Существует две версии происхождения острова. Первая, весьма правдоподобная, гласит, что в начале VIII века в результате мощного шторма в этой части Ла-Манша поменялась береговая линия. Часть прибрежных лугов и лесов была затоплена и впоследствии занесена песками, а два отдельно стоящих скалистых холма превратились в острова. Более крупный из них, Монт Томб (что в переводе с французского означает «Могильный холм»), и носит ныне имя Мон Сен-Мишель. Тот же, что поменьше, называется Томбелен («Маленькая могила»).
По второй версии обе скалы занесли в море гиганты – родители Гаргантюа. Грангузье, его отец, как и положено мужчине, нес более тяжелый «камень» – Монт Томб, а Гаргамелле, мать Гаргантюа, несла Томбелен. Однако гиганты устали и уронили камни недалеко от берега. Гаргантюа потом тоже принял участие в создании рельефа, породив реку Куэнон. Как, если верить легенде, он это сделал, рассказывать не буду. :) Что касается истинности версий происхождения острова, то пусть каждый выбирает сам себе по вкусу.
Аббатство на острове было основано в 708 году епископом Обером, являвшимся одновременно губернатором расположенного поблизости города Авранш. Согласно преданию, однажды ночью Оберу привиделся святой Мишель (Михаил). Архангел приказал епископу посвятить ему тогда уже почти полностью окруженную морем скалу. Обер не исполнил это повеление, опасаясь стать жертвой собственного воображения. Видение повторились, но с тем же результатом. Тогда архангел не стерпел непослушания и вонзил свой перст в череп Обера. Чтобы окончательно убедить епископа и других христиан, он сотворил в округе множество чудес (прозрение слепых, перемещение мешавших строительству камней и т.п.).
К слову, легенда легендой, но в черепе, принадлежащем Оберу, исследователи действительно обнаружили отверстие, которое могло быть вызвано, например, ранением или же трепанацией при операции на мозге.
Так или иначе, но аббатство стало очень популярным пунктом для паломничества преимущественно среди небогатых жителей Франции и близлежащих стран. В Средние века паломничество по сути было религиозной обязанностью каждого верующего. Самые богатые или самые смелые шли в Святую Землю, в Рим или в Сантьяго-де-Компостела (сейчас это территория Испании). Впрочем, даже именитые паломники, в том числе и королевских кровей, не пренебрегали Мон Сен-Мишелем.
Климат здесь неприветливый. Главными врагами монахов аббатства всегда были холод и сырость: остров и летом часто опутан промозглой дымкой. Даже сейчас, в эпоху водяного отопления и электричества, многие священнослужители предпочитают жить на континенте в принадлежащих аббатству домах в близлежащих городках. В Средние века этот суровый климат был тем более опасен.
Паломникам же угрожали бурные воды моря и зыбучие пески. До XIX века дамбы, по которой идет дорога на остров, не было и в помине. До аббатства добирались или на лодках во время прилива, или вброд во время отлива. Дно в этих местах очень пологое, а максимальный перепад уровней моря достигает одиннадцати метров. В итоге во время сильных приливов вода наступает со скоростью автомобиля! Застигнутые врасплох паломники нередко гибли в волнах. Впрочем, прогулки по обнажившемуся дну даже во время отлива – занятие небезопасное: гибелью неосторожным путникам угрожают упомянутые выше зыбучие пески.
В общих чертах тот вид, который можно наблюдать сейчас, остров принял уже в XV-XVI веках, хотя и по сей день сохранились значительно более древние сооружения. Например, венчающий вершину острова собор был возведен еще в XIII веке, а глубоко под ним в скалу врезаны так называемые подземные часовни гораздо более раннего периода.
Наклонный желоб на переднем плане – это часть подъемника, доставлявшего в монастырь тяжелые грузы, которые было бы безумием носить по крутым и высоким лестницам.
