?

Log in

No account? Create an account
Храм Серафима Саровского - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Храм Серафима Саровского [Jul. 12th, 2009|12:45 pm]
dkphoto
[Tags|]

Строительство храма Серафима Саровского ведется в северной части Хабаровска уже сравнительно давно, но сейчас оно уже близко к завершению – заканчивают последние штрихи внешней отделки.


Официально считается, что строится эта церковь на добровольные пожертвования, хотя как минимум часть средств (полагаю, на самом деле львиную долю) предприниматели вносят в принудительном порядке. Думаю, такой подход не делает чести ни РПЦ, ни администрации, ей помогающей, ни собственно культовому новострою. И уж тем более не могу понять, зачем городу такое количество новых церквей, каковые растут подобно грибам. Безусловно приветствуя реставрацию старинной Иннокентьевской церкви, одобряя строительство Спасо-Преображенского собора на месте разрушенной в 1932 году Алексеевской церкви на площади Славы и в целом не испытывая особого антагонизма даже к «пряничному домику» Успенской церкви на Комсомольской (Соборной) площади, построенному взамен взорванного коммунистами бывшего главного храма Хабаровска, я совершенно не понимаю, к чему плодят новоделы, не имеющие под собой никаких исторических корней. Уверен, это никак не оправдывается существующим числом верующих: ажиотажа прихожан в уже существующих храмах я ни разу не наблюдал даже в дни церковных праздников.


Расположен храм Серафима Саровского практически напротив Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), долгое время (да и сейчас среди горожан) известного под названием Политен. От вуза, впрочем, район строительства отделен Тихоокеанской улицей и достаточно широкой лесополосой. Точнее, это считающаяся особо охраняемой природная территория Хабаровска, называемая горожанами Зеленой или Дубовой рощей. Как видно, этот статус не спас деревья от вырубки, а рощу – от застройки. Попасть к храму на машине можно с улицы Даниловского; при движении от перекрестка с Тихоокеанской следует повернуть налево на первую же дорогу после АЗС. Парковка совсем небольшая, но не думаю, что она часто забита автомобилями. Субботним днем с моей машиной, когда я приехал посмотреть на храм, соседствовала только старенькая «Волга», а когда я уезжал четверть часа спустя, не было уже и ее…
Здесь на фотографии виднеются автомобили, стоящие не на самой стоянке, а уже у лестницы, ведущей к церкви. Возможно, они принадлежат кому-то из строителей или из служителей.


На северо-западе высятся дома Северного микрорайона.


Если перевести взгляд практически параллельно Тихоокеанской, в поле зрения попадет и игла городской телебашни.


Откровенно говоря, не знаю, кто является автором проекта. Довелось мне находить эскиз хабаровского архитектора Александра Николаевича Савельева, но у него не так уж много внешних сходств с уже построенным зданием, в частности отказались от многоглавия основного объема храма, добавили кошмарное количество псевдопозолоты. Хотя источники часто называют автором проекта Александра Мамашина, иногда упоминается молодость архитектора, что наводит на мысль уже о сыне Александра Ефимовича – Алексее.


Признаться, от облика храма Серафима Сарового я в восторг не пришел. Это хоть и не «пряничный домик», однако обилие желтого металла под позолоту, как мне кажется, делает его похожим на дешевую китайскую мебель с претензией на роскошь. Самое смешное, что официально заявляют, будто храм построен в традициях псковско-новгородского средневекового зодчества. На мой взгляд, со строгой, даже суровой и безусловно лаконично-выдержанной псковской школой это сооружения ничего общего не имеет.


Удивляют многочисленные выбоины на обрамлении лестниц, даже на стенах. Создалось ощущение, что рабочие сейчас заняты не столько доделками, сколько переделкой ранее допущенного брака.


Однако храм является действующим с мая 2008 года. Высота здания от основания с учетом крестов составляет 40 метров, всего в храме три придела.


Здесь можно разглядеть десять колоколов на звоннице, примыкающей к основному объему церкви с запада. Самый большой из них был отлит в Борисоглебске.


Чуть северней храма вдоль уходящей в сторону Тихоокеанской улицы аллеи стоят два небольших кирпичных здания, входящие в единый культовый комплекс.


Административный корпус. Судя по внешнему облику – кладке и проржавевшей крыше – здание было построено не менее десяти лет назад. Удивили заложенные оконные проемы на втором этаже. Еще можно обратить внимание на выложенный кирпичом крест над слуховым окном с установленным в нем прожектором подсветки храма Серафима Саровского.


А это отдельная часовня. Она хоть и невелика, зато стилистически заметно выигрывает у своего аляпистого соседа. Как мне подсказали, построена часовня была в 1995-1999 годах по проекту архитектора Дмитрия Бальчева.


Недалеко от часовни стоит крест, как мне подсказали, поклонный. Установили его в середине 1990-х годов.


Перспектива аллеи, ведущей через зеленый массив в сторону Тихоокеанской. В принципе, место прогулок жителей прилегающей части Северного микрорайона получилось неплохое, собираются вроде бы даже некие пруды тут устраивать. Но с тем самым на Зеленой роще можно ставить жирный крест, город лишился очередной из немногих заповедных зон, части своих легких. Более того, культовый комплекс планирует расширять и далее, в частности строительством женского монастыря.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: vedmed1969
2009-07-27 04:39 am (UTC)
Насколько я разбираюсь в церковной архитектуре :), маленькая как бы церковка - это скорее всего крестильня. А здание с ржавой крышей - службы, то есть там всякое - кабинеты настоятеля, кладовые, трапезная :) Скорее всего, с него строительство и начиналось. У нас храм василя Великого (он же "бандитская церковь" :) так же рос).
Слушай, я, пожалуй, по некоторым челябинским церквям пройдусь - начну с ближайшей, на Горбльнице (там один священник - одноклассник моей жены, а дочки другого, настоятеля с моей на гимнастику вместе ходили :)) Но спешить не будем, нет...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 06:58 am (UTC)
Да, вероятно, относительно назначения двух последних зданий вы правы. Чуть позже внесу дополнения в текст. :)
У нас тоже пошла мода при больницах церкви лепить... видимо, не без намека, принимая во внимание состояние системы здравоохранения. :\
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_dedushkin
2009-07-27 05:20 am (UTC)
Слишком уж блестящая...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-27 05:52 am (UTC)
Ихний бог любит всё блестящее.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hyperroma
2009-07-27 06:29 am (UTC)
А золото на куполах - это мода нынче такая.
В женском Горенском монастыре в Эйн Кереме в Иерусалиме у прошлом годе тоже купола золотом покрыли. Проезжал там в прошлые выходные и грешным делом не узнал. Привык видеть их чёрными.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 10:11 am (UTC)
Да, и Мария Магдалина в Гефсимане тоже златокупольная... Но там это уместно, кичем вовсе не выглядит. Как говорится, все хорошо в меру, даже мода...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From: ex_ex_akos
2009-07-27 06:41 am (UTC)
ГламурЪ и ТруЪ-православие. Особенно окружающий пейзаж впечатляет
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 10:14 am (UTC)
Пейзаж-то чем плох? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: michletistka
2009-07-27 06:45 am (UTC)
Маленькая часовня, скорее всего баптистерий, или крестильня по русски, а кирпичные - службы. Храм же произвел весьма странное впечатление. Галлереи, кокошники - как-то оно все намешано, довольно бездумно, имхо. Я привыкла, с истории архитектуры, что за каждым храмом стоит какая-то концепция. Архитектура должна быть иллюстрацией догматики. А тут - все расплывается и в землю уходит...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 08:43 pm (UTC)
Похоже, часовня все-таки не является крестильней... А вообще я с вами согласен: проект фантастически неудачный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rus77_79
2009-07-27 07:02 am (UTC)
азиатчина с золотом, конечно, перебор. но вот храмов много не бывает. храм не просто место куда ходят 2 раза в год по праздникам, как у нас, а это центр религиозной общины, чего в городах у нас уже нет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 08:44 pm (UTC)
Религиозных общин, к счастью, уже практически нет. Поэтому я и не понимаю, к чем откат в Средневековье с многочисленным культовым строительством.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valaamov_osel
2009-07-27 07:14 am (UTC)
Абсолютно чудовищная вещь. Впечатление, что ребята, проектировавшие это чудо, никогда не видели ни одного классического труда по русской архитектуре. Храм таких пропорций может существовать только в мультфильме. Убогий лубочный кич.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-27 07:40 am (UTC)
Как и нынешнее госправославие.
Да и в целом религия, в XXI-м веке-то.

Но ладно бы кич был безобидным. Негативных последствий возрождения Духовности™ этой стране ещё предстоит нахлебаться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: severr
2009-07-27 07:31 am (UTC)
красота...
хотя, как будто не совсемправославные мотивы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 08:50 pm (UTC)
Сергей, вам и в самом деле это сооружение нравится? Наверное, глаз уже устал от католических северофранцузских соборов. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-27 07:33 am (UTC)
В прошлые годы это был просто лес. Кое-где на открытых местах аборигены сажали картошку.
По всему лесу зимой несколькими кругами шла лыжня — кто её прокладывал, я не знаю, но катались по ней и студенты близлежащих вузов и техникумов и энтузиасты-любители.

Весь этот лес является охраняемой зелёной зоной, что означает запрет на вырубку деревьев, разведение костров, распашку огородов и любое строительство.

Строительство, как мы видим, активно ведётся.

