?

Log in

No account? Create an account
Улица Советская: от стадиона до перекрестка с Запарина - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Улица Советская: от стадиона до перекрестка с Запарина [Nov. 2nd, 2008|01:15 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Давно я уже обещал этот альбом, и вот наконец-то свершилось. Кому-то, возможно, он покажется откровенно скучным – большей частью довольно-таки унылые виды отнюдь не презентабельной улицы незнакомого города да еще и мрачноватым ноябрьским деньком. Но я сам воспринимаю эти края совсем иначе: тут часто гулял в детстве с дедушкой, здесь пролегал один из маршрутов к магазинам игрушек на Казачьей горе, позднее тут одно время работало кафе-мороженое, по этой улице мне проще всего было попасть на набережную… Наверное, именно поэтому я решил сделать этот альбом как дань давно ушедшему детству и тем, кого уже нет. Сама улица преображается – не так быстро как центральные, но все же ее современный облик заметно отличается от прежнего. Я не скажу, что это плохо: пусть вместо покосившихся домиков растут современные комфортабельные высотки, а щербатый асфальт заменит ровное дорожное полотно. Печалит другое: когда сносятся и уродуются настоящие памятники старины, а на смену им приходит экономически выгодная безликость. Впрочем, мое вступление слишком затянулось. Замечу еще лишь то, что улица эта характерна если не своей застройкой, то чертами истории. На ней старинные по меркам Хабаровска основательные дома уживаются с башнями как позднесоветской эпохи, так и современной поры, частные особняки (как их сейчас называют) – с безликими серо-кирпичными коробками в стиле Никиты Сергеевича, старые водяные колонки – с подсвеченными неоном киосками, а дорогие японские джипы делят дорогу с дребезжащими трамваями выпуска еще Рижского вагоностроительного завода…


Географически свое начало улица Советская берет от северных ворот стадиона им. Ленина. Похоже, эти ворота, как и виднеющаяся за ними характерная парковая скульптура советской эпохи, являются ровесниками самого стадиона, построенного к 100-летнему юбилею Хабаровска, который город отмечал в 1958 году.
Исторически же тут находилось устье небольшой речушки Лесопилка (ранее она называлась Курча-Мурча), буквально в паре сотнях метров от этого места впадавшей в Амур. В начале XX века где-то тут находилась небольшая грузовая пристань. Вероятно, она была расположена примерно в месте современного ковша Яхт-клуба (он виднеется чуть правее статуи).


От ворот бросим взгляд налево, в сторону находящейся севернее Казачьей горы. В этом ракурсе на ней не видна громада одноименного нового жилого комплекса – только цепочка трехэтажных домов начала 1950-х годов (поговаривают, что их строили японские военнопленные). Свое название гора – по сути вытянутый вдоль берега Амура холм – получила в честь казачьих частей, когда-то несших службу в военном посту Хабаровска, впоследствии и выросшем в современную столицу Дальнего Востока.
Кстати, существует версия (на мой взгляд, не вполне убедительная), гласящая, что именно у подножья этой горы, а не знаменитого Амурского утеса высадились солдаты 13-го линейного Сибирского батальона под командованием капитана Якова Дьяченко, являвшиеся основателями города.
Ниже домов виднеется лента улицы Тихоокеанской – главной артерии северной части Хабаровска.


Первый дом по нечетной стороне Советской улицы – стрелково-спортивный комплекс спортивного клуба армии. Видимо, из-за необычного (и, надо сказать, вполне привлекательного) облика здание также называют дворцом стрелкового спорта. Дату окончания его строительства я не нашел, но, видимо, построен комплекс был где-то в 1970-х годах. Имя архитектора я тоже не обнаружил, хотя и полагаю, что проект мог быть разработан в ЦПИ-52.


Начало этой улицы, идущей от стадиона (по сути от набережной Амура) на восток, напоминает бульвар – движение тут организовано по кольцу, здесь до сих пор сохранилось много зелени.
Между тем сто лет назад тут была обширная площадь, занятая китайским базаром.


