Причал прогулочных теплоходов находится напротив Киевского вокзала.
По другую сторону реки открывается величественный вид на Ростовскую набережную. Примечательное здание, полукругом охватывающее часть одноименного переулка, построено по упрощенному проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Согласно нереализованной первоначальной задумке, оно должно было стать частью целого ансамбля Смоленской и Ростовской набережных.
Любопытно также, что именно символизируют столь своеобразно оформленные газоны. На фоне высокого берегового склона небольшой катер с гордым именем «Марс» кажется настоящим пигмеем.
Взгляд в сторону оси Смоленской улицы. Справа чуть виднеется узнаваемое здание МИД.
Бородинский мост – едва ли не единственный из сохранившихся в Москве практически не перестроенных дореволюционных. Стоит обратить внимание на его несимметрическое оформление. На предыдущей фотографии было видно, что со стороны Ростовской набережной он завершается колоннадой (посвященной столетию победы в Отечественной войне 1812 года). По левому же берегу установлены обелиски. Последние, согласно замыслу архитектора, повторяют старые каменные столбы, которыми был когда-то обозначен въезд в Москву со стороны Дорогомиловской заставы.
Примыкающая к мосту часть Бережковской набережной.
А это уже взгляд вперед, вниз по течению. В центре кадра – пешеходный мост Богдана Хмельницкого, соединяющий площадь Европы с Ростовской набережной. Как-то я оттуда уже фотографировал Москву-реку, при случае выложу снимки… Справа можно видеть отель «Рэдиссон Славянская». Сам мост же интересен тем, что является перемещенным в 2000 году старым Краснолужским мостом (современный я покажу чуть позже) с надстроенной стеклянной галереей.
Наконец-то теплоход начал свое движение. Этот кадр сделан как раз у самого пешеходного моста. За Саввинской набережной на другом берегу реки возвышается главное здание МГУ.
На мой взгляд, символичная картина… Впрочем, при желании каждый найдет в ней свое. :)
А рядом другая символика. И хотя дождя в тот день так и не было, хочется верить, что в реку сбрасывают воды все-таки ливневой канализации…
Плавучий ресторан-драккар (из числа тех, с которыми уже который год враждует московский мэр Юрий Лужков) зрительно увенчан трубами-мачтами ТЭЦ.
Тут мое внимание привлекли две вывески. Сначала я улыбнулся при виде креатива «Остатки сладки», а потом подсознание продолжило текст «Ресторан «Рива» на соседнем здании припиской «TNT». :) Кстати, как мне подсказали, это бывшие корпуса швейной фабрики «Московский шелк» (в советское время – Шелковый комбинат им. Я.М. Свердлова).
И еще один взгляд назад, вверх по течению.
Собственно, я только и делал, что перемещался с борта на борт и с носа на корму. Слушать экскурсовода было мучительно неинтересно. Такое впечатление, что она и не рассчитывала на серьезное внимание аудитории, а потому, скучно отработав наибанальнейшее «посмотрите направо, посмотрите налево», начала рассказы чуть ли не из своей жизни, перемежающиеся с попытками пошутить в духе нынешних телевизионных сатириков.
По правому борту все еще тянется Бережковская набережная, но впереди уже виднеется Краснолужский мост.
Слева вдалеке возвышаются башни жилого комплекса «Воробьевы горы», правее, кажется, – дом на Мосфильмовской. Третью доминанту идентифицировать затрудняюсь.
Та самая ТЭЦ, трубы которой я уже показывал над «драккаром».
Опять МГУ на Воробьевых горах.
По левому борту за деревьями можно различить башни и купола Новодевичьего монастыря.
Если ничего не путаю, это устье речушки Сетунь.
Отсюда уже хорошо просматривается монструозное скопище башен Москва-Сити. Собственно говоря, они виднелись и от Киевского вокзала…
Воробьевская набережная, за которой уходят к университету одноименные горы, собственно говоря просто вытянутый холм.
Видимо, студенты…
Набережная у подножья гор превращена в настоящий парк.
Трамплин для любителей горных лыж. К слову, я недавно где-то встретил упоминание, что в том районе сейчас два подобных сооружения.
При взгляде с палубы теплохода набережная выглядит очень уютной и располагающей для прогулок.
Взгляд назад. По Краснолужскому мосту идет железнодорожный наливной состав, на заднем плане маячат какие-то новостройки.
С изгиба реки напротив Лужников открывается, как мне кажется, наиболее гармоничный ракурс Москва-Сити. Если смотреть на это скопище башен, скажем, с Кутузовского проспекта, то они кажутся там совершенно инородными объектами, напрочь подавляющими и разрушающими тщательно созданные ранее архитектурные ансамбли города.
В общем, разглядывать этот район лучше отдельно, без привязки к окружающем кварталам. Тогда лично у меня не возникает чувство эстетичного отторжения. Возможно, конечно, что это дело привычки… Вопросы же инфраструктуры и рациональности размещения делового центра столь близко к сердцу Москвы и к без того перегруженному Третьему транспортному кольцу лучше опущу – и без меня на эту тему было сказано очень много.
К тому же в условиях экономического кризиса, столь сильно ударившего по стране, будущее Москва-Сити выглядит несколько туманным, особенно возведение его «жемчужины» – 612-метровой громады башни «Россия» по проекту столь нелюбимого мною Норманна Фостера (я уже как-то «восторгался» его лондонским «Корнишоном»). Однако поживем – увидим.
Очень символично после того, как за поворотом реки исчезли претенциозные силуэты зданий нового делового центра, из-за туч наконец-то выглянуло мягкое сентябрьское солнце. Но об этом уже во второй части прогулки.
Journal information