?

Log in

No account? Create an account
Улицы Хабаровска: вчера и сегодня - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Улицы Хабаровска: вчера и сегодня [May. 27th, 2009|05:01 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Давно я уже подумывал о таком формате альбома, где вслед за старыми фотографиями города следовали бы примерно те же ракурсы, но уже в наши дни. Наткнувшись вчера на немало любопытных снимков Хабаровска прежних лет на одном сайте, я не удержался и решил поделиться частью обнаруженных там сокровищ.


Вид набережной и городского сада к югу от Амурского утеса. Снимок, вероятно, был сделан сразу после 1916 года, насколько я могу судить по надстроенному зданию Офицерского собрания. Левее за деревьями виднеются Николаевская публичная библиотека и краеведческий музей.


Тот же прибрежный участок уже в наши дни. В здании Офицерского собрания много десятков лет находятся художественный музей и концертный зал филармонии. Бывшую библиотеку надстроили двумя этажами еще в 1956 году, и занимает этот дом местный офис вездесущей «Единой России». Старый корпус музея находится левее границы кадра, здесь видна лишь часть второго корпуса, построенного в 1970 году. Выше набережной перед домами протянулись аллеи парка им. Н.Н. Муравьева-Амурского.


Фотография Комсомольской площади со стороны входа в Центральный парк культуры и отдыха (именно он сейчас носит имя Муравьева-Амурского). Стоит обратить внимание на скульптурное изображение льва. Думаю, где-то рядом стояло и симметричное ему… Снимок, вероятно, был сделан в самом начале 1940-х, возможно, еще до войны. Как мне подсказали, виднеющаяся машина, скорее всего, является пикапом ГАЗ-М415, выпускавшимся в 1939–1941 годах. Здание управления амурского пароходства еще не переделали в стиле классицизма, и оно красуется первоначальными конструктивистскими формами. Сейчас сходу не могу вспомнить, в каком именно году надстроили еще этаж, башню и украсили фасады новыми декоративными элементами, но полагаю, что сделано это было где-то на рубеже 50-х и 60-х годов.


Современный вид. Левее управления амурского пароходства еще в начале 1980-х годов (если ничего не путаю) выросло здание Крайсовпрофа. Справа вниз уходит весьма примечательная в смысле истории и архитектуры улица Шевченко, о которой я рассказываю отдельно.


Огромное по меркам Хабаровска начала XX века здание по улице Романовской на берегу речки Плюснинки.


Сейчас это пересечение Уссурийского бульвара и улицы Комсомольской. Приятно констатировать тот факт, что дом вполне сохранил свой исторический внешний облик.


Фотография участка центральной улицы – Карла Маркса – между пересекающими ее улицами Комсомольской и Калинина. Я бы предположил, что снимок довоенный, но сделан после 1928 года (когда к гостинице «Эспланд» – это крупное здание в правой части кадра – был пристроен новый корпус коммунального дома).


Тот же участок центральной улицы Хабаровска, но уже носящий исконное дореволюционное имя Муравьева-Амурского. Фотография, правда, сделана не с запада, а с востока. Но в целом вполне узнаваемых домов тут немало.


Продолжаем движение по Карла Маркса от Амура. Снимок уже явно послевоенный, скорее всего 1950-х годов. Неоклассический жилой дом слева был возведен в 1939 году, а здание управления ДВЖД, хоть и скрытое правее границы кадра, но почти осязаемое благодаря тротуарам, – в 1941 году. Верхняя временная граница кадра совершенно точно фиксируется 1960-ми, когда был построен дом, примыкающий справа к упомянутому неоклассическому. О нижней можно судить по пустой нише в угловой части дома, где изначально красовалась статуя Сталина, низвергнутая после XX съезда, то есть в 1956 году.


Современное состояние рассмотренного выше квартала. Любопытно отметить, что звезда (явно красного цвета) в нише верхнего этажа отчетливо видна только на старой фотографии.


Я идентифицировал на этом снимке середину того же квартала, но в более ранние времена – перед самой революцией, судя по обилию каменных строений на Тихменевской (будущей улице Серышева), идущей на заднем плане. Откровенно говоря, меня тут больше всего заинтересовало мощение тротуара. Тут оно деревянное, между тем кое-где, например на улице Шевченко, в дореволюционные времена тротуары были выложены кирпичом. Под многочисленными же слоями асфальта, полагаю, такое мощение в центре города не такая уж и редкость…


Все здания по улице Муравьева-Амурского, фигурирующие на предыдущей фотографии, бесследно утрачены. Сейчас на их месте стоит построенный в 1960-х годах дом, на первом этаже которого разместился один из старейших в городе ювелирных магазинов «Алмаз», а под крышей находились художественные мастерские.


Снимок первой половины 1930-х годов, я бы даже предположил, что он был ориентировочно сделан между 1931 и 1933 годами. На нем фигурируют Дом Советов (ближнее здание слева), строительство которого завершилось в 1930 году, дальше в середине кадра виден Дальбанк, построенный годом ранее, а за ним следует доходный дом Архипова, ныне известный как ЦУМ. Легко заметить, что фасад последнего здания еще украшают барочные эркеры, уничтоженный в ходе так называемой реконструкции (сопровождаемой надстройкой еще одного этажа) того же десятилетия. Сделано это было с целью вычленить инородный в констрактивистском окружении барочный объем, уничтожив «чуждый» декор. До конца 1990-х ЦУМ был весьма унылым зданием, однако незадолго до наступления нового тысячелетия облик здания опять поменялся. К сожалению, прежний вид ему не вернули до сих пор, хотя внешне дом изрядно выиграл. Впрочем, история этого здания, одно время даже называемого горожанами дворцом, достаточно интересна, чтобы я потом вернулся к ней в рамках отдельного альбома.


Тот же ракурс, но в наши дни. Видно, как изменился облик дома Архипова. В двух других же зданиях, к счастью, даже оконные рамы сохранились если не те же самые, то во всяком случае весьма похожие, если не считать эркера лестницы на фасаде Дальбанка.


Здесь изображено правое крыло Дома Советов – дом съезда Советов, вскоре после строительства переделанный под крупнейший в городе (думаю, он все еще сохраняет этот титул) кинотеатр «Гигант». Думаю, датировать этот кадр можно ноябрем 1932 года, отталкиваясь от того, что на траспоранте речь идет о 15-летии Октябрьской революции. В любом случае эта часть здания была построена в 1930 году.


Фактически то же место, только чуть более крупным планом. Тут видно, что вход в «Гигант» и кассы всегда располагались не на главной улице города, а сбоку – на Запарина. Снимок, полагаю, можно датировать 1930-ми годами.


Так сейчас выглядит Дом Советов. Правую его часть по-прежнему занимает кинотеатр, а в левой находится Краевая дума. Легко заметить отличия во внешнем виде «Гиганта», объясняемые расширением его в 1970-х годах.


Вид в противоположную сторону от фасада «Гиганта». Вдалеке уже можно различить площадь Ленина. Справа приковывает к себе внимание здание Дальлеспрома. Впрочем, его чаще знают под именем дома Главдальстроя. Возвели его в 1938 году. Я бы предположил, что снимок был сделан после войны или даже в начале 1950-х. Однако возможная нижняя граница – самый конец 30-х. Стоит обратить внимание на непривычное ограждение газонов.


Хоть данная фотография была сделана мною с противоположной стороны Муравьева-Амурского, узнать кварталы, показанные на снимке выше, думаю, легко.


О-о, это интереснейший кадр 1931 года – окончание строительства Дома коммуны, что и позволило с легкостью идентифицировать время. Именно между Домом коммуны и Дальбанком был «зажат» ЦУМ, после чего последний и «обтесали» в духе квази-конструктивизма. Кстати, о конструктивизме. Бросается в глаза строгость оформления даже парадного фасада новостройки, выходящего на улицу Карла Маркса. Впрочем, не менее строг объем его клубной части, вытянутой вдоль уходящей вниз улицы Дзержинского.


