dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Негероический герой – Анатолий Равикович

Пользуясь малолюдностью Интернета в посленовогодние дни, я решился на очередной эксперимент. Речь тут не пойдет не о путешествиях и странах, а о книге и написавшем ее человеке. Точнее, он сам расскажет о себе, ибо эта книга является автобиографической.
Если попросить меня назвать несколько любимых актеров, то в числе первых я обязательно упомяну Анатолия Равиковича. В широких массах его знают по роли чудаковатого интеллигента Хоботова из киноленты «Покровские ворота». Сам он, кстати, не слишком любит эту роль, хоть и принесшую ему поистине всесоюзную известность. Впрочем, я могу вспомнить и другую его работу в кино – совершенно потрясающего Тартарена из Тараскона в одноименном фильме.
На сцене же я наблюдал Анатолия Равиковича лишь дважды. К своему глубочайшему стыду, не могу вспомнить вторую постановку. Первая же – «Поза эмигранта» в театре им. Антона Чехова.


В общем, когда мой взгляд упал на автобиографическую книгу этого актера, написанную им в 2007 году и названную «Негероический герой», я вцепился в нее буквально мертвой хваткой.
Она написана очень живым языком самоиронии и многое дает понять о театральной атмосфере 1950–70-х. Впрочем, ничуть не менее интересны главы, касающиеся непростого детства и юности Анатолия Равиковича. Очень любопытно описание трех лет жизни в Комсомольске-на-Амуре и гастролей по Дальнему Востоку.
Я могу смело рекомендовать книгу всем почитателям таланта этого мастера сцены. Заметил, правда, пару неточностей, однако они связаны скорее с географией, чем с профессиональной деятельностью актера. Сам же я проглотил «Негероического героя» буквально на одном дыхании, даже несмотря на острейшую нехватку свободного времени горячей декабрьской порой. Дай ему бог долгих лет!..


Расскажу об одной из самых нетипичных ролей, сыгранных Анатолием Равиковичем, его собственными устами.


Уже далеко не в юные годы я впервые сыграл женщину, причем главную роль. Сыграл я миссис Пайпер в спектакле «Миссис Пайпер ведет следствие». Это широко известная пьеса Дж. Поплуэлла много раз ставилась во всем мире, а у нас по ней даже был снят фильм, где Пайпер сыграла Софико Чиаурели, а инспектора – Леонид Куравлев (речь тут идет о замечательном фильме «Ищите женщину»). Никаких художественных вершин в этой роли я не достиг, пишу об этом только для того, чтобы поведать вам, что такое театральная интрига, или за какие ниточки надо дернуть, чтобы атмосфера в труппе была здоровой.


Миссис Пайпер играла артистка Вера Улик. Она приехала к нам из Казани, уже вполне зрелая, опытная артистка, бывшая у себя в казанском театре премьершей. Играла она характерные роли, смешные роли, и все было бы хорошо, не сыграй она Пайпер. После премьеры ее словно подменили. Она стала чванливой, капризной, опаздывала на репетиции, могла встать и уйти, томно заявив, что должна немедленно выпить чашечку кофе. Из-за нее стали часто задерживать начало спектакля, а иногда и отменять. У нас отродясь ник;то так себя не вел. Алиса Фрейндлих, может быть, единственная, кому это простили бы и как уникальной артисте, и как символу нашего театра (им. Ленсовета), ничего подобного даже близко себе не позволяла. Хотя вдобавок была женой главного режиссера. А Вера Уник решила, видимо, что теперь хозяйкой в театре будет она, и надо бы перенести дурные нравы и обычаи провинции к нам. Мы с удивлением за всем этим наблюдали и ждали, кто вернет Верину съехавшую крышу в нормальное положение.
Вот тут-то и вызывает меня к себе Владимиров
(Игорь Петрович – главный режиссер театра).
– Толя, – спрашивает он меня, – вы не знаете, что происходит с Улик?
Я-то, прошедший и Комсомольск, и Сталинград, очень хорошо знал, что происходит с Улик, но промолчал.
– Она что, больна? Кем она себя возомнила? – Я молчу. – В общем, так. Надо ее лечить. Есть очень хороший, проверенный жизнью рецепт – назначить на роль второго исполнителя, чтобы она не чувствовала себя незаменимой и не держала нас за горло своими фокусами. Как вы считаете?
Весь этот разговор показался мне странным. Чего это вдруг Владимиров делится со мной, артистом, такими откровениями? У нас никогда не обсуждали распределение ролей и не спрашивали у артистов совета, как бороться со звездной болезнью. Мы были по одну сторону баррикад, режиссеры – по другую.
– Да, наверное, это правильно, – ответил я.
– Очень рад, что вы со мной согласны. – И Владимиров протянул мне увесистую стопку листов. – Назначаю вас на роль миссис Пайпер. – Он наклонился ко мне через стол и понизил голос: – Никому не говорите. Постарайтесь выучить роль побыстрее. Мы устроим ей сюрприз.