Вырубка тоже производится и не браконьерами-аборигенами, а в промышленных масштабах — недавно через лес пробили просеку шириной в пару-тройку десятков и длинной в сотни метров, а вдоль всей просеки видны следы каких-то земляных работ.

Единственно, чего в рамках эти запретов не стало, так это огородов. Росла картошка, теперь растёт бурьян. В бурьяне (а в своё время с тем же успехом и в картошке) можно заметить каких-то пестрых, но не ярких лесных птиц размером с мелкую курицу — куропатки, наверное, просто я в них не разбираюсь.

Ещё там аборигены устраивают пикники с кострами и шашлыками. Покуда там росла картошка, таких мест было меньше — на межах да по краю, а теперь располагайся, где хочешь, что аборигены и делают.

Такая вот природоохранная зона, государство на страже, гарант бдит…

(Предыдущая версия этого комментария удалена из-за чудовищного количества ошибок.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 08:53 pm (UTC)
Жуть, что творят с охраняемой зеленой зоной... :( И ведь там, как выяснилось, еще целый комплекс собираются отгрохать. И ведь после этого будут еще из себя святош изображать!..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: johanajollygirl
2009-07-27 07:47 am (UTC)
крест, наверное, поклонный. храм просто ужасный, честно признаться. терпеть не могу такое количество позолоты. у нас в Москве тоже понастроили такое количество храмов и часовен, что жуть берет. а третий храм католикам вернуть жадятся. позор.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 09:55 am (UTC)
У меня, откровенно говоря, первая ассоциация была даже не с мебелью, а с сантехникой. Видел я как-то в продаже "троны" с позолотой и ангелочками. Тогда еще удивлялся, что на такую безвкусицу находились покупатели. Однако оказалось, что все познается в сравнении, коль такому проекту дали жизнь...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2009-07-27 07:50 am (UTC)
В 70-е это место называлось "Дубовая Роща". Она была большая - от Политехнической до Салтыкова-Щедрина и полотна Транссиба (кажется, так называется улица, по которой идёт 17-й автобус - я немного подзабыл), и мы там пропадали в летние дни. В середине 80-х туда стал внедряться человек (несостоявшаяся мега-типография напротив ХИНХа, потом ИЭИ). Затем человек полез вглубь, к сожалению. Чему и есть памятником эта церковь.
Эти здания (часовенка и красный дом диакона) появились в самом начале 200-х, я их застал, мой дом был совсем недалеко. Я думал, что часовенкой ограничатся. Нет, я совсем не против строительства православных церквей, а однозначно за. Но в Дубовую Рощу лезть, наверное, не надо было.

Что касается проекта церкви и исполнения: он чудовищный. Возникло такое ощущение, что архитектор захотел выпендриться и освоить бюджет на проект "по-полной". Ужасный провинциально-столичный кич, который возможен только под "высочайшим" покровительством, какого-то большого местного начальника - если даже не Ишаева. Очень жаль, что ТАКОЕ появилось на краю Дубовой Рощи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 09:50 am (UTC)
Сергей, вы правы! Сейчас посмотрел в атлас, и в самом деле комплекс влепили посреди особо охраняемой природной территории Хабаровска - она называется Зеленая роща у Дальневосточного техникума геодезии и картографии. Из-за этого мне сей с позволения сказать храм стал вдвойне неприятен. :(
Спасибо за данные о Дубовой роще, завтра с утра дополню этот альбом фактической информацией.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: valaamov_osel
2009-07-27 08:17 am (UTC)
Я вспомнил откуда взят этот "кошмарный сон Грабаря". В мульте " Вовка в Тридевятом царстве" такой дворец у царя был.
http://mults.spb.ru/mults/?id=68
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 09:11 am (UTC)
Что-то общее наблюдается. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2009-07-27 08:54 am (UTC)
Архитектор Мамешин-младший
http://www.regnum.ru/news/1169901.html
У меня профессиональная нелюбовь к архитекторам. Поэтому комментировать не буду...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2009-07-27 08:56 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uefa18
2009-07-27 11:23 am (UTC)
Храм - это только начало. На этой территории планируется создание женского монастыря, с одноименным названием.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-27 12:41 pm (UTC)
Ага, самое место от мирской суеты удаляться — поближе к автодорожному и механическим техникумам (или как они там нынче называются), монтажный и топографический там тоже недалече, да и в Политене преимущественно «мужских» факультетов предостаточно. С тем же успехом женский монастырь можно было учредить прям в нархозовской общаге.

Кстати, любопытно, что из новостроек последних лет в том райне самые заметные это бензоколонка и церковь — они рядышком, лишь через овраг. Труба­™ и Духовность™.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-07-27 01:12 pm (UTC)
Про крест непонятный.
Мож, у попа была собака, он её любил?..
Холмик в цветах на это намекает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-07-27 09:18 pm (UTC)
Это символический крест на роще... :(
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>