Взгляд направо – вдоль оси улицы Истомина (ранее она называлась Артиллерийской). Если пройти по ней наверх, то минут через семь можно будет выйти к одной из главных улиц центра города – Серышева. Впрочем, сама Истомина практически на всем своем протяжении является сонной, будто ей и не приходится пересекать все главные транспортные артерии центральной части Хабаровска. И уж особенно тихой и спокойной она является на отрезке между Серышева и Советской. Чуть выше точки съемки по правой ее стороне, если смотреть отсюда, за деревьями и заборами тянутся старые здания, относящиеся к Окружному военному госпиталю. Слева, как видно, идут жилые пятиэтажки.


Пройдемся тенистым тротуаром вдоль них по четной стороне Советской.


Я даже некоторое время размышлял, были ли эти здания изначально построены как пятиэтажные или же их позднее надстраивали? По оконным проемам и высоте этажей видно, что это все же единый проект. Меня смущала только различающаяся отделка стен двух первых и трех верхних этажей. Впрочем, эти дома возвели примерно в то время, когда борьба с «архитектурными излишествами» еще не достигла своего пика (заселять дома начали в 1959 году), и проектировщики еще пытались хоть как-то скрасить унылый облик типовых жилых коробок.


Внутри кварталов раскинулись обширные дворы, не ведающие ужасов современной уплотненной застройки. Как мне подсказали, в 1960-х годах этот район местные жители именовали Черемушками.


Впереди уже виднеется пересечение с улицей Калинина (в старые годы Поповской), чуть севернее (здесь левее) переходящей в Тихоокеанскую улицу. Вдали виднеется вытянутая башня очередного жилого комплекса «Амурские зори».


С тротуара на Калинина можно подняться по такой вот аутентичной лестнице, наверняка ровеснице пятиэтажных домов. Кабы ее поддерживали в должном порядке, смотрелась бы она очень нарядно.


На перекрестке опять бросим взгляд налево, в сторону Казачьей горы. Примерно по линии переулка, входящего вправо, и протекает где-то в трубах под землей упомянутая выше река Лесопилка. Даже не знаю, можно ли в наши дни ее хоть где-то увидеть на поверхности. Тем не менее на карте города, датированной 1901 годом, начало речки обозначено близ улицы Некрасовской (ныне Некрасова), то есть весьма далеко от устья.
В центре кадра возвышается строящаяся вторая башня комплекса «Казачья гора», которая, согласно проекту, будет куда ниже первой.


На углу стоит дом №3 (он же Калинина, 160) – пожалуй, самое примечательное и интересное здание всей улицы Советской. Это бывшая паровая мукомольня купца Тифонтая, построенная еще в 1899 году. Она заслуживает отдельного подробного рассказа, чем я и займусь, когда мы подойдем к ней поближе.


Через Советскую (дом №8, по улице Калинина же его номер 158), находится еще один памятник примерно той же эпохи – бывшее общежитие для служащих расположенных напротив предприятий, включая упомянутую выше мельницу. Построено оно было около 1916 года, но уже не Тифонтаем, а купившем часть его дела в 1910 году торговым домом Пьянковых – тоже весьма известной и почитаемой в Хабаровске на рубеже XIX и XX столетий купеческой фамилией.


Поднимемся буквально на пару десятков метров по Калинина на юг, в сторону улицы Серышева. Вдали уже виднеется более современная застройка, а на переднем плане доминирует массивный корпус школы №43 постройки самого конца 1950-х годов.


Левее, чуть ниже, мое внимание привлекло здание, в формах которого угадываются архитектурные искания форм рубежа 1970-х и 80-х годов. Правда, подойти и посмотреть, что именно там находится, я поленился, тем более что и таблички беглым взглядом не заметил, так что буду рад подсказкам (как мне сообщили, по крайней мере раньше это здание принадлежало «Сбербанку». После строительства около 1982 года произошло проседание грунта, и левое крыло обрушилось. Позже здание было восстановлено). Ну а за ним возвышаются уже упомянутые выше «Амурские зори».


Вернемся к зданию бывшего общежития для служащих ТД Пьянковых. Меня заинтересовала деревянная пристройка со стороны двора. Насколько я помню, она существует уже давно, несмотря на новенький явно после ремонта вид. Подозреваю, что внутри находится лестница. Неужели кирпичный дом в начале прошлого века не имел собственной внутренней лестницы?.. Сомнительно, но иных версий у меня на этот счет нет. Хотя, быть может, ее сломали в ходе поздних перестроек и решили соорудить новую снаружи?


В плане дом имеет прямоугольную форму, а угол, входящий на перекресток, скошен. Главный декор расположен на двух сторонах, выходящих на улицы Советская и Калинина. Соответственно центр всей композиции и по сути лицо квартала – это упомянутый скошенный угол.
По голове бы настучать тем, что решили повестить на нем такой пластиковый балкончик и тем, кто это согласовали! И если старые кованые балконы украшают здание, то пластиковое бельмо его безоговорочно уродует. К сожалению, это отнюдь не единственный в городе пример такого рода решений, зрительно буквально убивающих памятники старины.


Поскольку дом построен на склоне, со сторону Советской к трем этажам добавляется еще и полуподвал.
Можно заметить, что тут использован такой же прием расчленения объема междуэтажными декоративными поясами, как и у здания мельницы, хотя сам декор, конечно, иной.
Там, где сейчас находится продуктовый магазин, ближе к концу 1980-х годов располагалось кафе-мороженое «Казачка».


Здание бывшей паровой мукомольни Тифонтая ныне иначе как руинами назвать язык не поворачивается. Раньше же оно, несомненно, являлось подлинным украшением улицы.
Стоит немного рассказать о самом Тифонтае, ведь это была весьма примечательная личность.
Вообще-то звали его Цзы Фаньта и был он выходцем из Северного Китая. В 1876 году он поступил в инженерную дистанцию Приамурского военного округа в Хабаровске как переводчик китайского языка. Уже в 1880-х годах предприимчивый Фаньта занялся торговлей и предпринимательством и вполне удачно – вскоре стал купцом I гильдии. В 1894 году он получил русское подданство и взял имя Николая Ивановича Тифонтая.
Мощный толчок его бизнес получил во время так называемого Боксерского (Ихэтуаньского) восстания (я о нем как-то рассказывал достаточно подробно), когда он быстрее прочих купцов сориентировался и организовал поставки продовольствия для русской армии в Китае. Разбогатев на военных подрядах, он стал браться за все более амбициозные проекты.
Мукомольным делом он занялся, как сообщает в своей книге «Старый Хабаровск» Николай Крадин, еще в начале последнего десятилетия XIX века. Им была построена небольшая паровая мельница, но производство быстро потребовало расширения: спрос на муку рос вместе с численностью городского населения, а баржи с дешевым маньчжурским зерном поступали по Сунгари бесперебойно.
В начале 1899 года Тифантием у китайского базара близ берега Лесопилки была заложена новая мукомольня с 35-сильной паровой вальцовой машиной. Стоит отметить, что все строительные работы велись с активным применением механизации. Газета «Приамурские ведомости» в июле 1899 года писала: «В то время, когда железнодорожные и городские подрядчики подвозят землю на тачках, Тифонтай при сравнительно небольших земляных работах с успехом применяет вагонетки Дековиля. Если вспомним, что тот же Тифонтай, первый из частных обитателей, пустил в дело паровую машину, первый ввел электрическое освещение, а теперь применяет дековильку, то увидим на примере Тифонтая, что прославленная китайская косность не везде имеет место».
Собственно, благодаря механизации большое по тем временам здание было возведено менее чем за год – до конца того же 1899 года. Кстати, при Тифонтае на этом предприятии трудились всего сорок два человека – таков был уровень использования машин.
Тогда же рядом на берегу Лесопилки купцом была устроена грузовая пристань, к которой подходили баржи с зерном из Маньчжурии.
В 1910 году Тифонтай умер, а два года спустя его наследники сдали мукомольный завод в аренду упомянутому мною выше ТД Пьянковых, а еще через год и вовсе продали. В свою очередь Пьянковы в 1918 году дальновидно сдали мельницу в аренду на тридцать лет китайскому купцу Пан Хиоза. В августе 1932 года завод был продан за недоимки. Полагаю, дело тут было отнюдь не в небрежном управлении, а в общей экономической политике государства. То, что предприятие удержалось в частных руках еще несколько лет после свертывания НЭПа, возможно, было связано с иностранным подданством владельца.


