?

Log in

No account? Create an account
«Старый» Фуюань - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

«Старый» Фуюань [Jul. 19th, 2009|03:00 pm]
dkphoto
[Tags|]

Слово «старый» в названии второй главы рассказа о Фуюане в кавычки я взял неслучайно. Фуюань – самый близкий к Хабаровску город Китая – отнюдь не может похвастаться древностью. Я могу лишь точно сказать, что он уже существовал в 1945 году, упомянутый в сводках военных действий против Японии заключительного этапа Второй мировой войны. В любом случае памятников старины в Фуюане нет и в помине, как нет и собственно исторического центра. Однако старый город там все-таки имеется, хотя и в несколько непривычной ипостаси.


Под этим термином в Фуюане можно понимать кварталы застройки второй половины XX века – те самые неказистые фанзы с крошечными огороженными кривыми заборами участками земли, которые можно считать символом Китая до начала экономических реформ Дэн Сяопина.


Впрочем, подобные дома составляли основу жилого фонда Фуюаня и после начала бурных преобразований в Поднебесной. Основной, но не единственной причиной роста этого города является близость его к Хабаровску и наличие с последним регулярного речного сообщения, обусловившие превращение Фуюаня в большой (преимущественно вещевой) рынок, обслуживающий главным образом челноков и жителей дальневосточной столицы. Однако о торговой составляющей описываемого города я впоследствии расскажу особо, здесь же упор на ней делать не стану.


Да-да, еще не так давно канализация в Фуюане была прерогативой главным образом немногочисленных административных зданий. Сейчас же ситуация иная, неблагоустроенными остаются лишь быстро исчезающие фанзы. Так и это шаткое деревянное сооружение стоит на участке с уже покинутым и предназначенным под снос домиком.


Типичная улочка старого уходящего в небытие города, переходящего в современную застройку. Узкая дорожка, покрытая пылью вперемежку с золой, спустя пару сотен метров вливается в просторную асфальтовую ленту. Покосившиеся деревянные столбы, кажется, висят только на старых проводах, а выше гордо поднимают головы светлые и стройные железобетонные опоры. Кривые заборы расступаются, уступая место открытым дворикам, ну а упомянутые уродливые фанзы – нарядным многоэтажкам.


Однако современной застройке Фуюаня я отведу преимущественно третью главу своего рассказа об этом городе. Здесь же, продолжая тему старых по местным меркам зданий, хочу показать сооружения начала эпохи реформ. К примеру, это в прошлом явно административное здание на главной улице я бы отнес ко второй половине 1980-х годов.


Вполне вероятно, что там могли находиться местные партийные органы исполнительной власти. Сейчас же, однако, здание покинуто, даже входы в него заложены кирпичом. Удивляет то, что целы практически все оконные стекла…


Еще одно подобное здание, «законсервированное» точно таким же образом. Уверен, стоять подобным строениям осталось недолго, все-таки наверняка это очень лакомые участки земли. Вероятно, уже составлены планы того, что вырастет тут в ближайшем будущем.


А эти здания я бы отнес к последним годам XX века. Их уже с равным успехом могут занимать как госорганы, так и коммерческие компании. Проекты, конечно, скучноваты, но вовсе не унылы.


Еще один образчик китайской провинциальной архитектуры 1990-х годов. Экономный функционализм тут еще превалирует над азиатской страстью к украшательству.


А вот промышленное здание, цифры на стене которого дают возможность безошибочно датировать постройку 1984 годом. Вот уж подлинное воплощение депрессивности в архитектуре!


Показанное тут строение вызывает у меня сходные ощущения, хотя оно несколько моложе и, скорее всего, изначально использовалось как конторское.


Затрудняюсь определить с полной уверенностью, но, возможно, данное здание могли использовать в качестве жилого. Во всяком случае оно похоже на частично обитаемое. Расположен этот дом в окружении старых фанз. Перед ним на тротуаре можно видеть чрезвычайно пахучий мусорный контейнер, наполняемый жителями прилегающих домиков. Мусор, несомненно, регулярно вывозится, во всяком случае вокруг даже переполненных контейнеров его обычно немного, но так или иначе, а проходить мимо в достаточной степени неприятно.


