?

Log in

No account? Create an account
Хабаровск: непостановочное ретро–II - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Хабаровск: непостановочное ретро–II [Nov. 2nd, 2009|02:33 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Продолжаю начатый тут рассказ о Хабаровске последних десятилетий советской власти, иллюстрированный преимущественно непостановочными снимками и фотографиями иностранных туристов.

Очередной снимок Томаса Поулсена. Магазин «Дом одежды» (открывшийся еще в 1967 году) англичанин назвал женским, на самом деле там продавались товары для обоих полов. Сейчас в этом здании находится торговый центр, где также продают преимущественно одежду, только фасад его упакован в сайдинг и дополнен эркером пассажирских лифтов.


Фотография того же автора, здесь он запечатлел витрину ателье по пошиву женской одежды. Подозреваю, что в действительности это образцы, выставленные в зале Дома мод, когда-то находившегося на площади Ленина, там где сейчас расположен центральный офис «Далькомбанка».
В своем комментарии Поулсен указывает, что в Хабаровске многие женщины сами шьют себе одежду. Вероятно, подразумеваются и обращения в ателье. На самом деле так оно и было, так как в системе советской торговли не так-то просто было найти качественные красивые вещи. К тому же если в город что-то завозили, то немалыми партиями, и многие ходили в совершенно идентичных нарядах. В этих условиях и в самом деле был устойчивый спрос на услуги куда более многочисленных, чем сейчас, ателье по пошиву одежды.


Витрина овощного магазина, когда-то находившегося на улице Карла Маркса. К середине 2000-х на его месте построили торговый центр «Лотос».
Снимок был сделан неким иностранцем по имени Пол в 1982 или 1983 году.


Возвращаюсь к фотографиям француза Жака Дюпакье. Кадр был сделан им на центральном рынке Хабаровска в 1975 году. Эти выкрашенные синим павильончики дожили где-то до середины следующего десятилетия и были снесены при реконструкции рынка, во время который, в частности, построили обширный крытый павильон близ пересечения Амурского бульвара и улицы Пушкина.


Прилавки те же, а вот крыша над ними уже менее основательная. Полагаю, что это все тот же центральный рынок, хотя Томас Поулсен назвал его фермерским. Он пишет, что здесь весной и летом горожане могут купить свежие фрукты и овощи в дополнение к тем, что предлагают магазины.


Опять 1970-е и опять снимок Дюпакье. Затрудняюсь со всей уверенностью определить место съемки. Не исключено, впрочем, что это тоже территория центрального рынка, хотя я совершенно не могу узнать строения. Однако на заднем плане наверху вполне может проходить улица Серышева: между ней и бульваром и в наши дни сохранилось немало двухэтажных деревянных бараков.


Но не хлебом единым, конечно, жив человек. :) Этот цветочный ряд совершенно определенно находился на упомянутом рынке.


Июль 1966 года. Квас в советские годы обычно продавали из таких вот бочек, даже если речь шла не о сезонных точках на улице, а капитальных киосках. Как сейчас помню: красивая солидная поллитровая кружка из толстого стекла стоила шесть копеек, а маленькая (их еще часто заменяли гранеными стаканами) – три. С точки зрения гигиены, конечно, такой системе с ее едва споласкиваемой посудой и не столь уж часто промываемыми бочками далеко до современных кег и одноразовых стаканов. Вот только сейчас трудно найти квас, способный хоть как-то приблизится по вкусу к тому прежнему бочковому. На Дальнем Востоке, как мне кажется, на советский квас более всего похож тот, что выпускают в Арсеньеве.


4 апреля 1987 года, трамвай на остановке у центрального рынка. Отсюда пути шли в вокзалу, а в обратном направлении – к стрелке, откуда одни маршруты следовали через центр города на юг, а другие (пятый) – на север. Трамвайный билет тогда стоил всего-навсего три копейки – вдвое дешевле автобусного.


Переполненный автобус в час пик 15 мая того же года. Снимок сделан в рамках упомянутого мною в первой части международного проекта «Один день из жизни СССР».


Снимок оттуда же. Подпись гласит, что дошкольники в детском саду №188 репетируют номер для театрализованного представления под острожными глазами дедушки Ленина. Ну как тут не вспомнить анекдот примерно того же времени: «…а глаза такие добрые-добрые. А ведь мог бы и полоснуть»? :)


Площадка, оборудованная на крыше все тот же детского сада. Неизвестный мне комментатор сообщает под снимком, что банты непременно носили все советские дошкольницы.


Очередной снимок Поулсена – урок труда у старшеклассниц. Фотограф отмечает, что хабаровская (на деле, конечно, просто советская) система образования давала возможность научиться самостоятельно шить одежду.
За девочек не поручусь, но уроки труда у мальчиков помню отлично: и работу на станках, включая токарные, и закалку металла в электрической печи, и составление несложных электрических схем. Последнее мне особенно нравилось, так как до этого я, хоть и возрастом не вышел (туда брали только после того, как в школе начинали давать физику), успел уже пару лет походить в кружок радиоэлектроники на городской станции юных техников. За спиной у меня уже было несколько самостоятельно сделанных приемников (вплоть до травления печатных плат) и прочих устройств. Так что с контрольными заданиями на подгруппу, рассчитанными на два урока, я один справлялся за четверть часа и радостно убегал домой. Помню, тогда многие одноклассники старались попасть в одну со мной подгруппу. :) Впрочем, так дело обстояло только в новой школе, в старой же подобных условий не было и в помине, нас водили в мрачную соседнюю школу, но и там учитель труда предпочитал ограничиваться преимущественно теорией.


Август 1983 года, нижний (первый) городской пруд, открытый лишь незадолго до того как был сделан этот снимок.


Еще пара фотографий Дюпакье. Центральный городской пляж, вид с Амурского утеса. Тогда река еще не была отравлена, и купаться в ней можно было без каких-либо опасений за здоровье, чем горожане вовсю и пользовались. Долгострой Дома радио, возвышающийся на площади Слава, к тому моменту еще сдан не был, о чем легко судить о черным провалам многих оконных проемов. Слева от него еще не возвышается громада Спасо-Преображенского собора, зато чуть выше набережной пока можно видеть блюдце антенны спутниковой связи «Орбита».


Тот же пляж, только снимок сделан уже непосредственно с берега в направлении упомянутого выше утеса. Под ним еще нет каменной набережной – она появится только пятью годами позднее. Зато обращает на себя внимание офицерская «группа в полосатых купальниках». :)


А так утес выглядел зимой 1973 года.


Улица Шевченко 4 апреля 1987 года. Снимок явно сделан из гостиницы «Интурист».


Стадион им. Ленина в июне 1980 года. На переднем плане фигурирует ледовый дворец спорта (в начале 2000-х он безоговорочно уступил пальму первенства «Платинум арене»), дальше виднеются футбольный стадион и открытый бассейн. Не могу не отметить, какое тогда было интенсивное судоходство по Амуру.


Октябрь 1982 года, Комсомольская площадь. На заднем плане виднеется ограда исчезнувшего при строительстве в начале 2000-х Успенской церкви парка ОДОСА. На красном плакате красуется Леонид Ильич, жить которому к тому моменту оставалось всего около месяца. Так называемая эпоха застоя, а вместе с ней хоть и небогатая, но в целом обеспеченная и размеренная привычная жизнь многомиллионного населения Советского Союза подходили к концу.


Постамент памятника графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому в течение немалого числа лет советского периода украшал такой вот совершенно несоразмерный Ленин, кажущийся пигмеем-временщиком на массивном еще дореволюционном (памятник торжественно открыли в присутствии цесаревича Николая Александровича) основании. Так оно, впрочем, в итоге и оказалось: в 1980-х Ильича отсюда убрали, водрузив на его место некую неубедительную ладью. Но уже в следующем десятилетии историческая справедливость восторжествовала, и на постамент вернули копию прежнего опекушинского памятника великому губернатору Восточной Сибири.


Предположительно 1960-е годы, угол улиц Карла Маркса (ей тоже в 1992 году вернули историческое имя Муравьева-Амурского) и Волочаевской. Балкон довоенного административного здания украшает некая неизвестная мне статуя. Буду рад уточнениям на этот счет, так как я ее уже не застал и информацию о ней найти сходу не смог.


Последняя в этой подборке фотография Жака Дюпакье. Судя по всему, она была сделана в парке ЦПКиО рядом с Комсомольской площадью.


