?

Log in

No account? Create an account
Луксорский храм Амона-Ра - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Луксорский храм Амона-Ра [Mar. 20th, 2009|05:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Само только упоминание Луксора – древних Фив – столицы египетского государства на протяжении более тысячи лет – вызывает в памяти образы величественных храмов, созданных, похоже, более для возвеличивания могущества построивших их фараонов, чем для почитания богов. Два самых грандиозных и важных в жизни древнего города сейчас носят имена Луксорского и Карнакского. Сегодня я расскажу только о первом из них, хотя второй, надо признать, заслуживает куда большего внимания (строго говоря, тысячи лет назад первый храм входил в комплекс сооружений Карнакского). Но дело в том, что у меня сейчас под рукой не так много источников, и вдали от своей библиотеки я остерегусь писать обширные исторические комментарии. Более того, после возвращения домой я, вероятно, дополню этот альбом новыми деталями и фотографиями (в частности, почему-то не получается скачать с одной из карт памяти снимки, среди которых есть и виды храма в вечерней подсветке).


Луксорский храм сейчас отлично виден издалека, особенно хорошо он просматривается с Нила. Близость его к реке объясняется церемониями праздника Опет, когда по специально отрытому каналу лодки причаливали к храму и отплывали от него. Впрочем, подробнее я расскажу об этом ниже.
Надо сказать, долгое время храмовый комплекс различить было не так-то и просто: большая его часть была скрыта под грунтом и поздними постройками. Своего рода открытие храма состоялось в 1884 году, честь эта принадлежит знаменитому французскому археологу Гастону Масперо. Его работу по раскопкам и реставрации продолжили Даресси и Легрен.


Длина существующей храмовой территории составляет 260 метров, и если на предыдущем снимке можно было видеть северную часть комплекса, здесь сфотографирована южная.


Для удобства помещаю тут схематическое изображение сооружения, на которое я буду делать ссылки по мере описания тех или иных значимых объектов. Как видно, ширина храма значительно уступает его длине, при этом достаточно четко прослеживается геометрически правильная продольная ось север–юг, искаженная только в северной части комплекса, возведенной позднее.


Храм был построен фараоном Аменхотепом III (прав. 1386–1349 гг. до н.э.), известным также под греческим именем Мемнон, в XV веке до рождества христова близ более древнего святилища Тутмоса III (1504–1450 г. до н.э.) , посвященного богу Амону, его супруге Мут и их сыну – лунному богу Хонсу.
Здесь следует отметить, что указанные здесь и далее годы могут носить лишь приблизительный характер, так как привязка сохранившихся древнеегипетских документов к современному календарю – дело непростое, и точная датировка возможна лишь с известной степенью точности.
Длина храма времен Аменхотепа III достигала 208 метров при ширине 54 метра. Главным архитектором, как предполагается, был некий Аменофис, сын Хотепа (по другим источникам, Аменхотеп сын Хапу; возможно, тут все упирается в разночтение одного и того же имени при переводе с одного языка на другой).
Комплекс пострадал в годы правления фараона-еретика Аменхотепа IV (1350–1334 до н.э.), принявшего имя Эхнатона. Этот фараон может считаться основателем одной из первых монотеистических религий, правда, в итоге не прижившейся. Вместо поклонения многим богам он ввел культ одного – солнечного диска Атона. Эхнатон не только перенес столицу из Фив в Ахетатон (Телль-эль-Амарну), но также распорядился уничтожить все изображения и имена старых богов в Луксорском храме, что в значительной степени и было проделано. Кстати, супругой Эхнатона являлась известная Нефертити, считающаяся сейчас одним из главных канонов красоты Египта времен Нового царства.


Только при преемнике Аменхотепа IV – фараоне Тутанхамоне (1334–1325 гг. до н.э.) – Луксорский храм был отреставрирован, в ходе чего даже несколько увеличилась его площадь. Однако наиболее значительную реконструкцию, расширившую храм, провел знаменитый Рамсес II (прав. 1279–1212 гг. до н.э.), по указу которого, в частности, были установлены входные обелиски, а стены украшены многочисленными рельефами.


