?

Log in

No account? Create an account
Храм Гроба Господня - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Храм Гроба Господня [Mar. 24th, 2009|02:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Сложно сказать, почему я решил начать свой рассказ о короткой поездке в Израиль с этой церкви. Наверное, дело тут и в том впечатлении, которое она на меня произвела, и в том, что очень многие туристы считают визит сюда апофеозом знакомства с Израилем. Так или иначе, а храм этот и в самом деле необычен и примечателен. Строился он продолжительное время, не раз разрушался, и сейчас представляет собою целый комплекс сооружений разных эпох.
В наши дни храмом владеют восемь церквей (греко-православная, католическая, армянская, коптская, сирийская, грузинская, маронитская и эфиопская) трех христианских конфессий (католической, греко-православной и восточно-православной). Для иерусалимской православной церкви храм является патриаршим кафедральным собором. Каждой из церквей выделены свои приделы и часы для молитв, но все равно уживались они рядом отнюдь не слишком спокойно. Споры за обладание этой великой христианской святыней были столь жаркими, что для установления внутреннего мира с 1109 года ключи от храма Гроба Господня (также его называют церковью Воскрешения) из поколения в поколение хранятся в одной арабско-мусульманской семье, а право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской же семье.
По преданию, в 1579 году накануне Великой субботы армяне подкупили турков, владевших тогда Иерусалимом, чтобы те не пускали внутрь православных греков. Стоит сказать, что в этот день в храме ежегодно наблюдается так называемое чудо Благодатного огня, который якобы спускается с небес по молитве иерусалимского православного патриарха. Таким образом армянская церковь собиралась единолично прибрать к руках это чудо. Однако план не выгорел в прямом смысле этого слова: Благодатный огонь сошел не внутри храма, а снаружи, ударив в одну из трех колонн слева от входа, отчего в ней, согласно легенде, и осталась трещина, существующая и в наши дни.
Как видно на фотографии, входа раньше было два, но один арабы заложили еще в XII столетии.


Вот, кстати, Армянская капелла. Уже по нише с колонной слева и отчетливым следам кладки в виде арки хорошо видно, что здание многократно перестраивалось, а ведь это даже не придел храма Гроба Господня! Последний же перестраивался и расширялся бессчетное число раз.


Воздвигнут он на горе Голгофа, где, согласно библии, распяли Иисуса Христа и где был захоронен череп Адама. В начале I века эта территория находилась за пределами городских стен Иерусалима. Первые христиане почитали место казни и погребения Иисуса, но, конечно, о строительстве тут церкви не могли и мечтать. Зато в 135 году при императоре Адриане в рамках строительства римлянами нового города Элия Капитолина на месте разрушенного Иерусалима здесь возвели языческий храм богини Венеры. К счастью для христиан, для сооружения Капитолийского храма Адриан не приказал разрушить скалу Голгофы, строители ограничились заполнением ям и выравниванием уровня земли, что в итоге и спасло от уничтожения гробницу Христа.


Первая церковь Гроба Господня была заложена канонизированной последствии царицей Еленой (~250~330), матерью императора Константина Великого (272–337), сделавшего христианство государственной религией Римской империи (и, кстати, провозглашенного императором войсками в Эборакуме, о чем я как-то рассказывал в своем йоркском альбоме). В 325 году Елена и епископ Макарий Иерусалимский начали раскопки на месте Капитолия, и вскоре рабочие обнаружили гробницу Иисуса и ров с тремя крестами (на двух из них были распяты разбойники). Строительство церкви началось годом спустя под руководством Макария. Вскоре был создан целый храмовый комплекс, включавший в себя круглый храм-мавзолей Воскресения, в центре которого находился гроб господень, базилику с криптой, отмечающей место обретения креста, на котором был распят Иисус, а также несколько дворов. Освящение храма состоялось 13 сентября 335 года.


После захвата Иерусалима в 614 году персидским царем Хозроем, храм был частично разрушен, но на средства Византии комплекс восстановили уже к 626 году (по другим данным, чуть позже). И хотя спустя всего 11 лет город был захвачен халифом Омаром, храм Гроба Господня перенес это нашествие без ущерба.
Зато в 1009 году в ходе христианских погромов, развернутых халифом Эль-Хакимом, среди прочих святынь Иерусалима был практически сровнен с лицом земли и этот храм. Восстановление продолжалось даже в годы царствования императора Константина Мономаха (прав. 1044–1055), но по своему размеру и великолепию этому сооружению было далеко до храма времен Константина Великого.
В 1130 году крестоносцы начали масштабную реконструкцию церкви в романском стиле, завершенную почти двумя десятками лет позднее. Храм Гроба Господня объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса Христа. Вместе с тем крестоносцы не стали существенно менять западную часть здания, круглого Анастасиса, частично сохранившего планировку и украшения, восходящие еще к храму IV века.