Завершаю альбом этим снимком площади напротив заводоуправления «Энергомаш». В центре ее возвышается стела в честь 50-летия образования СССР. На мой взгляд, сооружение сие было невысокой художественной ценности (в народе его именовали балалайкой). К тому же, как мне доводилось читать, при его возведении допустили некие просчеты, в результате чего еще к началу 1990-х стела постепенно разрушалась. Восстанавливать ее не стали – полностью демонтировали при расширении улицы Ленина.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: svinchukov
2009-11-02 05:08 am (UTC)
Замечательно.
Книгу отфотал то?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 05:14 am (UTC)
Да, в четверг думаю ее тебе завезти. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: andrey_che
2009-11-02 05:14 am (UTC)
И многое еще так и было на моем даже веку.. А вот памятник Ленину на козырьке дома на пересечении К-Маркса и Волочаевской.. порадовал.. :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 05:15 am (UTC)
Это тоже Ильич? Хм... какой-то неклассический: не то в сапогах, не то в шортах. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: prosha_88
2009-11-02 05:34 am (UTC)
Интересно. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 06:01 am (UTC)
И вам спасибо. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: romanklimenko
2009-11-02 05:38 am (UTC)
А наши уроки труда мне запомились табуретками и еще какой-то фигней типа интрумента для замазки стен
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 06:04 am (UTC)
Я табуретку вроде бы и помню, но очень уж нечетко. Возможно, заболел и не доделал. Зато отлично помню, как делали киянку и молоток (вообще все этапы полностью - от выточки заготовок)...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vasisualij
2009-11-02 05:46 am (UTC)
Спасибо, много всего, уже ушедшего навеки увидел! А вот квас настоящий продают повсюду в г. Киев, весной наслаждался, из бочек!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 06:06 am (UTC)
В других городах бочковой квас есть, факт, но не в Хабаровске. Если ничего не путаю, наши местные власти распорядились полностью перейти на кеги. Определенная логика в этом, конечно, имеется... А из бочки я квас пил не далее как в сентябре во Владивостоке, но он совершенно не понравился - химическая кислятина какая-то... Может быть, с производителем не повезло, но я больше не рисковал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_dedushkin
2009-11-02 06:07 am (UTC)
Интересные кадры.
"Трамвайный билет тогда стоил всего-навсего три копейки – вдвое дешевле автобусного. " --- а у вас автобус 6 коп. стоил?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 06:11 am (UTC)
Да, а троллейбусный - пятак. У нас вполне официально практически на все госцены были выше, чем у вас, - как-никак третий пояс.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shadow_at_night
2009-11-02 06:30 am (UTC)
Очень интересно, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 06:43 am (UTC)
Всегда рад! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tepel_tapel
2009-11-02 06:55 am (UTC)
Как всегда интересно, спасибо!
Дом Одежды работает с середины 70-х. На фотографиях центральный рынок. Павильоны барачного типа (изображен с надписью "Картофель") располагались в нижней части рынка (ближе к бульвару. Еще были павильоны, где продавали мясо и молочную продукцию. Назаднем плане хорошо вдно бараки и здания ГУПРовского городка. А вот павильоны с ширпотребом стояли сплошной стеной голубого цвета в "верхней" части центрального рынка. Тот, который с посудой стоял ближе к старому цирку (где сейчас Дом ветеранов). Кроме него помню магазинчики с одеждой, обувью, хозтоварами, и еще аптека там была.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 07:16 am (UTC)
Хм... видимо, с Домом одежды я попал пальцем в небо, сейчас поправлю текст, ибо тут более доверяю вашему свидетельству, чем своим воспоминаниям. Зато приятно, что я угадал относительного центрального рынка, значит, и в самом деле вверх уходят ГУПРовские дома. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: junet
2009-11-02 07:44 am (UTC)
Очень интересная подборка, спасибо!
Уточнение про банты у дошкольниц очень позабавило, напомнило утверждение: "Все большевики играют на балалайках" ))
А уроки труда с пошивом какой-то ерунды я тоже застала, они у меня выразились в изображении на бумаге какой-то безобразной юбки, к которой после негативного отзыва нашей толстой училки я подписала: "Юбка на слона" и сдала снова :)) Воплей было... Вообще на уроках труда я шитье ненавидела, а вот готовка каких-то сомнительных салатов и оладьев мне нравилось, мы все мальчишкам скармливали.

Ну и пигмейский Ленин - это, конечно, шедевр!
В Костроме Ленин тоже стоит на чужом постаменте, но там он немного более соразмерен, хотя тоже не очень.
А фигура на балконе - скорее всего какой-нибудь абстрактный спортсмен-комсомолец-красавец, вроде этого в Смоленске: http://biz.msk.ru/album/rustowns/090411sp/smolpam37.jpg
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 07:57 am (UTC)
Показанный вами комсомолец в Смоленске на своем месте выглядит более органично, чем показанный мною на балконе неопознанный пока субъект. Я видел эскизы первоначального проекта этого здания, так там планировался башнеобразный угловой объем. По каким-то причинам вместо него на скорую руку сляпали крыльцо и балкон и не придумали ничего лучше, чем влепить над входом эту статую. Подозреваю, что она - плод чистой воды импровизации.

А тезис про большевиком и балалайки меня заставил рассмеяться, и в самом деле полная аналогия. :)

Зато после уроков труда одноклассницы нам ничего не угощали, даже обидно. С другой стороны, возможно, мы избежали некоторого риска. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_andreev
2009-11-02 08:23 am (UTC)
ностальгично
в школе я был продавцом продтоваров (т.н. УПК), проходил практику в магазине, нас там приобщали не только к основам профессии, но и (что неизбежно) к основам воровства. Так что к началу радикальных реформ я был уже неплохо подготовлен))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: homaaxel
2009-11-02 08:38 am (UTC)
Продавцы ведь из своего кармана компенсируют сумму украденного сверх нормы. В конце месяца вроде по рублю скидывались или около того. Я имею ввиду конец 80-х. Норма так и называлась "на забывчивость покупателя". Сестра тогда в "Московском" работала. Что ни день - кофточку сопрут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rus77_79
2009-11-02 08:23 am (UTC)
центральный рынок помню плохо, хотя ходил через него многократно в начале 80-х, но покупали на нем редко, только цветы.
А вот на пляже в начале 80- все лето проводили. Удивили катера, стоящие на пляже. Что-то не припоминаю такого, а вот "камушков" (Берил, Топаз и пр.), которые загружались между дебаркадерами нет. Видны только "Москва". Скамейки на пляже зимой есть, а летом нет;) Помню после наводнения (в 84?) их "снесло" и на следующий год их уже не поставили. Песок, кстати, на пляж завозили - не родной так сказать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 10:05 pm (UTC)
"Камушки", если мне не изменяет память, раньше приставали к дебаркадерам, пришвартованным у набережной стадиона им. Ленина, ближе к ковшу яхт-клуба.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: don_sera
2009-11-02 08:35 am (UTC)
Помнится, в начале 90-х мы с приятелем, будучи пьяны, украли светомаскировочную штору, висевшую на входе в Дом Одежды.
Пикантность ситуации добавляло то, что это был будний день, магазин работал, мимо нас шли люди (а дело происходило на центральном входе в ДО).
Я подсаживал приятеля под потолок, он срезал петли шторы канцелярским ножом )))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 09:56 pm (UTC)
Господи, а зачем вам вообще эта штора была нужна даже в нетрезвом виде? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: greatzanuda
2009-11-02 09:13 am (UTC)
А ведь д/с № 188 - это мой детский сад!
http://greatzanuda.livejournal.com/118858.html

Вот только никакую площадку на крыше я не помню.

Да и утренников ко дню рождения Ленина, мне кажется, у нас не было.

А вот иностранцев к нам водили постоянно. Помню, были как-то в нашем садике хоккеисты - то ли шведы, то ли норвежцы. В Хабаровске как раз проводился чемпионат мира по хоккею с мячом. Сидели в нашем зале скандинавские парни с офонаревшими лицами - зачем их привели в какой-то советский жетский сад? А мы для них представление показывали, специально к чемпионату мира по хоккею с мячом подготовленное:-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 12:19 pm (UTC)
А где именно находился ваш садик? Я по фону не смог это определить, хотя подозреваю, что между Ленина и бульваром.

Площадка на крыше могла появиться уже после того, как вы получили детсадовский диплом - как-никак на снимке аж 1987 год. :)

К нам же иностранцев не водили... Вообще же бедняг жаль - их наверняка чуть ли не силком волокли, как туристов в КНДР возят на паломничество к домику Ким Ир Сена. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yapet
2009-11-02 09:21 am (UTC)
К фотографиям пляжа -
а) Судя по околышу фуражки одного из офицеров это летчики.
б) Функции речного вокзала до сих пор выполняют дебаркадеры? Просто я видел и дореволюционные фото берега, такое ощущение, что дебаркадер один и тот же.
в) А традиции ставить напротив утеса погранкатер была? Или позже появилась?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 10:11 pm (UTC)
Хотя здание речного вокзала официально имеется (длинный двухэтажный дореволюционный дом, стоящий вдоль бульвара недалеко от набережной), там заседают только всякие службы. А терминалами и в самом деле до сих пор служат дебаркадеры, как и много лет назад. Хотя на иные пригородные и прогулочные суда посадка ведется по трапам прямо с береговой полосы.
В 80-е сторожевики я видел крайне редко. По-моему, традиция эта появилась не так давно.

P.S. Если не секрет, вы в своих отчетах о недавней поездке до Хабаровска когда планируете добраться? Очень интересно было бы почитать. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mrplastikbrains
2009-11-02 09:48 am (UTC)
спасибо за балалайку ))))))))))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-02 12:05 pm (UTC)
Да всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>