?

Log in

No account? Create an account
Хабаровский край 1970-х годов - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровский край 1970-х годов [Aug. 3rd, 2009|05:05 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Продолжаю тему ретро-альбомов, расширяя ее охват на весь Хабаровский край. Как и в прошлый раз моим помощником станет книга «У высоких берегов Амура» Евгений Кассина, Юрия Муравина и Виктора Трепцова, увидевшая свет в Хабаровском книжном издательстве в 1977 году.


Рейсовый пассажирский теплоход «Ерофей Хабаров» из числа курсировавших между Хабаровском и Николаевском-на-Амуре, то есть ходивших до самых низовьев великой реки. Мне доводилось быть пассажиром однотипного судна – «Семен Дежнев», когда незадолго до развала Союза я плавал в гости к дальним родственникам в Сусанино – небольшую деревню в нижнем течении Амура, откуда всего несколько часов хода до Сахалинского залива Охотского моря. Теплоход был сравнительно неспешен: отходя от хабаровской пристани около обеда первого дня, лишь рано утром он подходил к Комсомольску-на-Амуре, а в Сусанино прибывал только к вечеру третьих суток. Вместе с тем само по себе такое речное путешествие было отличным отдыхом для тех, кто не никуда особенно не торопился.
Не знаю, как было до модернизации, проведенной в конце 1980-х годов, но после нее на борту имелись каюты первого, второго и третьего классов, а также общий салон (своего рода четвертый класс). В этом салоне, помню, стояли игровые автоматы; тогда под этим термином понимались отнюдь не «однорукие бандиты». Однако меня страшно обидело мошенническое поведение одного устройства, которое ни при каких обстоятельствах не давало выиграть обещанные в инструкции игрушечные машинки и прочие мелочи. То был агрегат на знание дорожных знаков, но в случае, если человек отвечал без ошибок, аппарат увеличивал паузы между вопросами так, чтобы ни за что нельзя было уложиться в необходимое время.
Каюты первого класса были двухместными, в них имелся умывальник, а вот душ, кажется, был один на несколько кают в отдельном помещении. В каютах второго класса размещались уже трое пассажиров (как в европейских поездах – полки одна над другой), а в третьем классе – и вовсе шесть. Питание было организовано, если ничего не путаю, в двух ресторанах и чем-то вроде буфета-магазинчика.
Для тех, кого не устраивала скорость теплохода, ходили суда на подводных крыльях. И хотя обратный путь от Сусанино до Хабаровска был проделан таким образом за сутки – с вечера одного дня до вечера другого, мне совершенно не понравилась ночевка в плавучей гостинице, кажется, в Софийске. На дебаркадере имелось несколько больших комнат, самая маленькая из которых была рассчитана где-то на десяток человек. К счастью, нам удалось занять одну такую комнату целиком вместе с плывшими тем же рейсом знакомыми… Ну и вообще плавание в тесном закрытом салоне «ракеты» никак не сравнить с путешествием на большом теплоходе с его несколькими просторными палубами и всей инфраструктурой на борту.


Одна из многочисленных деревень, раскинувшихся на берегах Амура. Уже в конце 1980-х из них начался отток населения, страшно представить, что творится там сейчас. И хотя у многих жителей было свое натуральное хозяйство, они очень зависели от завоза целого ряда продуктов. Скажем, там очень редко делали сметану, покупали магазинную. Но зато какое там было молоко! Нынешним сливкам до него, как говорится, как до луны на четвереньках!..


Ну и, конечно, рыба. В низовье Амура было много рыбоперерабатывающих заводов: оттуда часто возили в Хабаровск кету и красную икру. А взамен регулярно отправляли студентов на путину, это называлось практикой (ага, особенно для будущих инженеров актуально). Забавно, что есть икру не возбранялось хоть ложками. Но при этом строго следили, чтобы никто не проносил в цех хлеб. А без хлеба, как легко догадаться, много икры не съешь; по отзывам, уже к середине первого дня на этот деликатес смотреть никто не мог. К слову, традиция отправлять студентов на путину не исчезла и в середине 1990-х, я тоже туда в свое время чуть было не угодил…


Типичный дальневосточный пейзаж: одна из бесчисленных речек бассейна могучего Амура, поросшие лесами невысокие каменистые сопки – и зеленое море, насколько только хватает взгляда.


