Если, немного не доезжая села, повернуть направо, на грунтовку, ведущую в лес, можно попасть в еще одно интересное место – на эколого-туристический комплекс «Велком», где среди прочего создан небольшой, но весьма оригинальный музей аборигенной культуры Амура.
Правда, дорогу в лесу «преграждает» грозная табличка, мол, без разрешения администрации комплекса дальше ехать нельзя. Как показал опыт, все может решить прямо на месте звонок по указанному в табличке телефону.
Билеты на осмотр экспозиции тоже дешевые, а вот разрешение на фотосъемку стоит совершенно невообразимые деньги. Видимо, рассчитано это на богатых иностранцев. Мне, к счастью, любезно разрешили фотографировать бесплатно.
Наиболее многочисленны в нижнем течении Амура нанайцы – их проживает около 12 тысяч человек. Раньше их еще называли гольдами, а вообще имя этого народа образовано от самоназвания – «нани», что означает «здешний человек». В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.
На этой фотографии видны хранилище для сушеной рыбы и речная лодка.
Кстати, все реконструкции жилищ были выполнены Н.Е. Спижевым в 2001-2003 годах.
Кстати, очень оригинально устроены перила на запечатленном тут мостике.
По одной из версий, имя «Сикачи-Алян» произошло от нанайских слов «сакачиори», что означает «выспрашивать», и «алян», означающим границу между миром живых и царством духов. Население села, впрочем, вполне не бесплотно: его составляют около трехсот человек, все они этнические нанайцы.
Живут тут очень небогато. Постоянная зарплата есть только у немногочисленных бюджетников, в основном же люди промышляют натуральным хозяйством и изготовлением сувениров. Я читал, что, к примеру, халат из рыбьей кожи местные умельцы продают за 10 тысяч рублей, «шаманский» бубен – за 8 тысяч, прогулка на моторной лодки вдоль берега стоит 500 рублей в час. Тут же можно за деньги услышать из уст какой-нибудь бабушки национальные легенды, а представители молодого поколения перескажут их на сносном английском. Предлагается также участие в разных обрядах и т.д. Однако не стоит думать, что все это проливает на население села золотой дождь. Поток иностранных туристов сюда весьма невелик, а хабаровчане предпочитают посещать Сикачи-Алян лишь для того, чтобы поесть шашлыков на лоне природы.
Когда, рассудив, что древние наскальные рисунки – это все же их историческое наследие, жители села установили будку со сторожем и стали собирать по сто рублей с туриста, городская администрация это моментально запретила, указав, что нужно оформить соответствующе предприятие, получить разрешение, а цены необходимо согласовывать в Минэкономразвития. Тут, думаю, правых нет. Согласен, что деньги с туристов брать – это нормально и правильно. Вот только большая часть вырученных средств должна не проедаться, а идти на реставрацию и охрану самого памятника.
Хуже другое. Нанайцы всегда занимались в основном охотой и рыбной ловлей. А теперь им разрешено ловить в Амуре рыбу строго в определенное непродолжительное время, причем соответствующих лицензий на все село дают очень мало. А из-за прохождения в 2005 году по реке бензольного пятна из Китая, рыбная ловля и вовсе официально запрещена. Трудно жить в Сикачи-Аляне, трудно…
Однако тут вспомнилась экскурсия в эти места много лет назад, когда я еще был школьником. Дело было весной, из-за паводка и отвратительного состояния дорог туристический автобус не мог доехать до самого села. Он подвез группу куда-то в его окрестности, но требовалось переправиться через некий полноводный ручей. Не беда – местный нанаец с лодкой согласился подработать. Перевозил он нас по три-четыре человека. Когда все дети и женщины уже были на другой стороне, лодочник решил, что заработанного ему на пару бутылок хватит и решил свернуть «коммерцию». Как его тогда не убили разлученные семьи – ума не приложу! :)
Кстати, в свое время известный американский синолог XIX века Бертольд Лауфер собирался спилить рисунки с камней и увезти их за океан. К счастью, не дали. Но все равно ведь не бережем!..
По мнению ученых, первые рисунки возле села Сикачи-Алян были выбиты еще 14 тысяч лет назад. Изображения относятся к эпохам мезолита (раннего неолита), неолита, раннего железного века и раннего Средневековья. Они датируются от XII тысячелетия до нашей эры до первой половиной I тысячелетия после рождества Христова.
Все рисунки наносились методом глубокой желобчатой выбивки, но если первые творцы-художники использовали каменный инструмент, то последние – уже железный.
Journal information