В 1160–1180 годах была сооружена пятиярусная колокольня (на фотографии она затянута в леса). Сейчас колокольня ниже, чем была в XII веке, из-за разрушений, вызванных землетрясением 1545 года. После упомянутого события восстановлением и даже некоторым расширением в середине XVI столетия занялись монахи-францисканцы.
Следующая крупная реставрация была вызвана очередным бедствием – пожаром 1808 года. Восстановительные работы заняли два года и велись силами сразу нескольких стран, включая Российскую империю. Последняя же масштабная реставрация была проведена в 1995–1997 годах.


Первое помещение, куда попадает посетитель храма, – это обширный неф с залом Камня помазания (сам камень можно видеть внизу). Вдаль кадра уходит коридор, ведущий к ротонде Анастасиса (он оказывается по левую руку вошедшего в церковь). Снимок же был сделан мною с вершины Голгофы, о которой я чуть ниже расскажу отдельно.


Атмосфера в храме Гроба господня, если можно так выразиться, предельно демократичная. Вход бесплатен, фотографировать можно практически без ограничений в том числе и с использованием вспышки, женщины могут находиться внутри как с покрытой головой, так и без головного убора, разве что шорты-футболки и т.п. не приветствуются. Вероятно, все это – свидетельство многоконфессионной принадлежности храма. Обычно я ощущаю в православных церквях (в отличие от католических или протестантских) изрядный психологический дискомфорт, но тут подобного не было и в помине.


Камень помазания крупным планом, так называемая XIII остановка Христа. Считается, что на эту плиту уложили тело снятого с креста Иисуса перед погребением и умащали его составом из мирры и алоэ. Правда, снаружи виден отнюдь не аутентичный камень, а куда более поздняя плита из розового мрамора (или известняка?), предохраняющая реликвию от воздействия времени и паломников. Активность последних объясняется поверием, будто эта плита мирроточит, поэтому, прикладывая к ней, освящают самые разнообразные предметы: от иконок и шалей до платков и даже сумок.
Над плитой висят восемь лампад по числу представленных в храме конфессий.


Рядом на стене мозаика изображает сцену прощания с Христом перед его погребением.


Отсюда я пошел на запад в ротонду, где находится сам Гроб Господень. Людей в храме очень много, а освещение весьма тусклое, так что фотографировать внутри совсем непросто.


Существующий полусферический купол над ротондой был создан взамен старого в 1860-х годах по передовой для того времени технологии – из металлоконструкций. При его возведении архитектор руководствовался стремлением приблизить внешний вид сооружения к завершению Анастасиса времен Константина Великого.


К сожалению, я не смогу показать значительную часть храма Гроба Господня, не говоря уже обо всем прилегающем к нему комплексе приделов, монастырей и т.д. Чтобы вдумчиво осмотреть его целиком, требуется немало времени, уж точно не полтора–два часа, отведенные стандартной экскурсией. За указанный же промежуток времени храм в лучшем случае можно оббежать по кругу, пропустив при этом немало интересного.


В центре ротонды находится кувуклия – маленькая, буквально шесть на восемь метров, часовня, заключающая в себе Гроб Господень. Внутрь попасть непросто из-за огромных очередей желающих прикоснуться к мраморной плите, прикрывающей эту реликвию, в то время как в крошечное помещение не могут войти более четырех человек одновременно. Я даже не стал пытаться, предпочтя побродить по храму, чем тратить время в длинном людском хвосте.
Кстати, именно внутри кувуклии ежегодно в Великую субботу сходит Благодатный огонь.
Еще можно добавить, что существующая часовня сравнительно молода – ее построили в 1810 году при восстановлении храма после упомянутого мною выше пожара (первую же кувуклию, вероятно, построили еще в XII столетии). При реставрации были использованы габариты кувуклии-подобия из подмосковного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, оформленной Бартоломео Растрелли.
Здесь на снимке виднеется вовсе не вход в придел Ангела перед помещением Гроба Господня, а пристроенный к часовне с западной стороны крохотный придел коптов. К слову, внутри него находится единственное известное мне место в храме, где священнослужители запрещают фотографировать. Так что туда я тоже не стал заглядывать.


