Почти все рассчитанные на курортников отели в этой стране напоминают замкнутые мирки, и в принципе там с комфортом можно провести все дни отпуска, выходя во внешний мир лишь в дни приезда и отъезда и то исключительно по дороге из аэропорта и обратно. Сразу предупрежу, что вовсе не являюсь поклонником пляжного отдыха и многодневного ничегонеделания в шезлонге: мне более по душе марш-броски с фотокамерой по разнообразным достопримечательностям и просто по улочкам новых для меня городов (впрочем, о городах Египта будет отдельный рассказ). Однако свой отпуск я спланировал так, что короткий покой между в целом весьма утомительными, но вместе с тем интересными экскурсиями был просто необходим. Соответственно я просто не мог не познакомиться со значительной частью инфраструктуры своего отеля.
Отель был построен совсем недавно и принадлежит он турецкой компании. Последнее, как мне сообщила местная представительница туроператора, можно считать немалым преимуществом, так как египетский менеджмент она оценила, мягко говоря, совсем невысоко.
На входе все строго: охранник, рамка металлоискателя. Однако почти сразу же выяснилось, что лица европейской внешности могут свободно обходить эту рамку и даже не отвлекаться на охрану. Зато на арабов стражи (сами набранные из египтян) тут же делают охотничью стойку и проверяют по полной программе.
Сотрудники отеля неплохо владеют русским языком, а вот английским, что, признаться, меня поразило, уже не все. С другой стороны, удивляться тут, наверное, нечему, если принять во внимание факт, что большинство отдыхающих составляют граждане СНГ (преимущественно русские, украинцы и белорусы). Впрочем, встречались мне также прибалты, поляки и даже англичане, хотя все они находятся в явном меньшинстве.
Насколько я читал, «Амар эль Заман» рассчитан на двести гостей. К счастью, в день моего прилета свободных номеров было немало, так что не пришлось ждать заселения до официального времени check in – 14:00. Учитывая, что я приехал около десяти утра, сама мысль о том, что, возможно, еще четыре часа придется сидеть где-то в холле одетым не по сезону, несколько портила мне настроение. К счастью, стоило заполнить карточку гостя, и носильщик сразу же поволок мой багаж в номер. Точнее, почти сразу, так как мне сначала принесли на подносе бокал того, что здесь назвали welcome champagne. На деле это, правда, оказалось местное белое вино, но все равно было приятно: такой встречи я не удостаивался и в безумно дорогих отелях Калифорнии.
Чуть виднеющийся справа телевизор показывает около двадцати с небольшим каналов. Вполне логично среди них с большим отрывом преобладают русскоязычные, но, увы, в основном музыкальные. На втором месте идут англоязычные. Также есть по одному каналу на французском, немецком, голландском, даже польском и венгерском. Арабских же программы только две. По одной из них, кстати, часто показывали неплохие фильмы на английском языке, только с арабскими субтитрами, так что смотреть их было куда приятнее, чем слушать отечественную попсу.
Упомянутый подогрев воды – для марта месяца вещь немаловажная. Я во второй день пребывания в Египте от большого ума пошел загорать (точнее, бездумно посидеть в шезлонге на краю бассейна, к чему пристрастился еще в Брайтоне) уже часов в восемь утра и довольно быстро замерз. Так пришло понимание того, что в первый весенний месяц (местные относят его к зиме) загорать ранее десяти утра не стоит. К слову, прохладно становится еще до пяти часов вечера.
Конечно, все это на любителя. Если, скажем, спускаться без специального коврика, то и «мягкая» горка неплохо потрясет на стыках секций, да и, смещая центр тяжести во время скольжения, можно добиться любопытных результатов вплоть до разворота на волне. В любом случае эта труба была лучшим средством привыкания к порою прохладной воде бассейна в те дни, когда подогрев работал еле-еле. :)
Иногда туристы спускаются целыми поездами – даже не по два, а по три человека. Но мне кажется, что это не слишком безопасно: в момент падения легко куда-нибудь не туда загнуть чью-то торчащую ногу, тем более что суммарный вес «состава» не так уж и мал.
К слову, ковриков для спуска на водяных горках в отеле не слишком много, в периоды ажиотажа их не хватает.
На заднем плане видна одна из прилегающих к отелю строек. К счастью, беспокойства от такого соседства никакого: строительство ведется очень вяло и без особого шум.
