dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Category:

Обретение Находки

Свой рассказ о городе-порте Находка я хочу начать с исторического экскурса. В основу альбома лягут экспозиции местного краеведческого музея, книга «Находка: сто из лучших», а также набор открыток «Старая Находка». Наглядности ради я приведу также виды города в разные годы иногда в сопровождении фотографий, сделанных мною в близких ракурсах уже в наши дни.


Собственно, словосочетание «краеведческий музей» я использовал абзацем выше скорее для красного словца. Официально это зал истории города в музейно-выставочном центре «Находка». Популярностью он, похоже, не пользуется. Когда я зашел в холл, касса пустовала. Пришлось коротать время, разглядывая выставленные там же на продажу книги о городе и регионе. К слову, самое интересное, что я там обнаружил, это упомянутый выше набор открыток, который стоил совсем недорого. А вот литература меня совершенно разочаровала: дороговато да ничего стоящего.
Наконец, минут через пять в холл стала спускаться некая дама, удивленно ойкнувшая при виде посетителя. Он попросила подождать еще чуть-чуть и бросилась звать кассира, которая даже не сразу поняла, о чем идет речь. Смущенно извинившись, она выдала мне билет и разрешение на фотосъемку, которые обошлись в какую-то символическую сумму.
Не буду выкладывать тут снимки первых экспозиций, так как к истории Находки они не имеют ровным счетом никакого отношения: несколько скучноватых шкафов с минералами и поделочными камнями, а также весьма недурственная выставка местного фотохудожника.


Чтобы попасть в зал собственно музея, пришлось обращаться за помощью к тетушке-служительнице, которая и проводила меня на третий этаж, заодно включив свет в погруженном в полумрак помещении – похоже, в тот день, несмотря на уже почти обеденное время, я был первым посетителем.
Зал истории города представляет собою короткую анфиладу из нескольких комнат, экспозиции которых последовательно рассказывают о Находке с доисторических времен до наших дней. Стенды, откровенно говоря, бедноваты, хотя и видны усилия музейных работников придать им лучший вид. Однако слишком уж мало там действительно интересных экспонатов, поэтому я буду заострять внимание лишь на наиболее мне любопытных или по крайней мере на важных исторических вехах.


Первым в полном соответствии с хронологией идет стенд, посвященный палеолиту и неолиту. Согласно тексту, самые ранние следы деятельности человека в Сучанской долине относятся к сороковому тысячелетию до нашей эры. Палеолитическим периодом датируются немногочисленные каменные орудия и кости. Неолит оставил уже заметно больше свидетельств: более совершенные изделия из камня, остатки керамики и даже тканей.


Бронзовый век я пропускаю и перехожу срезу к наиболее известным и сильным средневековым государствам, существовавшим на территории Приморского края – Бохай (Пархэ) и империи Цзинь. Собственно, Бохай, существовавшее в 698–926 годах, включало в себя также территорию Маньчжурии и север Корейского полуострова. Процветание этого государства показательно уже хотя бы сравнительно высоким уровнем нематериальной культуры – были там не только земледельцы, ремесленники, торговцы и солдаты, но также ученые и поэты. Тем не менее в X столетии Бохай пало под натиском племен киданей.
Государство чжурчженей – Золотая империя Цзинь – также не могло похвастаться долгим процветанием. Созданное в 1115 году на руинах ослабевшей империи киданей и изначально опиравшееся на сильную армию, оно тем не менее было быстро сметено монголами (при поддержке китайцев) в 1234 году.
К слову, наиболее удаленный к северу военный пост чжурчженей находился в районе современного Софийска, то есть уже на нижнем Амуре.
Как видно по представленным экспонатам, названные средневековые государства имели неплохой уровень развития технологий обработки металлов, особенно это относится к чжурчженям.


Здесь рассказывается о русском исследовании Дальнего Востока: от экспедиций землепроходцев XVII столетия и собственно до открытия залива Америка, в котором и находится бухта Находка, 18 июня 1859 года. Тогда сразу было отмечено, что бухта представляет собою удобную естественную гавань, имеющую источники пресной воды и лес для рубки дров. Тем не менее фактически бухта Находка была занята только в 1864 году, когда в ее глубине был основан крошечный пост из одного унтер-офицера и четырех рядовых.


Первое же письменное упоминание о населенном пункте относится к 1865 году. В упоминании подчеркивалось, что деревня образована поселившимися здесь каторжанами.
Достаточно быстро на берегах бухты стали появляться новые деревни и пристани. Конечно, в большинстве своем они были основаны переселенцами из западных земель империи, среди которых фигурировали даже финны. Тем не менее за веху появления будущего города Находка принимают 1907 году, когда на берегу реки Каменки появилась деревня Американка. Городом же Находка стала только в 1950 году.


Гидрографы ведут исследования в бухте Находка в рамках экспедиции губернатора Приморской области П.Ф. Унтерберга, 1893 год.


Плакат времен Гражданской войны на Дальнем Востоке. Города здесь неоднократно переходили из рук в руки, и борьба велась весьма ожесточенно, несмотря на небольшую численность населения, увы, изрядно сократившуюся к 1924 году.


Не то плакат, нарисованный на железном листе, не то табличка. Пробитая пулями надпись гласит: «Союзники России. Великобританский отряд». Не буду тут заострять внимание на теме интервенции на Дальнем Востоке, так как уже обещал подробно осветить ее в целой серии своих альбомов, иллюстрированных имеющимися у меня фотографиями 1919–1920 годов.
Хочу, правда, вспомнить эпизод весны 1919 года, когда в Сучанской долине действовали белогвардейские отряды Волкова и Смирнова, которым оказывали серьезное сопротивление партизаны. Очень по-разному оценивали эти события современники, находившиеся по разные стороны баррикады. Вот что написано в книге М. Губельмана «Борьба за советский Дальний Восток»: «В апреле 1919 года партизаны отряда Глазкова окружили в селе Владимиро-Александровском карательный отряд генерала Смирнова, высаженный в помощь генералу десант был встречен огнем партизан. Потеряв несколько человек убитыми, отряд белогвардейцев вернулся во Владивосток».
А вот из воспоминаний капитана первого ранга Михаил Александровича Китицина («Колыбель флота») следует, что хоть первый десант и в самом деле был неуспешен, предпринятая вскоре вторая попытка деблокирования окруженного отряда, подготовленная куда лучше, увенчалась полной победой белогвардейцев. Впрочем, этот эпизод я привожу не из-за недосказанности «красной» версии сражения, а из-за того, что заметную роль во втором этапе операции сыграла помощь белогвардейцам со стороны британского флота, обстрелявшего берег бухты корабельной артиллерией. Что же касается пропагандистской недосказанности, то важнее всего, конечно, общий итог войны, а не результаты частных операций.


Бухта Находка, деревня Американка. На заднем плане виден остров Новицкого (ныне полуостров Створный). Фотография эта была сделана Н.А. Баландиным, в 1930-х годах возглавлявшим исследования в заливе Америка. Целью экспедиции было определение места для морского порта.


Предметы быта горожан 1930-х годов.


Закатка консервов на рыбкомбинате «Тафуин» под Находкой. Дары моря всегда составляли значительную часть богатства юга Приморья, рыболовством в той или иной степени занимались практически во всех деревнях, разбросанных вдоль побережья Японского моря. Сейчас один из крупнейших рыболовецких портов находится в составе самой Находки.


Но знаменит находкинский порт, увы, не только рыбой. Долгое время здесь находился крупнейший транспортный узел по перевозке заключенных с запада страны в Магадан и другие северные территории. Это положение сохранялось до катастрофы, произошедшей 24 июня 1946 года.
В тот день у мыса Астафьева во время погрузки и причала взорвался пароход «Дальстрой» (стоит напомнить, что одноименная организация хоть официально и не входила в систему ГУЛАГ НКВД, однако широко использовала труд заключенных). Сначала в первый трюм насыпью загрузили аммонал, затем на него поставили ящики с грузом, а во второй трюм начали грузить тротил в резиновых мешках. Это являлось грубейшим нарушением правил погрузки и перевозки взрывоопасных веществ. Капитан парохода В.М. Банкович указал на недопустимость такой погрузки представителям НКВД, но они его проигнорировали. В 13:40 на борту начался пожар. Со всей Находки видели высокий белый стол дыма над пароходом. Жители знали, что на «Дальстрой» грузится взрывчатка, поэтому начали спешно покидать дома и бежать в сопки, что в итоге многим из них спасло жизнь. В 13:50 раздался страшный взрыв (по одним данным, взрывчатки было около 4 тыс. тонн, по другим – порядка 7 тыс.).
Все работники причалов, заключенные расположенного напротив них подлагпункта №8, а также не успевшие бежать жители мыса Астафьева погибли. Все здания, стоящие на мысе, и лагерь были полностью разрушены. Дома, находившиеся в районе улиц Лермонтова и Дальней, а также здания близлежащих поселков бухты лишились окон, а многие – и кровли. Часть котла и якоря парохода нашли на противоположном берегу бухты. В течение долгого времени шел мазутный дождь – в танках судна находились тысячи тонн топлива. У проходной порта нашли десятки разорванных тел – охранник НКВД не пускал бегущих от парохода людей через проходную и погиб вместе с образовавшейся там толпой.
Точные причины возгорания так выяснены и не были в свете гибели всех свидетелей. Полное число жертв также установить и не удалось.
Взрыв «Дальстроя» и разрушение портовой инфраструктуры вызвали необходимость переориентирования значительной части грузоперевозок и потоков заключенных. К тому времени уже была проложена железная дорога в порт Ванино на востоке Хабаровского края, и с 1946 года он стал играть главную роль в перевозках на Колыму.


Строительная организация №213 ведет работы на месте лагерной зоны заключенных, 1940-е годы.


Вероятно, плакат еще довоенного времени.


А это уже пропаганда периода Великой Отечественной, в плакате хорошо отражена специфика труда многих жителей Находки.


Судя по схематически изображенным тут самолетам, эта наглядная агитация датируется августом 1945 годом, когда шло стремительное наступление Красной армии в Маньчжурии. На эту же мысль наводит и упоминание «Яков», «МиГов» и «Илов», которые в боях над Хасаном и Халхин-голом принять участие никак не могли – там «тянули лямку» поликарповские И-15, И-16 и И-153. С другой стороны, истребители МиГ-3, насколько я знаю, в разгроме Квантунской армии участия не принимали, так как выбыли из фронтовых частей за два года до этого. И странно, что вместо них не были упомянуты машины Лавочкина – вторые по массовости в ВВС тех лет после яковлевских…


Экспонаты уже послевоенного периода – пушки НР-23 и 37, снятые с истребителя МиГ-17П. К слову, до сих пор под Находкой расположено несколько авиабаз и частей ПВО. Кое-что на эту тему я даже сумел заснять, покажу как-нибудь позже.


1947 год, строительство на улице Крылова. К слову, многие здания тогда возводились руками японских военнопленных, их труд использовался в Приморье, вероятно, более широко, чем в Хабаровске.


Демонстрация в конце 1940-х годов в административной части поселка Находка. Сейчас на этом месте находится городская Центральная площадь.


Так площадь выглядит в наши дни. Судя по сопкам, ракурс тут иной, чем на предыдущем снимке, однако так или иначе ни один из показанных выше домов до XXI века не дожил.
Слева, кстати, можно видеть здание администрации Находки.


Железнодорожный вокзал (станция «Тихоокеанская»), 1954 год.


Он же, но уже в 2009 году. Легко заметить, что этот снимок, в отличие от предыдущего, был сделан не со стороны перрона, а с небольшой площади перед вокзалом. Выдержать ракурс я бы все равно не смог из-за стоящего на первом пути длинного состава, к тому же там бродил милицейский патруль, который мог негативно отреагировать на фотосъемку. Впрочем, я все равно поснимал вокзал и его окрестности с виадука, что надеюсь показать в одном из последующих альбомов о Находке.


Кинотеатр «Спартак» в первые дни после открытия, 1958 год.
Тут хочу вставить воспоминания школьной учительницы Стеллы Ивановны Тихоновой, после окончания Московского государственного пединститута им. Ленина в 1955 году попавшей на работу в Находку: «Жили мы тогда возле клуба УАМР. Автобусов не было, были грузотакси. Их брали с боем, локтями. Грузовая машина, обтянутая брезентом, две скамьи вдоль бортов и десять стоячих мест, остальные едущие подскакивают, стоя на ногах и бьются головой о перекладины. Уехать на грузотакси было проблемой, я рисковала опаздывать и поэтому очень часто ходила пешком. Асфальта не было, очень пыльно. По дороге, чаще на спуске от «Пятачка» (сейчас остановка «Ленинская») до 44 участка (теперь «Заводская») в клубах пыли навстречу вели огромную колонну заключенных. Окруженные солдатами с собаками, они что-то орали мне, хохотали – встречи были не из приятных».


Как мне подсказали, сейчас в здании бывшего кинотеатра находится муниципальный театр кукол.


Исторический район «Пятачок» (кстати, упомянутый в рассказе Тихоновой), 1959 год. Якоря были установлены в том же году в честь столетия открытия бухты Находка. За ними можно видеть похожую на бульвар улицу Ленинскую, застроенную сталинскими домами.


Так это же место выглядит в наши дни. Сейчас у якорей по вечерам собираются местные дамы легкого поведения. Дома в стиле так называемого сталинского провинциального классицизма стоят до сих пор, хотя и далеко не все могут похвастать свежей штукатуркой. В будущем я обязательно покажу застройку этого района Находки – он того стоит.


Большая часть предприятий города и после войны была ориентирована на море, да и сейчас Находка является крупнейшим портом Дальнего Востока.
Здесь на стенде можно видеть навигационный прибор Satellite Navigator, машинный телеграф и аварийную радиостанцию.


Вообще-то этот экспонат не столько раскрывает тему даров Японского моря (тут фигурируют не только продукты из рыбы), сколько рассказывает о продукции открытой в 1953 году и здравствующей поныне Находкинской жестяно-баночной фабрики (ЖБФ).


Откровенно говоря, большая часть экспонатов послевоенного периода оставила меня равнодушным, так что упомяну только тот факт, что Находка остается вторым по величине после Владивостока городом Приморья и крупнейшим портом Дальнего Востока страны.
Tags: Дальний Восток, Находка, военная история, история, музеи
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →