На судне был создан революционный комитет, а большая часть экипажа присоединилось к большевикам.
В ночь на 25 октября по приказу Военно-революционного комитета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост, соединявший Васильевский остров с центром города. Вечером того же рокового для России дня в 21:45 холостой выстрел носового орудия крейсера подал сигнал к штурму Зимнего дворца.
Здесь хорошо видно, что дуло этого знаменитого орудия надежно забито деревянной заглушкой. Видимо, чтобы оттуда ненароком не вырвался еще какой-нибудь джин. :)
В конце 1917 года «Аврора» вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах большая часть команды демобилизовалась. На корабле остались лишь сорок человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. С 1922 года «Аврора» опять становится учебным судном.
В годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы и использовались для защиты Ленинграда. Сам же крейсер был обстрелян 30 сентября 1941 года и затонул в порту Ораниенбаума. После окончания войны он был поднят и отреставрирован.
С 1948 года корабль стоит на вечной стоянке на Большой Невке и стал достаточно популярным местом паломничества туристов. С 1957 года корабль является филиалом Военно-морского музея.
Вход на борт и в ряд внутренних помещений свободный, хотя есть и локации, для доступа в которые необходимо приобретать билеты.
Здесь слева от иллюминатора можно видеть картину с изображением тезки «Авроры» – парусного фрегата, отличившегося в годы Крымской войны на Дальнем Востоке. В частности, в 1853 году фрегат принимал участие в сражении с англо-французской эскадрой в Авачинской бухте и уничтожении десанта, высаженного для взятия Петропавловска (Камчатского), а в следующем году корабль участвовал в обороне залива Де-Кастри (ныне Чихачёва) и охране устья Амура.
Справа изображен спуск на воду существующей «Авроры», который состоялся, кстати, по личной команде императора Николая II. Такая вот ирония судьбы…
Кое-где воссозданы интерьеры: к примеру, это, видимо, матросский кубрик.
Здесь диорама явно изображает события конца октября 1917 года.
В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При этом часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления (она банально сгнила) была заменена на новую сварную. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив и затоплена вблизи побережья. Как мне подсказывают, после этой реставрации от оригинала уцелело сравнительно немного.
С носа корабля открывается великолепная панорама города. На переднем плане видна Петровская набережная, по которой я вскоре продолжу свой путь, а на противоположном берегу Невы просматривается набережная Кутузова.
Здесь взгляд направлен на юго-восток – в сторону Литейного моста. Тут хорошо видно здание, на которое я обращал внимание в первой части прогулки, – так называемый Большой дом на Литейном проспекте. Как мне подсказали читатели, громадное задние в стиле конструктивизма построили в начале 1930-х годов для управления НКВД. С ним связано немало черных шуток и легенд, в частности, ленинградцы в свое время называли это здание самым высоким в городе, так как из него и Соловки видны, и Колыма… Сейчас в Большом доме вполне логично располагается ФСБ.
Такой выглядит «Аврора» с Петровской набережной.
А рядом раскинулся целый городок по продаже сувениров. Не знаю уж, как сейчас, но раньше он ориентировался исключительно на богатых иностранцев, ибо когда в 90-х я хотел приобрести там какую-то мелочь, за нее запросили такую сумму, будто я собрался купить саму «Аврору».
Желающие могут также сфотографироваться с хмурым «Лениным», конечно, тоже небесплатно.
Здесь же установлен и памятник 300-летию российского флота.
Перед Домом моряков, опять-таки упомянутым в прошлой части альбома, разбита очень уютная аллея.
Взгляд назад, в сторону Большой Невки. Справа можно видеть фрагмент Пироговской набережной и часть фасада Военно-клинического госпиталя, построенного еще в петровское время Доменико Трезини – первым архитектором Санкт-Петербурга.
Над деревьями в конце аллеи возвышается купол особняка полпредства.
Вероятно, на стрижку деревьев тут тратится немало сил…
Впереди за парапетом набережной и Троицким мостом уже вырисовываются бастионы Петропавловской крепости. Тут же можно видеть один из многих плавучих ресторанов.
Прачечный мостик, перекинутый через Фонтанку на противоположном берегу Невы.
Троицкий мост, купол Святого Исаакия, шпиль Адмиралтейства и, конечно, серо-голубые воды Невы…
В тени за ажурной решеткой скрывается домик Петра I – первое здание Санкт-Петербурга. Собственно, тут виден не сам домик, а своего рода футляр, защищающий раритет от воздействия окружающей среды. Экспонат, как нетрудно догадаться, выполнен из дерева, а это не слишком долговечный материал. Построили его за три дня в мае 1703 года в стратегически выгодном месте под прикрытием крепости, не мешающей, однако, наблюдать Неву и окрестности.
Перед музеем установлен бюст Петра I.
Еще один взгляд назад вдоль набережной – и я вступаю на Троицкую площадь.
Если ничего не путаю, это построенная в 2003 году часовня Пресвятой Богородицы.
Вообще же до 1730 года Троицкая площадь считалась центральной площадью северной столицы, ее окружали важнейшие административные здания.
Сейчас же на ней разбит очень красивый сквер.
В глубине кадра за домами возвышается Соборная мечеть – первый мусульманский храм Петербурга. Построена она была в 1909–1920 годах и на тот момент являлась крупнейшей в Европе.
Троицкий мост в более выгодном освещении, чем несколькими фотографиями выше. Он считается одним из самых красивых в Петербурге. Построили его в 1903 году к двухсотлетнему юбилею города.
Мост соединяет Троицкую площадь на Петроградской стороне с Марсовым полем через площадь Суворова.
Отсюда уже хорошо видно Петропавловскую крепость – цель третьей части прогулки.
Journal information