dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Страницы истории: жизнь на 30 шиллингов

Как я и обещал, расскажу нынче о быте простой лондонской семьи конца викторианской эпохи. Впрочем, термин «простая семья» можно трактовать слишком широко, поэтому лучше сузить постановку задачи и оговорить, что речь идет о семье квалифицированного рабочего, имеющего стабильный заработок. Он живет в городском районе для низкого сословия, но при этом в достойном месте и не очень далеко от работы. У него жена и трое детей школьного возраста.
Конечно, не имея машины времени, я не могу быть очевидцем, а потому буду цитировать книгу «Повседневная жизнь викторианской Англии» Татьяны Диттрич, в свою очередь опиравшуюся на статью Артура Моррисона, изданную в апреле 1901 года в Cornhill Magazine. Сопроводительные фотографии я взял из открытого фотоархива журнала LIFE. Должен отметить, что все они все относятся к более позднему времени, но я все же счел уместным несколько разбавить ими длинный текст.


Артур Моррисон выбрал сумму семейного бюджета в 30 шиллингов в неделю не как среднюю для рабочего класса, та несколько выше, а как среднюю с учетом непредвиденных обстоятельств, например болезни, вследствие которых человек не мог работать несколько дней. Здесь же стоит отдельно заметить, что речь идет именно о квалифицированном рабочем, простые фабричные работники, даже трудящиеся на вредных производствах, зарабатывали меньшие суммы.
Для справки: в начале XX века двадцать шиллингов составляли один фунт стерлингов, а пять шиллингов – крону, при этом каждый шиллинг делился на двенадцать пенсов. Англичане отказались от этой исторической системы не так уж и давно (ныне шиллингов нет вовсе, а фунт состоит из ста пенни). Еще можно отметить, что в описываемое время один фунт стерлингов по курсу соответствовал примерно десяти рублям.


Итак, жила рассматривая семья в съемной половине дома, занимая три комнаты. Аренда составляла семь шиллингов в неделю. Ее выплачивали в субботу, когда рабочий получал свое еженедельное жалованье.
Вечером они вместе с супругой отправлялись за покупками на неделю. Муж в данном случае, впрочем, был нужен только чтобы потом нести купленное домой, вопросами же самих закупок ведала его миссис. Сначала супруги шли к бакалейщику, поскольку цена на его продукты обычно не менялась в течение дня, а только потом направлялись к продавцу рыбы, мяснику и зеленщику, чьи продукты дешевели, когда начинали слегка портиться. Здесь стоит отвлечься и напомнить тем, кто на этом месте ужаснется или улыбнется, что именно так сейчас совершают свои покупки многие пенсионеры в современной России.
У бакалейщика семья рабочего покупала четверть фунта чая, заплатив за это четыре с половиной пенса. Чая должно хватить на семь дней, если не пожалуют нежданные гости. Затем миссис покупала четверть фунта кофе, что стоило три пенса, фунт сахара кускового и два фунта жидкого за три пенса, банку варенья весом в три фунта за семь с половиной пенсов. Следующей покупкой было полфунта масла (шесть пенсов), восемь яиц (за ту же сумму), фунт бекона (восемь пенсов) и полфунта сыра (три пенса).
К мяснику миссис шла позже. Он по знакомству всегда оставлял ей говяжье рагу — косточки, на которых было достаточно мяса на воскресный ужин. Хозяйка оставляла мяснику от двух–трех шиллингов до половины кроны. Мяса должно было хватить на всю неделю. В горячем виде — в воскресенье, в холодном — на два–три дня, а из остатков варили «стю», или «сквик энд бабл» — тушеное мясо с овощами (недоеденные куски мяса варились с картошкой, морковью и луком, бульон, образуемый при этом, делается густым с помощью добавленной муки).


У продавца рыбы обычно покупали треску, хека по два с половиной пенса за фунт, скумбрию, угрей, скатов, селедку, много недорогой рыбы — всего на десять пенсов. Покупали достаточно на воскресный завтрак и ужин, а также к завтраку или чаю в понедельник и во вторник. Если была жаркая погода, то рыбу всю готовили сразу, так как в жареном виде она хранилась дольше.
В овощной лавке хозяйка брала картошку, если она закончилась, за три пенса, зелень — за ту же сумму.
Таким образом, ее траты за этот вечер составляли семь шиллингов и шесть пенсов. К этому добавлялась сумма за три буханки хлеба, которые она купила днем за семь с половиной пенсов, и муку, стоившую три пенса.
После того как владелец дома забирал плату за аренду жилья, больше половины денег за неделю уже были истрачено. В последующие дни семья докупала хлеб, истратив на него один шиллинг три пенса, с расчетом приблизительно буханка на день на пятерых, и другие продукты, такие как мясо, рыба, яйца и бекон. Их приходилось докупать среди недели, так же как и овощи.
Что касается дров или угля, расходы на них зависели от времени года. Счастливчики, у которых был чулан или подвал, могли позволить себе закупить топливо летом, когда оно стоило дешево. Описываемая семья себе такого позволить не могла. Экономя уголь, готовили перед камином в большой комнате. Это был единственно горевший камин зимой. Летом его зажигали, только когда много готовили или в дни больших стирок, чтобы нагреть воды. В остальное время кипятили чайники и варили яйца на масляных печках. Цена на уголь и дрова равнялась двум шиллингам в неделю. Парафиновое масло для ламп и печи стоило шесть пенсов в неделю. Шведские спички в коробках для разжигания огня обходились в неделю полтора пенса и дороже, если хозяин курил.
Мыло, крахмал, синька и сода стоили шесть пенсов в неделю. Стирали и гладили
дома, но выжималку — барабан, который крутили, затягивая постельное белье в узкую щель, брали напрокат, что обходилось в три пенса. На перец, соль, горчицу и другие мелочи уходило четыре с половиной пенса.
Теперь об одежде. Младшим всегда доставались обноски от старших. Приблизительно уходило два шиллинга в неделю на обувь, нитки, ремонт порванных вещей. Вообще одежда зависела от профессии. Большинство рабочих, имевших постоянную работу, в 1901 году покупали ее в дешевых магазинах новой, а люди, перебивавшиеся случайными заработками, донашивали свое или чужое старье. Детям перешивали матери из одежды старших детей или своей собственной. Очень распространена была перелицовка, когда, сносив вещь, например пальто, с лицевой стороны, переворачивали на изнаночную и сшивали заново либо на дочерей, либо на сыновей.


Еще два шиллинга уходило на страховочные деньги, куда включалась оплата услуг
докторов. Если дети ходили в школу, то всегда надо было быть готовыми к непредвиденным расходам, несмотря на то, что обучение являлось бесплатным. Также полкроны уходило на пиво и табак. Если рабочий и его жена выпивали по пинте (0,568 литра) пива за обедом и по полпинты за ужином (а из-за качества питьевой воды вместо нее пили пиво и эль даже дети), то на это тратилось два шиллинга и четыре пенса в неделю.
Оставалось немного – всего шиллинг и три пенса для писем, развлечения, если нужно было за них платить, и на непредвиденные расходы. Здесь не учитывается шиллинг на метро, поскольку рабочий, согласно условиям задачи, жил недалеко от места работы. Но эти оставленные деньги могли быть истрачены любым другим путем, к примеру на лишние полпинты пива. Тут не учитывались случаи, когда деньги нужны были на лекарства, не брались во внимание ситуации, когда одежда или обувь членов семьи приходила в полнейшую негодность и требовала замены. Также хозяин дома мог поднять квартирную плату, неожиданно могли приехать пожить родственники из деревни, понадобиться подарок на день рождения. Или дети могли разбить стекло у соседей, и нужно было срочно вставить новое. Мог быть наложен штраф на работе за поломанный инструмент. Могла возникнуть необходимость расплатиться за оторванный в драке рукав. Да мало ли на что нужны деньги! Учесть все ситуации невозможно, и, как известно, денег всегда не хватает…
Сюда также не включены ситуации, когда семья выезжала из города на выходные или приглашала к себе гостей, или просто, гуляя по улицам, захотела купить что-то перекусить. Увы, оставшихся денег было недостаточно даже для того, чтобы оплатить один билет на поезд.


И все же, даже при таком ограниченном бюджете, члены этой семьи могли считаться середниками рабочего класса. У них были постоянный заработок, еда, одежда и крыша над головой. Очень многие же этим похвастаться не могли.
Для контраста и наглядности упомяну, что я уже рассказывал о жизни в современном Лондоне.
Tags: Англия, история
Subscribe

promo dkphoto сентябрь 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →