В старину эта территория служила загородной резиденцией главы местного феодального клана. Неширокий канал с мутной водой почему-то называется рекой, также именуемой Сибата. Хотя сам парк находится по правую руку, на левом берегу можно видеть относящееся к нему вытянутое деревянное строение с небольшими окнами и соломенной крышей – это так называемая Длинная казарма пешей стражи. Раньше она называлась Северным длинным домом и была построена в 1842 году. Время, впрочем, строение не пощадило, и то, что можно видеть сейчас, является плодом реконструкции 1969 года.
В сам парк посетители попадают по небольшому деревянному мостику.
Первоначально Симидзу-эн, как я понял из лаконичного англоязычного проспекта (ох, не уверен я в точности своей транслитерации имен собственных!), находился в укрепленном городе у замка Сибата. С конца XVI века он принадлежал расположенному тут же храму Котокудзи (Kotokuji). Однако в 1658 году эту землю захватил сёгунат, и храм переместили в соседний уезд. Тогда во владение Сибатой вступил Хидекацу Мидзогути (Hidekatsu Mizoguchi), прибывший из префектуры Ишикава (Ishikawa). Он-то и сделал Симидзу-эн своей загородной резиденцией.
Таблички, укрепленные под кровлей главных зданий комплекса, свидетельствуют, что резиденция Хидекацу была построена к 6 апреля 1666 года. Тогда площадь территории парка достигала 15200 квадратных метров.
К слову, вскоре после окончания этого строительства замок Сибата был уничтожен огнем.
Изрядную часть парка занимает обширный пруд.
Если бы я смог взглянуть на него с высоты, то увидел бы, что его сложной формы берега повторяют начертание иероглифа «вода» (mizu).
Практически со всех сторон пруд обступают невысокие строения, правда, искусно скрытые за деревьями. Таким образом ощущение гармонии с природой ничуть не нарушается.
В одном месте я встретил питьевую колонку. Был страшно удивлен тому, что многоразовая кружка оказалась привязана к ней металлической цепочкой. Это как-то плохо уживается в моей голове со сформировавшимся представлением о Японии и японцах.
Местами на крохотные живописные островки перекинуты не менее живописные каменные мостики – чаще всего искусно обработанные плоские камни.
Где-то вход на них, правда, перегорожен опять-таки живописными калитками.
Встречаются подобные барьеры и на аллеях.
В конце XVII столетия при Сигекацу (Shigekatsu) Мидзогути, четвертом преемнике Хидекацу, за парком следил императорский садовник Соти Агата (Sochi Agata). Он время от времени наведывался сюда из Киото и сумел значительно облагородить это место, которое примерно тогда же прозвали дворцом Симидзудани (Shimizudani Gotan) по имени прилегающей местности.
Превращение парка в дворцовый было завершено около 1700 года.
Там и сям у аллей разбросаны буддистские каменные «фонарики» (уже не помню, как они называются правильно). Этот, похоже, используют как своеобразный жертвенник.
В начале войны Босин (1868–1869) жители Сибаты восстали против призыва в армию сёгуната и отказались сражаться против императора. В итоге тогдашний повелитель этих земель Наомаса Мидзогути (Naomasa Mizoguchi) оказался в крайне затруднительном положении: он не только не сумел сформировать подкрепления для сёгана Токугава Ёсинобу, но и оказался по сути в заключении в собственном дворце Симидзудани.
Собственно дворец (хотя это очень громко сказано) был построен при третьем сибатском Мидзогути по имени Нобунао (Nobunao).
Внутри этого здания находится выставка самурайских доспехов и чего-то еще в этом роде. Я туда не пошел, так как не испытывал желания разуваться на входе. Наверное, брезгливость – качество все же мешающее любопытству…
Ну а свое современное название парк получил уже в XX веке, и сейчас он входит в состав музея Северной культуры.
А вообще мне кажется, что из китайцев, даже несмотря на их весьма неоднозначное отношение к истории, садовники все же лучше.
Journal information