Одно из национальных сел: не то нанайцев, не то ульчей… Я про такие уже немного рассказывал. Проблема алкоголизма и в советскую эпоху стояла там не менее остро, чем сейчас…


Комсомольск-на-Амуре – и тогда, и сейчас второй по величине город Хабаровского края. Три с половиной десятка лет он был почти такой же, как и сегодня: широкие и просторные, но почти пустые проспекты. Только советские машины в основном сменили японские.


В перспективе, если ничего не путаю, виднеется дворец культуры Судостроительного завода. Как выглядит площадь перед ним сейчас, я тоже уже показывал.


У заводской проходной в конце рабочего дня. В Комсомольске сосредоточено множество оборонных предприятий, и в советские годы, как нетрудно догадаться, жизнь на них била ключом. Сейчас более или менее загружено работой разве что КНААПО, где производят боевые самолеты «Сухого» и где не так давно собрали первый SSJ-100.


Видимо, старшеклассница в одном из городских бассейнов.


Город-спутник Комсомольска – Амурск. Я там никогда не бывал, но сейчас, насколько мне рассказывали, это царство депрессии: кто могут, оттуда уезжают.


А раньше Амурск был мощным промышленным центром. Здесь можно видеть один из его заводов.


Когда-то жившее и работавшие там люди смотрели в будущее открыто и со спокойной уверенностью в завтрашнем дне. Боже упаси, я вовсе не являюсь горчим сторонником возврата к СССР, просто пытаюсь, хоть и через призму субъективизма, рассказать о том, что вижу, что чувствую или знаю. Не зря, кстати, в Южной Корее и Японии верхом мечты при трудоустройстве является так называемый пожизненный найм (практика между тем неуклонно сокращающаяся).


Очистные сооружения. Тут справедливости ради нужно отметить, что в советские годы проблема с очисткой сбросов в Амур так и не была решена. Сейчас острота ее снижена резким падением промышленного производства после развала Союза. Правда, вместе с бурным развитием экономики КНР возросла доля загрязнений Амура через Сунгари, но в последние годы китайцы вроде бы начали не только риторическую борьбу за экологию рек.


Биробиджан – столица Еврейской автономной области, одно время входившей в состав Хабаровского края. Несмотря на то, что до этого города от Хабаровска часа три езды на машине, я там никогда не бывал. Собственно, смотреть там особенно не на что.


Горы, вероятно, где-то на западной границе края. Во всяком случае я снимал очень похожие пейзажи с борта самолета, пролетающего именно там.


А это уже северные территории. До сих пор немало мест, где единственной связью с «Большой землей» служит авиация: ни автомобильных, ни железных дорог там нет. Стоимость же билетов оттуда в Хабаровск весьма велика, особенно по меркам доходов местного населения. Летают туда, правда, уже не Ми-4, как на этой старой фотографии, а Ан-28, Ан-32 и Ми-8, о чем я рассказывал в соответствующем альбоме.


Вероятно, рабочие лесозаготовки на перекуре. В упомянутой книге, безусловно, очень много явно постановочных снимков, однако сейчас, спустя столько лет, увлекательно разглядывать и их.


Вероятно, проводы зимы. Тут нельзя не заметить прогресс в стоматологии, совершенный за последние десятилетия. Помню, в советские годы я боялся посещать зубные кабинеты, как огня. А сейчас, бывало, я сам пугал стоматолога, когда засыпал в его кресле во время лечения, не шучу. :)


Возможно, зимовка какой-нибудь экспедиции, к примеру геологов.


Несомненно, поселок Солнечный, где в свое время работали мощные горно-обогатительные предприятия. Я в нем самом не бывал, но снимал поселок с высоты расположенной рядом горнолыжной трассы Холдоми.


Шахтеры. Довелось мне на рубеже 1980-х и 90-х побывать в крупном поселке Чегдомын, где большая часть мужского населения имела то или иное отношения к мощным угледобывающим шахтам. В этом тогда 30-тысячном поселке были на удивление неплохие дороги и немало личных автомобилей (заработки там были отличные). Правда, уже начались перебои с бензином, поэтому жители ездили на своих машинах преимущественно на разбросанные на окружающих сопках дачи. По рассказам родственников, когда в поселок не завозили пиво, некоторые шахтеры летали за ним в Хабаровск (около часа в пути на Як-40 или час двадцать минут на Ан-24): покупали авоську бутылок прямо в аэропорту – и тут же в обратный путь. В 1990 году авиабилет туда-обратно стоил менее 30 рублей, и шахтеры легко могли позволить себе такие пивные турне.


