dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Гефсимания

Гефсимания расположена в нижней части склона Елеонской (Масличной) горы близ ручья Кедрон к востоку от старого Иерусалима. Согласно библейскому преданию, именно тут был арестован Иисус Христос. Неудивительно, что место это относится к числу наиболее священных для христиан и здесь находится немало храмов.
Справа вверху видна златоглавая церковь Святой Марии Магдалины. Уже по внешнему облику ее легко судить о принадлежности храма русской православной церкви. Поскольку более я возвращаться к этому сооружению не планирую, добавлю, что построен храм был в 1885–1888 годах по проекту архитектора Давида Ивановича Гримма (1823–1898) на собранные в России деньги. С 1988 года церковь Святой Марии Магдалины является главным храмом женского Гефсиманского монастыря Вифанской общины Воскресения Христова.
Ниже по центру кадра находится церковь Всех наций, о которой я ниже расскажу отдельно. Ну а левее ее за забором виднеется собственно Гефсиманский сад.


Вход в него по сути представляет собою проем в стене со стороны боковой улочки, у которого несколько разновозрастных арабов пытаются продавать туристам оливковые ветви. Кажется, по доллару штука. Разумеется, срезаны они были в каком-то другом саду, иначе немногочисленные деревья Гефсимании уже давно растащили бы на подобные сувениры.


Гефсиманский сад поразительно мал. Конечно, он является лишь крошечным уцелевшим участком от плантации оливковых деревьев, находившейся здесь в I веке. Правда, некоторые исследователи полагают, что подлинный сад располагался севернее этого места. Однако в любом случае неоспоримо то, что у подножья Елеонской горы в древности выращивали оливы и отжимали оливковое масло. Собственно, само название Гефсимании происходит от арамейского «гат шамна», что переводится как «масленичный пресс».


Принято утверждать, что несколько оливковых деревьев тут столь древние, что были свидетелями событий двухтысячелетней давности. Впрочем, это скорее байки для впечатлительных туристов, более серьезные, чем путеводитель, источники оценивают возраст старейших существующих здесь куда скромнее. Но романтики, конечно, могут утешать себя мыслью, что эти деревья являются потомками тех самых, что видели арест Христа.


С 1681 года сад принадлежит францисканцам, которые и обнесли его стеной в 1848 году.


Возможно, эта невысокая колокольня принадлежит церкви Всех наций, хоть и пристроена она к двухэтажному зданию неизвестного мне назначения, ограждающему Гефсиманский сад с запада.


На стенах здесь встречаются белокаменные барельефы. Тут, вероятно, изображена молитва Иисуса о том, чтобы его миновала чаша мученическая, о которой он знал еще до ареста и вынесения приговора.


С севера сад граничит с боковым фасадом церкви Всех наций.


Первый христианский храм на этом месте, где, как принято считать, Иуда указал римским солдатам на Христа, появился еще в IV веке. Это была византийская базилика. Однако позже она была разрушена и перестроена в XII столетии уже при крестоносцах. Но и в том виде она просуществовала сравнительно недолго.
Лишь в XX веке уже после поражения Турции в Первой мировой войне началось строительство существующей церкви.


К работам приступили в 1919 году, продолжались они пять лет. Пожертвования на строительство были собраны католической церковью в двенадцати странах, отсюда и следует название храма – Всех наций. Также он носит и имя церкви Страстей Христовых.


В облике храма его архитектор итальянец Антонио Барлуцци (1884–1960) попытался отобразить преемственность по отношению к древней византийской базилике. И мне кажется, это у него вполне удалось.


Тут можно видеть такие символичные элементы декора, как львиные головы и ветки оливы. К слову, крышу венчают двенадцать полусферических византийских куполов – опять-таки по числу стран, принявших участие в строительстве.


Внутри церкви удивительно тихо и спокойно, даже несмотря на обилие туристов. На стенах мозаикой выложены картины, отражающие упомянутое гефсиманское моление, предание Спасителя Иудой и взятие Христа под стражу.


Перед алтарем металлическая ограда в виде тернового венца опоясывает скалу, на которой, как считается, молился Иисус.


Внутри церкви царит полумрак, создаваемый в том числе синими витражами. Это должно символизировать последнюю земную ночь Христа.


При подготовке к строительству была обнаружена мозаика пола древней византийской базилики. И рисунок пола церкви начала XX века был не просто разработан на ее основе, в него даже совершенно гармонично включили отреставрированные спасенные участки старой мозаики, правда, заботливо забранные под прочное стекло.


Больше всего в церкви Всех наций мне понравилась удивительно располагающая атмосфера покоя и задумчивости. Это сложно передать словами, но там мне захотелось присесть на лавку, спокойной поразмышлять, любоваться всеми деталями внутреннего убранства… Почему-то православные храмы у меня подобные ощущения никогда не вызывают.
В общем, в этой церкви мне понравилось даже больше, чем в храме Гроба Господня, но, конечно, только благодаря атмосфере, а не историческому наследию.


К югу от Гефсиманского сада расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой находится одна из могил матери Христа (другая расположена в Эфесе, также считается, что Богородица могла быть вознесена).


Западнее и чуть выше находится здание, увенчанное звонницей открытого типа с двумя флагами: греческим (церковь Успения принадлежит греческой православной церкви) и еще каким-то мною неопознанным. Вполне вероятно, что это строение также относится к церкви и является ее колокольней. Однако какой-либо информации на этот счет у меня нет.


Чтобы попасть в церковь Успения, нужно спуститься по лестнице на площадку перед храмом, расположенную заметно ниже уровня грунта. Дело тут не только в древности сооружения, с момента строительства которого заметно поднялся культурный слой почвы, но и в исторической специфике.


По большому счету современная церковь является криптой храма, построенного над могилой Святой Марии византийской императрицей Еленой в 326 году. Этот храм был разрушен сарацинами и восстановлен королевой иерусалимской Мелисендой (р. ~1101–1161, прав. 1131 – 1153). Точнее, церковь в полной мере крестоносцы воссоздавать не стали, ограничившись восстановлением нижних ее уровней.


Вот эти колонны у входа, если я ничего не путаю, датируются как раз XII столетием. Как и массивный каменный порог, призванный спасать подземные помещения от затопления.


Низкий вход, на мой взгляд, выглядит достаточно мрачно, именно как у склепа, а не церкви.


Сразу за порогом вниз сбегает лестница из 48 ступеней, многие из которых также сохранились со времен крестоносцев.


Ширина этой лестницы достигает 6,5 метров. На 23-й ступени по обе стороны от нее устроены два придела. Правый посвящен родителям Богородицы святым Иоакиму и Анне. Он принадлежит православным и имеет два престола: с востока в честь святого Иоакима, с севера – в честь святой Анны. По преданию, оба они похоронены здесь же. Рядом на полу находится каменная могильная плита и королевы Мелисенды.
Левый же придел имеет один престол в честь Иосифа Обручника и с 1814 года принадлежит армянской церкви. По преданию, там погребен святой Иосиф – обрученный муж Богородицы.
Кроме того, сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены находится православный престол в честь святого первомученика Стефана, а в северной части подземного зала – православный же престол в честь святого Николая. В общем, не приходится удивляться второму названию этого храма – церковь Святого Семейства.


Так и тянет назвать эти своды раннеготическими, но, исходя из времени постройки, они могут быть только позднероманскими.
К слову, атмосфера внутри подземелья психологически весьма некомфортная, давящая.


Основной объем храма имеет форму креста 34 метров в длину и шести метров в ширину. Все пространство под сводами увешано многочисленными лампадами. Фотографировать внутри можно свободно, но только без использования вспышки, что затрудняет задачу в погруженном в густой полумрак обширном помещении.


В западной части зала находится небольшая мраморная часовня-кувуклия площадью примерно два на два метра. Считается, что именно там была погребена Богородица. Вход в часовню расположен с запада, а выход – в северной стене. К западной стене слева от входа пристроен армянский престол, около выхода находится престол сирийской православной церкви. К слову, есть в храме и коптский предел, так что здесь представлены все христианские концессии, кроме католиков и протестантов. Более того, с южной стороны кувуклии устроена молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.


Каменное ложе Богородицы в кувуклии. В нижней части проделано круглое отверстие для рук паломников, желающих прикоснуться к камню.


Над ним находится православным престол с висящими выше лампадами.


В этом ракурсе лучше видно защищенное толстым стеклом каменное ложе.


И скорей, скорей обратно из подземелья, наверх к солнцу!
Tags: Иерусалим, Израиль, история
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments