?

Log in

No account? Create an account
Гефсимания - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Гефсимания [Mar. 26th, 2009|04:00 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Гефсимания расположена в нижней части склона Елеонской (Масличной) горы близ ручья Кедрон к востоку от старого Иерусалима. Согласно библейскому преданию, именно тут был арестован Иисус Христос. Неудивительно, что место это относится к числу наиболее священных для христиан и здесь находится немало храмов.
Справа вверху видна златоглавая церковь Святой Марии Магдалины. Уже по внешнему облику ее легко судить о принадлежности храма русской православной церкви. Поскольку более я возвращаться к этому сооружению не планирую, добавлю, что построен храм был в 1885–1888 годах по проекту архитектора Давида Ивановича Гримма (1823–1898) на собранные в России деньги. С 1988 года церковь Святой Марии Магдалины является главным храмом женского Гефсиманского монастыря Вифанской общины Воскресения Христова.
Ниже по центру кадра находится церковь Всех наций, о которой я ниже расскажу отдельно. Ну а левее ее за забором виднеется собственно Гефсиманский сад.


Вход в него по сути представляет собою проем в стене со стороны боковой улочки, у которого несколько разновозрастных арабов пытаются продавать туристам оливковые ветви. Кажется, по доллару штука. Разумеется, срезаны они были в каком-то другом саду, иначе немногочисленные деревья Гефсимании уже давно растащили бы на подобные сувениры.


Гефсиманский сад поразительно мал. Конечно, он является лишь крошечным уцелевшим участком от плантации оливковых деревьев, находившейся здесь в I веке. Правда, некоторые исследователи полагают, что подлинный сад располагался севернее этого места. Однако в любом случае неоспоримо то, что у подножья Елеонской горы в древности выращивали оливы и отжимали оливковое масло. Собственно, само название Гефсимании происходит от арамейского «гат шамна», что переводится как «масленичный пресс».


Принято утверждать, что несколько оливковых деревьев тут столь древние, что были свидетелями событий двухтысячелетней давности. Впрочем, это скорее байки для впечатлительных туристов, более серьезные, чем путеводитель, источники оценивают возраст старейших существующих здесь куда скромнее. Но романтики, конечно, могут утешать себя мыслью, что эти деревья являются потомками тех самых, что видели арест Христа.


С 1681 года сад принадлежит францисканцам, которые и обнесли его стеной в 1848 году.


Возможно, эта невысокая колокольня принадлежит церкви Всех наций, хоть и пристроена она к двухэтажному зданию неизвестного мне назначения, ограждающему Гефсиманский сад с запада.


На стенах здесь встречаются белокаменные барельефы. Тут, вероятно, изображена молитва Иисуса о том, чтобы его миновала чаша мученическая, о которой он знал еще до ареста и вынесения приговора.


С севера сад граничит с боковым фасадом церкви Всех наций.


Первый христианский храм на этом месте, где, как принято считать, Иуда указал римским солдатам на Христа, появился еще в IV веке. Это была византийская базилика. Однако позже она была разрушена и перестроена в XII столетии уже при крестоносцах. Но и в том виде она просуществовала сравнительно недолго.
Лишь в XX веке уже после поражения Турции в Первой мировой войне началось строительство существующей церкви.


К работам приступили в 1919 году, продолжались они пять лет. Пожертвования на строительство были собраны католической церковью в двенадцати странах, отсюда и следует название храма – Всех наций. Также он носит и имя церкви Страстей Христовых.


В облике храма его архитектор итальянец Антонио Барлуцци (1884–1960) попытался отобразить преемственность по отношению к древней византийской базилике. И мне кажется, это у него вполне удалось.


Тут можно видеть такие символичные элементы декора, как львиные головы и ветки оливы. К слову, крышу венчают двенадцать полусферических византийских куполов – опять-таки по числу стран, принявших участие в строительстве.


Внутри церкви удивительно тихо и спокойно, даже несмотря на обилие туристов. На стенах мозаикой выложены картины, отражающие упомянутое гефсиманское моление, предание Спасителя Иудой и взятие Христа под стражу.


Перед алтарем металлическая ограда в виде тернового венца опоясывает скалу, на которой, как считается, молился Иисус.


Внутри церкви царит полумрак, создаваемый в том числе синими витражами. Это должно символизировать последнюю земную ночь Христа.


При подготовке к строительству была обнаружена мозаика пола древней византийской базилики. И рисунок пола церкви начала XX века был не просто разработан на ее основе, в него даже совершенно гармонично включили отреставрированные спасенные участки старой мозаики, правда, заботливо забранные под прочное стекло.


Больше всего в церкви Всех наций мне понравилась удивительно располагающая атмосфера покоя и задумчивости. Это сложно передать словами, но там мне захотелось присесть на лавку, спокойной поразмышлять, любоваться всеми деталями внутреннего убранства… Почему-то православные храмы у меня подобные ощущения никогда не вызывают.
В общем, в этой церкви мне понравилось даже больше, чем в храме Гроба Господня, но, конечно, только благодаря атмосфере, а не историческому наследию.


К югу от Гефсиманского сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой находится одна из могил матери Христа (другая расположена в Эфесе, также считается, что Богородица могла быть вознесена).


Западнее и чуть выше находится здание, увенчанное звонницей открытого типа с двумя флагами: греческим (церковь Успения принадлежит греческой православной церкви) и еще каким-то мною неопознанным. Вполне вероятно, что это строение также относится к церкви и является ее колокольней. Однако какой-либо информации на этот счет у меня нет.


Чтобы попасть в церковь Успения, нужно спуститься по лестнице на площадку перед храмом, расположенную заметно ниже уровня грунта. Дело тут не только в древности сооружения, с момента строительства которого заметно поднялся культурный слой почвы, но и в исторической специфике.


По большому счету современная церковь является криптой храма, построенного над могилой Святой Марии византийской императрицей Еленой в 326 году. Этот храм был разрушен сарацинами и восстановлен королевой иерусалимской Мелисендой (р. ~1101–1161, прав. 1131 – 1153). Точнее, церковь в полной мере крестоносцы воссоздавать не стали, ограничившись восстановлением нижних ее уровней.


Вот эти колонны у входа, если я ничего не путаю, датируются как раз XII столетием. Как и массивный каменный порог, призванный спасать подземные помещения от затопления.


Низкий вход, на мой взгляд, выглядит достаточно мрачно, именно как у склепа, а не церкви.


Сразу за порогом вниз сбегает лестница из 48 ступеней, многие из которых также сохранились со времен крестоносцев.


Ширина этой лестницы достигает 6,5 метров. На 23-й ступени по обе стороны от нее устроены два придела. Правый посвящен родителям Богородицы святым Иоакиму и Анне. Он принадлежит православным и имеет два престола: с востока в честь святого Иоакима, с севера – в честь святой Анны. По преданию, оба они похоронены здесь же. Рядом на полу находится каменная могильная плита и королевы Мелисенды.
Левый же придел имеет один престол в честь Иосифа Обручника и с 1814 года принадлежит армянской церкви. По преданию, там погребен святой Иосиф – обрученный муж Богородицы.
Кроме того, сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены находится православный престол в честь святого первомученика Стефана, а в северной части подземного зала – православный же престол в честь святого Николая. В общем, не приходится удивляться второму названию этого храма – церковь Святого Семейства.


Так и тянет назвать эти своды раннеготическими, но, исходя из времени постройки, они могут быть только позднероманскими.
К слову, атмосфера внутри подземелья психологически весьма некомфортная, давящая.


Основной объем храма имеет форму креста 34 метров в длину и шести метров в ширину. Все пространство под сводами увешано многочисленными лампадами. Фотографировать внутри можно свободно, но только без использования вспышки, что затрудняет задачу в погруженном в густой полумрак обширном помещении.


В западной части зала находится небольшая мраморная часовня-кувуклия площадью примерно два на два метра. Считается, что именно там была погребена Богородица. Вход в часовню расположен с запада, а выход – в северной стене. К западной стене слева от входа пристроен армянский престол, около выхода находится престол сирийской православной церкви. К слову, есть в храме и коптский предел, так что здесь представлены все христианские концессии, кроме католиков и протестантов. Более того, с южной стороны кувуклии устроена молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.


Каменное ложе Богородицы в кувуклии. В нижней части проделано круглое отверстие для рук паломников, желающих прикоснуться к камню.


Над ним находится православным престол с висящими выше лампадами.


В этом ракурсе лучше видно защищенное толстым стеклом каменное ложе.


И скорей, скорей обратно из подземелья, наверх к солнцу!
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: laiska
2009-07-07 05:59 am (UTC)
Спасибо, очень интересно;0)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-07 06:01 am (UTC)
Всегда пожалуйста! ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: erdes
2009-07-07 06:07 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-07 06:10 am (UTC)
Не стоит благодарности - альбом делался буквально на коленках. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: fd_travel
2009-07-07 06:12 am (UTC)
никогда ранее не слышал про Гефсиманию :) Интересно было почитать.
Говорят, что на границе можно попросить израильтян не ставить печать в паспорт, чтобы потом в арабских странах проблем не было. Пробовали?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-07 06:21 am (UTC)
Не пробовал. :) Насколько я знаю, так к израильским визам относится лишь небольшое число арабских государств. Да и после Египта меня что-то к арабам в гости больше не тянет совсем. :)
А вот с КНДР вопрос интереснее. Перспектива заполучить ее визу на лист паспорта, а не на вкладыш стала одной из причин, почему я отозвал документы из турфирмы и вместо Северной Кореи полетел в Южную.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vasisualij
2009-07-07 07:20 am (UTC)
-- Иди в масличное имение, -- шептала Низа, натягивая покрывало на
глаза и отворачиваясь он какого-то человека, который с ведром входил в
подворотню, -- в Гефсиманию, за Кедрон, понял?

Интересно, почему Булгаков вместе с Низой завёл Иуду именно в Гефсиманский сад? Имело ли это какую-то связь с местом, где Иуда предал Христа?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-07 07:24 am (UTC)
У меня тут даже об этом написано. :) Именно в Гефсимане Иуда выдал Христа римским солдатам.

"...приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно". И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: "Равви! Равви!" и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: troitsa1
2009-07-07 08:02 am (UTC)
Через пару месяцев тоже собираюсь посетить Святую землю. Может дадите пару советов, куда сходить, кроме обычной программы экскурсии?

*наверное, Иосиф не обученный, а обручённый? :)*
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-07 10:04 am (UTC)
Одна буква, а как, однако, смысл поменялся! :)

Увы, давать советы по Израилю вне моей компетенции. Сам я там был с однодневной стандартной экскурсией да и вообще страну даже теоретически знаю слабо... Хотя было бы у меня время, обязательно посмотрел бы в Иерусалиме город Давида, а за пределами израильской столицы посетил бы Масаду.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lx_photos
2009-07-07 09:59 am (UTC)
> святой Иосиф – обученный муж Богородицы.
Чему его обучили? :))

Интересно, спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-07 10:06 am (UTC)
Выше меня уже поправляли. ;) Но все равно мерси, я исправил текст.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mongwu
2009-07-08 01:09 am (UTC)
Первый раз вижу такой подробный отчет об этом месте. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-09 05:28 am (UTC)
Пожалуйста! :) Но, видимо, ты не слишком озадачивался поисками; я уверен, что подобных и куда более подробных отчетов в ЖЖ полным-полно. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: barzel
2009-07-08 06:30 am (UTC)
Очень интересно и познавательно. Вообще интересно смотреть на Иерусалим глазами христианства. Город выглядет совсем по другому.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-09 05:29 am (UTC)
Дело в том, что преимущественно такими глазами его и показывают русским туристам из Египта. Но большинству из них ничего иного и не надо...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roma_caputmundi
2009-07-08 08:22 am (UTC)
В честь Гефсимании в России названы Гефсиманский Черниговский скит близ Троице-Сергиевой Лавры и Гефсиманский скит на острове Валаам/
Замечательное стихотворение Пастернака "Гефсиманский сад" http://www.stihi-rus.ru/1/Pasternak/26.htm
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-09 05:30 am (UTC)
Что-то такое я читал, но не стал заострять на этом внимание, так как меня более интересуют исторический и архитектурный аспекты, нежели религиозный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zabzamok
2009-07-08 09:30 am (UTC)
Спасибо. Как вновь побывал на Святой земле
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-09 05:31 am (UTC)
Рад, коль вам понравился мой скромный опус. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 07122
2009-07-08 09:39 am (UTC)
спасибо большое
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-09 05:31 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mamarmeladka
2009-07-08 05:04 pm (UTC)
Очень интересно и подробно. Здорово, как будто побывала там!)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-09 05:32 am (UTC)
Благодарю за ваш отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2009-07-09 06:16 pm (UTC)
Надеюсь сам когда-нибудь это увидеть. Спасибо!

>>Почему-то православные храмы у меня подобные ощущения никогда не вызывают.

Ты просто не был в правильных храмах:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-10 05:37 am (UTC)
Я был в большом числе православных храмов, почти везде одна и та же реакция внутреннего отторжения. Мне они представляются очень неприветливыми и даже враждебно настроенными к посетителю. В отличие от католических и протестантских.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yurikar
2009-07-13 04:28 pm (UTC)
Да в наших храмах достаточно всё напряженно,входя туда вы получаете сразу какой то надменный взор,осуждающий вас и поправляющий вас.Что касаемо католических -нет никакой отстранённости всё очень демократично.И даже если вы зайдёте в шортах-вам никто слова не скажет.Всё же это менталитет.
А если волею случая будете в Израиле,особенно в выходные дни-то бишь по Израильски-пятница и суббота-можете расчитывать на мою помощь и как колёсную,так и "проводника" по местным достопримечательностям(Совершенно безкорыстно).Живу уже здесь почти 10 лет,путешествую почти каждый выходной,и до сих пор не могу похвастать,что осмотрел всё.Это парадокс маленькой и одновременно Великой страны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-13 11:50 pm (UTC)
Вот-вот, в оценке храмов совершенно с вами солидарен!

Что касается предложения помощи, то благодарен, но... теперь уж и не знаю, когда снова попаду в Израиль. Однако буду иметь ввиду. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)