?

Log in

No account? Create an account
Луксорский храм Амона-Ра - dосужие фотозарисовkи — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Instagram | Я в Instagram ]
[ Twitter | Я в Twitter ]

Луксорский храм Амона-Ра [Mar. 20th, 2009|05:00 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Само только упоминание Луксора – древних Фив – столицы египетского государства на протяжении более тысячи лет – вызывает в памяти образы величественных храмов, созданных, похоже, более для возвеличивания могущества построивших их фараонов, чем для почитания богов. Два самых грандиозных и важных в жизни древнего города сейчас носят имена Луксорского и Карнакского. Сегодня я расскажу только о первом из них, хотя второй, надо признать, заслуживает куда большего внимания (строго говоря, тысячи лет назад первый храм входил в комплекс сооружений Карнакского). Но дело в том, что у меня сейчас под рукой не так много источников, и вдали от своей библиотеки я остерегусь писать обширные исторические комментарии. Более того, после возвращения домой я, вероятно, дополню этот альбом новыми деталями и фотографиями (в частности, почему-то не получается скачать с одной из карт памяти снимки, среди которых есть и виды храма в вечерней подсветке).


Луксорский храм сейчас отлично виден издалека, особенно хорошо он просматривается с Нила. Близость его к реке объясняется церемониями праздника Опет, когда по специально отрытому каналу лодки причаливали к храму и отплывали от него. Впрочем, подробнее я расскажу об этом ниже.
Надо сказать, долгое время храмовый комплекс различить было не так-то и просто: большая его часть была скрыта под грунтом и поздними постройками. Своего рода открытие храма состоялось в 1884 году, честь эта принадлежит знаменитому французскому археологу Гастону Масперо. Его работу по раскопкам и реставрации продолжили Даресси и Легрен.


Длина существующей храмовой территории составляет 260 метров, и если на предыдущем снимке можно было видеть северную часть комплекса, здесь сфотографирована южная.


Для удобства помещаю тут схематическое изображение сооружения, на которое я буду делать ссылки по мере описания тех или иных значимых объектов. Как видно, ширина храма значительно уступает его длине, при этом достаточно четко прослеживается геометрически правильная продольная ось север–юг, искаженная только в северной части комплекса, возведенной позднее.


Храм был построен фараоном Аменхотепом III (прав. 1386–1349 гг. до н.э.), известным также под греческим именем Мемнон, в XV веке до рождества христова близ более древнего святилища Тутмоса III (1504–1450 г. до н.э.) , посвященного богу Амону, его супруге Мут и их сыну – лунному богу Хонсу.
Здесь следует отметить, что указанные здесь и далее годы могут носить лишь приблизительный характер, так как привязка сохранившихся древнеегипетских документов к современному календарю – дело непростое, и точная датировка возможна лишь с известной степенью точности.
Длина храма времен Аменхотепа III достигала 208 метров при ширине 54 метра. Главным архитектором, как предполагается, был некий Аменофис, сын Хотепа (по другим источникам, Аменхотеп сын Хапу; возможно, тут все упирается в разночтение одного и того же имени при переводе с одного языка на другой).
Комплекс пострадал в годы правления фараона-еретика Аменхотепа IV (1350–1334 до н.э.), принявшего имя Эхнатона. Этот фараон может считаться основателем одной из первых монотеистических религий, правда, в итоге не прижившейся. Вместо поклонения многим богам он ввел культ одного – солнечного диска Атона. Эхнатон не только перенес столицу из Фив в Ахетатон (Телль-эль-Амарну), но также распорядился уничтожить все изображения и имена старых богов в Луксорском храме, что в значительной степени и было проделано. Кстати, супругой Эхнатона являлась известная Нефертити, считающаяся сейчас одним из главных канонов красоты Египта времен Нового царства.


Только при преемнике Аменхотепа IV – фараоне Тутанхамоне (1334–1325 гг. до н.э.) – Луксорский храм был отреставрирован, в ходе чего даже несколько увеличилась его площадь. Однако наиболее значительную реконструкцию, расширившую храм, провел знаменитый Рамсес II (прав. 1279–1212 гг. до н.э.), по указу которого, в частности, были установлены входные обелиски, а стены украшены многочисленными рельефами.


Главный вход храма находится в северной его части. Он обращен порталом в сторону Карнакского храма, с которым его связывала аллея сфинксов (я покажу ее ниже). Ворота по сути представляют собою узкий проход в массивном центральном пилоне с общей протяженностью фасада 65 метров.


В древности на пилоне помещались четыре исполинских флагштока. Стены пилона покрыты рельефами, сейчас находящимися в очень плохом состоянии. На них изображены преимущественно сцены сражений между победоносным Рамсесом II и хеттами, а ниже находятся надписи, которые в поэтической форме отписывают битвы. Стоит отметить, что это классический пример пропаганды. Если в Древнем Египте было принято считать войну Рамзеса II с хеттами вполне успешной, то поздние исследования историков, обнаруживших тексты мирных договоров того времени, позволяют сильно сомневаться в этой оценке. Судя по компромиссным пунктам текстов, война закончилась по сути вничью: обе стороны понесли значительные потери без особых результатов и оказались не в состоянии коренным образом переломить создавшуюся обстановку.


Во времена Рамезса II перед храмовыми воротами было установлено два обелиска из розового гранита по обе стороны от входа. Однако один из них в 1833 году был подарен хедивом (вице-султаном) Египта Мухаммедом Али-пашой (по рождению он был албанцем, так что памятники страны его не слишком волновали) королю Франции Луи-Филиппу и увезен в Париж. Сейчас собрат этого лукорского обелиска украшает площадь Согласия (place de la Concorde), в центре которой он был установлен инженером Леба 25 октября 1836 года. Сохранившийся левый 25-метровый обелиск указан на плане-схеме буквой «B».


Когда-то перед центральным пилоном стояло шесть гигантских гранитных статуй. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь половина из них. По левую руку от ворот два сидящих колосса изображают Рамзеса II. Единственная уцелевшая статуя справа из розового гранита принадлежит царице Нефертари Меренмут – первой супруге Рамзеса II. Обломки камня над уцелевшим постаментом являются остатками статуи их дочери – царевны Меритамон.


15,5-метровый колосс Рамзеса II. Здесь великий фараон-воитель изображен в виде царя Верхнего и Нижнего Египта, то есть как воплотившийся Хор. Кстати, фараоны считались детьми богов, и церемония коронации по сути своей являлась актом обожествления владыки страны, о чем я подробнее расскажу в конце альбома.


Первый двор храма, называемый в честь построившего его все того же Рамзеса II (на схеме цифра «1»). Длина его составляет 56 метров, а ширина – пятьдесят. Здесь запечатлена северная часть двора, то есть объектив направлен в сторону входа.
Слева можно видеть дверь в святилище, построенное еще Тутмосом III и включенное в состав двора Рамзеса II (буква «С»). Я подозреваю, что именно нежелание разрушать это святилище вынудило строителей отступить восточнее продольной оси храма Аменхотепа III.


Изначально в этом дворе стояло 74 колонны с капителями в виде закрытого цветка папируса. Обычно в Новом царстве подобные капители применялись в скудно освещаемых помещениях под крышей, таким образом можно предположить, что свод изначально перекрывал изрядную часть двора.


Луксорский храм посвящен богу Амону-Ра. По сути своей долгое время это были два разных божества. Дело в том, что Амон, который к эпохе Среднего царства стал богом всего Египта, долгое время до этого был лишь малозначительным местным божеством. Его подъем связан с подъемом фиванских правящих династий и переносом столицы страны в Фивы. Чуть позднее Амон был объединен с другим давно почитаемым божеством – солнечным богом Ра из Гелиополя.


На стенах изображены жертвенные сцены и начертаны возносимые богам хвалы.


Большая часть этих статуй и рельефов датируется периодом правления Рамсеса II.


Долгое время после падения Древнего Египта двор был заброшен и погребен под слоем грунта. О его толщине легко судить по построенной около семи столетий назад мечети Абу эль-Хаггаг («А»). Две ее двери, виднеющиеся слева, когда-то выходили на уровень земли. Даже когда началась расчистка Луксорского храма, верующие попадали внутрь по специально построенным лестницам. Лишь около четверти века назад пробили новые двери в восточной стороне мечети, и теперь доступ туда организован снаружи, то есть с улицы. Белый минарет называют Новым, хотя ему не так давно исполнилось триста лет. Ровесником же мечети является серый минарет, верхушка которого чуть виднеется на заднем плане.


У южной стороны двора расположены статуи Рамсеса II около шести метров высотой. За ними виднеется колоннада («2»), построенная еще при Аменхотепе III.


Одна из статуй у входа в колоннаду выполнена из черного гранита, остальные – из розового.


В колоннаде расположено семь пар колонн в виде раскрытого цветка папируса высотой 11 метров с тяжелыми архитравами, которые изначально поддерживали вес верхней части конструкции. К слову, они до сих пор находятся в хорошем состоянии. Изображения же на стенах представляют празднование Опет, когда для проведения церемоний священная ладья с богами перемещалась из Карнакского храма вверх по реке в Луксорский, а вечером вновь возвращалась в Карнак.
Здесь из-за вечернего положения солнца на небосводе снимок в нарушение логики сделан из конца колоннады в сторону двора Рамзеса II.


Большой колонный зал Аменхотепа III («3»), до XIII века до н.э. являвшийся основным храмовым двором. В 1988 году здесь произошло потрясающее открытие двадцати одной статуи. Некоторые из них прекрасно сохранились и сейчас выставлены в Луксорском музее.
Следует напомнить, что в Древнем Египте храмы являлись по сути домами богов. Точно так же, как и жилые дома тех времен (а о быте древних египтян я обязательно поведаю позднее в отдельной серии альбомов подобно тому, как уже рассказывал о повседневной жизни лондонцев викторианской эпохи), храмы имели двор, открытый каждому посетителю, прихожую перед жилищем бога – святилище, доступное жрецам, и наконец так называемое Святая святых – жилое помещение бога, куда мог войти только сам фараон или же на время его отсутствия (например, в военном походе) верховный жрец. Иными словами, сюда, в зал Аменхотепа III могли попасть еще довольно многие, но мало кто мог пройти дальше.


Но если посетитель был жрецом, то он мог следовать дальше на юг – в собственно храмовый вестибюль («4»), состоящий из 32 колонн в виде связок папируса. С каждой стороны этого гипостильного зала находится четыре ряда по четыре же колонны.


В задней стене вестибюля имеется дверь, которая изначально вела в небольшой зал, позднее переделанный в христианскую церковь («5»). Исследователи утверждают, что это первая христианская церковь в Египте, и создана она была еще в I столетии. Когда же римский наместник узнал о существовании церкви (как известно, христианство находилось тогда вне закона), он повелел уничтожить всех ее прихожан. Часть из них, однако, спаслись и, согласно преданию, нашли убежище в Долине царей – в гробнице фараона Рамзеса IV на западном берегу Нила (я там тоже бывал – при случае покажу).


Из гипостильного зала можно попасть в помещение у восточной стены храма, называемое маммизи («6»).


Западная стена маммизи украшена рельефными сценами рождения Аменхотепа III, а южная – сценами, связанными с его восшествием на престол.


В святилище Александра Великого (356–324 до н.э.) («7») раньше можно было попасть только с востока.
Стоит обратить внимание на потолок. Он, конечно, сейчас местами укреплен стальными конструкциями, но часть каменных плит лежит так, как лежала и в незапамятные времена. Впечатляет, особенно если лишний раз вспомнить, что Луксорскому храму уже более 3300 лет!


На этой стене изображен Аменхотеп III. Но на данном рельефном рисунке я заострил внимание не просто так.


Напротив в том же стиле изображен Александр Македонский в богоподобном образе фараона перед богом Амоном. Правда, я тут перепутал изображения Амона и Александра. :) От последнего тут виднеются лишь кисти рук слева.


Святая святых Луксорского храма – самая южная точка комплекса. Сейчас там по сути нет ничего интересного: все интерьеры безвозвратно утеряны.


По данному снимку можно судить о толщине и конструкции храмовых стен.


К северу от пилона Рамзеса III начинается аллея сфинксов, когда-то соединявшая Лукорский храм с Карнакским.


Протяженность этой аллеи некогда составляла 2,5 километра. Сейчас ведутся достаточно активные реставрационные работы, и уже в 2011 году планируется восстановить аллею полностью, пустив по ней открытые туристические электроавтобусы.


Этих сфинксов извлекли из-под земли около столетия назад. Во времена Рамзеса II сфинксы аллеи были овноголовыми (часть из них сохранилась у Карнакского храма, я их обязательно покажу), но при XXX династии их заменили статуями с человеческими лицами.


Ну и в завершении рассказа наконец-то можно подробнее рассказать о культовом значении этого храма Амона-Ра.
Главная его роль заключалась в обеспечении церемоний праздника Опет. Аллея сфинксов, связывающая Луксорский и Карнакский храмы, является доводом в пользу гипотезы, что эти два храма проводили совместное празднование. Опет отмечался регулярно каждый год после второго месяца сезона половодья и длился 27 дней (по другим данным, празднование продолжалось около двух недель и начиналось в девятнадцатый день второго месяца после разлива Нила, что приходилось обычно на конец августа). Это было невероятное по размаху и помпезности мероприятие, когда божественная ладья плавала из Карнака в Луксорский храм и назад. В процессии принимали участие танцоры, музыканты и люди из разных слоев общества. Скажем, во время царствования фараона-женщины Хатшепсут (прав. 1498–1483 до н.э.) люди шли пешком из Карнака в Луксор, а обратно плыли на лодках.
Луксорский храм был символом творения мира; считалось, что он построен на предвечном холме (первой суше, поднявшейся из первозданного океана; к слову, предвечный холм также помещали и в окрестностях Мемфиса) и бог Амон-Ра в первый день нового года возвращался в Луксор, чтобы отметить праздник творения мироздания. Это было своего рода циклическое обновление земли. Божественная ладья Амона-Ра причаливала в юго-западном углу гипостильного зала Аменхотепа III, а ладьи Хонсу и Мут – в южном его углу.
Вторая особенность Луксорского храма была связана с божественной природой царской власти. Именно здесь фараон воссоединялся со своим божественным «ка». До коронации царь приравнивался к простому смертному, но после церемонии коронации он уже обладал божественностью. Праздник в Луксорском храме был и ежегодным обновлением божественной власти фараона. Для этой цели статуя «ка» привозилась в Луксор, совершались особые ритуалы, во время которых фараон и статуя его «ка» становились божественными. По прошествии церемоний они вместе появлялись из храма под приветствия ожидающей снаружи толпы. Это хрупкое равновесие между божественной и человеческой природой царя поддерживалось в течение трех тысяч лет, пока фараоны правили Древним Египтом, вплоть до Александра Великого.
LinkReply

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…

Comments:
[User Picture]From: yarowind
2009-03-26 04:59 pm (UTC)
Рассвет встречал?:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-03-26 05:10 pm (UTC)
Именно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)