?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск эпохи застоя - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск эпохи застоя [Jul. 20th, 2009|01:14 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Хотел я сначала выложить альбом совсем другой тематики, да что-то душа не лежала им заниматься. А лежала она, вытянувшись в направлении ретро. Так что в очередной раз покажу Хабаровск, только уже не начала 1980-х годов, а середины 1970-х. Подмогой в этом мне будет книга «У высоких берегов Амура» Евгений Кассина, Юрия Муравина и Виктора Трепцова, вышедшая в Хабаровском книжном издательстве в 1977 году.
Снимки тут, правда, будут не фонтан, так как портить книгу излишним расплющиванием в сканере не хотелось, ну а двойное растрирование ни одному изображению на пользу еще не шло.

Как и положено, город начинается с железнодорожного вокзала. Признаюсь, я довольно долго разглядывал этот снимок в поисках знакомых доминант. Судя по тому, что уже велось строительство большого здания Дальгипроводхоза (Серышева, 60) и двенадцатиэтажным башням вдоль улицы Льва Толстого, снимок был сделан незадолго до сдачи книги в печать. Приковывают внимание и старенькие автобусы с округлыми обводами корпусов.
Ну а как выглядит Привокзальная площадь сейчас, после масштабной реконструкции, завершенной весной 2008 года, я уже показывал.


Набережная Амура у стадиона им. Ленина. Слева виднеется открытый бассейн. У берега пришвартован небольшой дебаркадер, обслуживающий пассажиров дачных речных маршрутов. Раньше таких пристаней было в городе несколько в разных районах, сейчас же, если ничего не путаю, остался один лишь речной вокзал.
Судя по зеленой пустоте в левом верхнем углу кадра, строительство стрелково-спортивного комплекса клуба армии на улице Советской еще даже не началось, что позволяет с некоторой уверенностью датировать этот снимок первой половиной 1970-х годов.


Комсомольская площадь. Мне уже странно видеть этот район города без леса высоток, хотя первые лет так двадцать своей жизни я его видел его в таком преимущественно малоэтажном варианте. Единственной доминантой на снимке является башенка в шесть этажей на углу здания управления амурского речного пароходства. Ну, еще виднеется вдали высотка на пересечении улиц Карла Маркса (ныне Муравьева-Амурского) и Запарина. Внизу справа можно заметить лестницу, ведущую на набережную, и кромку парка ЦПКиО, тогда еще очень зеленого. Что собою он представляет сейчас, я рассказывал в соответствующем альбоме.


Слева изображены ворота парка ОДОСА – окружного дома офицеров Советской армии. Они находились там же, на Комсомольской площади, только левее границы предыдущего снимка. Сейчас этого парка уже нет, частично его территория стала Соборной площадью, на которой в начале 2000-х построили Успенскую церковь чуть в стороне от места, где стоял одноименный собор, взорванный еще в 1930-х годах.
Справа запечатлен аттракцион с электромобильчиками. Я его уже не помню, могу вспомнить подобный павильон только в соседнем парке ЦПКиО. Впрочем, в 1980-х ОДОСА был уже порядком запущен.


А вот некогда существовавшее в Хабаровске довольно высокое колесо обозрения, находившееся в парке ОДОСА. Разобрали его задолго до того, как начали сооружение Соборной площади. Колесо стояло примерно в северо-восточной ее части. Сейчас подобных аттракционов в дальневосточной столице, увы, нет.


Главная улица города – Карла Маркса. Слева стоит еще дореволюционное здание городской думы, а справа – Дом Советов. Сейчас в последнем заседает нынешняя краевая дума.
Нельзя не заметить, сколько раньше в центре Хабаровска было деревьев и кустарников. В начале 2000-х ширину газонов принесли в жертву расширению проезжей части. Жалко зелень, но понятно, что от постоянных автомобильных пробок вреда городской экологии будет как минимум не меньше. Ну и, конечно, ни здесь, ни на прочих снимках на дорогах нет японских машин. Даже странно как-то. :)


Те же улица, но напротив здания главпочтамта. Проект последнего весьма критиковали за большую площадь остекления – все-таки нормальные оконные рамы в СССР массово выпускать так и не научились, а дальневосточные зимы мягкостью не отличаются.