У кувуклии можно освящать свечи от Благодатного огня, поэтому масса туристов подходит туда с заранее приобретенными целыми вязанками их.


Южная стена часовни уставлена множеством горящих свечей.


Здесь можно видеть вход в Великую церковь (Кафаликон), возведенную крестоносцами к востоку от ротонды. Там я тоже не побывал, так как внутри шла какая-то служба и была толпа народу.


Однако внутреннюю часть купола Кафаликона я все-таки сфотографировал из прилегающего нефа.


Последний снимок, сделанный в ротонде, далее путь мой лежал в восточную часть храма.


Опять неф у выхода, справа можно видеть Голгофу. Древняя скала, на которой в старину осуществляли казни, ныне полностью застроена храмом.


Подняться на вершину в наши дни можно по этой не слишком удобной лестнице. Впрочем, все познается в сравнении: подъем по крутой каменистой тропе обреченных на смерть с тяжелым деревянным крестом на спине был куда сложнее и мучительнее.


Сверху находятся две капеллы: римско-католическая и православная. Здесь видна первая из них.


Вторая же, придел Распятия, интересна тем, что она расположена в том самом месте, где, согласно библии, был установлен крест Спасителя (а заодно и кресты двух казенных с ним разбойников). Увидеть оправленное в серебро отверстие под крест Иисуса можно, забравшись под мраморный столик. Опять-таки я туда не полез.


Хотя Голгофа и полностью накрыта строениями храма, в стенах последнего оставлены многочисленные окна, через которые можно наблюдать камни скалы.


Признаться, не менее интересно разглядывать детали интерьера. Именно они дают наибольшее представление о древности и непростой судьбе храма Гроба Господня: кладка его стен, плиты пола, замурованные или вновь пробитые узкие и низкие дверные проемы…


Стены украшают многочисленные надписи, чаще всего на греческом языке.


Подозреваю, что с силовыми кабелями соседствуют остатки позднероманского декора еще времен крестоносцев.


Кстати, именно последними за главным алтарем Кафаликона был устроен обход с многочисленными капеллами.


В плане он похож на венец, с востока примыкающий к Великой церкви.


Вероятно, это капелла Глумления (Бичевания).


Рядом находится спуск в древнюю капеллу Св. Елены (посвященную, как нетрудно догадаться, матери Константина Великого).


Расположение этой капеллы позволило ей страдать от разрушений в меньшей степени, чем сооружениям западной части храма. В частности, поддерживающие свод колонны считают аутентичными, уцелевшими еще от первого храма IV века.


Интересно, каким периодом датируется красивый мозаичный пол с явными византийскими мотивами?


Еще ниже находится капелла Обретения Креста.


Стены здесь испещрены вырезанными (скорее даже процарапанными в камне) многочисленными изображениями крестов, похожих на мальтийский. Как мне подсказали, их оставляли рыцари-паломники.


Считается, что крест, на котором распяли Иисуса, был найден в ходе археологических изысканий, предпринятых близ Голгофы святой Еленой в 325 году. Времени с библейских событий первой половины I столетия тогда прошло еще немного, а поначалу преследуемые римлянами христиане хорошо законсервировали святыни, связанные с казнью Христа, так что поиски увенчались успехом.


Я так понял, что остатки деревянного креста были найдены именно в этой пещере, когда-то представлявшей собою часть подземного водохранилища и впоследствии расширенной.


Принято считать, что находящаяся тут каменная плита прикрывает большую часть Животворящего Креста, и на ней принято освящать нательные крестики.


Поднявшись обратно на уровень Кафаликона, я направился в расположенную в северной части храма аркаду Девы.


Стены тут местами испещрены отнюдь не греческими письменами. Вообще чем дальше я шел от наиболее людных мест, тем чаще натыкался на подобное безобразие.


Я так и не смог найти информацию об этом одиноко стоящем между колоннами камне. Спросить было не у кого, так как я уже давно, еще у кувуклии, оторвался от своей группы. К сожалению, слушать гида в толпе было затруднительно, а фотографировать – и того тяжелее. К тому же практически все, что он рассказывал, имело прямое отношение к религии, зато об архитекторе и истории говорилось слишком мало. Наверное, подобная особенность экскурсий в храм Гроба Господня достаточно логична, но для меня лично это было слишком уж скучно и неинформативно.


Византийский двуглавый орел на полу. Теоретически здесь мог быть и его российский преемник, так как отечественная монархия на протяжении веков оказывала храму Гроба Господня финансовую и политическую (в первую очередь в вопросах взаимоотношений с Портой) помощь.


В северо-восточной части храма находится подземное помещение, называемое Темницей Иисуса или Святой тюрьмой. В древности это был карцер, прилегавший к римскому форуму Капитолия. По преданию, Христос провел здесь ночь после ареста в Гефсиманском саду.
К слову, самый темный угол этого помещения буквально испещрен надписями современных вандалов. Не могу понять, почему стены тут не поддерживаются в должном порядке.


Вот, собственно, и вся моя прогулка по этому храму, показавшемуся мне местом интереснейшим и не зря входящим в список обязательных к посещению исторических объектов Иерусалима.
Кстати, как мне подсказали, дворик перед входом в храм – атриум – по сути вымощен могильными плитами: здесь были похоронены многие рыцари-крестоносцы.


Двор перед входом в храм твердым шагом пересекают многочисленные священнослужители.


А некоторые останавливаются побеседовать не то с прихожанами, не то с любознательными туристами.


Этим снимком экскурсии военнослужащих израильской армии я и завершаю свой рассказ о храме Гроба Господня.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: michletistka
2009-05-04 05:25 am (UTC)
Такая захватывающая эпопея! Никогда не думала, что это место так интересно обустроено!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 05:41 am (UTC)
К своему стыду, я сам мало что знал про историю этого храма. Хорошо еще, что успел купить хоть и жутко безграмотный, но все-таки путеводитель буквально минут за двадцать до начала экскурсии. Так что бродил внутри не совсем бесцельно.

Edited at 2009-05-04 05:43 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Screened comment)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 05:55 am (UTC)
А на чем вообще любая церковь зарабатывает? :) Думаю, механизм и в контексте храма Гроб Господня уникальностью не отличается. К тому же не исключено, что существуют вполне светские фонды для поддержания храма в должном порядке: как-никак историческая достопримечательность первой величины, сама по себе привлекающая в город множество туристов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: johanajollygirl
2009-05-04 06:30 am (UTC)
как-нибудь думаю решиться поехать в паломничество. сейчас в Израиле спокойно?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 06:35 am (UTC)
Подозреваю, что Израиль - более безопасная страна, чем Россия, по крайней мере если не выбираться на территорию Палестинской автономии. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hyperroma
2009-05-04 08:17 am (UTC)
Жаль, что вам не показали могилу семьи Леви в этом же храме. Она находится не далеко от кувуклии с обратной стороны от входа в гроб. Историки утверждают, что именно она была предоставлена для похорон Иисуса. Могиле 3 тысячи лет, в ней 3 лежанки для усопших и яма, куда сгребались высохшие кости ("прах сына к праху отцов"). У могилы круглый камень, которым закатывали вход.

А кувуклию с гробом построили крестоносцы.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 09:18 am (UTC)
Увы, нельзя объять необъятное. Я уже постфактум много своих пробелов по части знакомства с храмом обнаружил. :)

Кстати, нигде не нашел информации о годе строительства первой кувуклии. Когда именно она появилась в Анастасисе при крестоносцах, вы не знаете?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: snorri_di
2009-05-04 08:36 am (UTC)
Потрясающее место, ощущения, которые не передать словами...
Спасибо большое за рассказ и фотографии, словно вновь побывала в Храме!

К слову, у меня такое ощущение, что Храм Гроба Господня смотрится как-то неприметно, в смысле, заметить его сложно, он словно "спрятался" за близлежащими зданиями...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 09:20 am (UTC)
Храм внешне и в самом деле совершенно неприметный, я бы даже сказал, что невзрачный (если не рассматривать каменное кружево у входа). Но, как и почти везде, главное - это отнюдь не экстерьер, а то, что внутри. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rd2d_com
2009-05-04 11:15 am (UTC)
доброго времени суток
http://www.rd2d.com/article.php/Hram-Groba-Gospodnja - разрешите пожалуйста публикацию, можно?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 11:19 am (UTC)
Доброе время суток!
Увы, я возражаю против бесплатных републикаций моих альбомов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: snusm
2009-05-04 11:19 am (UTC)
Большое спасибо за такую ценнейшую историко-культурологическую экскурсию.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 11:25 am (UTC)
Даже не уловил, ирония это была или нет. :) На историческую глубину в своих комментариях я и не претендовал. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: tanfisstur
2009-05-04 11:33 am (UTC)
Очень интересно, спасибо! Теперь хочется самому там побывать, увидеть своими глазами :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 09:36 pm (UTC)
В принципе, если проводить отпуск в Шарм-эль-Шейхе, выбраться на день-два в Иерусалим оттуда просто и сравнительно бюджетно. Думаю, с учетом всех сопутствующих расходов такой вариант обойдется куда дешевле, чем отдых непосредственно в Израиле. Другой вопрос, что за упомянутое время город толком посмотреть нереально, лишь некоторые канонические достопримечательности да и то бегом, как это и получилось у меня. :) Я, например, страшно жалею, что не было времени на посещение раскопок города царя Давида...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ninas
2009-05-04 12:26 pm (UTC)
Очень интересно!Спасибо!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 09:32 pm (UTC)
И вам спасибо за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: annwonder
2009-05-04 12:28 pm (UTC)
Потрясающе! Для любителя - отличный рассказ! Спасибо большое. Мне, к сожалению, с экскурсией в Храме повезло еще меньше. Таожню из Египта наша группа проходила очень долго, в магазины гид тоже завезла - везде, где можно. По Храму мы неслись бешенными скачками (насколько это возможно при таком количестве народа, которое обычно там бывает). У меня голова вертелась на 360 градусов, а уж услышать гида и вовсе было непросто. В итоге я и трети того, что услышала, не запомнила. А сейчас смотрю Ваши фото, читаю записи - как будто снова там побывала. Еше раз спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: borimir
2009-05-04 12:39 pm (UTC)
Да, мы тоже провели слишком много времени в магазинах. ))))
Чересчур.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: borimir
2009-05-04 12:38 pm (UTC)
Спасибо! Интересный рассказ. Ведь я тоже был там, потому для меня это всё знакомо. Помню, очень удивился увидев российский герб на стене. Оказалось, что он византийский )))
Вот только в каземате, где был найден крест, я не был.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-05 03:05 am (UTC)
Подозреваю, что "организованные" туристы вообще видят лишь вершину айсберга, то есть наиболее известные помещениях...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yarowind
2009-05-04 12:41 pm (UTC)
Спасибо! Настоящий лабиринт!

>>...и не зря выходящим в список обязательных...

наверное все же входящим:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 10:22 pm (UTC)
Истинно лабиринт. :)

У нас с опечатками наблюдается полный обмен любезностями. ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 22sobaki
2009-05-04 01:29 pm (UTC)
Спасибо, интересно!

Правильно ли я понимаю, что в этом храме нет торговли свечами и т.п., как это бывает в православных храмах?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 10:28 pm (UTC)
Насколько я понял, свечи внутри купить невозможно, надо позаботиться об этом заранее. Собственно, сие является официальным аргументом гидов, затаскивающих тургруппу в безумно дорогой сувенирный магазин. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: annataliya
2009-05-04 02:04 pm (UTC)
Мозаика наверняка 5-6 веков. Мы очень похожую видели в Иорданской Мадобе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-04 10:26 pm (UTC)
Думаю, первая мозаика там появилась еще в IV веке и является ровесницей придела Св. Елены. Другой вопрос, как еще щадило время... В принципе, основа вполне могла уцелеть. Скажем, в той же церкви Наций часть мозаичного пола относится к эпохе византийского владычества.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: billi_gatez
2009-05-04 02:23 pm (UTC)
Если интересно, фото-взгляд православного паломника на Храм Гроба Господня. То есть меня :)

http://billi-gatez.livejournal.com/17622.html (вначале там еще Иордан, и несколько фото-видео из Троицкого Собора Русской Духовной Миссии)

http://billi-gatez.livejournal.com/17669.html (здесь больше другие места Старого Города)

и еще по этой ссылке - видео закрытия дверей Храма: http://rutube.ru/tracks/1052435.html?v=7ed7047494e53508824e6df41b3a0fa9

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-05 03:10 am (UTC)
Вероятно, вы провели в храме больше времени, чем обычные экскурсионные группы. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>