А вот эта же часть здания, но в 2008 году. Впрочем, клуб изменился не только внешне, в 1959–1960 гг. заключенный в скорлупу классицизма, но и внутренне – уже долгое время (с 1945 года) там находится драматический театр.


Основной фасад Дома коммуны. Судя по ограждению газонов, снимок послевоенный. В любом случае он был сделан не ранее 1933 года, когда строгость «высокого» конструктивизма смягчили балкончиками родом явно из раннего классицизма, а также разного рода поясами в оформлении стен и оконных проемов.


Современный вид здания. Как и дом Архипова, оно заслуживает и обязательно дождется отдельного подробного рассказа.


Площадь Ленина. Фотография явно была сделана в период с 1958 по 1963 год. На нижнюю временную границу кадра указывает реконструкция площади к празднованию столетия Хабаровска, а на верхнюю – отсутствие здания гостиницы «Центральной», построенной в 1964 году. Я бы даже предположил, что кадр датируется самым концом 50-х.


Почти тот же вид, но в наши дни. Бывшая почтово-телеграфная контора, фигурировавшая кадром выше, здесь скрыта за декоративным левым крылом из серого мрамора правительства Хабаровского края. Слева же можно видеть упомянутое здание гостиницы. А вообще весьма подробно об истории площади Ленина я уже писал здесь.


Перекресток улиц Карла Маркса и Гайдара (не знаю точно, как она называлась в то время), в центре кадра – жилой дом, известный хабаровчанам как дом со львами. Построен он был во второй половине 1930-х годов, а виднеющееся дальше по улице управление пожарной охраны – в 1930–1931 гг. Полагаю, что снимок был сделан сразу после окончания строительства первого дома, однако не раньше 1938 года, когда начался выпуск автобусов ЗИС-16. Слева виднеется деревянный забор, не то оставшийся от строителей, не то являющийся оградой сада работников полиграфии, позднее превращенного в парк им. Гайдара.


Упомянутые дома практически не изменились, разве что дворовые статуи разрушены, ну да с улицы этого все равно не видно…


Первый, как видно, еще деревянный, вокзал Хабаровска. Он был построен в 1891 году, когда в город пришла Уссурийская железная дорога, в то время связывавшая город не только с Приморьем, но и с западом страны. Хотя это здание простояло до 1926 года, кадр явно датируется еще дореволюционным периодом.


Второй вокзал, уже каменный. Первая его очередь была сдана в 1926 году, а вторая – девятью годами спустя. Любопытно, что проект выдержан в псевдорусском стиле, вовсе не присущем той эпохе. Открывается ларчик предельно просто – строители воспользовались чертежами 1910 года. Ну а фотография, как я полагаю, была сделана в начале 1960-х годов.


Это существующее здание железнодорожного вокзала. В его основе лежит весьма уродливый вокзал функционалистского толка, построенный в 1960-х годах, на месте снесенного первого каменного. В первой половине 2000-х его перестроили с использованием имеющихся капитальных стен, при этом интерьеры и внешний вид полностью преобразились.


Бросается в глаза, сколь близок по стилю новый вокзал к первому каменному, хотя отделка, конечно, попроще.


Вот, кстати, примерно такой же ракурс.


Тут чуть выглядывает на Привокзальную площадь прижелезнодорожный почтамт, выдержанный в едином стиле с вокзалом 1926–1935 годов.


Завершить альбом хочу этой редкой фотографией. В своем рассказе об экспозиции межвоенного периода музея истории ДВО, я упоминал, что в Хабаровске находилась крупная база гидросамолетов. Полагаю, что тут запечатлена именно она. Как мне подсказали, база находилась недалеко от современной площади Славы, а фигурирующие на заднем плане машины – самолеты МР-1. Несмотря на свои невыдающиеся характеристики, они принадлежали к весьма массовому семейству машин на основе разведчика Р-1 и принимали участие в военных действиях конфликта на КВЖД, выполняя роль штурмовиков в Суньгарийской операции в октябре 1929 года. В ОКДВО было лишь одно подразделение, имевшее на вооружении МР-1 в количестве восьми штук – 68-й авиаотряд, созданный в 1928 году. Упомянутые машины сняли с вооружения в 1932 году, что легко позволяет судить о возрасте фотографии.

На этом пока все. Как и обещал по итогам голосования, пора бы вернуться к теме старушки-Европы, о чем, вероятно, и будет мой следующий альбом.
LinkReply

promo dkphoto август 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: nazdarru
2009-05-27 06:34 am (UTC)
ностальгия!
неужели Снежинка по-прежнему сохранилась и там дают мороженое?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-27 10:02 pm (UTC)
Сохранилась, кажется. Но я внутри уже лет пятнадцать не был, если не больше...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: teller_dija
2009-05-27 06:48 am (UTC)
Ммм, спасибо, интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-27 10:02 pm (UTC)
Всегда рад. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: buddy_fulton
2009-05-27 07:13 am (UTC)
классно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 12:14 am (UTC)
Спасибо. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greatzanuda
2009-05-27 07:58 am (UTC)
Здорово!
Спасибо большое за интересный рассказ!
Кстати, в детстве слышал какие-то легенды про дом коммуны - про особенности формы его фасада, если смотреть сверху. Интересно, слышали ли вы про подобное?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 01:46 am (UTC)
На Дом коммуны можно посмотреть верху и при помощи Google Earth, и, скажем, тут. Никакие легенды на этот счет не знаю. Поделитесь ими, если не жалко. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedmed1969
2009-05-27 08:46 am (UTC)
Насчет грузовика у входа в парк - по0моему, это пикап ГАЗ-415 (например, тут немножко есть, в т.ч. фото в похожих ракурсах - http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz415.htm ). Так что либо сразу перед войной снято, либо чуть позже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 01:29 am (UTC)
И в самом деле машина очень похожа! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: jenches1984
2009-05-27 08:49 am (UTC)
Спасибо, очень инетерсно. А случаем на 8-м фото не гостиница Амур?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 01:39 am (UTC)
Не "Амур", та находится на улице Ленина. Здесь же за нее можно принять разве что несколько похожий стилистически жилой дом 1939 года, показанный также на двух последующих фотографиях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mrplastikbrains
2009-05-27 09:19 am (UTC)
Чердымовки или Плюснинки? Под Уссурийским Плюснинка вроде...
А львов от ЦПКО перенесли на угол Гайдара и Карлухи. Не знаю, там ли они ещё )))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ando_rei
2009-05-27 11:45 pm (UTC)
На углу Гайдара и Карла-Маркса свои львы были, еще со старых времен...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: freecricket
2009-05-27 09:27 am (UTC)
Никогда не была в Хабаровске и наверное не буду, но интересно, и город производит очень хорошее впечатление. При сравнении современность даже выигрывает против того, что было (часто бывает наоборот).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 02:08 am (UTC)
Современность не просто выглядит лучше. Думаю, если дело дошло бы до практической стороны восхищения прошлым - машины времени, современные апологеты ушедших эпох бежали бы от своего идеала в наши дни с огромным удовольствием. :)
Впрочем, я отвлекся. Город и в самом деле не успели еще испортить уродливыми башнями, как обе столицы, однако отдельные прецеденты все же имеют место быть. Как, увы, и снос старых зданий.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: zhembura
2009-05-27 09:30 am (UTC)
Тезка, спасибо огромное! Очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 01:48 am (UTC)
Всегда пожалуйста, тезка. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cincinna_c
2009-05-27 10:08 am (UTC)
Очень интересно.
Только не поняла - а вот каменные дома с Муравьева-Амурского куда делись?.. и с Тихменевской?.. кстатиЮ мне кажется, что бульвар там выглядит деревянным...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 06:48 am (UTC)
Изрядная часть каменных домов уцелела, но кое-какие снесли.
А тротуар и в самом деле деревянный, вы правы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2009-05-27 10:54 am (UTC)
многое хотя бы не испортили. уже хорошо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 02:09 am (UTC)
Портят потихонечку, просто масштабы далеки от московских...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: am88
2009-05-27 11:25 am (UTC)
замечаиельный пост. спасибо.
по поводу последней фотографии: база гидросамолетов в последнее время своего существования находилась на берегу Уссури,под теперешним Домом Радио,напротив Чумки. я это знаю потому, что
часто лазил с друзьями в детстве (начало 70-х) в брошенном ангаре на берегу, там валялись старые звездообразные двигатели и плоскости.
да и бабка рассказывала про самолеты, взлетающие с воды )
на фото поликарповские МР-1. из этих самолетов "В октябре 1928 г. был сформирован 68-й авиаотряд под командованием Э.М.Лухта как подразделение Амурской военно-морской флотилии." эксплуатировались до 1933 года. взял вот отсюда:http://www.airwar.ru/enc/other1/mr1.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 03:46 am (UTC)
Спасибо за уточнения, нашел МР-1 в книге Шаврова, они и есть. Любопытно, что за военлеты фигурируют снимке... Возможно, там запечатлен и сам Лухт...
Но вообще восемь машин - это не так много. Я думал, в 1929 году парк военной гидроавиации в Хабаровске был побольше. Но какие еще машины могли быть тогда здесь?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-05-27 11:41 am (UTC)
Слышал я, да не уточнял, что не «Дом коммуны», а дом-коммуна. Вся его первоначальная планировка, как я слышал, предполагала житьё в нём коммуной — немного личного пространства и масса мест общего пользования. Весь дом (далее я буду опускать конструкцию «я слышал») из конца в конец, сквозь нескольк оего корпусов можно было пересечь, не выходя на улицу. Так же, т.е не выходя на улицу, моно было из любой точки дома попасть в столовую, в духе веремни назывшуюся фабрикой-кухней, где, собственно, и принять пищу. Или забрать готовую пищу к себе в квартиру, в которой кухня первоначальной планировкой не предусматривалась. В общем, очень похоже на общагу коридорного типа, разве что со множеством входов с улицы и без вахтёров (посленее идеологически не вяжется с идеей коммуны).
За что купил, за то продаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bopobyc
2009-05-27 04:35 pm (UTC)
похоже на правду, я бывал в нем в начале 90х, кухонь там не было, квартиры представляли из себя одну большую, квадратов 25 комнату, в углу которой народ ставил газовый балон с плиткой.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: annataliya
2009-05-27 12:20 pm (UTC)
Третья фотография. Точно такая же мода была в Москве в 1938 году. У меня сохранились фотографии от бабушки. Она там точно в таких же туфельках, как девушка на Вашем фото. И покрой платья очень схож.
Бабушка была отъявленной модницей и не стала бы носить то, что уже вышло из моды. А на фотографии стоит дата 1938 год.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-05-28 12:34 am (UTC)
Я уже тоже стал приходить к выводу, что снимок был сделан в самом начале 1940-х. Но точно никак не ранее 1939-го - иначе ГАЗ-М415 на площади стоять не мог.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2009-05-27 04:19 pm (UTC)

По последней фотографии...

На фотографии - МР-1, поплавковый вариант разведчика Р-1.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-05-27 04:35 pm (UTC)

Re: По последней фотографии...

Дополнительно:

Самолеты принадлежат 68-му авиаотряду под командованием Э. М. Лухта, сформированному в 1928-м году. Это было единственное подразделение на Дальнем Востоке, вооруженное МР-1. Количество МР-1 в ОКДВА на июль 1930-го состовляло 8 единиц. Самолеты этого типа были сняты с вооружения авиаотряда в 1932-м году, что позволяет лучше судить о дате фотографии.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>