Центральная часть города. Почти из этой же точки, но несколько более высокой я ее опять-таки показывал. Здесь Хабаровск изменился почти до неузнаваемости, достаточно того, что в 1970-х отсюда были отлично видны дома вдоль Амурского бульвара, ныне прочно заслоненные современной высотной застройкой. Еще можно обратить внимание на унылый фасад ЦУМа, которому еще около трех десятков лет ждать реконструкцию, и портрет Ленина на здании бывшего «Дальбанка» слева. Ильич коронован лозунгом «По ленинскому пути к победе коммунизма!»


А это взгляд на другой бульвар – Уссурийский. Слева вверх уходит улица Пушкина, на пересечении которой с улицей Ленина уже воздвигли шестнадцатиэтажку (кстати, она оставалась самым высоким зданием в городе, не считая телебашни, аж до 2004 года). Но отделочные работы в последней еще продолжаются. Правее ровных рядов пятиэтажных хрущевок отчетливо виден частный сектор, а ниже его – детский сад, куда впоследствии ходил ваш покорный слуга. :)


Студентки-гимнастки у ворот стадиона им. Ленина на фоне института физической культуры. Босыми ногами на асфальте – бррр!..


И в 80-х годах дети часто рисовали на асфальте или играли, расчертив тротуары мелом на квадратики. Но в лихие девяностые эти занятия, как мне показалось, практически сошли на нет. Сегодня я иногда вижу во дворах девчонок, прыгающих в классики, но это скорее исключение, чем правило.
На снимке, вероятно, запечатлен конкурс рисунка в детском парке им. Гайдара.


Детская железная дорога (прозванная малой ДВЖД), построенная еще к 1958 году. Я на ней катался, правда, лишь один или два раза. Впрочем, и режим работы у нее был достаточно лаконичный, если мне не изменяет память. Как мне подсказали, дорога существует до сих пор и вполне успешно развлекает ребятишек.


Судя по башенке мэрии (в те годы горисполкома КПСС), на лыжах и велосипедах катаются в парке «Динамо». Слева виден забор вокруг недостроенной серой громады театра музыкальной комедии (это здание было сдано только в 1977 году).
Вообще же на лыжах зимой в Хабаровске раньше вовсю катались не только в парках, но и по обоим бульварам, вдоль которых по снегу всегда шли хорошие лыжни. Но последний раз лыжников в центре города я видел, наверное, в самом начале прошлого десятилетия…


Похоже, это Комсомольская площадь, на заднем плане виднеется спуск улицы Тургенева к Уссурийскому бульвару. Шляпы на головах любителей классического советского мороженого в вафельных стаканчиках похожи на те, что делали из газет наподобие корабликов.


Городской пляж непривычно переполнен людьми. Уже много лет купание в Амуре запрещено. Вдали за дебаркадером виднеется вход в ковш – стоянку моторных лодок и катеров. Когда-то у моего отца там стоял «тюнингованный» «Амур-М» – с двигателем «Волги» и водометным движителем вместо штатного винта. Как он носился по крутым речным волнам – буквально летал! И на нем было легко добраться до совершенно безлюдных очаровательных песчаных пляжей бесчисленных островков напротив города.


Довольно-таки откровенный снимок для советского официального фотоальбома. Интересно, купальник у девушки тоже импортный, как и у героини серии «Наваждение» из «Операции «Ы»? :)
Снято, похоже, прямо под амурским утесом, откуда тогда можно было выйти к воде, так как каменная набережная там была построена только на рубеже 1970-х и 80-х годов.


Тут меня заинтересовало не столько чучело тигра (о хабаровском краеведческом музее я давно уже собираюсь рассказать), сколько школьная экскурсия вокруг него: выражения лиц, одежда, прически… Школьники сейчас совсем иные, как мне кажется.


