?

Log in

No account? Create an account
Фуюань «для своих» - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Фуюань «для своих» [Jul. 19th, 2009|06:00 pm]
dkphoto
[Tags|]

В первой части своего рассказа о приграничном китайском городке Фуюане я показал его таким, каким видят его большинство туристов-шопников из России, во второй – уходящий в лету старый город. В полном соответствии с периодизацией учителя немецкого теперь следует приступить к рассказу о том, во что же превращается в недавнем прошлом нищий заштатный городишко, расположенный в каких-то семидесяти километрах от столицы российского Дальнего Востока. Вместе с тем я покажу те уголки Фуюаня, где туристы встречаются редко, – город для его жителей.


Начать хочу с не новостроек, а с существующей уже явно продолжительное время набережной. Впрочем, сомневаюсь, что она появилась до того, как началась приграничная торговля с Хабаровском. Скорее всего, обустройство прибрежной полосы начали на деньги, вырученные от нежданного челночного бума 90-х.


Если не приглядываться к деталям, набережная выглядит очаровательно. Более пытливый взгляд увидит, конечно, неровно положенную плитку, кривоватые бордюры. Ну да тщательность в деталях вообще чужда китайскому менталитету, с этим можно только смириться, не пытаясь делать открытие всякий раз, наткнувшись на очередные свидетельства небрежности строителей.


Откровенно говоря, у меня возникло ощущение, что набережную оборудовали в несколько этапов. Нижняя часть, выходящая непосредственно к заболоченному берегу Амура, похоже, относится еще к первой очереди. По крайней мере в пользу этой версии говорит состояние железобетонных плит и лестниц.
Здесь, в прибрежных кустах, скрывается немало рыбаков, а некоторые и вовсе используют ведущие к воде старые ступени как причал.
На реке можно видеть погрузку на большую баржу судна на подводных крыльях «Полесье» из числа тех, что стайками курсируют каждый день между Хабаровском и Фуюанем. Все эти суда, как я уже рассказывал в альбоме, посвященном вопросам организации приграничных туров, были произведены в СССР, но по большей части выкуплены китайской стороной и приписаны к порту Харбина. Если внимательно присмотреться, то левее носа «Полесья» можно увидеть частично заслоненный силуэт бело-голубого катера. Это судно береговой охраны из состава пограничной речной флотилии, базирующейся в селе Казакевичево. Удивляться дежурству российских боевых катеров прямо напротив Фуюаня не приходится – противоположный берег является территорией Еврейской автономной области.


Пусть китайские отделочники далеко не всегда заслуживают высокой оценки, зато работа их садоводов неизменно вызывает у меня восхищение (не могу тут не вспомнить великолепные пекинские парки, взять хотя бы для примера этот).


Разумеется, прогулочная зона набережной не обходится без некой наглядной агитации. И если иероглифы на стелах для меня в прямом смысле этого слова являются китайской грамотой, красные флаги с государственной символикой в переводе не нуждаются. Вообще такая символика, по моим наблюдениям, встречается в городах Поднебесной весьма часто.


Смысл этого блестящего новеньким металлом монумента от меня ускользнул. Не исключено, что и сами его создатели не слишком мучились с символизмом. Во всяком случае я не додумался ни до чего более умного, кроме того, что рыбы, возможно, означают Амур, а венчающий подобие буквы «Е» шар – глобус. Подозреваю, что это сооружение появилось на набережной сравнительно недавно.


Романтичного вида качели, увитые цветами, стоят рядом с будочкой местного фотографа, предлагающего свои услуги гуляющим горожанам. Что любопытно, русских я тут не встретил вообще, хотя набережная находится сравнительно недалеко – менее чем в четверти часа ходьбы – от одной из гостиниц, в которых селят туристов. И хотя погожий вечер вполне располагал к неспешной прогулке, у меня создалось устойчивое впечатление, будто русские туристы предпочли проводить все время на рынке, в магазинах, ресторанах и саунах. В моей группе подавляющее большинство были в Фуюане не первый и даже не десятый раз, но с кем я потом ни разговаривал, об этой набережной они даже не слышали, хотя ее, к слову, видно даже с борта «ракеты» перед швартовкой к причалу (восточная окраина набережной вообще по сути прижата к речному вокзалу).