Как видно, здание мельницы представляет собою прямоугольный в плане четырехэтажный кирпичный корпус. Когда-то он был увенчан высокой двускатной металлической крышей, делавшей его похожим на небольшой замок. Этажи разделены декоративными карнизными поясами похожими на те, что украшают общежитие напротив.
Здание паровой мукомольни наибольший интерес представляет как памятник в первую очередь даже не столько архитектуры, сколько истории, так как является одним из старейших из сохранившихся промышленных сооружений.


Впрочем, опять повторяюсь, что слово «сохранившееся» тут не слишком уместно. В таком вот печальном состоянии она стоит уже несколько лет после пожара, хотя более столетия до этого честно работала для города по своему прямому назначению.


Очень хочется верить, что мельницу все-таки восстановят. А пока она, способная стать украшением этой части города, выглядит немым укором истории…


Чуть дальше вдоль улицы с некоторым отступом от мукомольни стоит здание торговой конторы, построенное в 1902 году.


Декор одноэтажной пристройки, соединяющей объемы обоих упомянутых зданий, выполнен в том же стиле, что и мукомольни. Вероятно, возведены они были практически в одно время, хотя, возможно, пристройка является какой-нибудь мастерской.


Фасад прямоугольного в плане здания конторы имеет три четко выраженных части: два фланговых ризалита и западающую середину. К восточному боковому фасаду пристроен небольшой объем входа, тоже двухэтажный, но меньший по высоте.


Декор выполнен в стиле «кирпичного узорочья». Характерное для Хабаровска начала XX века сочетание русского красного кирпича и серого маньчжурского дало архитектору возможность сделать фасады зрительно еще более «богатыми». Общая ось симметрии фасада подчеркнута ступенчатым аттиком со сквозным арочным проемом, в котором можно разглядеть даже готические элементы.
Балкон главного фасада утрачен уже давно. Помню, в детстве дверь второго этажа «в никуда» мне всегда казалась очень таинственной. Хоть возраст зданий сравнивать смешно, у меня точно такие же ассоциации вызывают двери «в никуда» и у известного особняка Клюни.


А напротив высится недостроенная еще громада нового жилого комплекса.


Мне кажется, комнаты, окна которых расположены со стороны внутренней части Г-образого корпуса, не слишком уютны. Вот уж и в самом деле получается, как у Виктора Цоя: «Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив». Впрочем, возможно, все это дело привычки…


Опять вернемся на нечетную сторону улицы. Вдоль нее тянется длинное одноэтажное здание с полуподвалом, обшитое сайдингом. Несмотря на приданный ему недавно современный вид, дом этот также относится к началу XX века.


Раньше окна в полуподвале были застеклены толстыми непрозрачными зеленоватыми стеклами, а проходящие мимо пешеходы наслаждались вкусным запахом кваса. Впрочем, и поныне часть комплекса старых зданий принадлежит компании «Тайга», среди алкогольных напитков и пива производящей также квас. Однако внешний корпус, как видно, занял техцентр «Форда». Не скажу, правда, будто в Хабаровске много машин этой марки: дальневосточники традиционно предпочитают японские автомобили.


Прилегающие с востока ворота «Тайги».


Если заглянуть во двор, то можно увидеть еще несколько старых зданий из красного кирпича.


Дело в том, что после строительства Тифонтаем паровой мукомольни тут быстро выросли и другие постройки: электростанция, литейная и механическая мастерские, котельная, табачная и макаронная фабрики. Хотя почти все перечисленные здания сохранились до нашего времени, идентифицировать их я не возьмусь…


И опять перейдем на нечеткую сторону. В некогда щеголеватом кирпичном здании под красной металлической крышей располагается диспетчерская службы механизации транспорта МУП «Тепловые сети». Здание, вероятно, было построено в первой половине 1990-х годов, когда подобные проекты считались модными. Однако, как мне кажется, уже сейчас они выглядят морально устаревшими и даже какими-то зрительно незавершенными. До стилистической гармонии столетних соседей им ох как далеко…


У меня создалось впечатление, что газон у здания диспетчерской привозной, то есть трава эта была выращена на специальной ферме, а потом срезана вместе с полоской дерна и выложена тут наподобие ковра, как это сделано, к примеру, у мэрии. Очень уж густота и цвет травы отличаются от соседних газонов. Другой вопрос, откуда у второстепенного муниципального предприятия средства на такую роскошь…


Напротив стоит деревянный «офисный» дом, занятый разнообразными организациями. Я предположил, что таким он строился изначально, ведь даже внешне похожие старые жилые дома обычно имеют дворовую территорию, этот же выходит своими подъездами прямо к улице. Хотя мне подсказывают, что пусть и не целиком, но это здание использовалось как жилое. Помню, когда-то давно у его дверей стояли очень оригинальные урны в форме птиц, я их про себя называл воронами. Увы, «вороны», были утрачены, и их заменили стандартные безликие ящики.


Взгляд назад в сторону Амура. Кстати, раньше Советская улица называлась Кладбищенской. Дело в том, что в начале прошлого века она была длиннее и выходила к большому городскому кладбищу, ранее расположенному чуть к северу от вокзала. Сейчас в том районе находятся общежития ДВГУПС и Краевое ГИБДД.
На этом перекрестке с улицей Запарина, ранее носившей имя Барабашевской, я завершаю первую часть своего рассказа об улице Советской. Во второй части я прогуляюсь практически до самого конца улицы.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: natpopova
2008-11-24 06:17 am (UTC)
моя улица :)
про пластиковый балкончик. это сейчас его отделали, а до этого чугунные решетки заменили сварным куском железа со швом посредине. сказать, что было уродство - ничего не сказать. терь вот это висит, пластиковое бельмо...

а про "тайгу" мне рассказали интересную весчь. оказывается, в архивах предприятия до сих пор хранятся бумаги, относящиеся к самым первым заводикам, которые работали в этих зданиях - табачная, макаронная фабрика, первые предприятия по розливу напитков. было б интересно посмотреть :)

спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 07:16 am (UTC)
Специально полез в свой архив. Так вот, на моей фотографии, датированной февралем 2004 года, указанный сварной балкон со швом (да еще и с решеткой до пола следующего балкона) был на первом этаже. А на втором, где сейчас висит пластиковое бельмо, висел вполне симпатичны изящный кованый балкончик. Похоже, что именно он сейчас украшает первый этаж, а вместо него приспособили "пластик". ИМХО, все равно раньше было лучше, по крайней мере в глаза так не бросалось.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: retromoscow
2008-11-24 06:24 am (UTC)

Хабаровск - ул. Советская

http://pics.livejournal.com/dkphoto/pic/005t9g3b.jpg
Жаль, что такие старинные постройки у нас сейчас в России пребывают чаще в запустении :( Ведь это история. Лицо города это они, а не очередной "муравейник", который сроится на заднем плане..

Кстати, а в Хабаровске есть спальные районы и "выселки" (ну в московском понимании этого слова)

Урны-"вороны" помнится, я тоже видел ещё в 1990е - в подмосковном Щёлкове, да и в Москве кое-где

P.S. Cпасибо за прогулку. Такой вопрос: а какая улица в Хабаровске центральная/парадная (наподобие Светланской во Владике) и нет ли у Вас фото её фасадов?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 07:32 am (UTC)

Re: Хабаровск - ул. Советская

Самая парадная у нас улица Муравьева-Амурского. До альбомов, посвященных именно ей одной, у меня руки просто не дошли, ибо боюсь объемов работы. Там практически каждый дом - целая история. Материалов на этот счет у меня очень много, но нет уверенности, что овчинка стоит выделки. Более чем убежден, что какой-нибудь очередной альбом по Таиланду вызовет больший интерес, ведь процент читателей-хабаровчан (включая бывших, которые традиционно сильнее интересуются городом, чем его современные жители) у меня относительно мал. Но вообще во многих альбомах по Хабаровску можно видеть уголки Муравьева-Амурского. Взгляните, например, на зарисовки о панораме исторического центра города.