Откровенно говоря, никогда не понимал охоту, кроме случаев, когда она необходима для выживания. Тем не менее раньше регион производил таким образом немалые объемы пушнины.


Вертолет – хорошо, вездеход – хорошо, а олень, как известно, все равно лучше.


Ну а если серьезно, не вполне могу сообразить, в каких районах Хабаровского края было развито оленеводство, однако не верить в этом авторам книги особых причин не вижу.


Вероятно, еще одно национальное село, но уже не в Приамурье, а где-то севернее.


Урок в школе этого или подобного ему села. За похожими партами еще с отделениями для чернильниц и я успел посидеть в начальной школе.


Николаевск-на-Амуре – речной и морской порт, когда-то даже являвшийся столицей дальневосточных земель. Правда, сейчас это совсем небольшой и бедный город. И хотя из Хабаровска туда можно попасть и по Амуру, и на самолете и даже на машине, ни один из этих путей не является простым. Билет в одну сторону на «ракете» обходится в семь тысяч рублей, самолет еще дороже, а состояние автомобильной дороги таково, что после дождей она проходима разве что для джипов. Несколько лет назад знакомые перегоняли из Николаевска привезенную морем «японку», так практически целиком утопили ее в яме прямо посреди дороги. Если бы своими глазами не видел это на фотографии, счел бы преувеличением. Правда, в этом году другие знакомые ездили туда к своим родственникам на полноприводном микроавтобусе (для семьи из четырех человек речной путь, как нетрудно подсчитать, превращается и вовсе в золотой), вроде бы вернулись благополучно.


Порт Ванино на берегу Татарского пролива, как и сейчас, связывавший Хабаровский край с островом Сахалин.


Дома расположенного рядом порта Советская гавань. Между ними, кстати, несмотря на незначительное расстояние расположен третий порт – Заветы Ильича.


Морское побережье Хабаровского края.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: tepel_tapel
2009-08-03 06:29 am (UTC)
Между прочим, Биробиджан - довольно уютный город, по крайней мере, я таким его увидел в конце восьмидесятых. Было в нем что-то "домашнее". :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 06:35 am (UTC)
Казалось бы - ближайшие соседи, а все случая не было туда съездить. А без оказии смысла не вижу. :)
Кстати, один столичный глянец, купивший у меня несколько снимков Хабаровска, приобрел у какого-то фотографа-пройдохи снимки Биробиджана и на полном серьезе впихнул их в материал о дальневосточной столице.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: brother_737
2009-08-03 06:31 am (UTC)
спасибо за интереснейший рассказ!
жаль, что сейчас всё изменилось не лучшим образом :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 06:33 am (UTC)
Ну, смотря что. Хабаровск, пожалуй, все-таки хорошеет, а вот относительно краевой глубинке вы, вероятно, правы, увы...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedmed1969
2009-08-03 06:33 am (UTC)
...что-то одни девочки окружили учительницу :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 06:37 am (UTC)
Мальчики, наверное, все на рыбалке. :) Ну а если серьезно, и в само деле странно. Думаю, к тому времени уже давно не было отдельных школ для мальчиков и отдельных - для девочек. Тем более в маленькой деревне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _zayka_
2009-08-03 07:25 am (UTC)
Говорят, хотят закрыть порт Ванино... Не знаю слухи ли это или правда.но это ужасно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 08:33 am (UTC)
Не слышал, признаться. Но, думаю, сейчас мощности там в значительной степени простаивают, так что, возможно, консолидация в рамках одного порта будет логичной. Хотя людей, конечно, жалко.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2009-08-03 07:29 am (UTC)
Про Биробиджан - очень зря такой отзыв. Любопытный городок, с налётом идиша и еврейства, и Бира там довольно красива. Я там бывал, но в доцифровую эру, много не снимал. Впрочем, скоро туда поедет мой френд yapet, так что он пообещал поснимать всласть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 08:37 am (UTC)
Сергей, вы же знаете, что мне интереснее всего история, а с этих позиций в Биробиджане искать нечего. Хотя своя специфика у города безусловно имеется. При случае, конечно, погуляю там, поснимаю. Но только при случае...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alexusid
2009-08-03 08:31 am (UTC)

Ностальгично.

Спасибо за подборку.

Я в детстве достаточно долго прожил в Совгаванском районе, в пос. Майском.
В Хабаровске, Комсомольске, Ванино, Заветах и прочих Желдорбатах бывал наездами и проездами.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 09:08 am (UTC)

Re: Ностальгично.

А я вот, признаться, глубинку региона знаю сравнительно слабо... как-то так складывалась, что куда чаще бывал на западе страны, чем даже во Владивостоке, не говоря уже о Биробиджане, Совгавани, Амурске и т.д., где гостить вообще не приходилось...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-08-03 08:39 am (UTC)
Биробиждан, как уже отмечали выше, очень уютный городишко.
И посмотреть там есть на что, хоть достопримечательностей и не много. Например, здание филармонии (думаю, не будет преувеличением назвать его главной достопримечательностью) — позавиловал бы город и покрупнее Хабаровска.

Про фотографию, где зимовье. Если это зимовка, то не геологов или геодезистов — они зимой в поля не ходят. Если снимок сделан зимой, то этот бородатый мужик скорее всего охотовед или ещё какой-нибудь биолог. А если это геолог (геодезисту микроскоп в полях не нужен), то снимок сделан в тёплое время года.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 09:14 am (UTC)
Конечно, будет любопытно взглянуть на этот город, но специально я туда почти наверняка не поеду. В прошлом году чуть было не попал туда в командировку, но не сложилось.

Относительно бородатого мужика, конечно, могу и ошибаться, но антураж какой-то по-зимнему суровый. Да и другие снимки в книге вокруг там на зимнюю тематику.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-08-03 09:14 am (UTC)
Город-порт Николаевск-на-Амуре — основан в 1850 г.
На другом берегу Тихого океана почти на той же широте расположены его ровесники Портленд (Орегон) и Сиэтл (Вашингтон).
Как оно по-разному выглядит-то там и здесь…
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 09:19 am (UTC)
Тут, конечно, можно вспомнить, что Портленд и Сиэтл никогда дотла не сжигали, как это случилось в свое время с Николаевском. Однако даже эта поправка на фоне контраста выглядит не очень убедительно...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: amilkar1976
2009-08-03 09:26 am (UTC)
Красивая подборка, спасибо. ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 10:24 am (UTC)
И тебе спасибо за отзыв, Феликс. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yapet
2009-08-03 09:32 am (UTC)
Про Амурск я тоже слышал, что городу совсем кранты и все разбегаются.
А из Хабаровска в Николаевск через Комсомольск ходит не "Ракета" а "Метеор". Или ходила? В 2004 г. был "Метеор" и очень удобно - отплывал в 7 из Хабаровска, к 11 в Комсомольске. К утру след. дня в Николаевске.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 10:31 am (UTC)
Я по привычке называю "ракетой" любое судно на подводных крыльях. Но вообще странно, разве "метеор" ночью ходил? По крайней мере раньше они всегда на ночь останавливались у дебаркадера в Софийске, чтобы не налететь в темноте на корягу и т.п.
А Амурск, да, говорят, совсем загибается.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: jenches1984
2009-08-03 07:08 pm (UTC)
В настоящее время Чегдомын, насколько я понял по виду из окна машины и из окна вертолет, довольно крупный поселок городского типа. и,по-моему, там теперь уголь добывают лишь открытым способом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-03 08:35 pm (UTC)
Ну так Чегдомын и раньше был крупным ПГТ. Относительно существующего способа добычи угля комментировать не могу: давно там не бывал, а родственник, работавший там инженером, уже умер...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-08-04 03:00 am (UTC)

третий порт – Заветы Ильича

< Дома расположенного рядом порта Советская гавань. Между ними, кстати, несмотря на незначительное расстояние расположен третий порт – Заветы Ильича.

Насколько я помню, в тех краях существовал и существует сейчас только
1 полноценный порот - в бухте Ванино(а).
В него был разрешен заход иностранных судов. Через него осуществлялся основной грузопоток. Была соответствующая инфраструктура.
Залив Сов. Гавань (Хаджи, Императорская гавань), на побережье которого и
расположены пгт Заветы И, г.Совгавань, другие посёлки, был до 92 или 93 закрытой территорией. Вся инфраструктура была "заточена" под военных.
И назвать её портом нельзя даже с большой натяжкой. Массовую погрузку-разгрузку судов она бы не потянула.
В Заветах находилась база ВМФ, ремонтные и вспомогательные службы.
В Совгавани - 2 судоремонтных завода, обслуживающие в основном гражданские суда. Рядом с Совгаванью в пос. Лососина находилась база океанического флота (рыбаки). Я там не бывал. Возможно, базу тоже можно причислить к потру. Тогда их будет 2. Порт в Совгавани, как и многие проекты в тех краях, пока остаются на уровне разговоров-проектов. Жаль. Грустно наблюдать как медленно и долго умирают окраины России, имеющие огромный потенциал для развития. И это под самым носом у развивающихся соседей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-05 12:48 am (UTC)

Re: третий порт – Заветы Ильича

И Ванино, и Совгавань, и Заветы как-то принято называть портовыми без особой привязки к гражданским грузоперевозкам или обслуживанию военных... Правда, я там не бывал и в детали никогда не вникал.
А окраины и в самом деле умирают и постепенно отмирают. Боюсь, через некоторое время начнут отваливаться, тем более соседи и в самом деле деятельные и растут неимоверно быстро. Впрочем, о соседях я еще расскажу особо...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: polar_bee
2009-08-04 09:10 am (UTC)
Когда-то в Хабаровском книжном издательстве была издана книжка Анатолия Максимова "На Амуре". (Максимов - мамин односельчанин, родился в Новокуровке.) Сюжет - А. Максимов покупает в Хабаровске моторку и едет вниз, кажется, до Николаевска. Что видит по пути - описывает. Как корреспондент газеты, он попадает в Амурске на некую планерку, где как раз идет речь о, скажем мягко, воздействии строящегося Амурского ЦБК на окружающую среду. О том как директор строительства мучительно подыскивает убедительные слова о том, что комбинат будет чистым, и природу разрушать не будет.

Иногда мне хочется взять книгу, Максимова, того директора, выйти с ними вместе на берег Нижнего Амура и спросить: "Получилось так, как ты хотел, или иначе?"

В Биробиджане интересен центр, симпатичная река, красивая сопка с телевышкой. Хинган, опять же. А еще у меня там тетя живет... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-05 12:56 am (UTC)
Думаю, дело было все-таки не в личности директора ЦБК, он только исполнитель, хоть и высокого ранга. От руководителей промышленных предприятий часто требовали форсирования выпуска продукции, а на экологические проблемы смотрели сквозь пальцы. Даже если предприятия и штрафовались за сбросы, обычно это для них было экономически куда более выгодно, чем тратить ресурсы на строительство нормальных очистных сооружений. Сейчас, к слову, похожие ситуации тоже встречаются...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2009-08-05 07:22 am (UTC)
интересный альбом, спасибо
прор Ванино - в 30-е - 50-е гг. там пересылка вроде была, едва ли не крупнейшая в регионе.
про Биробиджан - там хоть один еврей остался?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-09 08:45 pm (UTC)
Даже не с 30-х, а со второй половины 40-х, после того как порт Находка был разрушен взрывом парохода "Дальстрой" с 7 тыс. тонн аммонала на борту. Собственно, сам порт Ванино появился только в 1943 году, да и железку туда только в войну закончили строить...
А национальный состав жителей Биробиджана мне комментировать сложно - несведущ в этом вопросе. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mongwu
2009-08-08 01:31 am (UTC)
Спасибо. Можно пожелание? Было бы очень интересно увидеть записи типа "раньше и теперь". Хотя, наверно, было бы грустно смотреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-08-09 08:46 pm (UTC)
То, что я мог сделать такой альбом по Хабаровску, - заслуга имеющегося у меня обширного фотобанка, с другими уголками региона, увы, я знаком куда хуже и материалов на этот счет у меня слишком уж мало...
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>