?

Log in

No account? Create an account
Музей ВВС в Монино. От «Пчелки» до «Крокодила» - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Музей ВВС в Монино. От «Пчелки» до «Крокодила» [Feb. 20th, 2008|12:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Продолжаю свой рассказ о музее ВВС в подмосковном Монино, начало которого можно найти здесь.


Однако разнообразия ради после боевых машин стоит немного уделить внимания гражданской технике, особенно такой интересной машине, как Ан-14, известной также под именем «Пчелка».
Этот легкий транспортный самолет был задуман еще в 50-х годах прошлого века как замена Ан-2. Тем не менее он так и не смог превзойти по популярности старый «кукурузник». Всего за 1966–72 годы было построено около трех сотен «Пчелок». Для сравнения: упомянутый Ан-2 серийно производился до начала 1990-х годов.
«Пчелка», впрочем, не лишена достоинств. Она проста в управлении и не нуждается в особо подготовленных площадках для взлета и посадки, имеет короткий разбег. Ее крейсерская скорость составляет 170–180 км/ч, а максимальная дальность – чуть менее 700 км. Ан-14 способен перевозить до девяти пассажиров (численность экипажа составляет 1–2 человека) или 600 кг груза.


Непривычным силуэтом привлекает внимание польский сельскохозяйственный самолет «Мелец» М-15 (WSK-Mielec M-15 Belphegor). Это единственный в мире реактивный биплан. Машина была разработана по заказу СССР, первый ее полет состоялся в 1973 году, а всего с 1976 по 1981 год выпустили менее двухсот экземпляров (по разным источникам, от 120 до 175 штук).
Выбор аэродинамической схемы обусловлен сферой применения – самолет использовали для распыления химикатов над полями. Дело в том, что самотеком такие вещества рассеиваются плохо. Поэтому в сельскохозяйственных самолетах устанавливают специальные распылители с дополнительным приводом, или отбирающим мощность от силовой установки машины, или питаемым от бортового электрогенератора. Все это не лучшим образом сказывается на летных характеристиках.
Поэтому конструкторы М-15 решили использовать для распыления отбираемый из двигателя сжатый воздух, избавившись таким образом от необходимости использования дополнительных устройств. Бипланом машину сделали, чтобы уменьшить скорости: как рабочую, так и взлета и сваливания. Хвост подняли, чтобы вынести его из потока воздуха, остающегося за баками, которые, в свою очередь, разместили на крыльях.
Тем не менее машина, что называется, не пошла. Она оказалось слишком дорогой в эксплуатации. Все-таки турбореактивный двигатель – не лучший выбор для малых скоростей, на которых работают сельскохозяйственные самолеты (у М-15 она составляет 180 км/ч). Высокий расход топлива и сложность обслуживания свели на нет все достоинства этого неординарного самолета.


Бе-32 – самолет с непростой судьбой. Он был спроектирован на базе Бе-30 ОКБ Бериева еще на рубеже 1970-х и 80-х годов. Однако программа была свернута, так как сочли, что нишу этой машины – перевозку 14 пассажиров на расстояние до 600 км (максимальная дальность – 1600 км) с крейсерской скоростью 480 км/ч – с лихвой перекрывает чешский L-410.


Однако распад единого социалистического экономического пространства в начале 1990-х годов вмиг сделал эксплуатацию «элок» нерентабельной. И тогда вспомнили о Бе-32, нашли чудом уцелевший опытный экземпляр самолета и несколько модернизировали его. Свой первый полет машина совершила в 1993 года, на нее даже были сделаны некие предварительные заказы, но этим дело и в итоге и ограничилось. Усугубило ситуацию отсутствие подходящего двигателя (ТВД-10Б к тому времени уже сняли с производства).


Теперь от крылатых машин я перейду к винокрылым. Первый станет тяжелый десантно-транспортный вертолет Як-24. О создании этого «летающего вагона» немало сказано в мемуарах его главного конструктора – Александра Яковлева – довольно известной книге «Цель жизни». В конце 1951 году руководство СССР, отмечая отставание от США в области крупного вертолетостроения, дало задание на спешную разработку новых винтокрылых машин не только конструкторам-вертолетчикам, но также и «авиаторам», в том числе и Яковлеву. Достаточно быстро в ОКБ Яковлева был разработан вертолет, способный перевозить две с половиной тонны груза или двадцать четыре десантника (в разных источниках можно встретить упоминание от двух до трех тонн нагрузки и от 20 до 30 десантников). Потолок машины составил 4,2 км, дальность полета – 265 км, а максимальная скорость – 175 км/ч.
Устранение ряда недостатков заняло немало времени, выпуск вертолета начался только в 1955 году; всего было произведено более сотни машин
Вертолет оказался полезен и на гражданской ниве (модификация Як-24А 1960 года), в частности, его использовали при строительстве газопроводов, при восстановлении разрушенных в годы войны дворцов под Ленинградом. С борта этой машины осуществляли съемку первого отечественного циркорамного (то есть панорамного, окружающего зрительный зал) фильма, и тогда Як-24, летающий над городом на малых высотах, стал настоящей сенсацией для ленинградских мальчишек.


Другой тяжелый военно-транспортный вертолет, на этот раз конструкторского бюро Миля. Ми-6 впервые поднялся в воздух в 1957 году, а серийное производство машины началось в 1964 году. Эта машина способна переносить 12 тонн груза, а скорость ее достигает 300 км/ч (по другим данным, не более 250 км/ч, хотя вообще-то на Ми-6 поставили в 1961 году рекорд скорости для подобных винтокрылых аппаратов – свыше 340 км/ч). На Ми-6 было установлено множество мировых рекордов.


Еще один Ми-6, модификация ВзПУ – воздушный пункт управления тактического звена.


Очередная модификация «шестерки» – пожарный Ми-6 ПОЖ. Он был создан в 1967 году и отличается от базовой машины отсутствием крыла, установленным внутри 12-тонным резервуаром для воды и наличием соответствующего оборудования (в частности брандспойт можно видеть в носовой части кабины).


Здесь на заднем плане фигурирует ближайший родственник предыдущих машин – «летающий кран» Ми-10. Он был разработан в 1961–1964 годах именно на базе Ми-6. Машина получила новый низкий и длинный фюзеляж, способный, тем не менее, вмещать 28 человек. На внешней подвеске вертолет может перевозить грузы весом до 12 тонн, а если на короткую дистанцию, то и 15-тонные.
Главной задачей линейной военной модификации видели транспортировку крылатых и баллистических ракет, но от этой идеи вскоре отказались (ракеты требовалось оборудовать соответствующими узлами для обеспечения надежного и безопасного захвата), поэтому было выпущено только 24 таких вертолета. Кстати, процессом погрузки управляли при помощи телевизионной установки, но впоследствии на гражданской модификации Ми-10К от этого подхода отказались в пользу непосредственного визуального контроля.


Многоцелевой вертолет Ка-26. Свой первый полет он совершил в 1965 году, а серийное производство длилось с 1969 по 1977 год. Всего было выпущено 850 машин, полторы сотни из которых поставили за рубеж.
Оснащенный поршневыми двигателями, вертолет достаточно прост в обслуживании и эксплуатации. Построен он по схеме «летающего шасси», то есть за кабиной пилотов могут устанавливаться различные типы подвески: пассажирская (вместимостью до шести человек) или грузовая кабина, баки и распылители для авиационных химических работ, подъемная лебедка и т.п. Радиус действия Ка-26 составляет 465 км, максимальная скорость – 160, а крейсерская – 130 км/ч, практический потолок – 3 км. Машина выпускалась в грузопассажирском, сельскохозяйственном, патрульном и санитарном вариантах.


О тяжелом транспортном вертолете Ми-26 – крупнейшем в мире – я уже немного рассказывал в альбоме по хабаровскому Малому аэропорту. Впервые эта машина поднялась в небо в декабре 1977 года. Всего было выпущено около 220 Ми-26. Вертолет может перевозить беспрецедентную для винтокрылых машин нагрузку – 20 тонн. Дальность достигает 2000 км, максимальная скорость – 295, крейсерская – 255 км/ч, потолок – 6,5 км. В транспортном варианте машина способна перевозить до 80 солдат. В свое время Ми-26 нашел широкое применение как на гражданской, так и военной службе (применялся в Афганистане, Нагорном Карабахе и Чечне).


Многоцелевой Ми-8, пожалуй, является самым известным и широко распространенным советским вертолетом. Всего было выпущено около 12 тысяч таких машин, они эксплуатируются в полусотне стран мира. Первый полет прототипа (еще с одним двигателем) состоялся еще в 1961 года. Ми-8 использовался не только как десантная и транспортная машина, но и в качестве ударной, например в Афганистане. Вертолет способен перевозить до 28 человек со скорость до 250 км/ч на расстояние до 480 км, практический потолок составляет 4,5 км.


Транспортно-боевой Ми-24, получивший неофициальное имя «Крокодил». Именно эта машина пришла на смену ударным Ми-8 в Афганистане, когда вскрылась недостаточная защищенность последних. «Крокодил» же имеет бронирование и способен перевозить широкий спектр вооружения, в особенности на внешних подвесках.
Серийный выпуск Ми-24 начался в 1971 году, годом позже машина была официально принята на вооружение. Вертолет может брать на борт восемь десантников, грузоподъемность достигает 2400 кг. Максимальная дальность составляет 1000 км, скорость – до 320 км/ч (крейсерская – 270), практический потолок – 4,5 км, допустимый угол крена (важная характеристика для ударного вертолета) – 45 градусов.


Первая серийная модификация этого же вертолета – Ми-24А. Из-за плоских стекол пилотской кабины ее иногда называют «Стакан». Эта машина выпускалась недолго – с 1971 по 1973 год, всего было произведено 250 Ми-24А.


Подвеска вооружения на подкрыльевых пилонах. Насколько я понимаю, тут можно наблюдать два блока HАР УБ-32А с 57-мм неуправляемыми реактивными снарядами С5 и две ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». (Знатоки, поправьте меня, если я ошибаюсь).

На этом с обзором вертолетов, увиденных мною в музее, можно закончить. Третью часть альбома я начну с отечественных истребителей начала реактивной эры.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: banderlug
2009-02-23 02:35 am (UTC)
Если бы получение лётных прав не были так заформализированы, тогда точно бы взял себе пчелу, полюбому лучше чем сесна.
Кстати спасибо Вам за фотографии, всегда радуют.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-23 03:35 am (UTC)
А с какой именно Cessna вы сравниваете Ан-14, если не секрет? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yarowind
2009-02-23 04:27 am (UTC)
Спасибо! Мне всего пару раз удалось на вертушках полетать - интересно, но уж больно шумно:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-23 06:38 am (UTC)
А мне вот, увы, на вертушках летать не довелось, хотя и сидел как-то в левом кресле кокпита - фотографировался. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_andreev
2009-02-23 04:46 am (UTC)
жалкое и одновременно удручающее зрелище
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-23 06:36 am (UTC)
Печально, что техника находится не всегда в презентабельном состоянии, но, объективно говоря, это чудо, что она вообще сохранилась. Лично я получил от той поездки в музей просто море удовольствия. Я думал больше об истории, чем о глянце окраски машин. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasisualij
2009-02-23 05:39 am (UTC)
Интереснейший репортаж! А вот относительно реактивного М-15. Поляки долгие годы выпускали кукурузник Ан-2, был у них вроде и потомок его, биплан польского производства. Не отразилось ли эта традиция и в компоновке М-15?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-23 06:39 am (UTC)
Думаю, традиции тут не при чем. Поляки немало и монопланов делали. :) Дело тут, полагаю, заключается исключительно в стремлении получить максимальную подъемную силу на малых скоростях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veraklo
2009-02-23 07:46 am (UTC)
Спасибо.Живём совсем рядом.Надо будет съездить с детьми:)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-23 07:58 am (UTC)
Стоит съездить. :) Я не сказать что совсем близко живу, однако выбрался. ;)

Edited at 2009-02-23 07:59 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aksioma_tg
2009-02-23 09:00 pm (UTC)
все собираемся туда съездить и никак время не найдем. Неудобный там график шибко
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-24 07:59 am (UTC)
Мне по части графика было проще - провели. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miss_pinchman
2009-02-24 07:46 am (UTC)
А В-12 там действительно стоит?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-24 07:57 am (UTC)
Вы про Martin B-12? Не видел. Но я не все экспозиции осмотрел. Хотя все равно сомневаюсь, чтобы такая машина попала в Монино...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: marouder
2009-02-24 09:10 am (UTC)
На фото не поршневая модификация камова.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-24 09:45 am (UTC)
А какая тогда? ИМХО, на снимке видны именно М-14В-26.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: karlson86
2009-02-24 09:36 am (UTC)

Ми-6

У Ми-6 максимальная скорость не 300 км.ч. А поменьше, где-то так 250.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-24 09:58 am (UTC)

Re: Ми-6

В разных источниках даются разные данные. Вообще я читал, что Ми-6 стал первым в мире вертолетом, показавшим скорость более 300 км/ч, которая тогда (1961 год) считалась предельной для аппаратов подобного типа. На нем был даже поставлен рекорд, кажется, около 340 км/ч. Но не знаю, серийная ли то была машина...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: romanklimenko
2009-02-25 12:02 am (UTC)
спасибо! очень инетересно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-25 04:09 am (UTC)
Всегда рад! ;) К слову, только что развил авиационную тематику новым материалом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ru_xplane
2009-02-27 11:15 pm (UTC)
надеюсь этим летом приехать в мск и обязательно посетить этот музей. очень уж много о нем отзывов. да и вообще интересно увидеть исторические машины :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-02-27 11:44 pm (UTC)
Дело стоящее. :) Советую только под это мероприятие выделить целый день. Кроме открытой экспозиции в музее есть еще и несколько обширных ангаров, где собраны зачастую еще более интересные машины.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strelok999
2009-03-08 02:44 pm (UTC)
а Ми-24А, как я понимаю уже все на покое?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-11 07:12 am (UTC)
Скорее всего. Самым молодым из них уже исполнилось более 35 лет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dupconqueror
2009-03-17 12:47 pm (UTC)
Изумительные машины, спасибо. Особенно МИ-10...внушает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-04-12 03:34 am (UTC)
Согласен. :)
(Reply) (Parent) (Thread)