Буквально на расстоянии нескольких сотен метров проходит вполне цивилизованная улица. Парадные фасады всех зданий тут приведены в порядок, даже если боковые выглядят не лучше, чем стены старых строений в неасфальтированных переулках. Здесь мое внимание привлекло именно такое здание: неплохо выглядящее со стороны улицы, но предстающее жутковатым при взгляде сбоку. Надпись под его крышей сообщает на двух языках: «Дунван – китайско-русский торговый рынок».


Однако у этого ангароподобного крытого рынка дела, видимо, не задались. И хотя стеклянная дверь даже ручки имеет под позолоту, замком служит кусок проволоки.


Окна же изнутри частью замурованы, частью – завалены кирпичом. Что стало причиной упадка рынка, предположить затрудняюсь.


Так или иначе, а на соседней улице я встретил необычайно похожее здание, пусть внешне в еще более запущенном состоянии, но по крайней мере обитаемое.
Вообще я в Фуюане лишний раз убедился в том, что китайцы – хорошие инженеры, неплохие строители, но скверные эксплуатационники. Им зачастую проще снести даже большой дом через десяток лет после его возведения, чем постоянно поддерживать его в надлежащем состоянии. В больших городах, кстати, такое явление, как мне кажется, еще заметнее.


Несмотря на кажущийся хаос, это вовсе не свалка, пусть и дворик с куском переулка завален именно мусором. Просто в Китае сбор, сортировка и сдача на вторичную переработку бытового мусора – это настоящий бизнес, занимаются им обычно целыми семьями, причем дает он неплохой по местным меркам доход. Здесь я запечатлел пункт, когда свозят собранный из урн и в переулках мусор для предварительной сортировки. Возможно, в низеньких зданиях на заднем плане занимаются переработкой, подозреваю, что в первую очередь макулатуры. Уверен, скоро подобные картины исчезнут из центра Фуюаня, сместившись на окраины или вовсе за городские пределы. Показанный же дворик уже полностью окружен вполне культурными улицами, застроенными сплошь новыми домами.


Подобные обширные участки с фанзами и кривыми переулочками сохранились большей частью даже не сами по себе, а внутри крупных кварталов, и наружу они робко выглядывают в разрывы между современными зданиями и через въездные арки.


Изнанка крупного квартала в центре города. В скорлупе-обрамлении новостроек пока еще стоят старые халупы.


Тут на большой площади они даже образуют свои кварталы с небольшими переулочками и тупичками.


За крышами фанз виднеется задний фасад жилого дома. Нижние его этажи, впрочем, отданы магазинам. Очень интересно организованы подъезды для жильцов. Обитатели квартир сначала поднимаются со двора по открытой четырехпролетной лестнице и только потом на уровне третьего этажа попадают на внешнюю галерею вдоль здания, на которую выходят двери подъездов. За последними уже скрываются привычные подъезды с внутренними лестницами. Едва ли такая система удобна для жильцов, но зато она существенно экономит площадь двух нижних торговых этажей.
Еще можно отметить наличие неких конструкций на крыше, похожих на солнечные батареи. Если бы они были выкрашены в черный цвет, а не серебристый, я бы предположил, что это использующие солнечный свет водонагреватели. Так или иначе, а централизованного горячего водоснабжения в китайских городах нет (по крайней мере я о нем не слышал), так что самые экономные китайцы моются холодной водой и ходят в баню, а прочие используют бойлеры и проточные нагреватели.


Наглядный и распространенный пример того, как для нужд строительства сносятся фанзы внутри уже существующей новой застройки. Так уходит в лету нищий Китай прошлого.


Подозреваю, что на растяжках у въезда на стройплощадки красуются какие-нибудь лозунги.


В Харбине я неоднократно наблюдал, как строительные работы велись в круглосуточном режиме, не прекращаясь даже ночью. В Фуюане масштабы, конечно, иные, но перерыв в работе делается только ночами и на вторую половину воскресного дня. Этот снимок был сделан мною около четырех часов утра по местному времени, но на стройплощадке уже началось шевеление – появились первые рабочие, вероятно, готовящие машины для очередной смены.


Для строительных работ вовсю привлекаются даже трехколесные грузовики. Впрочем, своей тяжелой техники у китайцев хватает: как произведенной в Поднебесной на заводах известных мировых брендов, так и выпускаемой под собственными марками, к примеру Foton. И если раньше на дорогах Китая часто можно было встретить тяжелые грузовики да и прочие автомобили советской конструкции, теперь картина изменилась до обратной: в России становится все больше китайской техники.


Впрочем, на небольших объектах местные рабочие вполне обходятся и без особой механизации.


Мне неоднократно доводилось читать, будто китайцы – невероятные любители заборов. Мол, дай им волю – все застроили бы оградами, даже на пустом месте, где и обносить-то ими нечего. Конечно, это преувеличение, да и в новых кварталах заборы встречаются редко. Однако зачем был построен этот вполне симпатичный (особенно издалека) заборчик – осталось для меня тайной. Сложили его явно недавно – кирпич даже потемнеть не успел, однако металлическое крепление для нижней петли калитки уже обломалось.


Предположу, что данный жилой дом был построен около десяти лет назад. Во всяком случае он уже не выглядит стилистически скучным, но еще не успел обрасти рюшечками популярного ныне в Фуюане достаточно безвкусного украшательства.


Фонари уличного освещения почти везде, где они есть, красуются новые. Видимо, раньше их за границами главной улицы практически не было. Однако такие вот конструкции мне нравятся куда больше, чем чудовищно вычурные развесистые люстры, устанавливаемые на упомянутой главной улице как раз в дни моего пребывания в городе (на них можно полюбоваться в первой главе альбома, посвященной Фуюане туристическому, или же издалека на последнем снимке этого альбома).


А вот от подвесной уличной установки понижающих трансформаторов не отказались даже на волне масштабных градостроительных планов. Впрочем, подобные картины встречаются в той же Японии. Другой вопрос, что при взрыве (что случается, хотя и редко) такого устройства прохожим очень не поздоровиться, ведь горящее масло разлетится прямо по улице в приличном радиусе…


Не возбраняется парковка тракторов прямо на тротуарной плитке. Под колеса заботливо подложены кирпичи.


А этот побитый жизнью труженик ожидает своего хозяина у края проезжей части. Я так понимаю, для машины это ночная стоянка. Вообще же доля разного рода спецтехники на улицах Фуюаня в общем (достаточно небольшом) потоке весьма велика.


Улица застройки 1980-х годов ранним воскресным утром (это если по пекинскому времени, по Хабаровску было уже около половины десятого). Вершина сопки затянута туманной дымкой.


Та же улочка, взгляд направлен вниз, к Амуру. На горизонте виднеется российский берег.


Насколько мне рассказывали, еще не так давно особой промышленности в Фуюане не было, имелся разве что консервный завод, где перерабатывали дары окрестных полей. Сейчас же строительный бум изрядно изменил ситуацию.


На плакате можно видеть, каким будет завод после окончания его реконструкции и расширения.


А тут показано, как будет выглядеть новый квартал после сноса фанз и строительства многоквартирных жилых домов. И я верю таким плакатам, скоро прежний Фуюань исчезнет навсегда.


Так, поглощая старые бедные домишки, вырастает новый Фуюань, как и весь новый Китай.
Вчера впервые услышал, как Амурскую протоку хабаровский диктор в телевизионном новостном выпуске назвал Фуюаньской. А чего еще оставалось ждать, после того как в 2004 году тогдашний наш президент отдал КНР Тарабаров остров и западную часть Большого Уссурийского? Далее, китайская сторона продолжает при полном бездействии российской проводить работы по смещению русла Амура, что в скором будущем даст новые аргументы для очередного переноса границы еще ближе к Хабаровску – столице Дальнего Востока. Но и это еще цветочки. Китайцы уже приступили к строительству у самой границы порта, который будет обслуживать суда класса река-море. А где у Китая имеется выход по Амуру к морским водам? Конечно, только через российскую территорию. Пока разрешения на проход судов из Китая в Охотское море нет, но опыт подсказывает, что в декабре этого года на очередной встрече руководства двух стран по территориальному вопросу китайцы в который раз получат все, что они хотят. Что же, КНР уже может позволить себе выступать с позиций сильного партнера в то время как далекому федеральному центру Дальний Восток, похоже, не особенно-то и нужен…
Впрочем, о новом Фуюане речь пойдет уже в следующей главе.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tvguide_khv
2009-08-27 04:26 am (UTC)
Да про отечественный на стройке никто и не говорит. Сравнение было, скорее всего, с новой/бу японской или европейской техникой.
(Reply) (Parent) (Thread)