?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск: непостановочное ретро–I - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск: непостановочное ретро–I [Oct. 28th, 2009|03:24 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Уважаемый vocord поделился со мной большим количеством фотографий Хабаровска преимущественно 1970–80-х годов. Хотя городской ретро-тематике я посвятил уже немало своих зарисовок (вот, к примеру, о Хабаровске 1970-х годов, а вот – 1980-х, но это, конечно, далеко не все), не могу не выложить очередную подборку снимков. Во-первых, все или почти все эти фотографий не являются плодами официозной парадной съемки для сувенирных книг с изрядной идеологической составляющей, во-вторых, многие были сделаны иностранцами. К сожалению, мне известны авторы далеко не всех кадров, но я по возможности постараюсь указывать имена фотографов.

Открою альбом снимком Привокзальной площади города. Датируется он 2 июня 1952 года и наверняка изначально был взят из какого-то частного фотоальбома. Кадр интересен в первую очередь вторым по хронологии зданием железнодорожного вокзала Хабаровска. Оно было построено в 1926–1935 годах на основе еще дореволюционного проекта, что просматривается уже хотя бы совершенно нетипичном для того времени псевдорусском стиле.
Еще можно обратить внимание на отсутствие в центре площади памятника русскому землепроходцу XVII века Ерофею Павловичу Хабарову, в честь которого был назван военный пост, ставший в итоге столицей Дальнего Востока. Памятник же появится на этом месте только без малого шестью годами спустя – ко дню столетия города.


Почти то же самое место, но уже 4 апреля 1987 года. К моменту, когда щелкнул затвор камеры японского фотографа Инаба Хироуки (Inaba Hiroyuki), здание вокзала уже более двадцати было таким – невыразительным в весьма унылых функционалистских формах. К счастью, уже в XXI веке оно было реконструировано, по сути перестроено и выглядит теперь куда более симпатичным и даже стилистически сравнительно близким к показанному выше проекту 1910 года. Впрочем, существующее здание вокзала я показывал не единожды, и в ретро-альбоме ему явно не место.


Тот же день, снимок сделан с первой платформы. На месте, где видны щиты с наглядной агитацией, в начале XX века находился памятник строителям Уссурийской железной дороги, к слову, второй по счету памятник, поставленный в Хабаровске. Поврежденный в Гражданскую, он был полностью утрачен в первые годы советской власти, но восстановлен в начале нашего века.


Вот один из показанных выше щитов, призывающий советских граждан к ударному труду, только сделан этот кадр был французским историком и фотографом Жаком Дюпакье (Jacques Dupaquier) в ходе его очередного визита в Советский Союз в 1975 году. Тогда он, уже хорошо знакомый с Москвой, Ленинградом и западной частью страны, предпринял железнодорожную поездку от Владивостока до Урала.


Его же снимок Привокзальной площади, сделанный примерно из той же точки, что и предыдущий кадр, но в противоположном направлении. Налево уходит Амурский бульвар, направо – переулок Ленинградский. Правее памятника виднеется довольно-таки известный в те годы магазин «Факел». Кажется, он существует до сих пор.


Почти тот же вид (разве что ракурс взят правее), но спустя десятилетие – в июле 1985 года. Можно отметить ныне почти исчезнувшие с улиц города автобусы ЛИАЗ и считавшиеся очень престижными автомобили «Волга». А вот рижские трамваи РВЗ6 вроде виднеющегося на заднем плане до сих пор верно служат горожанам, хотя постепенно вытесняются новыми моделями. Снимок сделан японцем Акитоши Ио (Akitoshi Iio).


Вновь апрель 1987 года. Это тоже вокзал, но только не железнодорожный, а аэро. Впрочем, данное здание, построенное еще в начале 1950-х, к тому времени использовалось преимущественно как административное и, кажется, через него отправлялись немногочисленные международные рейсы. Более новый пассажирский терминал был расположен правее. Сейчас он, впрочем, не работает, так как в начале 1990-х был сдан куда более просторный и современный. Ну а показанный тут аэровокзал сталинских времен трудится и поныне, в частности, в нем располагается часть диспетчерских служб.
Куда более старый снимок этого здания, а также фотографию легендарных Ту-114 прямо у перрона можно посмотреть в этих минизарисовках.


Панорама городской застройки между Уссурийским бульваром и улицей Ленина в начале 1970-х. Чуть левее центра кадра вверх от бульвара уходит улица Дзержинского, хорошо узнаваемая по угловому дома Кровякова, еще не изуродованному реконструкцией 1980-х годов. Снимок явно сделан из жилого дома для семей сотрудников КГБ.
Из доминант улицы Ленина можно отметить увенчанный метеорологической антенной дом гидрометеоцентра и справа Дом радио на площади Славы.


Примерно то же самое время и даже практически то же самое место, хоть и совсем иной ракурс. Предыдущий снимок был сделан не то с балкона, не то с крыши массивного здания, виднеющегося на заднем плане. А деревянный дом справа на фотографии выше явно можно было видеть через дорогу от дома Кровякова.


Улица Ленина близ завода «Энергомаш» в 1960-х годах. Обращает на себя внимание очень узкая проезжая часть, не так давно расширенная в этом месте до шести полос. Все запечатленные тут здания существуют и поныне, разве что дом культуры, чей парадный фасад, украшенный колоннами, виднеется справа, изрядно поменял свой облик. Его реконструкция еще не закончена, но что-то подсказывает, что в итоге получится редкостное уродство. Ну а пока зданию еще оставалось четыре десятка лет спокойной жизни.


Еще одна из фотографий Жака Дюпакье. Место идентифицировать затрудняюсь (подсказывают, что это район поселка Рыбак в северной части города), но и поныне подобную застройку еще можно иногда встретить даже в центре Хабаровска, особенно если заглянуть в иной квартал поглубже.


А это снимок англичанина Томаса Поулсена (Thomas Poulsen). Подозреваю, что сделан он был уже во второй половине 1980-х. Сам автор утверждает, что запечатлел типичный многоквартирный дом, и тут с ним не поспоришь даже сейчас – доля «хрущевок» в городской застройке по-прежнему достаточно высока.
Как мне подсказали, это может быть дом №35 по улице Лермонтова.


Фотография неудачная, но все же не поставить ее я не смог. Здесь Поулсен заснял «многофункциональную гостиную-спальню», иными словами, большую комнату обычной советской двухкомнатной квартиры.


Вторая комната той же квартиры, используемая преимущественно как спальная. В целом интерьер мне представляется очень уж аскетическим, чаще всего стену над кроватью в таких случаях завешивали ковром.


Опять снимок Дюпакье: главная площадь Хабаровска – Ленина. При взгляде в этом ракурсе прошедшие три с половиной десятилетия привнесли разве что косметические изменения.


Мытье горожанином рук в одном из несохранившихся малых фонтанов (в конце 1990-х им нашли замену).


Почти весь снимок В.Д. Романенко занимает монументальное здание Высшей партийной школы. Кадр сделан с площади, угол этого строения можно было наблюдать двумя фотографиями выше. Асфальт еще засыпан снегом – на дворе март 1970 года.
И все-таки насколько лучше это красивое и гармоничное здание выглядит без увешивающей его в наши дни рекламы! Кстати, на углу виден балкон, который обрушился, вероятно, от ветхости, в декабре 1982 года. Как мне подсказали, при этом, по некоторым признакам, не обошлось без человеческих жертв, хотя СМИ тогда хранили молчание. Балкон впоследствии восстановили, но около 2006 года все-таки демонтировали, видимо, во избежании нового обрушения.


Парад 7 ноября того же года. Затрудняюсь идентифицировать этот комплекс, вживую я его и не припомню. Но возможно, что в изотермических контейнерах находятся зенитные ракеты 3М8 комплекса 2К11 «Круг», принятого на вооружение в 1965 году. (Подсказывают, что это могут быть первые две ступени межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты РТ-2.)
Что тут еще интересно, так это старинное здание телеграфа, еще не закрытое левым фальш-крылом Белого дома (ныне правительства Хабаровского края).


Тут же вдоль трибун следуют транспортеры ракет зенитно-ракетного комплекса С75. Как и эти, впрочем.
А вообще интересно, в воздухе утренний туман или выхлопы от колонны военной техники? Судя по следам на асфальте, чуть раньше могли проходить танки…
Можно обратить внимание на отсутствие многоэтажного общежития медицинского института, которое построят позднее.