Главный вход храма находится в северной его части. Он обращен порталом в сторону Карнакского храма, с которым его связывала аллея сфинксов (я покажу ее ниже). Ворота по сути представляют собою узкий проход в массивном центральном пилоне с общей протяженностью фасада 65 метров.


В древности на пилоне помещались четыре исполинских флагштока. Стены пилона покрыты рельефами, сейчас находящимися в очень плохом состоянии. На них изображены преимущественно сцены сражений между победоносным Рамсесом II и хеттами, а ниже находятся надписи, которые в поэтической форме отписывают битвы. Стоит отметить, что это классический пример пропаганды. Если в Древнем Египте было принято считать войну Рамзеса II с хеттами вполне успешной, то поздние исследования историков, обнаруживших тексты мирных договоров того времени, позволяют сильно сомневаться в этой оценке. Судя по компромиссным пунктам текстов, война закончилась по сути вничью: обе стороны понесли значительные потери без особых результатов и оказались не в состоянии коренным образом переломить создавшуюся обстановку.


Во времена Рамезса II перед храмовыми воротами было установлено два обелиска из розового гранита по обе стороны от входа. Однако один из них в 1833 году был подарен хедивом (вице-султаном) Египта Мухаммедом Али-пашой (по рождению он был албанцем, так что памятники страны его не слишком волновали) королю Франции Луи-Филиппу и увезен в Париж. Сейчас собрат этого лукорского обелиска украшает площадь Согласия (place de la Concorde), в центре которой он был установлен инженером Леба 25 октября 1836 года. Сохранившийся левый 25-метровый обелиск указан на плане-схеме буквой «B».


Когда-то перед центральным пилоном стояло шесть гигантских гранитных статуй. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь половина из них. По левую руку от ворот два сидящих колосса изображают Рамзеса II. Единственная уцелевшая статуя справа из розового гранита принадлежит царице Нефертари Меренмут – первой супруге Рамзеса II. Обломки камня над уцелевшим постаментом являются остатками статуи их дочери – царевны Меритамон.


15,5-метровый колосс Рамзеса II. Здесь великий фараон-воитель изображен в виде царя Верхнего и Нижнего Египта, то есть как воплотившийся Хор. Кстати, фараоны считались детьми богов, и церемония коронации по сути своей являлась актом обожествления владыки страны, о чем я подробнее расскажу в конце альбома.


Первый двор храма, называемый в честь построившего его все того же Рамзеса II (на схеме цифра «1»). Длина его составляет 56 метров, а ширина – пятьдесят. Здесь запечатлена северная часть двора, то есть объектив направлен в сторону входа.
Слева можно видеть дверь в святилище, построенное еще Тутмосом III и включенное в состав двора Рамзеса II (буква «С»). Я подозреваю, что именно нежелание разрушать это святилище вынудило строителей отступить восточнее продольной оси храма Аменхотепа III.


Изначально в этом дворе стояло 74 колонны с капителями в виде закрытого цветка папируса. Обычно в Новом царстве подобные капители применялись в скудно освещаемых помещениях под крышей, таким образом можно предположить, что свод изначально перекрывал изрядную часть двора.


Луксорский храм посвящен богу Амону-Ра. По сути своей долгое время это были два разных божества. Дело в том, что Амон, который к эпохе Среднего царства стал богом всего Египта, долгое время до этого был лишь малозначительным местным божеством. Его подъем связан с подъемом фиванских правящих династий и переносом столицы страны в Фивы. Чуть позднее Амон был объединен с другим давно почитаемым божеством – солнечным богом Ра из Гелиополя.


На стенах изображены жертвенные сцены и начертаны возносимые богам хвалы.


Большая часть этих статуй и рельефов датируется периодом правления Рамсеса II.


Долгое время после падения Древнего Египта двор был заброшен и погребен под слоем грунта. О его толщине легко судить по построенной около семи столетий назад мечети Абу эль-Хаггаг («А»). Две ее двери, виднеющиеся слева, когда-то выходили на уровень земли. Даже когда началась расчистка Луксорского храма, верующие попадали внутрь по специально построенным лестницам. Лишь около четверти века назад пробили новые двери в восточной стороне мечети, и теперь доступ туда организован снаружи, то есть с улицы. Белый минарет называют Новым, хотя ему не так давно исполнилось триста лет. Ровесником же мечети является серый минарет, верхушка которого чуть виднеется на заднем плане.


У южной стороны двора расположены статуи Рамсеса II около шести метров высотой. За ними виднеется колоннада («2»), построенная еще при Аменхотепе III.


Одна из статуй у входа в колоннаду выполнена из черного гранита, остальные – из розового.


В колоннаде расположено семь пар колонн в виде раскрытого цветка папируса высотой 11 метров с тяжелыми архитравами, которые изначально поддерживали вес верхней части конструкции. К слову, они до сих пор находятся в хорошем состоянии. Изображения же на стенах представляют празднование Опет, когда для проведения церемоний священная ладья с богами перемещалась из Карнакского храма вверх по реке в Луксорский, а вечером вновь возвращалась в Карнак.
Здесь из-за вечернего положения солнца на небосводе снимок в нарушение логики сделан из конца колоннады в сторону двора Рамзеса II.


Большой колонный зал Аменхотепа III («3»), до XIII века до н.э. являвшийся основным храмовым двором. В 1988 году здесь произошло потрясающее открытие двадцати одной статуи. Некоторые из них прекрасно сохранились и сейчас выставлены в Луксорском музее.
Следует напомнить, что в Древнем Египте храмы являлись по сути домами богов. Точно так же, как и жилые дома тех времен (а о быте древних египтян я обязательно поведаю позднее в отдельной серии альбомов подобно тому, как уже рассказывал о повседневной жизни лондонцев викторианской эпохи), храмы имели двор, открытый каждому посетителю, прихожую перед жилищем бога – святилище, доступное жрецам, и наконец так называемое Святая святых – жилое помещение бога, куда мог войти только сам фараон или же на время его отсутствия (например, в военном походе) верховный жрец. Иными словами, сюда, в зал Аменхотепа III могли попасть еще довольно многие, но мало кто мог пройти дальше.


Но если посетитель был жрецом, то он мог следовать дальше на юг – в собственно храмовый вестибюль («4»), состоящий из 32 колонн в виде связок папируса. С каждой стороны этого гипостильного зала находится четыре ряда по четыре же колонны.


В задней стене вестибюля имеется дверь, которая изначально вела в небольшой зал, позднее переделанный в христианскую церковь («5»). Исследователи утверждают, что это первая христианская церковь в Египте, и создана она была еще в I столетии. Когда же римский наместник узнал о существовании церкви (как известно, христианство находилось тогда вне закона), он повелел уничтожить всех ее прихожан. Часть из них, однако, спаслись и, согласно преданию, нашли убежище в Долине царей – в гробнице фараона Рамзеса IV на западном берегу Нила (я там тоже бывал – при случае покажу).


Из гипостильного зала можно попасть в помещение у восточной стены храма, называемое маммизи («6»).


Западная стена маммизи украшена рельефными сценами рождения Аменхотепа III, а южная – сценами, связанными с его восшествием на престол.


В святилище Александра Великого (356–324 до н.э.) («7») раньше можно было попасть только с востока.
Стоит обратить внимание на потолок. Он, конечно, сейчас местами укреплен стальными конструкциями, но часть каменных плит лежит так, как лежала и в незапамятные времена. Впечатляет, особенно если лишний раз вспомнить, что Луксорскому храму уже более 3300 лет!


На этой стене изображен Аменхотеп III. Но на данном рельефном рисунке я заострил внимание не просто так.


Напротив в том же стиле изображен Александр Македонский в богоподобном образе фараона перед богом Амоном. Правда, я тут перепутал изображения Амона и Александра. :) От последнего тут виднеются лишь кисти рук слева.


Святая святых Луксорского храма – самая южная точка комплекса. Сейчас там по сути нет ничего интересного: все интерьеры безвозвратно утеряны.


По данному снимку можно судить о толщине и конструкции храмовых стен.


К северу от пилона Рамзеса III начинается аллея сфинксов, когда-то соединявшая Лукорский храм с Карнакским.


