dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Страницы истории: прародитель автобуса – омнибус

Омнибус второй половины XIX века был основой тогда еще только зарождавшегося городского общественного транспорта. Об этом говорит уже самого его название, берущее начало от латинского omnibus, что переводится, как «для всех». Правда, этимология этого термина все же более тернистая.
Принято считать, что первый омнибус появился во французском Нанте в 1826 году. Молодой человек по имени Этьен Бюро создал транспортное средство для перевозки служащих своего деда-судовладельца, курсирующее между его конторой и таможней. Транспортное средство это обычно стояло на площади Коммерции, рядом со шляпным магазином Омнэ, на вывеске которого было написано «Omnes omnibus». Среди пользователей пассажирской линии быстро вошли в оборот выражения «пойти к омнибусу» и «сесть на омнибус».
Между тем куда корректнее будет сказать, что в 1826 году появился не первый омнибус, а лишь возник сам термин. Известно, в частности, что многоместные пассажирские экипажи были пущены в Париже полутора столетиями ранее, хотя массовое распространение они тогда так и не получили
Имеются свидетельства того, что за два года до омнибуса Бюро, в январе 1824 года, аналогичное пассажирское сообщение появилось в Англии: некий Джон Гринвуд организовал линию между Манчестером и его пригородом Салфордом.
Идея быстро была подхвачена во многих городах. Так, 4 июля 1829 года лондонская пресса сообщила, что новое транспортное средство, называемое омнибусом, начало ходить между Паддингтоном и Сити. Этот маршрут имел протяженность в пять миль, на преодоление которых уходил целый час. Появление именно этой линии считается сейчас отправной точкой истории лондонского автобуса. Организатором омнибусного движения в Лондоне стал Джордж Шилибир.


Обычно омнибусы являлись многоместными, вмещавшими до двух десятков пассажиров, повозками на конной тяге, причем сидячие места располагались не только внутри фургона, но и на крыше – так называемый империал. Скамьи в первых омнибусах шли вдоль бортов, а вход располагался сзади.
Пассажиры второго этажа поднимались наверх по чугунной лестнице и сидели под открытым небом на двух скамьях, развернутых спиной друг к другу. При этом, чтобы не слететь при тряске, требовалось упираться ногами в горизонтальный внешний барьер.
Сначала в Лондоне использовали 22-местные омнибусы, но они были слишком неповоротливы, и их заменили фургонами на двенадцать человек. Внутри таких омнибусов на первом этаже лицом друг к другу устанавливались сиденья на пять пассажиров с каждой стороны, обычно крытые синим бархатом. Окна никогда не открывались, а пол устилали соломой. Внутри, как можно судить уже хотя бы по этому полотну английского художника Дж.У. Джоя, написанному в 1895 году, рекламы на единицу площади стен приходилось не меньше, чем в современном московском метро.


Стремительный промышленный рост и урбанизация Лондона в XIX столетии привели к тому, что столица Британии все острее нуждалась в общественном транспорте. Люди шли пешком, брали кеб или садились в омнибус. Последние два средства транспорта, впрочем, были предназначены в основном для людей среднего достатка и выше. Даже ездить омнибусы начинали с восьми утра, когда все рабочие были уже на производстве. Дело в том, что проезд здесь стоил дороже, чем билет третьего класса на «рабочих» поездах.
Вообще весьма интересно об этом виде транспорта рассказывается в книге Татьяны Васильевны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии» (я почерпнул из этой книги немалую долю приводимого тут материала). Вот, к примеру, какую цитату современницы омнибусов приводит автор: «Кондуктор омнибуса отказался посадить меня вместе с леди, потому что, по его мнению, я была плохо одета. Я в этот день сильно торопилась и поэтому выглядела лохматой. Мне пришлось ждать следующего, на котором я и доехала».
Вообще часто случалось, что водители не останавливались для плохо одетой публики. В лучшем случае они замедляли движение, позволяя запрыгнуть на подножку.
По негласному правилу места на открытом втором этаже предназначались для мужчин. На дам, осмелившихся проехать там, смотрели с явным неодобрением, как на не возражавших, что прохожие будут заглядывать им под юбки.
Сара Дункан, автор книги «Американская девушка в Лондоне», сказала своей кузине, которая ехала на омнибусе:
«— Я полагаю, ты имеешь в виду в омнибусе. Не могла же ты, в самом деле, ехать на омнибусе, если только ты не была наверху! — миссис Портерис насмешливо улыбнулась.
— Вот именно! Я ехала наверху! — возразила я спокойно. — И это было здорово!
Миссис Портерис чуть не потеряла контроль над собой от такого неслыханного заявления. Губы ее заметно затряслись, и она сказала, еле сдерживая себя:
— Проехать через весь Лондон наверху омнибуса! Никогда больше не делай этого! Второй этаж — это не место для тебя! Ни за что и ни при каких обстоятельствах!»
Первый же этаж негласно закреплялся за леди, но при плохих погодных условиях им предпочитали пользоваться и мужчины. Таких женщины рассматривали как вещь для удобства пассажирок. Та же Сара Дункан пишет: «Их называли джентльменами-в-углу. Их руки, или трости, или зонтики всегда использовались любой леди, которая намеревалась позвонить в колокольчик, чтобы попросить остановиться. Казалось, что это была обязанность каждого, кто занимал угловое место, и каждый мужчина принимал это с покорностью».
По правилам этикета, которые оговаривали каждую сторону жизни обеспеченных слоев в викторианскую эпоху ханжества, включая поездки, тем не менее считалось, что мужчина не должен освобождать места для дам. Однако кондуктор, видя стоявших леди, постоянно спрашивал: «Может быть, кто-нибудь из джентльменов поднимется наверх и уступит место для леди?» — и сидевший, не выдержав давления со стороны взиравших на него дам, отправлялся наверх в холод и дождь.
Внутри пассажиры, согласно свидетельствам той эпохи, подвергались воздействию бесчисленных досадных раздражителей. Трости и зонты утыкались в спину, как вежливое предупреждение, что кто-то хочет выйти и что сидящий впереди пассажир должен дергать кондуктора за полу пальто или щипать его за икру с просьбой остановиться. «Вы задыхаетесь от запаха влажных зонтов, пальцы ног отдавлены сходящими или входящими пассажирами. Ваши соседи кашляют и сморкаются, младенец орет, карманные воры шныряют рядом, мушки, таящиеся в грязной соломе, вот-вот угодят вам в рот или глаза, и при этом все кругом грохочет, дребезжит и трясется!»


