?

Log in

No account? Create an account
Лондонские туманы - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Лондонские туманы [Dec. 11th, 2008|07:38 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Согласно пожеланиям проголосовавших, я несколько продлю тему викторианской Англии, прежде чем взять паузу для других зарисовок. Сегодня я хочу развенчать устойчивый миф о знаменитых лондонских туманах, а заодно и о старом добром времени правления ее величества королевы Виктории, когда экологию еще не успели «убить» автомобильные выхлопы, атомные электростанции, парниковый эффект и прочие неисчислимые язвы научно-технического прогресса.


Как известно, топливом промышленного скачка XIX века был уголь. Его сжигали в топках паровых двигателей кораблей и паровозов, в доменных печах металлургических заводов да и в силовых и тепловых установках практически всех предприятий. Не менее широким было его применение и в быту, особенно в английских городах. Между тем уголь отнюдь не может похвастать своей безвредностью для экологии.
Во второй половине XIX века (да и в первой половине XX, к слову, тоже) городской воздух был буквально переполнен угольным смогом. Солнечный свет не мог пробиться сквозь него даже летом, поскольку в каждой кухне, кроме очень бедных домов, растапливались печь для приготовления пищи и камины для обогрева. Английские (да и прочие крупные европейские) города находились под постоянным дымовым облаком, не пропускавшим лучи солнца. Ну а Лондон, являвшийся мощным транспортным центром и одним из крупнейших городов мира, тем более был под полной властью дыма. И именно этот дым порождал частые густые туманы, ставшие благодаря литературе конца позапрошлого столетия буквально атрибутами британской столицы. Дело в том, что любые взвешенные частицы в воздухе становятся центрами конденсации влаги, таким образом пыль создает благоприятные условия для образования тумана.


Исследуя старые метеорологические записи, можно узнать, что в семидесятых годах XIX века в Лондоне был 51 туманный день в году, в восьмидесятых — 58, а в девяностых — уже 75. Впрочем, этот город прозвали «Большим дымом» еще до наступления настоящей промышленной революции – в XVIII столетии.
Однако с началом стремительного развития промышленности и транспорта и резким увеличением численности населения проблема загрязнения воздуха стала куда острее. Во второй половине XIX века, проходя днем по Лондону, считалось вполне обычным видеть не более чем на несколько шагов. Сам же дым, в зависимости от происхождения, мог различаться по цвету: бывал он синим, темно-серым или коричневым. Леди, отправлявшиеся в оперу или театр и надевавшие белые накидки, возвращались домой уже в серых. Ставшая классической на все времена черная окраска зонтов берет свое начало именно в викторианской Англии, когда она более всего отвечала состоянию атмосферы.


Согласно воспоминаниям, приводимым в уже неоднократно упоминавшейся мною книге Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», даже днем в Лондоне люди нередко носили фонари. Из-за плохой видимости можно было не просто сбиться с дороги, но и угодить под карету или омнибус, свалиться в дренажную канаву или Темзу. Во время туманов в домах, хозяева которых могли себе это позволить, жгли свечи или газ.
Предвидеть туманы было невозможно, особенно для метеорологов того времени. Они заставали путников где угодно, накрывая землю неожиданно и плотно. Понятно, что такое состояние атмосферы чрезвычайно вредно для здоровья. Неслучайно после каждого сильного тумана в церквях учащались заупокойные службы. Согласно статистике, за неделю от респираторных заболеваний в Лондоне умирали более тысячи человек и ухудшалось состояние людей с больным сердцем и легкими.
Страдали от туманов не только люди. В частности, в 1873 году в Ислингтоне — северной части Лондона – состоялась выставка крупного рогатого скота, на которой гордые фермеры, демонстрируя своих породистых коров, намеревались продать их подороже. Однако неожиданно на поле опустился густой туман, и множество животных задохнулись.


Кстати, упомянутые выше газовые светильники стоят отдельного упоминания – они вносили свою лепту в усугубление воздействий туманов на здоровье. Стоит особо отметить, что светильный газ, использовавшийся в викторианском Лондоне, как, впрочем, и во всем цивилизованном мире того времени, - отнюдь не похож на современный бытовой газ, являющийся семью легких ископаемых углеводородов. Светильный газ XIX столетия являлся продуктом газификации низкосортных видов угля (на этом принципе построены газогенераторы, использовавшиеся в годы Второй мировой войны на многих гражданских автомобилях из-за дефицита бензина, впрочем, к примеру, в КНДР таких машин хватает и сейчас). Это в свою очередь означало, что, в отличие от свечного и керосинового освещения, употребление газа приводило лишь к увеличению количества сжигаемого угля, который и без того был основным виновником лондонского смога. Сам по себе газ, впрочем, портил и без того грязный воздух. Очень наглядны рекомендации той эпохи вешать картины в помещениях с газовым освещением на веревке, а не на проволоке. Дело в том, что продукты сгорания газа быстро разъедали металлическую нить. Более того, в магазинах, с 1850-х активно использовавших яркое по тем временам газовое освещение для пущей привлекательности в глазах покупателей, через некоторое время стали перемещать газовые лампы из внутренних помещений на улицу, под витрину, чтобы не пострадали товары: ткани буквально за несколько месяцев выцветали и теряли прочность. Что же в этом случае происходило с человеческими легкими?
Дело тут в том, что в угле британских месторождений было много серы, и при газификации угля она давала сернистый газ. Последний, реагируя с парами давал капельки серной кислоты, которые и порождали массу описанных негативных эффектов. Тут же стоит особо выделить, что светильный газ, производившийся в других странах, этого недостатка был лишен.
Также не добавляла людям здоровья пыль, копившаяся в традиционных (конечно, для богатых домов) массивных викторианских портьерах. Они собирали на себе и частицы угольных туманов, и продукты сгорания газа, и обычную бытовую пыль…
Впрочем, тему многочисленных угроз для здоровья, исходивших от обоев, верхней одежды и даже белья, не говоря уже о питьевой воде, я лучше освещу как-нибудь в другой раз.


Здесь же лучше замечу, что за последние полвека экологическая ситуация в британской столице (как и в целом в Европе) значительно улучшилась. Благодаря очистным сооружениям, переходу на менее вредные виды топлива и электрификации (хотя в первое время электрификация не здорово помогала, так как многочисленные теплоэлектростанции и в XX веке сжигали еще большее количество угля), атмосфера в городах стала куда более безопасной. И как бы не ворчали сейчас «зеленые», а «старое доброе» время Шерлока Холмса им лучше даже не вспоминать. Знаменитые лондонские туманы канули в Лету где-то в 1970-х годах (еще в 60-х лондонцы считали респираторы обычным аксессуаром). Мои знакомые за несколько лет жизни в этом городе не встречали упомянутое явление ни разу. Должен разделить их радость по этому поводу: настоящий природный туман куда приятнее душного дымного облака.


Однако нам, с расстояния более столетия, было бы довольно странно и даже жалко представить себе викторианский Лондон без туманов. Ведь сколько души вкладывали в их описание мастера пера! Вот, к примеру, что писал Р.Л. Стивенсон: «Всепроникающий, шоколадного цвета покров опустился сюда из рая, он был темным, как поздний вечер, как будто огненно-коричневый свет зарева далекого пожара; и здесь на какое-то время туман разорвался, и изможденный луч света проглянул сквозь клубящиеся кольца...»
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: usolt
2008-12-11 10:01 am (UTC)
ух ты! интересно про туманы! спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-11 01:42 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: flameaside
2008-12-11 10:05 am (UTC)
Ну вы прямо как Стивенсон: и про загрязнение окружающей среды пишете так интересно, что не оторваться))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-11 01:42 pm (UTC)
В том есть и заслуга Татьяны Диттрич - я сам зачитался. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greatzanuda
2008-12-11 10:13 am (UTC)
Тогда неудивительно, что Джека Потрошителя так и не нашли - попробуй, разыщи хоть кого-то в таком сером мареве, да ещё и в трущобных кварталах...
:-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-11 01:45 pm (UTC)
Ничего, Борис Акунин его быстро вычислил. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: angelica_sea
2008-12-11 10:20 am (UTC)
да, мне тоже понравилось, на несколько минут перенеслась в Лондон позарошлого века.
спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:09 am (UTC)
В XIX веке лучше и в самом деле надолго не задерживаться! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svetakorr
2008-12-11 10:23 am (UTC)
Спасибо! очень интересно. А ещё ведь пожары были от всех этих средств освещения-отопления...и к дымному удушью прибавлялись другие запахи - от тауэрского рва, говорят, несло невыносимо))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2008-12-11 10:43 am (UTC)
Есть сведения, что примерно в то же время судоходство по Темзе было затруднено ввиду того, что вода была не жидкой, а густой от нечистот, стекавших в неё со всего Лондона. За что купил, за то продаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: lord_k
2008-12-11 11:06 am (UTC)
Все верно. И хорошо написано.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:36 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: zhenyaaa
2008-12-11 11:15 am (UTC)
Спасибо! Давно искала ответ на вопрос: "Где туманы?"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:45 am (UTC)
Преимущественно в книгах. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: martenica
2008-12-11 11:32 am (UTC)
Спасибо, так хорошо пишете: читать, не оторваться! :)
А на современных фотографиях как чистенько у них, даже дома какие-то сверхчистые, и от того яркие, прям глаз радует. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:52 am (UTC)
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. :) Конечно, даже сейчас хватает в Лондоне и откровенно грязноватых кварталов, но они уже не являются типичными...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pashav
2008-12-11 11:58 am (UTC)
А мне повезло :)
Видел настоящий туманный Лондон :)

http://picasaweb.google.ru/pvorobey71/200702#5152604264163305186

По дороге в Канаду год назад 2 дня провели с мамой в Лондоне - попали в сильный туман - даже рейсы самолетов задерживали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:38 am (UTC)
Согласен, вам и в самом деле в чем-то (только не в задержке рейса!) повезло. :) Конечно, туманы в Лондоне случаются, но куда реже, чем в упомянутую эпоху.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tlg25
2008-12-11 01:15 pm (UTC)
Спасибо, как всегда было интересно читать!
Старое доброе Холмсовское время, как мне кажется, в этом плане и не идеализируют, а наоборот связывают с туманами.
И у Дойля об этом упоминалось, и в кино. Недавно читала книжку "Бейкер стрит и окрестности", там целая глава была посвящена условиям выживания в тамошнем тумане.

P.S. Недавно прочитала, что изначально "доброе, весёлое время" говорили о Елизаветинской эпохе, а потом видимо поколения менялись и каждое это "доброе" время сдвигало к себе поближе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:43 am (UTC)
Мне кажется, что практически каждое поколение считает времена своей юности старыми и добрыми. :) Это явление носит скорее субъективный психологический характер, чем обуславливается реальными факторами. Ну а уж если еще и поэты-писатели на славу постараются!.. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tantalle
2008-12-11 02:28 pm (UTC)
А вот эта фотка сделана в 2006 году:

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 01:40 am (UTC)
Три моих из числа фигурирующих в этом альбоме были сделаны примерно тогда же. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zverok_ala
2008-12-11 02:35 pm (UTC)

спасибо!

так здорово! и заодно развенчивается миф о якобы только что возникшей экологической угрозе:))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 03:28 am (UTC)

Re: спасибо!

Другой вопрос, что раньше эта угроза была локальна - неблагополучные зоны концентрировались вокруг сравнительно немногочисленных крупных городов, а теперь распределены более равномерно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 22sobaki
2008-12-11 10:46 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
Все правильно. Любые частицы в воздухе являются центрами конденсации влаги. То есть при прочих равных условиях чем больше пыли - тем лучше условия для образования тумана.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 03:32 am (UTC)
Пожалуй, стоит добавить эту информацию в текст. Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: llian_the_ghost
2008-12-11 11:10 pm (UTC)
Прекрасный пост! Спасибо.
По Вашим постам очень здорово составлять вопросы для местного "Что? Где? Когда?".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 03:31 am (UTC)
Я польщен. :) Интересно, в Великобритании есть аналог этой игры?..
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_dedushkin
2008-12-12 06:33 am (UTC)
Нашёл:)
Очень интересно! Не думал, что туманы такие опасные для жизни были. История с быками поразила.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-12 06:38 am (UTC)
Один туман сам по себе не опасен. А вот если раз так пять в месяц да из года в год да еще при ослабленном организме, недостатке витаминов, больных легких и т.п... Не приходится удивляться, что в 1850-х годах средняя продолжительность жизни в Лондоне была около 29 лет.
Ну а бедные животные просто непривычны оказались, видимо. Привыкли к тепличным условиям, а тут такое...

Edited at 2008-12-12 06:45 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>