Познакомившись немного с торговцами Шарм-эль-Шейха, я предпочел даже сувениры приобрести не в городе, а в отеле. Правда, не в этих магазинчиках, а в том, что можно видеть на первой фотографии слева. Там две двери: одна ведет в лавку ароматических масел (мне эта тема малоинтересна, так что не покупал, но наслышан, что торговаться там надо, исходя из рыночной цены 1 мл за египетский фунт; все, что выше – это наценка для несведущих), а вторая, крайняя, – в магазинчик египтянина по имени Захар. Наверняка он будет показывать фотографию своей русской жены, сына и т.п. Но, надо отдать ему должное, ассортимент и цены мне у него показались достаточно адекватными, на психику он не давит и даже норовит подарить какой-нибудь пустячок вроде открытки (на которой еще и напишет иероглифами имя потенциального покупателя) или пластиковой подвески на шнурок сотового телефона. Хотя на товары у него наклеены ценники, торговаться можно и нужно. То, за что он изначально хотел 310 фунтов (внушительная горка сувениров – каменные статуэтки, тарелки, карта Египта и т.п.), я в итоге купил, кажется, за 225. Наверняка при поиске аналогичного товара в Старом городе можно было бы сэкономить некоторую сумму, но лично я был морально не готов погружаться в самое сердце навязчивой шарм-эль-шейхской уличной торговли – нервы и хорошее настроение дороже.
К слову, у Захара же можно приобрести и зубную пасту, которую в отеле гостям почему-то не предоставляют. Не знаю, правда, сколько она у него стоит: успел уже купить ее в аптеке. Однако лучше всего захватить эту необходимую вещь из дома, так как в Шарм-эль-Шейхе даже простенькая зубная паста местного производства стоит совершенно неадекватно: за обычного размера тюбик Signal требуют 40 фунтов, крошечный же можно найти за 15 – а это почти три доллара!
За периодически включаемым искусственным водопадом находится вполне очаровательная куча строительного и прочего мусора – привычный египетский (и, увы, не только) колорит.
Иногда на выдаче дежурит тот товарищ, которого я уже показывал на желтой водяной горке. Он обычно возмущается, если попросить у него заменить полотенце на свежее. Вообще-то по правилам их полагается ежевечерне сдавать, чтобы получить утром, но на практике это неудобно да и не всегда возможно, особенно для тех, кому полотенце нужно в экскурсии. Так что на провокации поддаваться не стоит – с недовольным лицом, но требуемое он все равно выдаст. Всем же прочим дежурным упомянутое правило сугубо параллельно – обменяют без каких-либо комментариев.
Здесь я показал все интересные фигурки, в прочие дни Мухаммед ограничивался каким-то бантиками, а то и просто относил полотенца в ванную комнату. То ли лениться стал, то ли перестал успевать.
Уборку он делал в целом достаточно добросовестно, хотя не без мелких огрехов. Что меня бесило, так это его стремление навести порядок в вещах. В частности, он обожал класть мою дорожную сумку поверх чемодана, перевешивать одежду так, как ему казалось более аккуратным (внешний вид и в самом деле получался лучше, зато все безбожно мялось), укладывать походный утюг тефлоновым нагревательным элементом вниз и т.п. Да и постельное белье в этом отеле, как я понял, менять принято нечасто. Слава богу, что хоть полотенца каждый день были свежие. :)
Можно еще добавить относительно чаевых, что не стоит оставлять мелочь, особенно металлические монеты. По каким-то причинам они не слишком котируются, так что вместо нескольких однофунтовых монет куда предпочтительнее оставить такое же количество однофунтовых банкнот, пусть даже надорванных. Мне доводилось слышать о том, что уборщики тем, кто оставлял им несколько медяков, даже подкидывали монету из своего кармана. Оптимальная сумма чаевых – доллар или пять фунтов, больше давать не стоит. А вообще еще не так давно в Египте считалось нормальным оставлять на чай даже один фунт, но, вероятно, русские местное население разбаловали…
В общем, все, что более или менее на виду, сверкает, но стоит сделать шаг в сторону – и…
Тут запечатлена часть зала главного ресторана во время завтрака. Разнообразие блюд внушает уважение: это десяток салатов, закуски, несколько гарниров, пара основных блюд, омлеты, мюсли, что-то вроде простокваши и т.д. Перечислять все даже не буду пытаться.
Кстати, с позиций фруктов Египет меня почти разочаровал. В основном предлагали апельсины, финики (исключительно вкусные, в России такие в принципе не продаются – не довезти), гранаты, дыни (тоже очень неплохие) и гуава. Клубнику в отеле практически не давали, ее я покупал сам. В общем, до разнообразия щедрой земли Сиама Египту ой как далеко.
Также бросилось в глаза небольшое количество мясных блюд. Понятно, что страна исламская, так что свинины тут нет, но говядины могло быть и побольше. Однако чаще основные блюда готовили из курицы.
Кстати, здесь на снимке фигурирует бармен по имени Александр. Личность примечательная тем, что, в отличие от большинства официантов, он не снижает оперативность и качество сервиса для тех, кто не оставляет ему чаевых. Скажем, он не заставлял меня ждать молочный шейк, который делать не минуту и не две, а приносил его к шезлонгу. За что в итоге и был удостоен чаевых в вечер перед отъездом. :)
Вообще же проспектики в номере обещали еще розовое вино и свежевыжатые соки. Как и мороженое в баре у бассейнов каждый день. :) Ничего этого, увы, не было. Ну а местные несвежевыжатые соки пить не рекомендую – гадость редкостная, особенно какой-то странный изумрудно-зеленоватый напиток на основе неопознанного фрукта. Так называемые соки, которые каждый день приносят в номер, не лучше: с гордой надписью «100% натурально» соседствует другая, гласящая, что содержание фруктовой части в напитке не менее 10%.
Кстати, справа можно видеть рекламу татуировок. Продавец из лавки папируса заодно подрабатывает и тату. Товарищ очень надоедливый, вежливые отказы понимает плохо: не одно, так другое будет пытаться продать изо всех сил. Он да дама, предлагающая египетский массаж (ни разу не слышал о таком ранее), порою заставляли меня притворяться задремавшим в шезлонге. К слову, в отеле работают в основном представители сильного пола, среди сотрудников я видел только двух арабских женщин. Любопытно, что работают в отеле вахтами по три недели.
Вообще меня удивило практически полное отсутствие в Египте морепродуктов (за исключением специализированных ресторанов). Совершенно не ясно, как такое может быть, если принять во внимание то, что страна омывается двумя морями.
К слову, синхронно с упомянутым заездом в неприятную сторону поменялся контингент отдыхающих. Среди нормальных людей приехали в немалом числе вполне анекдотические глубоко невежественные и в достаточной степени хамоватые персонажи. Таким образом Египет я покидал с куда меньшим сожалением, чем мог предположить ранее того.
Хотя еда в отеле в основном добротная, иногда все-таки случаются отравления. Причем в таких случаях администрация изо всех сил старается пригласить своего врача, который обвинит в отравлении кого угодно и что угодно, но только не отель. Представитель туроператора показывала мне официальное заключение отельного эскулапа, где на полном серьезе было написано про «отравление атмосферным воздухом». Чувствуется колониальное прошлое: в викторианской Англии это был весьма популярный диагноз.
Но есть маленькая хитрость. Если на ближайший пирс слева (он принадлежит отелю, где отдыхают преимущественно итальянцы) чужих не пускают, то вход на следующий за ним совершенно свободен. Однако в любом случае пляж «Амар эль Замана» явно не предназначен для любителей морских купаний. Лучше ездить на платный городской пляж, там, говорят, дно песчаное. Впрочем, сам я его не видел.
Ближайший к отелю обменный пункт находится в отделении Piraeus Bank совсем недалеко от пляжа. Как только шаттл свернет с шоссе на дорожку к воротам, ведущим к морю, надо попросить водителя остановиться и продолжить путь пешком в том же направлении, куда ехал автобус до того, как повернуть (на север).
В самом «Маке», конечно, можно ничего не заказывать, а сесть где-нибудь на столике под открытым небом. Я, правда, предпочитал устраиваться внутри и брать молочный коктейль (12 фунтов) и сидеть в свое удовольствие работать часа по три–четыре.
Добавлю, что такси до города (Naama-Bay) стоит 30 фунтов. Из отеля туда ходит бесплатный автобус, но далеко не каждый день и, на мой взгляд, в неудобное время.
Пожалуй, пора закругляться со своими описаниями. К теме важных для туриста вопросов я еще вернусь, когда буду рассказывать об организации экскурсий и о местных жителях.
Подводя же итог, скажу, что «Амар эль Заман» мне понравился, несмотря на некоторые огрехи. Почему я уделил указанным огрехам столько внимания и текста? Да просто объективности ради. :) Стоило бы еще выложить фотографии отеля в свете вечерней иллюминации… Однако, боюсь, что тогда альбом раздуется до совершенно неприличных размеров. И так я ему посвятил больше времени, чем иным серьезным зарисовкам об исторических достопримечательностях.
Journal information