Ну а здесь я хочу привести текст из книги, сопровождающий этот снимок.
«Едут на Дальний Восток, к месту назначения молодые специалисты, едут парни и девушки навстречу утренней заре. Прикипают сердцем к Дальнему Востоку новоселы, не мыслят себе иного места на земле сыновья первопроходцев Приамурья. Здесь им строить и жить, работать и растить детей. Здесь они найдут свое счастье, как нашел его этот молодой рабочий из Хабаровска.
Профессиональное мастерство, государственное мышление и богатство духовного мира отличают современного молодого рабочего. Хозяин своего завода, он делает все, чтобы добиться общего подъема производительности труда, высокого качества изделий. Многие пани приходят на заводы из профессионально-технических училищ и продолжают без отрыва от производства свое образование в вечерних или заочных вузах и техникумах. При заводах и комбинатах открыты сменные школы рабочей молодежи и вечерние техникумы.
В городах края есть все условия для полнокровной жизни молодежи, для научно-технического творчества.
Современный рабочий-дальневосточник знает и ценит произведения искусства, сам приобщается к миру прекрасного – рисует картины, сочиняет песни, пишет рассказы и стихи»
.
Я не буду комментировать напыщенный официоз штампов, даже соотношение производительности труда в СССР и развитых странах, равно как не стану смеяться над рубашкой позирующего рабочего. Хочется отметить иное: на суровый Дальний Восток в свое время и в самом деле многие ехали на волне юношеского энтузиазма, другие – за длинным рублем. Но так или иначе большинство оставалось здесь. Государство понимало, что удержать этот удаленный регион непросто, поэтому в целом создавало условия для его освоения и давало дальневосточникам определенные преференции. О них, конечно, можно спорить долго, достаточно вспомнить не только надбавки, но и цены на товары для так называемого третьего пояса. Однако факт остается фактом: в существующих реалиях люди из региона по возможности уезжают, особенно это касается маленьких городков и поселков. В создавшихся условиях Россия вполне серьезно рискует утратить Дальний Восток уже в среднесрочной перспективе. И далеко не факт, что для оставшихся жителей это будет такой уж трагедией. Впрочем, на эту тему я лучше порассуждаю в ближайшие дни, когда начну выкладывать свои зарисовки о стремительно растущем под самым боком у Хабаровска китайском городе Фуюане.


Плоды творчества хабаровского Дома моделей с элементами национальных орнаментов малых народов Приамурья. Жуть, конечно, неописуемая. Впрочем, разве кто-то носит даже современные платья «высокой моды» кроме как на подиуме?..


Завершить альбом хочу снимком набережной перед закатом. Тут можно видеть утраченный в прошлом десятилетии памятник адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому. Между тем это один из трех людей, которых можно назвать отцами-основателями Хабаровска. Именно ему принадлежала идея поставить военный пост у слияния Амура и Уссури, с тем чтобы тот превратился в один из важнейших городов российского Дальнего Востока.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: sqlnavigator
2009-07-20 02:27 am (UTC)
Деццкая железная дорога здравствует по сей день и пользуется популярностью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 02:39 am (UTC)
Чертовски приятно это слышать! :) Вы не знаете, ее Край финансирует? Сомневаюсь, что она может быть рентабельной.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mongwu
2009-07-20 02:39 am (UTC)
Очень хорошо город выглядит на этих фотографиях. Спасибо. А почему купание в Амуре запрещено? - вода уже не такая чистая?
И рассказ о Фуюане будет очень интересно увидеть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 02:45 am (UTC)
Эпидемиологи утверждают, что вода в Амуре опасна для здоровья. Сунгари из Китая несет уже загрязненные воды, но и наши неслабо добавляют в этот коктейль. Причем если китайцы в последнее время принялись за строительство очистных сооружений, у нас воз и ныне там.
А про Фуюань я уже рассказывал год назад, но исключительно с чужих слов. Однако вчера я оттуда вернулся и привез иные впечатления, чем и собираюсь поделиться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zhelty1
2009-07-20 03:13 am (UTC)
отличный пост, спасибо. повспоминал
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 03:17 am (UTC)
И вам спасибо такую за оценку! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: glos
2009-07-20 03:14 am (UTC)
"" Ну, еще виднеется вдали высотка энергетиков на пересечении улиц Карла Маркса (ныне Муравьева-Амурского) и Дзержинского....""

Это не высотка энергетиков,это здание Дальспецстроя на Запарина -К.Маркса.


"Похоже, бульвар, но никак не могу понять, какой и где именно"..

Это Уссурийский бульвар - хорошо видно по желтому дому, что находится на ул Тургенева, а молодеж идет на пересечении Комсомольской и Уссурийского бульвара.. :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sqlnavigator
2009-07-20 03:32 am (UTC)
+1!
Точно это здание на Запарина.
Наша высотка еще в то время не начала строиться еще.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tepel_tapel
2009-07-20 03:35 am (UTC)
"Аттракцион с электромобильчиками", насколько мне помнится, всё-таки находился именно в парке ОДОСА в самой глубине, за колесом обозрения, танцплощадкой и качелями. Даже не помню, чтобы он работал.
По поводу фотографии молодежи в "газетных" шапках. А мне вот кажется, что это Комсомольская площадь. За ними виднется здание аптеки и торец жилого дома на углу площади и ул. Тургенева (т.н. Дом обуви). Может так? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 03:41 am (UTC)
Я в ОДОСА автомобильчики вообще не помню, только в ЦПКиО. Там они работали нечасто, но иногда случалось...

Относительно площади вы наверняка правы! То-то я смотрю, что боковой фасад второго здания очень уж знаком!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-20 03:44 am (UTC)
Аттракцион с электромобильчиками был в обоих парках. В ЦПКиО рядом с танцплощадкой, в ОДОСА — в нижней части парка по той же стороне главной аллеи, что и колесо обозрения. И на снимке как раз второй. Это видно по тому, что толпа стоит у длиной стороны прямоугольного павильона — в ЦПКиО народ толпился у короткой стороны, а к длинным сторонам вообще похода не было из-за особенностей рельефа.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-20 03:58 am (UTC)
Одной из главных достопримечательностей тогдашнего ЦПКиО был туалет. Это был кирпичный оштукатуренный сортир с десятом очек без перегородок между ними в каждом из отеделений (М и Ж соответсвенно) и как правило полным отсутсвие освещения внутри. Специфический запах он распространял на несколько десятков метров вокруг себя.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_dedushkin
2009-07-20 03:49 am (UTC)
Интересно!
А сейчас у вас колеса обозрения нет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-20 04:02 am (UTC)
Какое может быть колесо обозрения в условиях возрождения Духовности­™?! Сейчас на этом месте платная, насколько я знаю, автостоянка, составляющяя единый архитектурный ансамбль с православным пряничным домиком храмом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enotikova
2009-07-20 04:16 am (UTC)
Интересно. Я за собой тоже заметила, что в старых альбомах и на открытках начинаю разглядывать людей - как одеты, причёски, выражение лиц :)
А из сюжетов удивили велосипедисты рядом с лыжниками. Мне кажется, у нас они не пересекались по сезонам :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 05:23 am (UTC)
Я вот стал все чаще присматриваться на старых фотографиях к лицам, одежде, манере себя держать... Даже если открыть семейный фотоальбом, уже можно сделать немало открытий. Взять хотя бы то, как изо всех сил демонстрировали наличие часов иные предки и родственники где-то едва ли не до 1960-х годов. :)
А велосипедисты зимой, думаю, фигурируют в кадре исключительно в свете постановочной природы этой фотографии. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-20 04:22 am (UTC)
Снято, похоже, прямо под амурским утесом, откуда тогда можно было свободно выйти к воде, так как каменная набережная там была построена только на рубеже 1970-х и 80-х годов.


Да, это снято прямо на утёсе. Но свободно там можно было в воду только свалиться, чего девушка на снимке и опасается. Подойти к воде можно было только левее и правее утёса, а у ног девушки на снимке — круто уходящая в воду скала, но не очень высокая — метра два-три.
Попасть на эту скалу можно было только с берега — с воды на неё было не взобраться и просто потому, что крутая и отполированная водой, и из-за быстрого течения и водоворотов.
Водоворатами этими, помнится, пацаны пугали друг друга — дескать, засасывают так, что не вынырнешь. Думаю, это было некоторым преувеличением, но и проверять желание не возникало.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 05:46 am (UTC)
У меня в семейном фотоальбоме есть фотографии берега прямо под утесом то ли 1978, то ли 1979 года. Там видно, как вполне можно пройти вдоль берега по камням. Правда, не исключено, что тогда уже начались работы по обустройству соответствующего участка набережной, и упомянутые камни могли привезти для отсыпки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-20 05:10 am (UTC)
И в 80-х годах дети части так играли, расчертив тротуары мелом на квадратики.

Но на снимке дети не играют, а рисуют.
В те годы время от времени устривались конкурсы таких вот детских рисунков. Масштаб конкурсов был вплоть до городского (а мож и поболее, но врать не буду). Помнится, я даже порывался принять участие в одном из них, но что-то там как-то не срослось… давно это было.
На снимке, видимо, один из таких конкурсов, но очень локального масштаба.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 05:48 am (UTC)
Точно, рисуют! У меня, видимо, сработали стереотипы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eva_khv
2009-07-20 05:12 am (UTC)
А вот "колесо обозрения" было не одно, ещё и в парке им.Гагарина имелось сие сооружение. Я там каталась году эдак в 1981. Но, не спорю, может в 70е его там ещё и не было?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 05:14 am (UTC)
В парке Гагарина, хоть убейте, колесо обозрения не помню, хотя в 80-х там бывать доводилось не единожды.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: greatzanuda
2009-07-20 06:01 am (UTC)
Спасибо большое за альбом!

Поностальгировал всласть:-)

А на городском пляже тогда было вполне нормально купаться - детские впечатления. Вот только кабинок для переодевания было маловато:-)

А детскую железную дорогу в конце 70-х - начале 80-х годов сократили из-за строительства краевой клилической больницы. Чуть ли не в полтора раза. Нам, школьникам, во время экскурсий туда, об этом грустно рассказывали её сотрудники.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 06:05 am (UTC)
Я вот с удивлением узнал, что детская дорога появилась еще к столетию города, причем работала она первое время на паровозной тяге. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: muxen
2009-07-20 06:32 am (UTC)
На ул.Льва Толстого не 14-эт.дома,а 12-этажки.Большинство снимков сделаны в период с 1973-75 гг.Высотка не Дальспецстроя,а "Хабаровсккрайстрой",плюс другие советские конторы,связанные со строительством,например"Спецстроймеханизация-1",с которой я начинал свою трудовую деятельность и на последних двух этажах ведомственная гостиница.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 10:13 am (UTC)
Спасибо за уточнения, поправлю текст. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muxen
2009-07-20 06:41 am (UTC)
Я не слышал,что бы критиковали за окна,может быть и было.Но сколько я не приходил на работу к маме,она там работала на 4-этаже,холода не ощущал.А вот солнечного света было много,особенно зимой.Критика была за сильное отступления дома от "красной линии".Это единственное здание от Комсомольской пл.до пл. Ленина,которое так сильно,на ширину соседнего дома отступает от "красной линии"улицы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 10:14 am (UTC)
У меня мама работала одно время в проектом институте, так там главпочтампту, кажется, косточки и мыли. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muxen
2009-07-20 06:49 am (UTC)
На пересечении ул.Ленина-Пушкина не 14-эт.,а 15-16-эт.жилой дом.Его сдали в августе-сентябре 1974 года.С этого времени по 2004 год,пока не построили жилой дом по ул.Шеронова,это было самое высокое по этажности здание в городе.Если присмотреться внимательнее,то за кирпичной 5-эт.можно увидеть крышу и "кусочек" 2-го этажа детского сада.Он был уже построен.А деревянные дома были выше его,до сш.12.Их потом снесли и место их заняли гаражи.Небольшая часть отошла к школьному стадиону.Остался только один дом,который был перестроен в каменный коттедж.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-20 10:28 am (UTC)
Хм... в среду повнимательнее посмотрю эту фотографию, в принципе, что-то похожее на плоскую крышу 2-этажного основного здания сада там виднеется...
А про дом на Ленина обязательно добавлю информацию. Я даже как-то не задумывался, что он сохранял лидерство по высотности (если не считать телебашню) так долго!
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>