Протяженность этой аллеи некогда составляла 2,5 километра. Сейчас ведутся достаточно активные реставрационные работы, и уже в 2011 году планируется восстановить аллею полностью, пустив по ней открытые туристические электроавтобусы.


Этих сфинксов извлекли из-под земли около столетия назад. Во времена Рамзеса II сфинксы аллеи были овноголовыми (часть из них сохранилась у Карнакского храма, я их обязательно покажу), но при XXX династии их заменили статуями с человеческими лицами.


Ну и в завершении рассказа наконец-то можно подробнее рассказать о культовом значении этого храма Амона-Ра.
Главная его роль заключалась в обеспечении церемоний праздника Опет. Аллея сфинксов, связывающая Луксорский и Карнакский храмы, является доводом в пользу гипотезы, что эти два храма проводили совместное празднование. Опет отмечался регулярно каждый год после второго месяца сезона половодья и длился 27 дней (по другим данным, празднование продолжалось около двух недель и начиналось в девятнадцатый день второго месяца после разлива Нила, что приходилось обычно на конец августа). Это было невероятное по размаху и помпезности мероприятие, когда божественная ладья плавала из Карнака в Луксорский храм и назад. В процессии принимали участие танцоры, музыканты и люди из разных слоев общества. Скажем, во время царствования фараона-женщины Хатшепсут (прав. 1498–1483 до н.э.) люди шли пешком из Карнака в Луксор, а обратно плыли на лодках.
Луксорский храм был символом творения мира; считалось, что он построен на предвечном холме (первой суше, поднявшейся из первозданного океана; к слову, предвечный холм также помещали и в окрестностях Мемфиса) и бог Амон-Ра в первый день нового года возвращался в Луксор, чтобы отметить праздник творения мироздания. Это было своего рода циклическое обновление земли. Божественная ладья Амона-Ра причаливала в юго-западном углу гипостильного зала Аменхотепа III, а ладьи Хонсу и Мут – в южном его углу.
Вторая особенность Луксорского храма была связана с божественной природой царской власти. Именно здесь фараон воссоединялся со своим божественным «ка». До коронации царь приравнивался к простому смертному, но после церемонии коронации он уже обладал божественностью. Праздник в Луксорском храме был и ежегодным обновлением божественной власти фараона. Для этой цели статуя «ка» привозилась в Луксор, совершались особые ритуалы, во время которых фараон и статуя его «ка» становились божественными. По прошествии церемоний они вместе появлялись из храма под приветствия ожидающей снаружи толпы. Это хрупкое равновесие между божественной и человеческой природой царя поддерживалось в течение трех тысяч лет, пока фараоны правили Древним Египтом, вплоть до Александра Великого.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: v_andreev
2009-03-24 10:23 am (UTC)
на солнышке, значит греешься?) и это правильно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-24 10:26 am (UTC)
Не всегда. :) Вчера, например, в районе Иерусалима попал в песчаную бурю, а в Табе угодил под чрезвычайно редкий в тех краях дождь. Сейчас вообще сижу работаю вместо того, чтобы греться у бассейна или потопать на море. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: johanajollygirl
2009-03-24 10:23 am (UTC)
совсем другой мир))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-24 10:27 am (UTC)
Только вот подобное историческое и культурное наследие и современные кварталы Лускора - это тоже совсем разные миры. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vlad_hunrider
2009-03-24 11:17 am (UTC)
Все хорошо, народу много!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-24 11:24 am (UTC)
Я бы не сказал, что это много народу. :) В Карнакском храме толпы побольше будут. Ну и время для посещения было выбрано весьма удачное, как я понял.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yarowind
2009-03-24 12:37 pm (UTC)
И отдохнул и интересные места посмотрел, хорошо!:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-26 04:36 pm (UTC)
После некоторых моих вылазок отдыхать нужно вдвойне, требуется отдельный отпуск. :)) Особенно после восхождения на гору Моисея (вероятно, ей посвящу следующий альбом).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: drakosh_a
2009-03-24 02:28 pm (UTC)
В Метрополитен музее я видела обширную выставку посвященную правлению женщины-фараона Хатшепсут - при ней были построены несколько замечательных архитектурных храмовых комплексов. После ее смерти почти все скульптуры с ее изображением были уничтожены - жрецы хотели "стереть" в истории следы правления женщины, чтобы не возник прецедент :(