Edited at 2008-11-24 08:14 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nazdarru
2008-11-24 06:29 am (UTC)
а мне там так вполне нравилось :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 07:09 am (UTC)
Надеюсь, речь идет не о пластиковом балкончике? ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kaza_marusya
2008-11-24 06:54 am (UTC)
ооо..
на пятой фотке дом, в котором я жила 20 лет назад..
как приятно видеть родные места, в которые неизвестно когда еще доберешься..
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 07:12 am (UTC)
Но ведь есть же еще Google Earth. ;) Шучу, сам не вполне понимаю страсть некоторых пользователей Сети "путешествовать" по спутниковым снимкам. Хотя иногда для ориентирования на местности это бывает полезным...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: madam_polasuher
2008-11-24 08:01 am (UTC)

На пятом фото - вид на ул.Истомина - мой дом, Истомина, 106... В нем жили еще мои дед и бабушка.
Кстати, сначала они жили в доме на шестом фото, по ул.Советская.
Вы не представляете, сколько воспоминаний у меня связано со всей этой улицей!
Как-то даже слёзы навернулись.
Спасибо, спасибо, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 08:10 am (UTC)
Рад, если этот альбом вам понравился. Как нетрудно догадаться, у меня у самого с Советской связано очень много детских воспоминаний.

Edited at 2008-11-24 08:11 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zverok_ala
2008-11-24 08:16 am (UTC)

спасибо

Какой хороший пост! Сколько внимания и любви к своему городу! до чего замечательны не традиционные виды старого центра, а реальные жилые кварталы! Как отрадно видеть любовь и уважение к городам, не входящим в "топ-лист" самых "модных" и т.п.! Топ-листы меняются, мода проходит, любовь остается
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 10:59 pm (UTC)

Re: спасибо

И вам спасибо за такие теплые слова! Я и в самом деле люблю свой город, хотя, увы, знаю о нем куда меньше, чем хотелось бы...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2008-11-24 08:35 am (UTC)
Спасибо за еще один "маршрут" Мукомольня очень интересная. Если бы сделать в ней музей - цены бы не было такому музею.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 09:15 am (UTC)
Я тоже об этом думал, конечно, чисто гипотетически...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rus77_79
2008-11-24 08:55 am (UTC)
спасибо за репортаж;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 09:13 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-11-24 09:31 am (UTC)
Да, по этим местам мне тоже пришлось походить, многое связано с разными жизненными эпизодами. Мукомольню в таких руинах я не успел застать, 6 лет уже прошло. Что касается домов, "деленных" на два разных цвета, тот тут меня вот какое предположение: этот район активно строился в 1955-1960 гг., когда военные своими силами провели и генеральную реконструкцию района Стадиона, насыпали там землю, сделали набережную и облагородили. Так вот, рядом строились и жилые дома, и до постановления 1957 г. они строились по усиленной схеме, не как хрущевки. Так вот, возможно постановление 1957 г. застало их в стадии стройки, и последние этажи были возведены уже по новым нормам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 10:43 am (UTC)
Кстати, да, гипотеза о домах очень правдоподобна! Если кто-нибудь из знатоков истории не приведет противоречащие ей факты, приму ее за истину. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2008-11-24 09:33 am (UTC)
Да, насчет тира. Когда мы жили в Хабаровске в 1970-1976 гг., его не было. Когда я приехал в 1981 г. обратно в Хабаровск, то территория была уже высвобождена и он в эти годы строился.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 10:37 am (UTC)
Как мне говорят, вроде бы его построили где-то в 1982 году. Я вроде бы очень смутно помню сие строительство, но уверенности в том нет... Пытался искать год в многочисленных книгах, но пока безуспешно. Жду появления читателей-архитекторов, они сюда часто заглядывают. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: don_sera
2008-11-24 10:19 am (UTC)
Будучи в Хабаровске, слыхал от местных жителей историю про новостройку на Казачьей горке. Якобы подрядчики здорово сэкономили на цементе, поэтому СНИПы - или чем там сейчас регулируется прочность и соответствие стандартам - оказались несоблюденными. Фактически такое здание принимать было нельзя, но бабло побеждает зло и якобы было принято решение чем-то усиливать стены... И вроде даже усилили...
Это я к тому, что ста лет, как мукомолка, этот жилой комплекс явно не простоит )))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-24 10:40 am (UTC)
Я тоже слышал, что главная башня "Казачьей горы" дала трещину, которую изо всех сил заделывали. Собственно, об этом как-то писал в своем журнале. Некоторые знакомые-через-знакомых, успевшие отхватить там квартиры, стали от них лихорадочно избаляться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2008-11-24 03:02 pm (UTC)