Через девять лет Мон Сен-Мишель опять оказался на краю гибели. В 1433 году в городе вспыхнул сильный пожар, повредивший среди прочего даже часть стен. Воспользовавшись этим, англичане подступили к крепости и при помощи артиллерийского огня смогли пробить брешь. Но гарнизон буквально чудом выдержал приступ и вскоре сам контратаковал, нанеся неприятелю сокрушительное поражение. По свидетельствам документов той эпохи, тела английских рыцарей и солдат буквально устлали собой дно залива (впрочем, слова эти принадлежат французскому хронисту, так что весьма вероятны гиперболы). Защитники захватили две бомбарды и установили их у входа в город как предостережение всякому агрессору. Эти бомбарды до сих пор стоят немыми стражами ворот Мон Сен-Мишеля.
Над улицей виден очень оригинальный дом, из-за характерных шпилей крыши называемый домом Артишоков. И стены, и кровля набраны из небольших буковых пластинок.
На снимке видно, что на улицах туристического городка очень многолюдно. И это невзирая на довольно ранний час! Ближе к полудню стали образовываться настоящие людские пробки.
Тогда гугеноты предприняли две попытки обманом завладеть Мон Сен-Мишелем, в те годы представлявшим собой почти неприступную крепость и потому являвшимся стратегически важным пунктом. Вторая попытка была наиболее близка к успеху. Дворяне из печально известного семейства Монтгомери, переодетые в женщин и рыбаков, напали на стражу городских ворот и впустили в город отряд гугенотов. Однако аббатство вовремя получило сигнал тревоги и закрыло свои ворота. Военный управитель, находившийся в момент нападения в городе, смог вернуться в аббатство, с помощью веревок взобравшись по стене. Справившись с замешательством, защитники Мон Сен-Мишеля контратаковали. Зажатые между ними и подошедшей к городу снаружи католической армией гугеноты были разбиты. Тех из них, кто уцелел, заключили в крепости на острове Томбелен, выполнявшем тогда роль королевской тюрьмы.
Сейчас сложно ощутить былую торжественную красоту готической парадной залы. К сожалению, время и социальные потрясения не пощадили и Мон Сен-Мишель: утрачены нарядный плиточный пол, картины, витражи, гобелены, когда-то украшавшие Гостевой зал.
В Средние века библиотека аббатства было одной из самых знаменитых во Франции, Мон Сен-Мишель даже называли городом книг.
Подобные подъемники использовали для доставки в монастырь тяжелых грузов – припасов и, в первую очередь, строительных материалов. Гранитные глыбы, вырезаемые в скальной породе островов Шозе, пользуясь приливами, доставляли на Мон Сен-Мишель кораблями. Наверх камень доставляли громоздкими механическими подъемниками. Приводили их в движение люди, вышагивая внутри гигантских колес.
Когда во второй половине XVIII века постепенно приходящее в упадок и теряющее свой авторитет аббатство превратилось в королевскую тюрьму, как ее тогда называли морскую Бастилию, в подобных подъемниках стали широко использовать труд заключенных.
Кстати, до явления епископу Оберу архангел Михаил привиделся (так сказать, официально) людям лишь в двух местах – в Риме возле замка, сохранившего имя Сан-Анджело (он же замок Святого Ангела), и на Монте Гаргано, скалистом полуострове в Адриатическом море. Третьим местом явления архангела стал Мон Сен-Мишель.
Вообще посвящение аббатства святому Михаилу неслучайно. В раннем Средневековье преклонение перед ним распространялось с востока христианского мира до Галлии. Архангел Михаил был весьма популярен как среди дворянства, так и у простого люда.
Небесные создания ассоциировались с Христом. Среди них были ангелы и архангелы: Михаил (Мишель), Рафаэль и Габриэль. Согласно библейским текстам, когда Сатана, падший ангел, захотел сравниться с богом, другой ангел встал на его пути и закричал: «Кто как бог!», что звучит как «Ми-ка-эль» (Михаил, или на французский манер Мишель). Этому божественному созданию бог и доверил свою армию. Таким образом, святой Михаил – архангел-воин, князь небесной армии.
Journal information