(Вопрос из техники: каким объективом вы снимали детали храмов и статуи в полный рост с близкого расстояния? Хочу укомплектовать Canon 450D и собираю информацию).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: andrewtoon
2009-03-24 04:33 pm (UTC)
а я решил купить 450D? хорош аппарат? какие главные минусы?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: manon_gabrielle
2009-03-24 02:57 pm (UTC)
Спасибо. Замечательный и вменяемый материал, как и все Ваши статьи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-26 06:58 pm (UTC)
Благодарю за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-26 04:40 pm (UTC)
And I've been to Israel this week too. :) And, course, I'll introduce that country in my blog soon.

Edited at 2009-03-31 05:36 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: troitsa1
2009-03-24 08:15 pm (UTC)
С удовольствие посмотрел. Только хочется побольше снимки, около 800 желательно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-26 05:17 pm (UTC)
Весить они будут много тогда. :) Я иногда позволяю себе выкладывать снимки до 850 точек по длинной стороне, но только виде исключений. Стандарт - 650 пикселей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kaloshi
2009-03-25 09:42 pm (UTC)
Согласен, одно из наиболее завораживающих мест на этой планете! ;) (не взирая даже на популярность у туристов)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-26 08:21 pm (UTC)
Карнакский храм производит еще более сильное впечатление. А вот от Долины царей я ожидал куда большего...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: starina_chuk
2009-03-27 07:29 am (UTC)
Спасибо за интересный и обстоятельный рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-27 05:36 pm (UTC)
Рад, что вам понравилось. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dhitho
2009-03-27 08:12 am (UTC)
Очень интересно, спасибо!
Есть пара опечатков: "в горы правления фараона-еретика" и Тутанхамон был преемником Аменхотепа IV а не III.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-27 05:36 pm (UTC)
Вам спасибо - я внес поправки в текст. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: _nordavind_
2009-03-27 03:03 pm (UTC)
на тему не стандартной интерпретации истории Др.Египта вэлкам на сайт Андрея Склярова, очень рекомендую.
http://www.lah.ru
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-27 05:27 pm (UTC)
Мне бы сначала с традиционной разобраться. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: azerbouf
2009-03-27 04:55 pm (UTC)
Познавательно :) Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-27 05:21 pm (UTC)
Всегда рад! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_viola_v
2009-03-31 02:33 pm (UTC)
Спасибо, Дима!!!
Я вот подумала, наверное,судьбе было угодно начинать мое первое знакомство с Египтом именно с Луксора, именно летом, именно в самый его пик - в конце июля, когда температура +48! Зимой были в Шарме. И если бы это было первым знакомством с Египтом, то впечатление было бы на порядок (ПОРЯДКИ!) ниже, не было бы такого восторга от Египта (ну как у вас,посетившего Египет (да еще Шарм)весной, спокойненько так:).
А летом - жара, пекло, необыкновенные ароматы,раскаленный песок,белое солнце и контраст - светлое, изумрудно-сине-зеленое ласковое, теплейшее Красное море! Легкий бриз ощущаешь как божью благодать... Глоток воды - счастье! И Нил летом синЕе... В общем, чтобы влюбиться в Египет, надо обязательно побывать впервые там летом, как это не странно (!),насладиться настоящим африканским колоритом, а зимой-весной этого не ощущаешь,хотя красиво, конечно... А люди там какие чудесные с их детской наивностью,непосредственностью,музыкальностью, любовью к детям, добрым юмором... Или нам так везло? И еще. Влюбившись однажды в эту страну, не перестаешь изучать ее здесь, дома, по книгам,фильмам, публикациям, музыке... Чтобы потом, наполнившись знаниями, вновь и вновь возвращаться на эту землю, в этот так нами мало изученный необыкновенный Египет! А пирамиды - отдельная, необыкновенная (совсем не изученная нами, к сожалению) песня!...
Жду ваших дальнейших репортажей и египетских альбомов!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-04-02 06:00 am (UTC)
Скажу прямо: я рад, что полетел в Египет весной, а не летом. Для меня, любителя северных стран, прохлада куда предпочтительней жары. В противном случае большую часть экскурсии мне пришлось бы вместо изучения достопримечательностей отсиживаться в автобусе под кондиционером. :) И, увы, не вполне могу разделить вашу любовь к этой стране. Первые впечатления (в основном от населения) таковы, что возвращаться сюда вторично пока никакого желания нет...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: victorsolkin
2009-04-01 06:37 am (UTC)
Хороший, подробный фоторассказ. Некоторые уточнения:

- Луксорский храм не был построен «на месте более раннего святилища». Это самое святилище ладей, построенное при Хатшепсут и Тутмосе III, при Аменхотепе III было оставлено чуть севернее главной постройки, а при Рамсесе II было включено в пространство первого двора, из-за чего и была чуть сдвинута основная ось храма;
- архитектор храма – Аменхотеп сын Хапу;
- религия Эхнатона никогда не была монотеистической, - это распространенное заблуждение. При Эхнатоне, помимо Атона почитались и другие формы Солнечного божества;
- в эль-Амарне нет телля; устаревшее название давно уже изменено на «эль-Амарна»;
- при Тутанхамоне площадь храма не увеличилась; он, и его преемник Эйе только декорировали стены, обрамляющие центральную процессионную колоннаду храма;
- аккуратнее с именами. Нефертари Меренмут и Меритамон;
- «Здесь великий фараон-воитель изображен в виде бога возрождения Осириса» - неверно, осирические колоссы выглядят совсем иначе. Здесь Рамсес показан как царь Верхнего и Нижнего Египта, т.е. как воплотившийся Хор;
- подпись под фото: «Большая часть этих статуй и рельефов датируется периодом правления Рамсеса II.» - на кадре скульптурная группа Аменхотепа III и царицы Тейе, стоящей на фоне рельефов, выполненных при Тутанхамоне и узурпированных Хоремхебом;
- «Иными словами, сюда, в зал Аменхотепа III мог попасть любой посетитель храма» - это не так. Большинство посетителей храма, попадая за теменос – храмовую ограду, возносило молитвы статуям царя, стоявшим перед входом. Лишь единицы знати могли попасть в тот двор, о котором идет речь;
- «Правда, я очень надеюсь, что здесь не перепутал изображения Амона и Александра. :) Впрочем, изогнутая борода (символ власти), по словам гида, была только у последнего.» - увы, перепутали. Вы даете изображение Амона, от Александра там – только руки с подношением. Длинная бородка хебесут в определенных контекстах может быть как атрибутом царя, так и бога.
- Луксорский храм – не храм Амона-Ра. Это распространенная ошибка. Как храм, предназначенный для Опет, это храм царского Ка. Статую, которая некогда стояла в святилище и ниоткуда не привозилась, Вы видели в Луксорском музее – это Аменхотеп III в облике бога Атума.


Edited at 2009-04-01 06:38 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-04-10 03:17 am (UTC)
Спасибо большое за ваши комментарии! Ряд моментов в тексте я поправил. Однако с чем-то я не согласен.
В частности, относительно религии Эхнатона. Детали тех событий - дело темное. Скажем, христианская концепция Святой Троицы при скудном раскрытии ее в письменных источниках с дистанции в несколько тысяч лет тоже вполне может показаться сторонним исследователям политеистической. Так что истина, возможно, утеряна навсегда; на долю историков остаются лишь догадки, и каждый сам выбирает для себя понравившуюся гипотезу.
Что касается Телль-эль-Амарны, то именно такое полное название я встречал в подавляющем большинстве книг о Древнем Египте, а Амарна или эль-Амарна идут лишь как сокращенное имя. К слову, существует версия, будто название это было ошибочно склеено из имен двух соседних деревень. Но так или иначе оно прочно вошло в историческую традицию.
Информацию о расширении храма до Рамзеса II, равно как и данные о путешествии статуи Ка, я почерпнул в каирском издании "Древнего Египта" Фарида Атея. В письменных источиках обратное утверждение не встречал. Вас не затруднит дать ссылку на ваши источники?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>