Проект первого здания вокзала во Владивостоке составили в 1891 году, строительство закончилось к 1 июля 1894 года. Тогда это было одноэтажное каменное строение с двумя двухэтажными башнями по бокам. Спустя два десятка лет – в 1907-1912 гг. – вокзал был реконструирован по проекту архитектора де Плансона.
Это было уже совершенно другое здание. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русский, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах. Потолок внутри был расписан, по воспоминаниям современников, картинами с библейскими сюжетами. Надстроенный второй этаж соединялся двумя виадуками с привокзальной площадью. Виадуки были важны, так как вокзал своеобразным островом возвышается среди проходящих по обе стороны от него путей.
Фасад был украшен изразцовыми изображениями герба Приморской области, воина-всадника, мифических птиц Сирин и Алконост, символизирующих радость и печаль, а также других символов-картинок. Крышу над входом венчал бронзовый двуглавый орел с короной, распростерший крылья, символизирующий обширность земель и могущество России.
Новое здание вокзала, напоминавшее русские сооружения XVII века, сразу же после открытия стало главной достопримечательностью Владивостока. Автор проекта осуществил идею московского архитектора Ф. Шихтеля, мечтавшего построить в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, здания вокзалов в традициях древней русской культуры. Петербургский журнал «Нива» в том же 1912 году отмечал, что Владивостокский вокзал является лучшим на всем пути Великой Сибирской железной дороги, как тогда называли Транссиб.
Владивостокский вокзал очень пострадал в годы Гражданской войны. В результате артиллерийского обстрела осенью 1919 года стены и крыша были повреждены снарядами, а часть помещений выгорела. Правда, уже на следующий год здание подремонтировали, однако облик его был уже не тот, что прежде.
После установления советской власти в Приморье вокзал подвергся форменному погрому: с его крыши с пролетарской ненавистью сбили двуглавого орла, ободрали значительную часть изразцовых барельефов, забелили художественную роспись потолка и стен пассажирского зала, растащили медно-бронзовые символы и атрибуты старой России... С годами здание лишь ветшало и приходило в упадок. Только в 1936 году новая власть нашла силы на косметический ремонт. В частности, тогда внутренние интерьеры были расписаны в стиле сталинского соцреализма. Еще двадцать лет спустя вокзал вновь подремонтировали, потолок кассового зала украсило панно на сюжет «наша великая Родина», где вместо библейских персонажей фигурировали уже рабочие и колхозницы. В 1969 году была проведена очередная «реставрация», в результате чего вокзал окончательно утратил свой исторический вид. Все что можно еще было отодрать и закрасить из царского облика, отодрали и закрасили, а фасад покрыли зеленой краской, что в корне изменило облик сооружения. По слухам, такой цвет был выбран в силу банальной нехватки в тот момент других красок.
Возрождение вокзального комплекса началось лишь в первой половине 90-х годов. К этому времени здание пришло в аварийное состояние. В международном конкурсе среди строительных компаний победили итальянцы. Говорят, что президент компании-победительницы, увидев впервые железнодорожный вокзал Владивостока, был изумлен: «Mama mia! Париж, XVII век!».
В ходе ремонта, которого здание вокзала не видело около 85 лет, в значительной мере был воссоздан первоначальный как внутренний, так и внешний облик здания. Установленный на перроне знак «9288 км» красноречиво говорит о том, какое расстояние отделяет Владивосток от Москвы.
Морской вокзал не имеет подсветки (или ее просто не включают), поэтому по вечернему снимку трудно делать заключение относительно его внешнего облика. Однако днем видно, что здание стилизовано под морской лайнер. Кстати, расположено оно совсем рядом с железнодорожным вокзалом, с которым даже соединено виадуком.
Его история началась в апреле 1911 года, когда на финской верфи «Крейтон» построили одновинтовую двухпалубную паровую яхту, названную в честь камчатского губернатора В.С. Завойко, руководившего обороной Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну 1853-1856 гг. Первое время яхту приписали к Ревельскому (Таллинскому) порту, затем она перешла на Камчатку.
После Гражданской войны часть боевых и вспомогательных кораблей увели отступавшие белогвардейцы. Миноносцы с выведенными из строя машинами стояли на приколе во Владивостоке. Единственным боевым кораблем в дальневосточных водах оказался «Адмирал Завойко», которому 31 мая 1923 года присвоили новое наименование «Красный вымпел» и переквалифицировали в посыльное судно. Когда в 1923 году был объявлен состав Морских сил Дальнего Востока (позже Тихоокеанский флот), первым в списках числился именно «Красный вымпел». Именно на нем 24 января 1923 году впервые на Тихом океане был поднят военно-морской флаг РСФСР.
В 1924-1925 гг. этот корабль охранял морскую границу, помогал ученым и флотским гидрографам исследовать акваторию Японского моря. «Красный вымпел» был настоящей кузницей кадров для флота, на нем служили будущие адмиралы С.Г.Горшков и Н.И.Смирнов. В 1940 году корабль передали военно-морскому училищу, но с началом Великой Отечественной войны он вернулся в строй: прокладывал подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин в необорудованных бухтах.
В августе 1945 году «Красный вымпел» сделали тральщиком, после чего он участвовал в Сейсинской десантной операции, очищал воды северокорейских портов от мин, оставленных там японцами, а также выставленных в 1942-1945 гг. американской авиацией. После войны корабль до 1958 года служил вспомогательным судном, после чего был преобразован в плавучий музей.
Немного справочных данных: водоизмещение судна составляет 650 тонн, длина – 58,6 м, ширина – 8,5 м, осадка – 3,45 м, максимальная скорость – 9 узлов, дальность плавания – 2500 миль, экипаж – 57 чел.
Заложена она была в Ленинграде в 1936 году, потом по Транссибу в разобранном виде была перевезена во Владивосток, где ее достроили на Судостроительном заводе имени Ворошилова (ССЗ №202). Лодка была спущена на воду в 1939 году.
Конструктивно С-56 представляла собой среднюю лодку новейшего по тем временам (для СССР) типа (серия IX-бис) с сильным торпедным и артиллерийским вооружением, высокой скоростью и большой автономностью. Водоизмещение лодки составляет 840/1070 тонн (соответственно для надводного и подводного положений), длина – 77,7 м, ширина – 6,4 м, осадка – 4 м, скорость – 19,5/9 узлов (в надводном положении – дизели, в погруженном – электродвигатели), дальность плавания – 9500 миль, предельная глубина погружения – 100 м, время погружения 68 секунд, автономность – 30 суток. Вооружение включает в себя четыре носовых торпедных аппарата и два кормовых (все 533-мм) с боезапасом в 12 торпед, а также два артиллерийских орудия (калибров 100 и 45 мм). Экипаж подводного корабля составлял 46 человек.
Всего С-56 участвовала в восьми боевых походах, на ее боевом счету числится десять потопленных и четыре поврежденных корабля и транспорта. 31 марта 1944 года за проявленные в боях отвагу, стойкость, мужество, дисциплину и организованность личного состава подводная лодка С-56 была награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года экипаж был преобразован в гвардейский. Весь экипаж был награжден орденами, а Г.И. Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Теперь посетители входят в ее кормовые отсеки, где развернута экспозиция «Развитие подводных сил нашей Родины на Тихом океане», и через люк попадают в центральный пост и носовые отсеки, где все восстановлено так, как было во время войны.
Во время проведения фотосессии один из стоявших в карауле матросов предлагал экскурсию внутрь лодки, несмотря на неурочное время. После моего отказа (банально было мало времени и очень хотелось спать), он находчиво предложил еще и экскурсию на «Красный вымпел». Однако в тот вечер заработать ему так и не удалось… :)
Сейчас МРС-80 помещен на овальной площадке, вымощенной бетонными плитами, рядом начертано «В честь трудового героизма и доблести рыбаков Приморья». Расположенный на высоком холме у входа близ входа в бухту Золотой рог, он будто встречает и приветствует моряков, возвращающихся в свой порт, и провожает уходящих в море.
К сожалению, этот памятник не освещается, мне удалось вытащить его из темноты только чудовищной выдержкой затвора. Но зато на фотографии видны звезды! Кстати, эта видовая площадка на мысе Голдобина является весьма популярным у горожан местом: несмотря на довольно поздний час, она вся была уставлена машинами. Правда, снаружи людей почему-то было мало, почти все сидели в салонах своих автомобилей. :)
Journal information