Раньше, говорят, административная граница была отлично заметна по состоянию дорожного покрытия: в Приморье трасса была разбита, а то время как в Хабаровском крае она красовалась ровным асфальтом. Наверное, так и было. Но теперь ситуация как минимум выровнялась. При этом дорожные работы на южных участках сейчас ведутся, на первый взгляд, значительно активнее. Возможно, причина тому – некая цикличность: сначала трассой занимались у нас, потом за нее взялись приморцы, затем опять придет очередь северного отрезка… По крайней мере хочется в это верить.
На приморском участке трассы я встретил три таких вот объезда, в то время как в Хабаровском крае только один (я его показывал в первой части альбома). Правда, это не самый характерный показатель, да и следует учесть, что приморский отрезок М60 более чем в два раза протяженнее.
Далее я не буду показывать участки грунтовки, разбитый до лунного ландшафта асфальт – все это есть, но смысла еще раз выкладывать подобные снимки не вижу. Кстати, о грунтовке. Всего от границы Приморья до Владивостока таких участка два, причем один весьма и весьма протяженный. Удивило, как там изо всех сил пытаются сохранять темп водители седанов и прочих невысоких машин. Да, джипы или здоровые грузовики на полной ям грунтовке чувствуют себя нормально, но только они. Не единожды после прохождения грунтовых участков мне приходилось наблюдать, как лихие водители машин с низким клиренсом с озабоченными лицами заглядывали под днища своих железных коней, подмигивающих проезжающим сигналами аварийки.
Вероятно, жители одного из небольших населенных пунктов северного Приморья. А вообще, насколько я читал, иногда попадаются и путешествующие автостопом. Но я лично таких туристов не встречал…
А эти товарищи не полагаются на случайности автостопа, взяв ситуацию в свои ноги. :)
Многие фотографии, конечно, с технической и тем более художественной точек зрения являют собой полнейший мрак, но я предпочел эстетике информативность (все-таки далеко не все мои читатели представляют, как живут дальневосточные деревни). Такого рода картины, когда на трухлявеньких деревянных домиках, как грибы, растут спутниковые антенны, встречаются на Дальнем Востоке очень часто.
Как мне рассказали, хабаровский мостоотряд работает на строительстве перехода через реку Сучан и в Козьмино.
На заднем плане справа виднеется въездная стела Лучегорска – самого северного крупного населенного пункта Приморского края.
Еще до того, как впереди становятся ясно различимы жилые кварталы, трасса проходит мимо масштабного комплекса Приморской ГРЭС.
Дорога тут идет по дамбе протяженностью более километра.
Лучегорск является крупнейшим на Дальнем Востоке населенным пунктом, не имеющим статуса города. Его население составляет немногим более 20 тыс. человек и в настоящее время сокращается, как, впрочем, практически везде в регионе. Основан этот поселок городского типа был в 1965 году.
К сожалению, я не смогу показать все значимые вехи трассы, так как фотографировал лишь с пассажирского сидения или при остановках. Таким образом, часть интересных дорожных пунктов осталась вне внимания объектива.
Хочу предостеречь относительно поста ДПС близ Лесного (район Лесозаводска). При движении от Хабаровска вслед за знаком ограничения скорости 60 км/ч стоит еще один – уже 40. Только стоит он, на мой взгляд, так, что можно подумать, будто он распространяет свое действие не на трассу, а на уходящую направо полосу. Во всяком случае, пав жертвой такого заблуждения, я следовал через перекресток на скорости 65 км/ч и был остановлен доблестным защитником отечественных дорог. Ну а превышение от 20 до 40 километров в час, как известно, чревато штрафом в 300 рублей…
Кстати, на том посту гаишники непринужденно сами предложат заплатить указанную сумму неофициально, без протокола. Расчет безошибочный: редко кто из автомобилистов захочет связываться с протоколом, оплатой штрафа в сберкассе, где сверх того еще возьмут сто рублей комиссии, а потом еще в базе данных ГИБДД произойдет какой-нибудь сбой, и будет маячить виртуальная задолженность (есть прецеденты).
Очень красивое место на трассе находится чуть не доезжая Горных ключей. Под поросшей лесом скалой раскинулось небольшое озеро. В середине августа это место легко опознать по обилию стоящих на обочине машин.
Причина тому – цветущие на поверхности озера лотосы.
Отдельные автотуристы, чтобы подобраться к цветам поближе, даже залезают в трясину у заболоченных берегов.
А этот снимок я сделал на обратном пути, когда лотосы уже в значительной степени отцвели. Здесь даже видны «коробочки», остающийся после того как облетают лепестки.
Этим куполом на вершине сопки можно любоваться и от участка дороги близ озера лотосов, и на этикетке минеральной воды «Монастырская». У подножья данной сопки и находятся поселок Горные Ключи и курорт Шмаковка, известный своими целебными, хотя и не слишком благоуханными источниками. По железной дороге туда удобнее всего попадать через станцию Ружино (по крайней мере я именно так поступил в 1998 году, эх, надо будет поискать фотографии).
Так или иначе, а для меня этот купол была важной вехой: позади осталось 430 километров – чуть меньше половины пути до Находки.
Вдоль дороги сначала попадаются отдельные торговцы, потом они выстраиваются в настоящие ряды под аккуратными зонтиками.
Приморская земля щедрее хабаровской, урожаи тут снимают более богатые, и вызревают они раньше. Торговцы вдоль трассы предлагают в основном арбузы, дыни и помидоры. В середине августа арбузы предлагали по цене от 10 до 20 рублей за килограмм, что очень дешево по меркам хабаровских супермаркетов (приморские арбузы в них тогда «стартовали» от 45 руб./кг).
Я не удержался, и на пути в Находку приобрел арбуз весом в четыре с половиной килограмма за восемьдесят рублей. Продавец-математик сначала требовал сотню (это при цене в 20 руб./кг!), но я уперся, к тому же учитывал почти неизбежное вранье весов. Впрочем, лучше бы я не торговался, а проехал мимо. Покупка на проверку оказалась хоть и красной внутри, но совершенно невкусной и насквозь нитратной – пришлось выкидывать. Зато в самой Находке я отведал замечательные очень вкусные арбузы. Вывод: покупать их на трассе не стоит, по крайней мере до конца августа.
Поворот в один из многочисленных колхозов. Интересно, кто там на самом деле сейчас обрабатывают землю: местные жители или же преимущественно китайцы, как и в Хабаровском крае?
Крупный цементный завод под Спасском-Дальним. Сам же город трасса обходит стороной. Позади уже 525 км.
Иногда дорожная техника вызывает на дорогах досадные заторы. Слава богу, что дорожники не кооперируются с гаишниками. В прошлом, как мне рассказывали, случалось, что на М60 нередко вдоль сплошной по единственной полосе в том или ином направлении еле-еле ползал полудохлый трактор, а чуть дальше прятались в засадах доблестные продавцы полосатых палочек и отоваривали всех, у кого сдавали нервы ехать в тучах пыли по жаре со скоростью старой больной черепахи.
Впрочем, раньше времена вообще были дикие и страшные: в 90-е годы поездки по этой трассе были сопряжены с немалым риском, особенно для перегонщиков японских машин. С тех пор преступность изрядно поприжали, а заодно прибили и перегонный бизнес. Нет, конечно, иногда встречаются обклеенные пленкой машины с транзитными номерами, но уже достаточно редко…
Если не ошибаюсь, деревня Дмитриевка. Она была известна на трассе качественным репчатым луком, который прямо у дороги продавали местные жители. Лук, как видно, предлагают по-прежнему, только вот уже не со своего огорода, как прежде, а перепродают китайский. Конечно, под видом своего.
Тут был сделан небольшой привал. Вообще удобно ездить на дальние расстояния, когда есть возможность меняться за рулем. Но даже в пассажирском кресле спина изрядно затекает, так что имеет смысл раз в несколько часов делать короткие остановки. Во время них можно выпить кофе из термоса, съесть захваченный из дома бутерброд (на трассе я питаться не рискую), подразмяться, прогулявшись с фотоаппаратом вокруг машины, а заодно и проверить давление в шинах.
К этому моменту было пройдено уже две трети пути.
Природа стала заметно более разнообразной и обильной, чем близ Хабаровска, уже понемногу ощущался юг, хотя до моря еще оставалось около двухсот километров.
Не приходится удивляться, что население Приморского края заметно превышает число жителей края Хабаровского. Как я уже говорил, земля тут более щедрая. В Приморье лучше развиты сельское хозяйство и легкая промышленность, в то время как Хабаровский край в значительной степени является вотчиной тяжелой промышленности.
Увы, весьма интересный промежуточный пункт поездки – Уссурийск – остался вне поля зрения моего объектива (кстати, на въезде меня опять тормознули гаишники, проверили документы, залезли под капот – и понуро отпустили). Объездную вокруг этого города строят давно, но воз и ныне там, так что федеральная проходит прямо через центр. Это весьма неприятно как в свете мешающего городского движения и постоянного 40-км ограничения скорости, так и малого числа указателей направления. Раньше, говорят, упомянутых указателей не было совсем, и многие автопутешественники в Уссурийске натуральным образом плутали. К счастью, сейчас ситуация чуть получше, хотя, на мой взгляд, информационные щиты можно было бы ставить и погуще. Впрочем, меня несколько выручил GPS-навигатор. Собственно, карта трассы на нем была установлена не слишком подробная, так как я собирался использовать не телефон, а карманный компьютер в связке с навигационным чипом, однако упомянутое в первой главе альбома отключение света поставило на моих планах жирный крест. Пришлось выкручиваться при помощи того, что имелось под рукой – лаконичной гарминовской карты и весьма неторопливого интегрированного в телефон навигатора.
Вот я уже объезжаю Раздольное по новенькой дороге. Если верить свежей бумажной карте, это и есть М60, а если доверять километровым столбам и навигатору – это совсем другая дорога. В любом случае мне она понравилась больше перспективы сквозной езды через поселок.
Трасса расширилась до двух полос в каждом направлении, поток транспорта стал заметно более интенсивным – чувствуется приближение густонаселенного по дальневосточным меркам южного Приморья.
До Владивостока остаются считанные десятки километров.
Грузовичок везет колесные пары для железнодорожного подвижного состава.
Все плотнее застройка, вдоль дороги непрерывно тянутся деревни и коттеджные поселки. Домики в последних почти наверняка в немалой степени принадлежат жителям приморской столицы.
У обочины теперь продают уже в основном не арбузы, а молоко.
Вот я уже на трассе А188 (Угловое–Находка). Владивосток на этот раз я не увидел, ни ничего страшного, через пару недель мне все равно светит командировка туда. Ну а тогда передо мной до конечной цели поездки еще простиралось без малого полторы сотни километров, включая серпантины по прибрежным сопкам.
Рассказ об А188, как водится, я продолжу в третьей главе своих путевых зарисовок.
Journal information