А это фотография из изданной за рубежом иллюстрированной книги, созданной в рамках проекта A day in the life of the Soviet Union – «Один день из жизни СССР». Переговоры об этом проекте велись с самого начала перестройки. Суть заключалось в том, чтобы совместными усилиями пятидесяти иностранных фотографов, пятидесяти советских и еще такого же числа журналистов агентства печати «Новости» создать книгу, без официоза рассказывающую о жизни простых граждан СССР. И вот 15 мая 1987 года западные корреспонденты получили беспрецедентную свободу съемки, и, как я читал, всего за день было отснято более 127 тыс. кадров. Правда, это число меня изрядно смущает, так как получается, что каждый фотограф должен был сделать более тысячи снимков, что не так-то просто даже в эпоху цифровой техники.
По результатам проделанной работы была выпущена книга-фотоальбом, тираж которой, как я прочитал, превысил 540 тыс. экземпляров. На том же материале должна была выйти версия книги от АП «Новости» аккурат к 70-летию Октябрьской революции, да не сложилось. Однако в Сети фотографии, сделанные в мае 1987 года, все-таки встречаются.
Тут, к примеру, изображен «женский марш мира, спускающийся по одной из самых широких улиц Хабаровска». Есть у меня подозрение, что марш сей – чистой воды бутафория, приуроченная ко дню съемки, ибо не припомню подобные мероприятия в конце 80-х в середине мая. Ну а улицу теоретически могли подразумевать Пушкина, так как главные проложены по в целом ровному рельефу.


Вот как раз главная улица города – Карла Маркса (в начале 90-х этому ее участку вернули историческое имя Муравьева-Амурского). Красивое здание посередине – дворец пионеров; изначально это была Городская дума. Снимок сделан в августе 1970-го.


Та же улица, но уже ближе к набережной Амура и примерно пятнадцатью годами позднее. Притягивает к себе внимание уродливое функционалистское здание овощного магазина, совершенно неуместное в обрамлении исторической застройки. Так что его снос и строительство к 2003 году торгового центра «Лотос» в весьма удачной, на мой взгляд, стилизации под старину можно считать хорошим приобретением для города.

На этом я не спешу ставить точку, так как в продолжении ретроальбома планирую показать еще немало снимков последних десятилетий советской эпохи, включая бытовые сценки вроде городского рынка.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: svinchukov
2009-10-28 05:52 am (UTC)
Класс!
Просто супер, детство вспомнилось.

Спасибо, Дима и тому кто предоставил тебе эти фотографии, а то в обыденной суете и забываешь, как оно все было то.

И сравниваешь, как все преобразилось то в Хабаровске - и плиточка везде, вместо асфальта в трещенах и площадь новая с красивым, а не облезлым фонтаном, и вокзал конечно не в сравнении с советским.

Надо тоже порыться в старых архивах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 06:40 am (UTC)
Старые архивы - это всегда интересно, так что целиком и полностью поддерживаю твои планы. ;)
А вообще город очень похорошел, факт. Жалко только деревья, но тут уж или широкие газоны вместе с чадящими пробками, или широкие дороги...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: strochka
2009-10-28 06:04 am (UTC)
спасибо :))
про "неудачную" фотография - совершенно несогласна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 06:41 am (UTC)
Она неудачна преимущественно с технической точки зрения, а сама по себе интересна, потому-то я ее и поставил сюда. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_dedushkin
2009-10-28 06:23 am (UTC)
Интересные снимки!
«многофункциональная гостиная-спальня» -- замечательно!:) "Так же как и у вас, только поменьше и перегородок нет":)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 06:46 am (UTC)
В оригинале Поулсон написал: "Multipurpose Living and Sleeping Room. Space is at a premium in most apartments". В принципе, типичные британские квартиры тоже не отличаются простором, хоть, конечно, и комфортнее хрущевок. Для американца контраст был бы куда сильнее. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: helix_a
2009-10-28 06:48 am (UTC)
"Неопознанное место" - скорее всего, это район возле ЖД линии по дороге к мосту через Амур (или тоннелю под ним ;) ) незадолго до пересечения ею Тихоокеанской ул. Примерно в районе Рыбак, вскоре после депо.

Я там в детстве изрядно шатался, пока бабушка с дедом там жили...

WBR - Andrew
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 06:53 am (UTC)
Похоже на то, так как дальше в серии идут снимки берега чуть севернее моста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sedov_05
2009-10-28 06:56 am (UTC)
был там в 1988 в стройотряде. Красивый город. А последнее фото просто супер ! В здании слева от Лотоса было молочное кафе и книжный магазин. Однажды мы компанией там застряли (в обеих местах сразу), а один из нас сел на заборчик, тут к нему гопники и подвалили, слава богу нас больше было. Вообще - гопники - это в то время была ИМХО определенная проблема.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 07:02 am (UTC)
Мне кажется, что активно хорошеть Хабаровск стал только с конца 90-х. Теперь вы его наверняка узнали бы с трудом. Слева от "Лотоса" (это здание исторически называется доходным домом Такеучи - оно принадлежало японскому подданному), если ничего не путаю, сейчас находятся арт-кафе и магазин по продаже сотовых телефонов. А уличная преступность, увы, является немалой проблемой и в наши дни...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zlu4kina
2009-10-28 06:57 am (UTC)
Отличный пост! Очень интересно =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 06:59 am (UTC)
Спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-10-28 07:25 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно, люблю разглядывать фотографии. Мой рабочий день начался с вашего поста)) А вот уж теперь пойду работать)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mosaika
2009-10-28 07:27 am (UTC)
Куда-то делся логин о_о
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: drtr0jan
2009-10-28 07:30 am (UTC)
...и близ правого края кадра нечто похожее на Дом радио на площади Славы. Однако, исходя из ракурса, последний должен быть повернут в объективу во всю ширину фасада.

Не, так и должно быть. Узким фасадом на красный дом смотрит. По спутниковому снимку сверил. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 07:34 am (UTC)
Точно! Это я с картой маху дал, почему-то забыл, что высотная часть невелика и она перпендикулярна главному фасаду! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: platinkansk
2009-10-28 08:00 am (UTC)
Здорово! А страрого Новосибирска нет фото?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 08:07 am (UTC)
Увы, в моих источниках нет. Признаться, я и по современному-то Новосибирску альбом сделать никак не раскачаюсь. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yapet
2009-10-28 08:27 am (UTC)
Скажите, а когда на площади Ленина появился надземный пешеходный переход? Очень необычная конструкция. И почему его не стали делать подземным?

Техника на параде -
Что за ракеты на первой фотографии - очень интересный вопрос.
На второй - зенитные ракеты к комплексу С-75 (исключительно широко распостранены).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 08:53 am (UTC)
Переход построили осенью 2003 года. На мой взгляд, площадь он изуродовал да и неудобен, особенно для пожилых людей. Но подземный, как я понимаю, в бюджет не укладывался - там коммуникаций очень уж много.

За идентификацию С-75 спасибо (в самом деле они!), сейчас дополню текст. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madam_polasuher
2009-10-28 08:28 am (UTC)
Спасибо! Люблю вспоминать старый Хабаровск.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 09:00 am (UTC)
И я тоже. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: van_goga
2009-10-28 08:29 am (UTC)
сколько труда вложено в одно описание. спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 09:23 am (UTC)
И вам спасибо! Но на самом деле на текст времени ушло немного, наверное, часа два с учетом того, что отвлекался на работу. :) Просто большую часть изложенных тут сведений я знаю и держу в голове - давно увлекаюсь историей родного города.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2009-10-28 10:28 am (UTC)
Неплохая подборка, правда по большей части для меня эти виды до боли знакомы, особенно вокзальные: пацаном в 70-е часто туда ходил. Между 1 и 2 этажами вокзала стояли группы автоматов газводы, по 4 штуки с каждой стороны, так мы накопим троечек и пробуем все сиропы (автоматы в каждой группе заправляли разными сиропами - грушевым, ситро, лимонным, яблочным). Вот как раз в те самое времена, когда "асфальт в трещинах".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 10:31 am (UTC)
Ну так и мне все знакомом, кроме, наверное, старого вокзала. :) А газводу с сиропом я почему-то больше всего любил пить на площади Серышева, около магазина "Башмачок". Сейчас там филиал "Далькомбанка"...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-10-28 10:49 am (UTC)
>>>>> Еще одна из фотографий Жака Дюпокье. Место идентифицировать затрудняюсь (подсказывают, что это район поселка Рыбак в северной части города)…

Это Тайвань, судя по всему.
Левее за кадром — ул. Тихоокеанскаяя в районе, всё верно, остановки «пос. Рыбак».
Правее за кадром — вагонное депо.
Между домами видны склады. В советское время это была база Роскультторга.
В направлении примерно «на 11 часов» за бугром (и, само собой, за кадром)— 16-я школа и «Поворот спиртзавода».
Снято либо с насыпи железной дороги, либо из окна поезда, что в данном случае почти одно и то же.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 11:03 am (UTC)
Часть видов Дюпакье и в самом деле снимал из окна поезда... Но вот последующий снимок (точнее, через один). Как ты думаешь, такое возможно снять из вагона?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2009-10-28 11:04 am (UTC)
>>>> Притягивает к себе внимание уродливое функционалистское здание ресторана «Лотос», совершенно неуместное в обрамлении исторической застройки.

Ресторан «Лотос» это жёлтое дореволюционное здание, т.е. часть исторической застройки, а «функционалистское здание» это овощной магазин. Там так и написано аршинными буквами во весь фасад. Правда, если заранее не знать, что именно написано, то разобрать сложно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-10-28 11:08 am (UTC)
Ты прав, я перепутал. :) А ресторан в доме Такеучи, видимо, располагался на втором этаже?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>