Собственно, Угловое я оставил по правую руку и по объездной дороге уже приближаюсь к городу Артему. Мое внимание не мог не привлечь замкообразный загородный дом. Думаю, не ошибусь, если предположу, что сей безвкусный проект относится к середине 90-х годов, когда подобный кич был в моде у обладателей красных пиджаков.
Если бы я проехал по М60 чуть дальше, то въезжал бы в Артем с запада, а не с севера.
Артем молод достаточно даже по дальневосточным меркам: он был основан в 1924 году как рабочий поселок при месторождении бурого угля, а статус города получил в 1938 году. Застройка, насколько я мог судить при взгляде с проходящей через город трассы, преобладает конца советской эпохи. Встречаются иногда каменные дома середины XX века, но их сравнительно немного.
Бюст Федора Андреевича Сергеева (1883–1921) – деятельного члена РСДРП, успевшего в свое время получить британское подданство, издававшего в Австралии социал-демократическую газету, отличившегося в Донбассе при установлении там советской власти. Погиб он, несмотря на красноречивый год смерти, не на полях сражений Гражданской, а при испытании аэровагона (скоростного железнодорожного мотовагона изобретателя В.А. Абаковского, предназначенного для поездок руководителей партии и правительства). Похоронен в братской могиле на московской Красной площади. Пользовался конспиративным именем «товарищ Артем». Именно в его честь и был назван этот дальневосточный город, хотя сам Федор Сергеев не имел к нему ровным счетом никакого отношения.
Как мне подсказали, красивое монументальное здание является Дворцом культуры угольщиков (ДКУ) – основным культурным заведением в Артеме советского периода. Именно в нем проходили все концерты и тому подобные мероприятия да и сейчас все выступления звезд, цирков, бальные танцы проводятся там, поскольку в ДКУ находится самый большой зал в городе. В последние годы часть помещений Дворца занимает артемовский филиал ДВГУ.
Памятник трудовой и боевой славе Артема в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, сделанный снимок не позволяет разобрать надписи, но, судя по всему, среди фронтовиков, ушедших на войну из этого города, было как минимум трое Героев Советского Союза. На башне танка Т-34/85 написано «Горняк Артема».
Что мне в этом городе, как и в Уссурийске, страшно не понравилось, так это организация движения. Центральные улицы широкие, но крайние полосы всегда предназначены для поворота. Хорошо еще, когда стоят такие вот знаки «Движение по полосам». Хуже, когда крайняя правая полоса (совершенно не зная города, я обычно предпочитал ее, чтобы не нервировать других участников движения низкой скоростью и иметь возможность спокойно читать указатели) внезапно заканчивалась тупиком-карманом.
Видимо, местное управление МВД, перед которым выставлен бюст еще одного пламенного революционера – Феликса Эдмундовича Дзержинского. Думаю, многие его современники искреннее жалели, что этот основатель ВЧК и один из организаторов красного террора не следовал 24 июля 1921 года из Тулы в Москву в одном аэровагоне с товарищем Артемом.
Промышленные восточные окраины города. Впрочем, хотя городская застройка обрывается примерно в этом месте, формально граница Артема еще далеко. К слову, к нему относится и село Кневичи, в котором расположен аэропорт Владивостока.
Какое-то время параллельно автомобильной трассе тянутся пути железной дороги, также уходящей в Находку.
Здесь, на юге, ассортимент придорожных торговцев куда разнообразнее, чем на севере Приморья. Например, тут предлагают цветы, яблоки, кукурузу, помидоры, сливы, яйца, птицу, включая даже уток, а также кроликов. Возможно, что-то я мог проглядеть.
Пейзаж стал уже вполне деревенский, но это вроде бы все еще город Артем. К слову, население его сейчас превышает сто тысяч человек и продолжает расти за счет присоединения окружающих сел и миграции из сельских районов.
Кафе и магазин, явно рассчитанные преимущественно на автомобилистов. Правда, среди прочей рекламы на фасаде есть объявление о доставке еды по городу.
И вот наконец-то долгожданная выездная стела Артема. Символике на ней удивляться не приходится. Скажем, изоляторы и ЛЭП красноречиво говорят о развитости энергетического сектора – в городе находится мощная ГРЭС.
Въезд в Шкотовский район, основанный, согласно дате на стеле, в 1926 году.
Следующий крупный населенный пункт трассы «Уссури» – город Фокино.
Прогулочная зона с неким символическим подобием часовни.
По застройке этого не скажешь, но формально город куда древнее Артема. Датой его рождения считается основание селения Промысловки в 1891 году.
Тем не менее городом Фокино стало только в 1980 году. Вероятно, об этом событии и напоминает данная стела с надписью: «20 лет. Фокино – город сильных людей».
Домик с гордым названием «Торговый центр». Сейчас население города составляет около 25 тыс. человек и постепенно сокращается.
Все, Фокино остается позади, впереди по трассе будет только один город, он же конечный пункт моего путешествия – порт Находка. От нее меня отделяет только полста километров, но отдельные участки петляют серпантином, так что оставшийся путь я в итоге пройду несколько медленнее, чем планировал. Впрочем, обо всем этом расскажу в заключительной, четвертой главе альбома.
Journal information