Sasha

улица детства :) Спасибо за альбом. Каждый день в детстве (70-е) ходили по ней, это был путь на стадион Ленина, в бассейн-лягушатник (сейчас на его месте корт) - в Амуре по малолетству родители не разрешали купаться.
Раньше было больше старых купеческих домов с высокими воротами, и просто древних хибар. Очень интересно было заглядывать в окна пивзавода, а около мельницы всё было в муке.
Насчёт "офисного" дома - это был самый что ни на есть жилой дом, правда, какая-то контора там всё же была (то ли домоуправление, то ли ещё что).
Насчёт названия: Улица Кладбищенская, начинаясь от Амура, тянулась (в генплане тех лет ) до самой железной дороги, а там было городское кладбище (оно было по обе стороны ж/д, ещё в детстве я натыкался на надгробия на месте нынешних общаг ХабИИЖТа).
Ещём ного чего я узнал от соседской бабушки, которая жила в тех местах чуть ли не с момента их основания и умерла лет 20 назад в возрасте 99 лет. Так что кое что из истории ещё могу вспомнить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-25 04:56 am (UTC)

Re: Sasha

Как я не подумал, что Кладбищенской улица стала из-за упомянутого мною кладбища неподалеку от вокзала!.. Спасибо за информацию!
Кстати, я сам в тех краях в 80-х часто находил в траве (примерно там, где сейчас построено Краевое ГИБДД - будь оно неладно! - многочисленные остатки старых надгробий с "ять" и датами рождения, начинающимися на "18".

Меня страшно интересуют здания на перекрестке Советской и Знаменщикова. Вроде бы там в свое время располагалась 10-ая Восточно-Сибирская стрелково-артиллерийская бригада. Есть подозрения, что как минимум одно из зданий (в юго-западном углу пересечения улиц) имеет достаточно древнюю историю. И кладка там местами ну очень любопытная. Да и каменный дом на северной стороне, где сейчас милиция, тоже выглядит построенным ближе к началу прошлого века.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _valparaiso_
2008-11-25 06:28 am (UTC)
здорово... я родилась в Хабаровске.. а потом в возрасте 5 лет меня оттуда увезли. пока что еще там и не была...
Мы жили на ул.Фрунзе 13. Если вдруг есть фотка оттуда, была бы благодарна)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-25 07:10 am (UTC)
Увы, в тех краях я с камерой не так уж и часто брожу... А по номеру дома сейчас без карты не вполне могу понять, о каком квартале идет речь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
From: (Anonymous)
2008-11-27 01:55 am (UTC)
Спасибо Вам!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-27 07:20 am (UTC)
Пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muxen
2008-11-27 06:07 pm (UTC)
Спасибо за ещё одно фотопутешествие по городу.Надеюсь,это продолжение не постигнет участи продолжения по ул.Серышева...:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-11-28 06:50 am (UTC)
Часто слышу (читаю) упреки по поводу заглохшего рассказа об улице Серышева. Но там формат пора менять, ибо с тех пор узнал о зданиях, уже показанных в первой и единственной части, очень много нового. Надо все переписывать и фотографии добавлять, а это значит, что и доснимать кое-какие ракурсы надо...

Edited at 2008-11-28 06:54 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>