Здесь же организован целый спортивный городок со множеством снарядов: от банальных шведских стенок и турников до весьма занятных и ранее мною не еще нигде не встречаемых. Я не устоял перед искушением и с удовольствием поупражнялся несколько минут в сохранении равновесия на «воздушных шагах», запечатленных на переднем плане. Признаться, я проникся уважением к китайцам, обстроившим этот городок, где подрастающее поколение граждан Поднебесной совершенно свободно и бесплатно в процессе игры занимается спортом, вместо того чтобы, скажем, пить пиво по подворотням.


Это уже другая часть города. Несмотря на обычную для Фуюаня двуязычность вывесок, большинство магазинов и организаций тут рассчитаны на внутреннего потребителя. Часть улицы превращена в рынок. Мне подсказали, что еще год назад масштабы торговли на тротуаре были куда крупнее, а воздух был значительно пахучее. Не то продавцы предпочли с тех пор другое место, не то торговля в значительной степени переселилась под крыши.


Так или иначе, а этот уголок города, судя по свидетельствам знакомых, выглядит куда более цивилизованным, чем даже в прошлом году. Одновременно стремительно меняется и застройка: на месте длинных низких домов, более похожих на сараи, как на дрожжах вырастают новые многоэтажные здания и светлые магазины.


Вместе с тем далеко не все жители Фуюаня, особенно приезжающие на заработки в туристический сезон (на зиму навигация прекращается, а других прямых путей сообщения с Хабаровском, кроме речного, нет), могут себе позволить квартиры в новостройках. Многие живут прямо в магазинах или кафе, где и работают, иные в жуткой скученности населяют такие вот подвальные помещения с окнами ниже уровня тротуара. Это тоже один из ликов Фуюаня, каким он обращен к своим жителям.


Однако рядом с обитаемыми подвалами, там, где еще совсем недавно жались друг к другу кособокие нищие фанзы, растут высотные корпуса. И это еще один лик Фуюаня, устремленный в будущее.


Обычный для центральной улицы жилой дом, где первый этаж занимают магазины. Китайцы почему-то любят застеклять окна и лоджии синим стеклом. Может быть, от яркого солнца оно и в самом деле защищает лучше обычного, но, проходя через него, свет в помещении приобретает очень неприятный оттенок. Тем не менее образцы подобного остекления встречаются и в Хабаровске, правда, преимущественно в государственных учреждениях, а не в жилых домах.


Интересно, что написано в выставленном в окне объявлении. Возможно, оно говорит о сдаче квартиры в аренду.
К слову, я слышал о хабаровчанах, вкладывающих своих деньги в недвижимость в Фуюане и рассматривающих это как весьма защищенный вид инвестиций.


Судя по всему, это учреждение открылось совсем недавно. Художественно-архитектурные достоинства здания, конечно, совсем невелики – азиатчина не в самом лучшем смысле этого слова. К сожалению, подобные мотивы – не редкость и в современной отечественной архитектуре.


Еще один район Фуюаня сравнительно недалеко от берега Амура, хотя и в стороне от показанной выше набережной. Вдоль улицы еще тянутся старые фанзы, но их уже сносят, а на их месте растут новые большие и красивые здания. Параллельно тротуары выкладывают плиткой, устанавливают новые уличные фонари – получаются настоящие кварталы «под ключ».


Ворота, ведущие к новенькому административному зданию, наглядно демонстрируют приверженность китайцев ко всему яркому и отсутствие особой заботы о стилистической гармонии. Вместе с тем само серое здание, несмотря на наличие на фасаде ряда декоративных элементов, выглядит рядом с блестящими рюшечками ворот особенно унылым.


Рядом за наспех сооруженным забором растет новый жилой дом. Красочные плакаты на ограде показывают, как будет выглядеть будущий квартал. У меня нет никаких оснований не доверять художнику – китайцы умеют быстро воплощать в жизнь и куда более амбициозные проекты (тут можно вспомнить хотя бы даже известную стену).


