Сердцем Праги и одним из символов Чехии является Вацлавская площадь (Vaclavske namesti), а ее символами, в свою очередь, являются здание Национального музея на заднем плане и памятник Св. Вацлаву.
Надо сказать, что эта площадь является одним из немногих мест в Праге, где бурлит ночная жизнь: даже за полночь тут работают кафе и ресторанчики. Правда, купить местную SIM-карту вечером мне здесь все же не удалось. :)
Существующий монументальный памятник первому чешскому святому – князю Вацлаву I (901–929) – был установлен в 1912 году (работу над ним знаменитый Йозеф Мыслбек начал еще в 1887 году). Конную статую окружают другие чешские святые: Людмила, Агнесса, Прокопий и Адальберт Пражский (последняя статуя была добавлена еще двенадцатью годами позже). Вацлав происходил из рода Пршемысловичей, княжил в X веке и пытался насаждать христианство не только в Чехии (Богемии), но и в Германии. Это не пришлось по вкусу ни немцам, ни матери князя, ни его брату – Болеславу Жестокому. Последний и убил 28-летнего Вацлава у входа в церковь. К слову, упомянутая святая Людмила приходится князю бабушкой, но канонизирована была позднее, так что можно сказать, что именно Вацлав I заложил традиции чешского мученичества.
Не случайно около этого памятника в январе 1969 года совершил самосожжение студент философского факультета Ян Палах, протестуя против ввода в Чехию войск стран Варшавского договора (кажется, официально он все-таки протестовал против цензуры). 25 февраля того же года – в очередную годовщину чешской коммунистической революции – на этом же месте то же самое совершил еще один студент – Ян Зайиц.
До современного памятника тут более двух столетий простоял раннеборочный монумент, созданный Яном Бедлем в 1678 году. В настоящее время он находится в садах Вышеграда.
Сами пражане без особых церемоний называют памятник конем, а «у коня под хвостом» является весьма распространенным местом для свиданий. Саму же площадь именуют просто Вацлаваком.
Огромное здание Национального музея было построено в 1890 году по проекту архитектора Шульца. Его великолепный фасад пострадал во время упомянутых событий так называемой Пражской весны 1968 года – попытки либерализации страны «сверху», то есть по инициативе реформаторов из компартии Чехии во главе с ее руководителем Александром Дубчеком. Тогда, опасаясь возможного выхода ЧССР из советского блока, в Москве было принято решение о начале операции «Дунай» – вводе войск в Чехословакию и установлению контроля над событиями в стране. Сейчас принято называть части советскими, но по сути в операции принимали участие все страны Варшавского договора, кроме Румынии. Впрочем, без решения СССР это едва ли было бы возможным.
Данные события изменили ситуацию в стране (и, увы, отношение к русским). Если в феврале 1948 года коммунистические идеи были в Чехии весьма популярны, а революция не была «импортирована» извне, то через двадцать лет режим перестал пользоваться широкой поддержкой населения.
От самой площади здание музея отделяет восьмиполосный проспект Вильсона (Wilsonova), названный в честь американского президента. Дело в том, что США, как и Советская Россия, в 1918 году одними из первых признали независимость Чехословатской республики, образованной в результате распада Австро-Венгерской империи. Сама эта улица, впрочем, если я ничего не путаю, является плодом градостроительной программы уже социалистического периода, только до 1989 года она носила имя Победоносного февраля (Vitzneho unora) – в честь того самого, когда произошла коммунистическая революция и к власти пришел большой поклонник Сталина Клемент Готвальд.
Вот я и чуть вылез за пределы Нове Место в район Винограды (Kralovske Vinohrady). Надеюсь, мне простят эту вольность – я хочу показать несколько примечательных зданий, к которым наверняка в дальнейшем не вернусь.
Совсем рядом с Национальным музеем на Вильсоновой находится железобетонный куб, считающийся одним из самых удачных сооружений социалистического периода. Не знаю уж, почему он заработал такую репутацию, на мой взгляд, ничем особенным это здание архитектора Карела Прагера не блещет, пражская телевышка куда интереснее. Построено здание было в конце 1960-х для Чехословатского федерального парламента. В 1995 году сюда по приглашению Вацлава Гавела переехало из Мюнхена радио «Свободная Европа» («Свобода»). Мне рассказывали, что сразу после событий 11 сентября 2001 года к этому зданию зачем-то пригнали четыре старых бронетранспортера и отряд спецназа, вызвавших повышенный интерес туристов.
Левее можно видеть Государственную оперу, построенную в стиле неоренессанса в 1887 году по проекту Альфонса Вертмюллера, а также венских архитекторов Феллнера и Хемлера. Изначально это был немецкий театр.
Несколько дальше расположен пражский Главный железнодорожный вокзал. Его строительство, начатое в 1869 году, велось весьма долгое время и было сопряжено со значительными трудностями. Так, при прокладке подходящих к нему путей пришлось рыть туннели под жилыми домами района Винограды, что по тем временам было грандиозным и чрезвычайно дорогостоящим проектом.
Кстати, долгое время близкое соседство с вокзалом в период паровозной тяги вызывало в Опере внеплановые антракты.
Но стоит вернуться к Вацлавской площади. Здесь показан вид на музей отнюдь не с противоположного ее конца, а дай бог с середины. Строго говоря, площадь скорее напоминает бульвар.
Вот ее вид от памятника Св. Вацлаву вниз. Длина площади достигает 750 метров при ширине от 50 до 70 метров. По сути она пересекает район Нове Место с северо-запада на юго-восток в самой узкой его части.
Как таковая площадь появилась только в 1848 году (и сначала называли ее Святовацлавацкой), до этого времени здесь еще со Средних веков находился Конский рынок.
Существующая застройка относится преимущественно к XIX–XX векам. Респектабельным местом площадь становилась долго и трудно. До конца позапрошлого столетия тут все еще сохранялся обширный торг, нечто вроде блошиного рынка, где чем только не торговали. В еще более ранние времена оба конца площади венчались виселицами, на этой же земле помещался пруд с мельницей. В районе Национального музея находились ворота в окружающей Нове Место городской стене.
Характерной особенностью зданий Вацлавака является то, что практически все они имеют пассажи, то есть проходные дворы, соединяющие их с прилегающими улицами. В архитекторе преобладают модерн, чешский сецессион-стиль и функционализм.
Отель «Европа» считается одним из известнейших зданий площади. Сооруженное в 1905 году по проекту Биндельмайера, Алоиса Дриака и Гипшмана, его называют одним из лучших образцов стиля ар нуво в Праге.
Стоит вернуться к теме отношения чехов к русским. Вообще оно неоднозначное. Практически все памятники, имеющие то или иное отношение к России и СССР, после 1989 года были демонтированы, а многие улицы и площади – переименованы. Например, станцию метро «Московская», которая была задумана своеобразным побратимом станции «Пражская» московского метрополитена, переименовали в «Андел». Впрочем, есть на карте Праги улица, названная именем не просто русского, а даже советского маршала, это улица Конева, войска которого освободили чешскую столицу весной 1945 года от немецких оккупантов.
Вместе с тем турист из России едва ли столкнется с какими-то проблемами: чехи, с которыми мне доводилось общаться, были весьма радушны и вежливы. Представители старшего поколения часто очень неплохо владеют русским языком и иногда даже обижаются, если российский турист обращается к ним на английском. Мне лично атмосфера в этой стране показалась вполне комфортной.
В одном из кафе на площади я как-то попытался выяснить, где можно приобрести билет на ночной трамвай поздним вечером (впоследствии оказалось, что нигде – пришлось ехать зайцем), но английский как мой собственный, так и девушек-официанток оставлял желать лучшего. Когда я пробормотал «Как же это будет-то по-английски?!», девушки рассмеялись и сказали с чуть заметным украинским акцентом: «Ну так бы сразу и сказали!»
Вообще Вацлавак в ночную пору считается местом не слишком законопослушным. Говорят, там всегда можно встретить продавцов наркотиков, попадаются карманники и т.д. Никак не могу это прокомментировать, с преступными элементами мне сталкиваться в Чехии не пришлось. Самой неприятным происшествием там было разве что соседство в ресторанчике со столиком, за которым напивались шотландские футбольные фанаты.
Нижняя часть площади, называемая Мустек (Mustek). Буквально это переводится как «мостик» в память о тех годах, когда это сооружение было тут перекинуто через ров. Такое же имя носит и расположенная здесь станция метро – вторая на Вацлаваке. Первая называется Muzeum («Музей») и находится, как нетрудно догадаться, в верхней части площади у Национального музея. Перегон между обеими станциями является самым коротким в пражском метрополитене. Впрочем, ничего уникального в этом нет, легко можно вспомнить ту же пекинскую Тянь-Ань-Мынь, где и размеры площади огромны, и станций метрополитена тоже две.
От Мустка рукой подать до района Старе Место (Staru Mesto). Собственно говоря, Конский рынок еще в XIV веке являлся частью этого района (тогда по сути города). Здесь следует отметить, что до XVIII столетия как таковой Большой Праги не существовало: был лишь ряд расположенных вблизи отдельных городов: Старе Место, Мала Страна, Вышеград и т.д.
По этой торговой улочке Пршикоп (Na prikope) – по линии древнего рва – и проходит граница между Нове Место и Старе. Основателем Нового города является знаменитый император Карл IV (р. 1316–1378). Он задумал объединить Вышеград со Старе Место и лично принял участие в разработке планировки будущего города. Считается, что Нове Место является первым районом Праги, построенным в соответствии с градостроительным планом. Строго говоря, это не совсем так, ведь пустырем указанное место не было и в начале XIV века.
Справа среди домов рубежа XIX и XX столетий видно здание вполне современного вида. Это торговый центр «Мыслбек», построенный сравнительно недавно вместо сквера, разбитого на месте разрушенного в 1945 году американской бомбой жилого дома. Из-за трагической навигационной ошибки американских ВВС тогда в Праге погибли около 600 мирных жителей.
Вдали возвышается острая кровля Пороховой башни, близ которой и завершится моя прогулка по Нове Место.
На заднем плане видна Пражская опера.
Еще один мишка, на этот раз в военной(?) форме. :)
Слева можно видеть редкое исключение – уцелевший фрагмент готического фасада пражского Карлова университета (Karlova Univerzita). Если быть точным, это эркер университетской часовни.
Основан университет был, как водится, императором Карлом IV. Открытый в 1348 году, он является старейшим в как Центральной Европе, так и в славянских странах. Правда, преподавание до XIX века осуществлялось на немецком языке. К слову, до сих пор университет сохранил три теологических факультета: католический, гуситский и евангелический.
Если ничего не путаю, это статуя Мадонны, скорбящей над Иисусом, работы австрийского скульптора Анны Хромы.
К сожалению, старинная застройка города мало где сохранилась: виной тому и войны, и пожары, и честолюбие градостроителей. Университетское здание слева, тем не менее, относится ко второй половине XIV столетия.
Продолжительное время улица Пршикоп была излюбленным местом променады пражских немцев. Здесь же находился так называемый Немецкий дом (после 1945 год он был переименован в Славянский), куда чехам не стоило заходить даже в годы Австро-Венгерской монархии – в лучшем случае их бы просто не обслужили в ресторане.
Но строительный бум времен Первой республики (1918–1939 гг.) привнес новые веяния, и место кафе и увеселительных заведений заняли торговые пассажи и магазины.
К слову, сейчас тут преобладают магазины демократичных марок, не то что на Парижской улице. Впрочем, это информацию я раскопал уже в путеводителе, так как шопинг меня всегда интересовал значительно меньше, чем история. :)
Чудесные статуи, на мой взгляд.
Пороховая башня (Prasna brana) внешне очень напоминает башни Карлова моста, хотя ее строительство начали более чем столетием позднее – в 1475 году (на месте полуразрушенной надвратной башни городской стены XIII века). Она должна была защищать расположенную тогда рядом королевскую резиденция, а заодно и служить парадными воротами Старого города, но вскоре короли перебрались обратно в Пражский Град – более безопасный замок в случае бунта горожан, и башня долгое время стояла недостроенной. В XVIII веке ее использовали под пороховой склад, что и нашло свое отражении в имени сооружения.
Свой современный внушительный вид башня обрела только в 1886 году, когда ее достроил в строгом готическом стиле архитектор Моцкер. Сейчас ее высота составляет 65 метров.
Если быть совсем точным, то принято считать, что Пороховая башня находится уже в районе Старе Место, но это весьма условно. А вот уходящая вдаль Целетная улица (Cenetna) и в самом деле идет в самое сердце Старого города.
Справа, со стороны площади Республики (namesti Republiky), к башне примыкает весьма примечательное здание – Общественный дом (Obecni dum). Городская община возвела этот своего рода главный дворец культуры в 1912 году на месте, где когда-то находился королевский двор.
Строили дом архитекторы Поливка и Балшанек, а оформляли и украшали, как и любой всенародный проект, множество известных чешских скульпторов и художников – всего около трех десятков фамилий.
Если ничего не путаю, это мозаика «Слава Праге» художника Шпилла.
Но я счел, что площадь Республики менее интересна, чем средневековая часть Праги, и направился под аркой Пороховой башни в Старе Место.
Journal information