Помимо мест на первом и втором этажах, было еще четыре сиденья рядом с кучером, которые он за чаевые резервировал для постоянных пассажиров. Кондуктор стоял на узкой ступеньке слева от двери, и в его обязанности в кринолиновую эру, помимо взимания платы, входила помощь дамам с их широкими юбками, которые с трудом проходили в узкий проем.


До последней четверти XIX столетия билетов на омнибусы не существовало, а плата взималась по усмотрению кондуктора, который делился доходами с кучером-водителем. Отсюда, собственно, и становится понятно, почему количество остановок определялось наличием хорошо одетой публики.
Молли Хагес писала в 1870 году: «Мы останавливались где угодно, и главная цель была подобрать пассажиров, а не доехать до места как можно скорее. Путешествие из Ислингтона в западную часть города, что составляет приблизительно две мили, заняло больше часа!»
Когда же наконец-то были введены билеты, это встретило большое недовольство у обслуживающего персонала омнибусов и конок (прообраза трамвая на конной тяге). Они устроили забастовку, и несколько дней транспортная система Лондона пыталась справиться с перевозками, используя ресурсы лишь железной дороги. Впрочем, после все наладилось, и пассажиры более уже не зависели от настроения и прихоти водителей и кондукторов, которые были обязаны не только брать установленную плату, но и останавливаться в строго определенных местах.
На фотографии, кстати, изображена Флит-стрит, которую я уже показывал практически в этом же ракурсе, только столетием позже. :)


Уже в 1903 году в Лондоне вышли на линии первые городские автобусы, которые, кстати, тогда называли автомобилями-омнибусами. В течение последующих десяти с небольшим лет моторные автобусы полностью вытеснили своих конных предшественников. В Петербурге, к примеру, омнибус исчез в 1914 году.
До сих пор автобусы английских городов невозможно с какими-либо другими, кроме созданных по их образу и подобию и эксплуатируемых в некоторых городах прежних британских колоний. Линейные «даблдекеры», правда, давно обрели крышу над вторым этажом, а об империалах омнибусов прошлого напоминают разве что специальные автобусы частных фирм, ходящие по специальным туристическим маршрутам в центре Лондона.


Более или менее подробно о современных британских пассажирских автобусах я уже как-то рассказывал, повторяться не буду. Добавлю только, что, как и раньше, второй этаж считается менее подходящим солидной публике, чем первый. Наверху чаще ездит молодежь, соответственно и состояние салонов второго этажа редко может вызвать восторг: сиденья и стены изрезаны и исписаны, а стекла – исцарапаны. В этом плане нет никакой разницы со втором этажом парижских поездов линий RER. Внизу же столь неухоженные салоны мне видеть не доводилось.
Однако после некоторого негатива хочу особо выделить, что система общественного транспорта в Лондоне мне лично очень понравились. Ею и в самом деле удобно пользоваться и (при отсутствии тяжелого багажа) в целом она является хорошей альтернативой ежедневным поездкам на личном автомобиле (тут еще можно напомнить, что въезд в центр Лондона платный и совсем недешевый, улицы узкие, а развязок и проспектов там нет и в помине). В ближайшие дни расскажу, наверное, про лондонскую подземку…
Tags: Англия, Лондон, история
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →