dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Хабаровский край 1970-х годов

Продолжаю тему ретро-альбомов, расширяя ее охват на весь Хабаровский край. Как и в прошлый раз моим помощником станет книга «У высоких берегов Амура» Евгений Кассина, Юрия Муравина и Виктора Трепцова, увидевшая свет в Хабаровском книжном издательстве в 1977 году.


Рейсовый пассажирский теплоход «Ерофей Хабаров» из числа курсировавших между Хабаровском и Николаевском-на-Амуре, то есть ходивших до самых низовьев великой реки. Мне доводилось быть пассажиром однотипного судна – «Семен Дежнев», когда незадолго до развала Союза я плавал в гости к дальним родственникам в Сусанино – небольшую деревню в нижнем течении Амура, откуда всего несколько часов хода до Сахалинского залива Охотского моря. Теплоход был сравнительно неспешен: отходя от хабаровской пристани около обеда первого дня, лишь рано утром он подходил к Комсомольску-на-Амуре, а в Сусанино прибывал только к вечеру третьих суток. Вместе с тем само по себе такое речное путешествие было отличным отдыхом для тех, кто не никуда особенно не торопился.
Не знаю, как было до модернизации, проведенной в конце 1980-х годов, но после нее на борту имелись каюты первого, второго и третьего классов, а также общий салон (своего рода четвертый класс). В этом салоне, помню, стояли игровые автоматы; тогда под этим термином понимались отнюдь не «однорукие бандиты». Однако меня страшно обидело мошенническое поведение одного устройства, которое ни при каких обстоятельствах не давало выиграть обещанные в инструкции игрушечные машинки и прочие мелочи. То был агрегат на знание дорожных знаков, но в случае, если человек отвечал без ошибок, аппарат увеличивал паузы между вопросами так, чтобы ни за что нельзя было уложиться в необходимое время.
Каюты первого класса были двухместными, в них имелся умывальник, а вот душ, кажется, был один на несколько кают в отдельном помещении. В каютах второго класса размещались уже трое пассажиров (как в европейских поездах – полки одна над другой), а в третьем классе – и вовсе шесть. Питание было организовано, если ничего не путаю, в двух ресторанах и чем-то вроде буфета-магазинчика.
Для тех, кого не устраивала скорость теплохода, ходили суда на подводных крыльях. И хотя обратный путь от Сусанино до Хабаровска был проделан таким образом за сутки – с вечера одного дня до вечера другого, мне совершенно не понравилась ночевка в плавучей гостинице, кажется, в Софийске. На дебаркадере имелось несколько больших комнат, самая маленькая из которых была рассчитана где-то на десяток человек. К счастью, нам удалось занять одну такую комнату целиком вместе с плывшими тем же рейсом знакомыми… Ну и вообще плавание в тесном закрытом салоне «ракеты» никак не сравнить с путешествием на большом теплоходе с его несколькими просторными палубами и всей инфраструктурой на борту.


Одна из многочисленных деревень, раскинувшихся на берегах Амура. Уже в конце 1980-х из них начался отток населения, страшно представить, что творится там сейчас. И хотя у многих жителей было свое натуральное хозяйство, они очень зависели от завоза целого ряда продуктов. Скажем, там очень редко делали сметану, покупали магазинную. Но зато какое там было молоко! Нынешним сливкам до него, как говорится, как до луны на четвереньках!..


Ну и, конечно, рыба. В низовье Амура было много рыбоперерабатывающих заводов: оттуда часто возили в Хабаровск кету и красную икру. А взамен регулярно отправляли студентов на путину, это называлось практикой (ага, особенно для будущих инженеров актуально). Забавно, что есть икру не возбранялось хоть ложками. Но при этом строго следили, чтобы никто не проносил в цех хлеб. А без хлеба, как легко догадаться, много икры не съешь; по отзывам, уже к середине первого дня на этот деликатес смотреть никто не мог. К слову, традиция отправлять студентов на путину не исчезла и в середине 1990-х, я тоже туда в свое время чуть было не угодил…


Типичный дальневосточный пейзаж: одна из бесчисленных речек бассейна могучего Амура, поросшие лесами невысокие каменистые сопки – и зеленое море, насколько только хватает взгляда.


Одно из национальных сел: не то нанайцев, не то ульчей… Я про такие уже немного рассказывал. Проблема алкоголизма и в советскую эпоху стояла там не менее остро, чем сейчас…


Комсомольск-на-Амуре – и тогда, и сейчас второй по величине город Хабаровского края. Три с половиной десятка лет он был почти такой же, как и сегодня: широкие и просторные, но почти пустые проспекты. Только советские машины в основном сменили японские.


В перспективе, если ничего не путаю, виднеется дворец культуры Судостроительного завода. Как выглядит площадь перед ним сейчас, я тоже уже показывал.


У заводской проходной в конце рабочего дня. В Комсомольске сосредоточено множество оборонных предприятий, и в советские годы, как нетрудно догадаться, жизнь на них била ключом. Сейчас более или менее загружено работой разве что КНААПО, где производят боевые самолеты «Сухого» и где не так давно собрали первый SSJ-100.


Видимо, старшеклассница в одном из городских бассейнов.


Город-спутник Комсомольска – Амурск. Я там никогда не бывал, но сейчас, насколько мне рассказывали, это царство депрессии: кто могут, оттуда уезжают.


А раньше Амурск был мощным промышленным центром. Здесь можно видеть один из его заводов.


Когда-то жившее и работавшие там люди смотрели в будущее открыто и со спокойной уверенностью в завтрашнем дне. Боже упаси, я вовсе не являюсь горчим сторонником возврата к СССР, просто пытаюсь, хоть и через призму субъективизма, рассказать о том, что вижу, что чувствую или знаю. Не зря, кстати, в Южной Корее и Японии верхом мечты при трудоустройстве является так называемый пожизненный найм (практика между тем неуклонно сокращающаяся).


Очистные сооружения. Тут справедливости ради нужно отметить, что в советские годы проблема с очисткой сбросов в Амур так и не была решена. Сейчас острота ее снижена резким падением промышленного производства после развала Союза. Правда, вместе с бурным развитием экономики КНР возросла доля загрязнений Амура через Сунгари, но в последние годы китайцы вроде бы начали не только риторическую борьбу за экологию рек.


Биробиджан – столица Еврейской автономной области, одно время входившей в состав Хабаровского края. Несмотря на то, что до этого города от Хабаровска часа три езды на машине, я там никогда не бывал. Собственно, смотреть там особенно не на что.


Горы, вероятно, где-то на западной границе края. Во всяком случае я снимал очень похожие пейзажи с борта самолета, пролетающего именно там.


А это уже северные территории. До сих пор немало мест, где единственной связью с «Большой землей» служит авиация: ни автомобильных, ни железных дорог там нет. Стоимость же билетов оттуда в Хабаровск весьма велика, особенно по меркам доходов местного населения. Летают туда, правда, уже не Ми-4, как на этой старой фотографии, а Ан-28, Ан-32 и Ми-8, о чем я рассказывал в соответствующем альбоме.


Вероятно, рабочие лесозаготовки на перекуре. В упомянутой книге, безусловно, очень много явно постановочных снимков, однако сейчас, спустя столько лет, увлекательно разглядывать и их.


Вероятно, проводы зимы. Тут нельзя не заметить прогресс в стоматологии, совершенный за последние десятилетия. Помню, в советские годы я боялся посещать зубные кабинеты, как огня. А сейчас, бывало, я сам пугал стоматолога, когда засыпал в его кресле во время лечения, не шучу. :)


Возможно, зимовка какой-нибудь экспедиции, к примеру геологов.


Несомненно, поселок Солнечный, где в свое время работали мощные горно-обогатительные предприятия. Я в нем самом не бывал, но снимал поселок с высоты расположенной рядом горнолыжной трассы Холдоми.


Шахтеры. Довелось мне на рубеже 1980-х и 90-х побывать в крупном поселке Чегдомын, где большая часть мужского населения имела то или иное отношения к мощным угледобывающим шахтам. В этом тогда 30-тысячном поселке были на удивление неплохие дороги и немало личных автомобилей (заработки там были отличные). Правда, уже начались перебои с бензином, поэтому жители ездили на своих машинах преимущественно на разбросанные на окружающих сопках дачи. По рассказам родственников, когда в поселок не завозили пиво, некоторые шахтеры летали за ним в Хабаровск (около часа в пути на Як-40 или час двадцать минут на Ан-24): покупали авоську бутылок прямо в аэропорту – и тут же в обратный путь. В 1990 году авиабилет туда-обратно стоил менее 30 рублей, и шахтеры легко могли позволить себе такие пивные турне.


Откровенно говоря, никогда не понимал охоту, кроме случаев, когда она необходима для выживания. Тем не менее раньше регион производил таким образом немалые объемы пушнины.


Вертолет – хорошо, вездеход – хорошо, а олень, как известно, все равно лучше.


Ну а если серьезно, не вполне могу сообразить, в каких районах Хабаровского края было развито оленеводство, однако не верить в этом авторам книги особых причин не вижу.


Вероятно, еще одно национальное село, но уже не в Приамурье, а где-то севернее.


Урок в школе этого или подобного ему села. За похожими партами еще с отделениями для чернильниц и я успел посидеть в начальной школе.


Николаевск-на-Амуре – речной и морской порт, когда-то даже являвшийся столицей дальневосточных земель. Правда, сейчас это совсем небольшой и бедный город. И хотя из Хабаровска туда можно попасть и по Амуру, и на самолете и даже на машине, ни один из этих путей не является простым. Билет в одну сторону на «ракете» обходится в семь тысяч рублей, самолет еще дороже, а состояние автомобильной дороги таково, что после дождей она проходима разве что для джипов. Несколько лет назад знакомые перегоняли из Николаевска привезенную морем «японку», так практически целиком утопили ее в яме прямо посреди дороги. Если бы своими глазами не видел это на фотографии, счел бы преувеличением. Правда, в этом году другие знакомые ездили туда к своим родственникам на полноприводном микроавтобусе (для семьи из четырех человек речной путь, как нетрудно подсчитать, превращается и вовсе в золотой), вроде бы вернулись благополучно.


Порт Ванино на берегу Татарского пролива, как и сейчас, связывавший Хабаровский край с островом Сахалин.


Дома расположенного рядом порта Советская гавань. Между ними, кстати, несмотря на незначительное расстояние расположен третий порт – Заветы Ильича.


Морское побережье Хабаровского края.
Tags: Дальний Восток, история
Subscribe
promo dkphoto сентябрь 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →