Я поехал сюда из Хельсинки утром выходного дня и опасался раннего закрытия крепости для посетителей. О часе прекращения работы главной городской достопримечательности у меня была противоречивая информация, но в любом случае с осмотром замка следовало уложиться еще до обеда. Поэтому, выйдя с вокзала, я тут же взял такси, дабы не терять время на пеший путь, в другой ситуации только доставивший бы удовольствие. Таксист, увы, совершенно не знал английского, поэтому мои увещевания ‘To the Turku castle, please!’ оставались для него загадкой. Вообще говоря, странно, все-таки слово «замок» на языке международного общения в таком туристическом городке для таксиста знать было бы вполне логично. К счастью, у меня был с собой проспект с фотографией крепости, в которую и прошлось ткнуть пальцем. Зрительный образ был немедленно опознан, и шофер, с облегчением воскликнув 'A-a-a, Turun linna!’, повез меня к замку. К слову, поездка заняла совсем немного времени и обошлась примерно в десять евро – город Турку невелик.
Хотя еще в XII веке юго-западная часть современной Финляндии входила в сферу влияния Великого Новгорода, в следующем столетии здесь прочно утвердилась Швеция. Собственно, и замок возводился для размещения шведского наместника и королевского гарнизона. Примерно в это же время началось строительство других укреплений в Суоми, в частности в 1293 году было положено начало Выборгу, а это уже юго-восточная Финляндия.
Шведы называли Турку Ebo, а замок – Ebo slott. Новгородцы же чуть переиначили имя города в Або, а крепость нарекли Абоским замком. Впрочем, в конце XIII века это был еще даже не замок, а скорее укрепленный военный лагерь, лишь впоследствии превращенный в мощную крепость.
Очень симпатично смотрятся нарисованные обрамления окон. Вот только я не понял, зачем в стену вмонтированы импровизированные крюки, точнее, для чего их некогда могли использовать.
Когда Густав I в 1556 году сделал Юхана герцогом Финляндии, тот переехал в крепость Турку и начал ее реконструкцию. Средневековый замок, служащий целям обороны, был превращен в ренессансный дворец. Собственно, уже сам герцогский двор в духе Возрождения представлял собою уникальное явление в условиях Финляндии. Значительное влияние на это оказали примеры Германии и Польши, ведь Юхан женился на дочери польского короля Катерине Ягеллонке, и вместе с ней прожил в замке до 1563 года. В том году между взошедшим на престол после смерти Густава I братом Эриком и Юханом произошел конфликт, королевские войска окружили замок и арестовали герцога.
Позже, когда уже он в свою очередь надел корону, низложив Эрика XIV, старший брат нового короля около года провел в заключении в этой крепости.
Подозреваю, что именно в таком виде замок пал в 1365 году после восьмимесячной осады войском Альбрехта Мекленбургского (Albrekt av Mecklenburg) (р. 1340–1412, прав. 1363–1389). Гарнизон крепости тогда пытался сохранить верность свергнутому королю Магнусу II Эрикссону (Magnus Eriksson) (р. 1316~1374, прав. 1319–1364). К слову, по одной из версий, этот шведский и норвежский монарх отнюдь не погиб при кораблекрушении в 1374 году, а был выброшен на Валаам, где принял православие и монашество под именем Григория, после чего призывал шведов не враждовать с Восточной Римской церковью. По крайней мере на Валааме имеется захоронение, которое принято считать могилой Магнуса II, а в Норвегии его нет.
К сожалению, у меня нет снимков более поздних макетов, поэтому ограничусь описанием.
В течение XVI века замок в общих принял свой существующий вид. Передний замок стал представлять собою квадратную группу строений, в северном углу которой находится пятиугольная, в южном крыле — шестиугольная и в центральной части восточной стороны стены — четырехугольная башни. Кроме этого, в восточном углу переднего замка находится батарея. Помещения внутренней крепости тогда же стали переоборудовать в жилые и дворцовые. А с XVII столетия, как я уже и говорил, начался постепенный упадок замка, связанный со значительной утратой им военной функции и отсутствием особого внимания со стороны шведских королей. Тогда передний замок использовался как служебная квартира наместников губерний Турку и Пори. Затем крепость была хранилищем (в первую очередь зерна) и тюрьмой. В XVIII и начале XIX веков здесь располагался арсенал шведской армии и казарма королевской шхерной флотилии. После 1808 года Швеции пришлось навсегда распрощаться с город Або и его крепостью, вошедшими в состав Российской империи. В конце того же столетия в замке был открыт музей.
Journal information