?

Log in

No account? Create an account
Музей истории ДВО. Освоение Дальнего Востока - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Музей истории ДВО. Освоение Дальнего Востока [Dec. 30th, 2008|11:00 am]
dkphoto
[Tags|, , , , ]

Музей истории Дальневосточного военного округа, часто называемый хабаровчанами просто военно-историческим, расположен в самом центре города на тихом перекрестке улицы Шевченко и переулка Якова Дьяченко. Здание, в котором он находится, старше не только музея, но и самого ДВО.
Этот участок был выделен под строительство хабаровского отделения Государственного банка еще в конце XIX века. Место считалось престижным: через улицу (тогда она именовалась Алексеевской) находились солидные кирпичные корпуса Офицерского собрания (ныне это художественный музей и концертный зал филармонии), музея и библиотеки Географического общества (сейчас краеведческий музей им. Гродекова). А через переулок участок граничил с резиденцией Приамурского генерал-губернатора (позднее она была практически полностью перестроена, хотя старая ее кладка все же входит в стены современного ОДОРА – Окружного дома офицеров Российский армии). Проект здания Государственного банка был разработан гражданским архитектором Л.О. Чайковским и военным инженером Н.Ф. Александровым. Начало строительства по каким-то причинам отложили на несколько лет – до 1904 года. Работы по возведению этого здания продолжалась три года под надзором обоих авторов проекта, закончили строительство в 1907 году. В течение следующих двадцати трех лет тут находилось хабаровского отделение банка, только до победы советской власти тот назывался Государственным, а после национализации – Госбанком РСФСР.
В 1930 году здание отошло управлению рабоче-крестьянской милиции Дальневосточного края, а девятью годами позже его отдали в ведение военного округа. В период Великой Отечественной войны здесь размещалось Военно-строительное управление ДВО. С 1946 по 1960 год корпус поочередно занимали штаб ПВО округа (впоследствии перебравшийся в комплекс зданий на улице Ленина), управление финансовой службы и банк ДВО. Затем два десятка лет под этой крышей располагалась военная прокуратура. В 1981–1982 годах в здании прошел капитальный ремонт, и в 1984 году свои экспозиции для публики в нем открыл вновь созданный музей истории Дальневосточного военного округа.


Несмотря на первое впечатление, здание музея не является типичным образчиком русского модерна: в его богатом декоре пытливый взгляд найдет элементы даже барокко и классицизма. Общая канва оформления фасадов, однако, довольно-таки типична для каменных строений Хабаровска того времени – это так называемое кирпичное узорочье.
Чрезвычайно интересно, для чего предназначалась расположенная на образуемом смыкающимися парадными фасадами тупом углу похожая на заложенное окно ниша второго этажа. Я сначала было предположил, что архитекторы предназначили ее для какого-то декоративного элемента, демонтированного в советское время. Однако найденная мною дореволюционная фотография поставила эту версию под большое сомнение – сто лет назад ниша точно также пустовала, как и сейчас.


Не могу не остановиться на крыльце парадного входа. Сами двери сейчас могут показаться узковатыми для солидного учреждения, но в целом это типичное решение для зданий той эпохи. А вот оформление крыльца невольно приковывает взор неординарностью художественной задумки и мастерством исполнения. Вынесенный далеко вперед полуциркулярный козырек декорирован великолепной узорчатой композицией, а козырек поддерживается двумя фонарными столбиками со светильниками на буквально изразцовых металлических кронштейнах.


В фойе первого этажа посетителей встречает барельеф куда более сомнительных художественных достоинств. Впрочем, его роль достаточно утилитарна – сообщить о том, что боевой путь Краснознаменного Дальневосточного военного округа начался 31 июля 1918 года, когда красноармейские части Уссурийского фронта под командованием В.В. Саковича нанесли поражение белогвардейским отрядам на Каульских высотах в районе Шмаковки (сейчас это север Приморского края). Эта дата была принята впоследствии за день рождения ДВО. К слову, не так давно я показывал масштабное празднование 90-летия округа на хабаровском Большом аэродроме.
Здесь же стоит отметить, что хоть я и не помню уже точную цену билета, посещение музея обойдется в очень скромную сумму. Стоимость фотосъемки также весьма невелика. Минус тут один – отсутствие гардероба, что делает изучение экспозиций в зимнее время не вполне комфортным.


Для простоты написания и восприятия свой рассказ о музее истории ДВО я разобью на несколько частей. Первую посвящаю одному только залу. Последующие же, вероятно, будут объединять экспозиции нескольких помещений: это будет зависеть от периодизации и степени моего интереса к тем или иным представленным объектам. Сразу оговорю то, что даже не буду пытаться выкладывать тут фотографии всех экспонатов, а отдам предпочтение лишь наиболее любопытным из них.
Итак, первый зал посвящен теме исследования и освоения русскими Дальнего Востока и охватывает период с XVII века по 1917 год.


Умиляет висящий на стене портрет русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова (~1603–1671), известного своими экспедициями на Амур. Дело в том, что история не сохранила облик этого выдающегося исследователя новых земель. В частности, один из символов Хабаровска – памятник Ерофею Павловичу на Привокзальной площади дальневосточной столицы – ваяли отнюдь не по старинным рисункам, а создавали некий обобщенный портрет сурового русского землепроходца XVII столетия. Тут же художник был столь скромен, что данный факт предпочел не вспоминать. Откровенно говоря, у меня вообще создалось впечатление, что работа эта принадлежит кисти солдата-срочника, успевшего до службы в армии какое-то время походить в художественную школу. Вдохновлялся же он, вероятно, ликом упомянутого выше памятника.
В общем, военная, порою сугубо формальная организация в деле создания экспозиций прослеживается. К счастью, подобных «шедевров» среди и в самом деле интересных экспонатов не так уж и много.


Еще пара портретов того же стиля. Иван Юрьевич Москвитин первым из европейцев в 1639 году достиг берегов Охотского моря. Василий Данилович Поярков совершил первое исторически доказанное плавание по упомянутому морю, также он известен своими экспедициями к Амуру и Зее.


Нехитрое холодное вооружение первых русских поселенцев на Дальнем Востоке: булава, секира, топоры, вилы, меч… Все это археологические находки, обнаруженные А. Яровенко в районе Николаевска-на-Амуре и мыса Сергеевка.


Опять картина, но на этот раз, как мне кажется, уже куда более интересная. Полотно кисти А. Сучкова называется «Защита Албазинского острога в 1685–1687 гг.».


Картина посвящена известным историческим событиям. Если русские в XVII веке считали Дальний Восток как бы ничьим, едва ли не бесхозным, то маньчжуры придерживались иного мнения. Они рассматривали эти обширные и бедные территории, населенные слаборазвитыми народами, как зависимые и являющиеся своего рода стратегическим предпольем. И хотя маньчжуров, в середине XVII века по сути захвативших весь Китай и приведших на престол Поднебесной свою династию Цин (правившую до 1911 года), куда больше интересовали южные земли, сносить наглость пришельцев с далекого Запада они не стали. Одним из наиболее заметных эпизодов этой борьбы была осада Албазинского острога.
Современное село Албазино в Сковородинском районе Амурской области находится на месте, где в 1651 году Ерофей Хабаров основал первое русское поселение на Амуре, быстро превратившееся в гарнизонный город.


12 июля 1685 года острог, защищаемый четырьмя сотнями казаков с тремя пушками под командованием воеводы А.Л. Толбузина, осадил пятитысячный китайский (по сути маньчжурский) отряд. (Правда, мне доводилось читать и совсем другие данные о численности противоборствующих сторон: к примеру, о 10 тысячах маньчжуров при двухстах орудиях). Уже 26 числа того же месяца город капитулировал ввиду безнадежности положения и артиллерийских обстрелов неприятеля. Дело в том, что стены служили достаточной защитой от враждебно настроенных туземцев, но не могли противостоять огнестрельному оружию.
По условиям сдачи, жители и гарнизон покинули город, практически без припасов направившись в Нерчинск и Якутск (только 45 казаков были вывезены китайцами в Пекин, где основали русскую колонию, некоторые потомки которой сохранили православную веру до наших дней). Впрочем, уже осенью того же года Албазинской острог опять ожил – русские вернулись. Тогда же были возведены новые, пусть деревянные, но уже значительно более мощные стены и башни.
На картине же показан эпизод куда более ожесточенной осады, начавшейся летом 1686 года. Гарнизон, состоящий из 836 человек при восьми пушках, до мая следующей весны сопротивлялся 11-тысячному войску при четырех десятках орудий (опять-таки данные носят приблизительный характер). Осенью начались переговоры между московским правительством и империей Цин, что положило конец активной фазе военных действий, однако осада снята не была. К концу весны в остроге насчитывалось только 66 человек – остальные пали в бою или умерли от голода и цинги. Среди прочих в самом начале осады погиб и воевода Толбузин. Тем не менее крепость устояла.
И все же Албазинский острог был покинут в 1689 году согласно заключенному Нерчинскому договору, а эти землю вновь увидели русских поселенцев только в середине XIX века.
Печально отмечать, что табличка с комментариями к этим событиям в музее содержит не то что неточности, а явные ошибки.


Сложно сказать, что подвигло создателей музея расположить рядом с полотном крепостное казнозарядное ружье 1877 года. В общем, оружие это внешне внушительное – калибр 20,4-мм (как у легкой пушки!), длина ствола 960 мм, масса – порядка 16 кг. Однако реальная боевая ценность данного монстра у меня лично вызывает немало вопросов, ведь речь идет уже об эпохе магазинных винтовок.


Этот стенд посвящен упомянутому выше Нерчинскому договору. В целом он был не выгоден России, так как заставил ее покинуть верхнее течение Амура. Некоторые историки тем не менее замечают, что вместе с тем он ограничил и возможные границы продвижения Цинской империи на северо-запад. В любом случае заключение его стало следствием крайне неблагоприятного соотношения сил России и Китая на Дальнем Востоке. Чуть менее чем через два столетия ситуация изменилась на зеркально противоположную, и уже Российская империя смогла диктовать свои условия одряхлевшей Поднебесной с позиций силы.


Панорама Якутска в XVIII столетии.


Предпосылки к возвращению России на Дальний Восток дал уже XVIII век, когда вновь начались экспедиции. На сей раз, правда, в основном морские – к Тихому океану, Курилам, Алеутским островам и Аляске.


Одним из детищ этих экспедиций был Петропавловск-Камчатский, основанный в 1740 году. Тут его гавань, правда, изображена уже в середине XIX века.


Часть экспозиций рассказывает о казачьих войсках Приамурья.


Форма казака Уссурийского казачьего войска образца до 1913 года. Тут же выставлены винтовка Бердана №2 образца 1870 года, шашка образца 1881 года, игольчатый штык и револьвер системы Смит-Вессон образца 1880 года.


А это уже пришедшая на смену старому мундиру полевая форма офицеров Уссурийского казачьего войска 1913 года. С ней соседствуют винтовка Мосина образца 1891 года и револьвер системы Нагана 1895 года.


Русско-японская и Первая мировая войны отображены в музее очень слабо. В частности, на одной из немногих фотографии запечатлено, как русские войска преодолевают японские полевые заграждения типа «волчья яма». Впрочем, надо понимать, что представленный период времени является лишь вступлением к куда более развернутому и интересному рассказу непосредственно об истории ДВО.


Уже современный экспонат, вероятно, самого начала 1990-х годов. Не знаю как обстоит сейчас с казачьим движением, скажем, в Ставрополье, но на Дальнем Востоке оно представляется мне комичным рудиментом. Возможно, конечно, что я ошибаюсь в своей оценке…

На сем завершаю свой рассказ о первом зале. Дальше пойдут куда более противоречивые, но вместе с тем и более любопытные экспозиции, посвященные Гражданской войне.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: michletistka
2008-12-30 06:37 am (UTC)
Ух ты! Самое интересное, на мой взгляд - оружие! Редкость для краеведческих музеев более мирных территорий!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 06:42 am (UTC)
Оружия там дальше будет много, включая орудия, танки и даже реактивный истребитель. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elk_i_na
2008-12-30 06:42 am (UTC)

Ждем продолжение.

Очень любопытно. Как я понял, про корейское заселение там ничего нет?
А как они разобрались с гражданской войной?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 06:45 am (UTC)

Re: Ждем продолжение.

Про корейское заселение там ничего нет, по крайней мере я не заметил. Откровенно говоря, сам о нем тоже ничего не знаю. :)
Зато про Гражданскую войну материалов немало. Правда, экспонаты по-прежнему озвучивают в основном советскую официальную версию. Подозреваю, что дело тут не в позиции руководства музея, а в банальном отсутствии средств на модернизацию фондов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Шура Люберецкий [luberetsky.ru]
2008-12-30 06:45 am (UTC)
Кажется, перепутаны местами фотографии с казачьей формой - сверху форма 1913 года, а подпись - "Форма казака Уссурийского казачьего войска образца до 1913 года. Тут же выставлены винтовка Бердана №2 образца 1870 года, шашка образца 1881 года, игольчатый штык и револьвер системы Смит-Вессон образца 1880 года". На второй фотографии старая форма, "Смит-Вессон" и "берданка", в то время, как подпись утверждает "А это уже пришедшая на смену старому мундиру полевая форма офицеров Уссурийского казачьего войска 1913 года. С ней соседствуют винтовка Мосина образца 1891 года и револьвер системы Нагана 1895 года."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 06:48 am (UTC)
Точно! Фотографии не в том порядке подставил из галереи. :) Сейчас поправлю, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_dedushkin
2008-12-30 06:48 am (UTC)
Спасибо! Несмотря на ляпы всё равно интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 06:49 am (UTC)
Дальше ляпы будут поинтересней. :) Я говорю о тех, что были сделаны специально, то есть по идеологическим соображениям.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: porco
2008-12-30 07:27 am (UTC)
Меч и кинжал занятные, с "обратной стреловидностью". Это что-то китайское первоначально?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: reytar
2008-12-30 08:46 am (UTC)
Это не меч и не кинжал.
Это эрзац-оружие, перекованное из кос. Такое обычно использовали в качестве древкового, не более того.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: clear_to_land
2008-12-30 07:50 am (UTC)
Спасибо огромное! очень интересночитать Вас!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:28 pm (UTC)
А мне приятно читать такие отзывы! Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beepla
2008-12-30 08:21 am (UTC)
Здравствуйте! Не хотите разместить Ваш рассказ в нашем сообществе, посвященном историческим музеям - http://community.livejournal.com/museum_friends/ ? Мне кажется Ваш рассказ интересным и полезным для нас )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:00 pm (UTC)
Дело сделано! ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nazdarru
2008-12-30 08:27 am (UTC)
спасибо! 25 лет там не был! :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:16 pm (UTC)
Четверть века назад этот музей еще даже не открылся. ;) Ну а если серьезно, то экспозиция хоть и менялась, но не слишком сильно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_pychick
2008-12-30 09:34 am (UTC)
Отличный рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:19 pm (UTC)
Благодарю! :) Продолжение, как говорится, скоро последует. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rus77_79
2008-12-30 10:01 am (UTC)
а вот в этом музее не разе не был. даже не пойму как такое могло получится.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:12 pm (UTC)
Очень даже зря. ;) Я его посетил не менее дюжины раз, возможно, даже больше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kruchina
2008-12-30 11:09 am (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:08 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bronevik095
2008-12-30 12:09 pm (UTC)

По поволу крепостного ружья:

Его весьма активно использовали в ММВ в качестве ПТР.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 12:15 pm (UTC)

Re: По поволу крепостного ружья:

Хм... интересно, даже не слышал. В принципе, дульная энергия у него наверняка была ого-го - где уж там устоять 10-мм броне на дистанции, скажем, в сотню метров.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_andreev
2008-12-30 08:34 pm (UTC)
культурно-патриотическое землячество - как это?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 10:51 pm (UTC)
Подозреваю, что написано сие исключительно красоты словца ради. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2008-12-30 10:04 pm (UTC)
В фойе первого этажа посетителей встречает барельеф куда более сомнительных художественных достоинств.
Так это же чеканка - дочь эпохи 70-х. Пройдёт ещё лет 25-30, и наши потомки ею будут восторженно восхищаться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-30 10:58 pm (UTC)
Почти все равно или поздно превращается в вызывающее восхищение потомков культурное наследие. Взять те же примитивные по своей сути петроглифы Сикачи-Аляна. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sqlnavigator
2008-12-31 04:46 am (UTC)
Надо сына туда сводить, блин.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2008-12-31 06:18 am (UTC)
Ну так за чем дело стало? :) Думаю, любой мальчишка тут в восторг придет, особенно от наружной экспозиции.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>