Что ни говори, а приятно чувствовать себя сообщником жулика. И хотя внутри меня что-то царапало, хорошо ли я поступаю, но гордость и азарт взяли верх. Я взял роль и, спрятав под пиджак, вышел из кабинета. Детектив продолжился в костюмерной, где мне под страшным секретом подобрали толщинки для зада и переда, то есть бюста. Потом нашли платье, кофту, передник и дамские туфли. Все это сопровождалось хихиканьем посвященных в тайну костюмеров, которых Вера тоже донимала всякими придирками, и они получали удовольствие от интриги. Потом я подобрал женский парик и, полностью вооружившись, ждал команды.
Два раза спектакль прошел без эксцессов, и оба раза я, инкогнито, смотрел спектакль, записывая мизансцены. Все случилось на третьем. В тот день на доске объявлений был вывешен приказ о квартальных премиях. Улик получила немного, так как она мало играла. Это было в 11 часов утра. А в два часа она позвонила заведующей труппой и сказала: «У меня болит горло, вечерний спектакль играть не буду. Отменяйте».
– Выздоравливайте, - сказала Валя Образцова, завтруппой, наученная Владимировым. – До встречи.


В половине третьего началась репетиция всего вечернего спектакля в гриме и костюмах. Когда я, неожиданно для артистов, появился на сцене в женском платье, в парике с кичкой наверху и в женских туфлях сорок второго размера на каблуках, у всех началась истерика, которая продолжалась до трех часов. Мой друг Семенов стал меня лапать, хотя я не давала ему никакого повода. Владимирову пришлось на всех прикрикнуть, что мы не успеем все пройти до вечера. Все шло неплохо, потому что худо-бедно текст я знал. В мизансценах, конечно, путался, но основные ударные сюжетные и репризные точки усвоил. В шесть часов в зале появилась Улик. Уж не знаю, кто ей обо всем сообщил, но она примчалась.
– Игорь Петрович, я только что от врача. Я умоляла его что-нибудь сделать, чтобы не отменять спектакль. И он где-то в посольстве через свои связи достал какое-то новое уникальное лекарство от несмыкания связок. Буквально десять минут назад он сделал мне впрыскивание, и, вы слышите? Я могу говорить. Иду переодеваться.
Владимиров смотрел на нее с доброй, сочувствующей улыбкой.
– Нет, нет, Вера Иосифовна, – мягко проговорил он, – сегодня мы уж как-нибудь выкрутимся. Вам рисковать никак нельзя, надо вылечиться, как следует. Не волнуйтесь, у нас теперь есть второй исполнитель. Толя Равикович. Он прекрасно репетирует, так что торопиться вам никуда не надо.
И, ласково кивнув ей головой, что означало конец разговора, он вернулся к делам на сцене. Вера заплакала и ушла. А я сыграл еще два или три спектакля, а потом попросил Владимирова меня «демобилизовать». Вера стала играть одна и уже без фокусов. Как говорил Заратустра: «Ничто так не укрепляет творческую дисциплину, как наличие второго состава».



Вопрос традиционный. Как вам, друзья мои, такой формат? Стоит время от времени к нему возвращаться или рассказы о городах, странах, музеях все-таки интереснее? :)
Tags: книжная полка, театральная площадь
Subscribe

promo dkphoto сентябрь 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →