?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск эпохи застоя - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск эпохи застоя [Jul. 20th, 2009|01:14 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Хотел я сначала выложить альбом совсем другой тематики, да что-то душа не лежала им заниматься. А лежала она, вытянувшись в направлении ретро. Так что в очередной раз покажу Хабаровск, только уже не начала 1980-х годов, а середины 1970-х. Подмогой в этом мне будет книга «У высоких берегов Амура» Евгений Кассина, Юрия Муравина и Виктора Трепцова, вышедшая в Хабаровском книжном издательстве в 1977 году.
Снимки тут, правда, будут не фонтан, так как портить книгу излишним расплющиванием в сканере не хотелось, ну а двойное растрирование ни одному изображению на пользу еще не шло.

Как и положено, город начинается с железнодорожного вокзала. Признаюсь, я довольно долго разглядывал этот снимок в поисках знакомых доминант. Судя по тому, что уже велось строительство большого здания Дальгипроводхоза (Серышева, 60) и двенадцатиэтажным башням вдоль улицы Льва Толстого, снимок был сделан незадолго до сдачи книги в печать. Приковывают внимание и старенькие автобусы с округлыми обводами корпусов.
Ну а как выглядит Привокзальная площадь сейчас, после масштабной реконструкции, завершенной весной 2008 года, я уже показывал.


Набережная Амура у стадиона им. Ленина. Слева виднеется открытый бассейн. У берега пришвартован небольшой дебаркадер, обслуживающий пассажиров дачных речных маршрутов. Раньше таких пристаней было в городе несколько в разных районах, сейчас же, если ничего не путаю, остался один лишь речной вокзал.
Судя по зеленой пустоте в левом верхнем углу кадра, строительство стрелково-спортивного комплекса клуба армии на улице Советской еще даже не началось, что позволяет с некоторой уверенностью датировать этот снимок первой половиной 1970-х годов.


Комсомольская площадь. Мне уже странно видеть этот район города без леса высоток, хотя первые лет так двадцать своей жизни я его видел его в таком преимущественно малоэтажном варианте. Единственной доминантой на снимке является башенка в шесть этажей на углу здания управления амурского речного пароходства. Ну, еще виднеется вдали высотка на пересечении улиц Карла Маркса (ныне Муравьева-Амурского) и Запарина. Внизу справа можно заметить лестницу, ведущую на набережную, и кромку парка ЦПКиО, тогда еще очень зеленого. Что собою он представляет сейчас, я рассказывал в соответствующем альбоме.


Слева изображены ворота парка ОДОСА – окружного дома офицеров Советской армии. Они находились там же, на Комсомольской площади, только левее границы предыдущего снимка. Сейчас этого парка уже нет, частично его территория стала Соборной площадью, на которой в начале 2000-х построили Успенскую церковь чуть в стороне от места, где стоял одноименный собор, взорванный еще в 1930-х годах.
Справа запечатлен аттракцион с электромобильчиками. Я его уже не помню, могу вспомнить подобный павильон только в соседнем парке ЦПКиО. Впрочем, в 1980-х ОДОСА был уже порядком запущен.


А вот некогда существовавшее в Хабаровске довольно высокое колесо обозрения, находившееся в парке ОДОСА. Разобрали его задолго до того, как начали сооружение Соборной площади. Колесо стояло примерно в северо-восточной ее части. Сейчас подобных аттракционов в дальневосточной столице, увы, нет.


Главная улица города – Карла Маркса. Слева стоит еще дореволюционное здание городской думы, а справа – Дом Советов. Сейчас в последнем заседает нынешняя краевая дума.
Нельзя не заметить, сколько раньше в центре Хабаровска было деревьев и кустарников. В начале 2000-х ширину газонов принесли в жертву расширению проезжей части. Жалко зелень, но понятно, что от постоянных автомобильных пробок вреда городской экологии будет как минимум не меньше. Ну и, конечно, ни здесь, ни на прочих снимках на дорогах нет японских машин. Даже странно как-то. :)


Те же улица, но напротив здания главпочтамта. Проект последнего весьма критиковали за большую площадь остекления – все-таки нормальные оконные рамы в СССР массово выпускать так и не научились, а дальневосточные зимы мягкостью не отличаются.


Центральная часть города. Почти из этой же точки, но несколько более высокой я ее опять-таки показывал. Здесь Хабаровск изменился почти до неузнаваемости, достаточно того, что в 1970-х отсюда были отлично видны дома вдоль Амурского бульвара, ныне прочно заслоненные современной высотной застройкой. Еще можно обратить внимание на унылый фасад ЦУМа, которому еще около трех десятков лет ждать реконструкцию, и портрет Ленина на здании бывшего «Дальбанка» слева. Ильич коронован лозунгом «По ленинскому пути к победе коммунизма!»


А это взгляд на другой бульвар – Уссурийский. Слева вверх уходит улица Пушкина, на пересечении которой с улицей Ленина уже воздвигли шестнадцатиэтажку (кстати, она оставалась самым высоким зданием в городе, не считая телебашни, аж до 2004 года). Но отделочные работы в последней еще продолжаются. Правее ровных рядов пятиэтажных хрущевок отчетливо виден частный сектор, а ниже его – детский сад, куда впоследствии ходил ваш покорный слуга. :)


Студентки-гимнастки у ворот стадиона им. Ленина на фоне института физической культуры. Босыми ногами на асфальте – бррр!..


И в 80-х годах дети часто рисовали на асфальте или играли, расчертив тротуары мелом на квадратики. Но в лихие девяностые эти занятия, как мне показалось, практически сошли на нет. Сегодня я иногда вижу во дворах девчонок, прыгающих в классики, но это скорее исключение, чем правило.
На снимке, вероятно, запечатлен конкурс рисунка в детском парке им. Гайдара.


Детская железная дорога (прозванная малой ДВЖД), построенная еще к 1958 году. Я на ней катался, правда, лишь один или два раза. Впрочем, и режим работы у нее был достаточно лаконичный, если мне не изменяет память. Как мне подсказали, дорога существует до сих пор и вполне успешно развлекает ребятишек.


Судя по башенке мэрии (в те годы горисполкома КПСС), на лыжах и велосипедах катаются в парке «Динамо». Слева виден забор вокруг недостроенной серой громады театра музыкальной комедии (это здание было сдано только в 1977 году).
Вообще же на лыжах зимой в Хабаровске раньше вовсю катались не только в парках, но и по обоим бульварам, вдоль которых по снегу всегда шли хорошие лыжни. Но последний раз лыжников в центре города я видел, наверное, в самом начале прошлого десятилетия…


Похоже, это Комсомольская площадь, на заднем плане виднеется спуск улицы Тургенева к Уссурийскому бульвару. Шляпы на головах любителей классического советского мороженого в вафельных стаканчиках похожи на те, что делали из газет наподобие корабликов.


Городской пляж непривычно переполнен людьми. Уже много лет купание в Амуре запрещено. Вдали за дебаркадером виднеется вход в ковш – стоянку моторных лодок и катеров. Когда-то у моего отца там стоял «тюнингованный» «Амур-М» – с двигателем «Волги» и водометным движителем вместо штатного винта. Как он носился по крутым речным волнам – буквально летал! И на нем было легко добраться до совершенно безлюдных очаровательных песчаных пляжей бесчисленных островков напротив города.


Довольно-таки откровенный снимок для советского официального фотоальбома. Интересно, купальник у девушки тоже импортный, как и у героини серии «Наваждение» из «Операции «Ы»? :)
Снято, похоже, прямо под амурским утесом, откуда тогда можно было выйти к воде, так как каменная набережная там была построена только на рубеже 1970-х и 80-х годов.


Тут меня заинтересовало не столько чучело тигра (о хабаровском краеведческом музее я давно уже собираюсь рассказать), сколько школьная экскурсия вокруг него: выражения лиц, одежда, прически… Школьники сейчас совсем иные, как мне кажется.


Ну а здесь я хочу привести текст из книги, сопровождающий этот снимок.
«Едут на Дальний Восток, к месту назначения молодые специалисты, едут парни и девушки навстречу утренней заре. Прикипают сердцем к Дальнему Востоку новоселы, не мыслят себе иного места на земле сыновья первопроходцев Приамурья. Здесь им строить и жить, работать и растить детей. Здесь они найдут свое счастье, как нашел его этот молодой рабочий из Хабаровска.
Профессиональное мастерство, государственное мышление и богатство духовного мира отличают современного молодого рабочего. Хозяин своего завода, он делает все, чтобы добиться общего подъема производительности труда, высокого качества изделий. Многие пани приходят на заводы из профессионально-технических училищ и продолжают без отрыва от производства свое образование в вечерних или заочных вузах и техникумах. При заводах и комбинатах открыты сменные школы рабочей молодежи и вечерние техникумы.
В городах края есть все условия для полнокровной жизни молодежи, для научно-технического творчества.
Современный рабочий-дальневосточник знает и ценит произведения искусства, сам приобщается к миру прекрасного – рисует картины, сочиняет песни, пишет рассказы и стихи»
.
Я не буду комментировать напыщенный официоз штампов, даже соотношение производительности труда в СССР и развитых странах, равно как не стану смеяться над рубашкой позирующего рабочего. Хочется отметить иное: на суровый Дальний Восток в свое время и в самом деле многие ехали на волне юношеского энтузиазма, другие – за длинным рублем. Но так или иначе большинство оставалось здесь. Государство понимало, что удержать этот удаленный регион непросто, поэтому в целом создавало условия для его освоения и давало дальневосточникам определенные преференции. О них, конечно, можно спорить долго, достаточно вспомнить не только надбавки, но и цены на товары для так называемого третьего пояса. Однако факт остается фактом: в существующих реалиях люди из региона по возможности уезжают, особенно это касается маленьких городков и поселков. В создавшихся условиях Россия вполне серьезно рискует утратить Дальний Восток уже в среднесрочной перспективе. И далеко не факт, что для оставшихся жителей это будет такой уж трагедией. Впрочем, на эту тему я лучше порассуждаю в ближайшие дни, когда начну выкладывать свои зарисовки о стремительно растущем под самым боком у Хабаровска китайском городе Фуюане.


Плоды творчества хабаровского Дома моделей с элементами национальных орнаментов малых народов Приамурья. Жуть, конечно, неописуемая. Впрочем, разве кто-то носит даже современные платья «высокой моды» кроме как на подиуме?..


Завершить альбом хочу снимком набережной перед закатом. Тут можно видеть утраченный в прошлом десятилетии памятник адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому. Между тем это один из трех людей, которых можно назвать отцами-основателями Хабаровска. Именно ему принадлежала идея поставить военный пост у слияния Амура и Уссури, с тем чтобы тот превратился в один из важнейших городов российского Дальнего Востока.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: e57lena
2009-07-20 10:08 am (UTC)
О, этот незабвенный ужасный Туалет! Как он отравлял все походы в парк (которые по причине нежного возраста не обходились без посещения оного)...:))
(Reply) (Parent) (Thread)