От перекрестка к Амуру уходит будущая улица. Она еще не застроена, но асфальт уже положен и фонари установлены. Перед старой водонапорной башней красуются очередные воплощенные в графике градостроительные планы.


Здесь же для услаждения эстетических запросов жителей будущего микрорайона уже поставлен блестящий монумент. Он очень похож на родного брата красующегося на набережной памятника. Абстракция весьма смахивает на причудливо изогнутые клинки.


Похоже, очередные административные здания. Видимо, их только-только построили и, возможно, еще даже не успели сдать. Во всяком случае глаз режет отсутствие газонов, вместо которых перед фасадами можно видеть искореженную строительной техникой голую землю. Но тут точно не стоит переживать за то, что строители забудут такую деталь, – как я уже неоднократно говорил, с озеленением у китайцев дела обстоят хорошо, особенно перед госучреждениями.


А этот квартал уже сдан, хотя почти наверняка совсем недавно.


Проекты, конечно, местами излишне вычурные, но в целом, как мне кажется, достаточно приятные взгляду.


Очень понравилось единое для всего города графическое решение графика работы госучреждений – более чем наглядно. Судя по этой табличке, рабочий день здесь длится только семь с половиной часов – с 9 утра до 16:30.


На крыльцо выставлены многочисленные цветочные горшки. Такие же картины можно было наблюдать и на предыдущих фотографиях. Возни, возможно, с таким озеленением немало, но труд в Китае по-прежнему стоит дешево, а выглядят такие цветущие лестницы очень красиво.


Тем не менее совсем рядом с крыльцом лючок в узорчатом постаменте уличного фонаря примотан какой-то проволочкой. Воистину городом контрастов является не только Нью-Йорк, но и заштатный Фуюань.


Забавно, что всех этих кварталов до сих пор нет на Google Maps – они еще просто не успели попасть на спутниковые снимки. Впрочем, возведение целого микрорайона ускользнуло и от глаз многих туристов – когда я рассказывал об увиденном, мои попутчики только удивлялись.


Новая площадь на восточной окраине Фуюаня.


Стоящее на ней довольно-таки монументальное здание, как я понял, является автовокзалом. Во всяком случае у его заднего фасада стояло довольно много пассажирских машин, видимо, междугороднего сообщения – в самом Фуюане на автобусах ездить решительно некуда. Учитывая, что город этот лишен выхода к железнодорожной сети, автобусное сообщение имеет для него большое значение. К слову, некоторые хабаровские турфирмы организуют экономичные туры в южный Китай именно через Фуюань – куда дешевле пересечь границу по воде, добраться на автобусе до Харбина, а уже оттуда лететь на самолете, чем платить безумные деньги за перелет из Хабаровска. Правда, индивидуальные туристы таким способом путешествовать не могут из-за совершенно феодальной системы, построенной турфирмами на российской границе в Хабаровске, – им просто не купить билеты на теплоход в Фуюань отдельно от шоп-тура и уж тем более с удаленной датой возвращения.


Ухоженная улица вскоре переходит и пыльную асфальтовую ленту и исчезает на юго-востоке – город обрывается очень резко. Впрочем, обилие на дороге строительной техники вкупе с успехами китайской экономики позволяют с уверенностью предсказывать появление там новых городских кварталов уже в скором будущем – сервису Google Maps будет непросто угнаться за темпами роста Фуюаня.
Я не буду заканчивать этот альбом назидательной моралью. Просто хочу отметить, что этот заштатный китайский городишко, еще недавно бывший по сути грязной деревней, растет потрясающими темпами под самым боком у Хабаровска – всего в семи десятках километров от его центра и, наверное, менее чем в полусотне километров от южной границы дальневосточной столицы. Это не может не наводить на определенные размышления. Конечно, благополучие современного Фуюаня строится на приграничной торговле с Россией, в первую очередь с Хабаровском. Не стань этой торговли – и Фуюань неизбежно ждет потеря значительной части лоска. С другой стороны, упомянутая феодальная система на границе и отсутствие сухопутного сообщения с Хабаровском служат мощным сдерживающим развитие фактором, причем, полагаю, для обоих городов. Ведь есть наглядные примеры куда более успешных Суньфейхэ близ Приморского края и Хейхэ прямо напротив Благовещенска.
Так или иначе, а мой рассказ о Фуюане еще не закончен, как минимум еще один альбом я планирую посвятить жителям этого города.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: mrplastikbrains
2009-11-08 08:59 am (UTC)
квартир ниже тротуара есть и в хабаровске:
пример - всё тот же Шевченко 4, квартиры на первом этаже в парадной ближе к прокуратуре расположены хитрО.
окно кухни в метре от земли, окно первой комнаты - на асфальте, а спальня - под землей ))))
обрати внимание там ))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 09:10 am (UTC)
Шевченко, 4 - это дом, построенный в середине XX века, а не десять лет назад. :) Здания с обитаемыми подвалами, которые я видел в Фуюане, едва ли появились раньше самого конца 90-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: polki_volki
2009-11-08 09:27 am (UTC)
Спасибо за фото и рассказ - интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 09:31 am (UTC)
И вам спасибо за отзыв! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tvguide_khv
2009-11-08 09:55 am (UTC)
интересно а какие логотипы нарисованы на строительной технике?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 09:58 am (UTC)
Насколько я помню, местные бренды. По крайней мере грузовики почти все Foton.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gerat
2009-11-08 10:09 am (UTC)
А сколько примерно стоят новые квартиры в Фуюане?
Кстати Google Maps не только не отслеживает оперативно карты провинциального Китая. Даже на картах анатолийского побережья Турции есть съемка 5-6 летней давности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 11:01 am (UTC)
Квартира площадью 50 кв.м в новостройке стоит порядка 350-400 тыс. руб.

Понятно, что частота обновления карт Google не слишком велика, но там на снимках Фуюань раза в два меньше, чем сейчас, причем с большим отрывом преобладают старые фанзы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2009-11-08 10:29 am (UTC)
По показанной набережной (в начале поста) я тоже гулял в 2002-м, она уже была. Мы там на откосе берега мясо ели. А вот зданий почти никаких не было, фанзы громоздились.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 11:38 am (UTC)
Сергей, а вы не помните, блестящий монумент с рыбами тогда уже на набережной стоял?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yapet
2009-11-08 10:58 am (UTC)
Кварталы еще строятся, а дороги уже есть и какие дороги!

Набережная на Благовещенскую похожа, и турнички там тоже есть. Поменьше, но есть.

Вообще, судя по фотографиям, все очень новое, блестящее, пластиковое. Из российских городов у меня похожее впечатление вызвал Липецк. Тоже строят целыми кварталами, тоже мало (нет?) исторической застройки, но там все же мощная индустрия. Металлургия и машиностроение. А здесь только торговля, да?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 11:41 am (UTC)
Ну так китайцы, видимо, хорошо усвоили опыт развитых стран, что хорошие дороги - это залог развития всей инфраструктуры. А вот за родину в этом смысле обидно - все никак не можем построить одну-единственную нормальную автомобильную дорогу с Дальнего Востока на запад.

Фуюань, конечно, живет в основном торговлей. До начала эры челноков там, кажется, был только консервный заводик, перерабатывающий сельхозпродукцию окрестных деревень. Но сейчас, судя по всему, все-таки развивают и промышленностьновое. По крайней мере во второй части альбома есть фотографии, где снято строительство какого-то завода.

Edited at 2009-11-08 11:46 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svinchukov
2009-11-08 11:09 am (UTC)
Да, что быстро строятся - это точно подмечено. Три года назад большинства показанного тобой на фотографиях небыло.

В Хабаровске за последнии годы тоже много чего построено, того же района на Флегентова на Гугле мап тоже нет до сих пор. Но в Китае темпы совершенно другие.

Жаль, что действительно за наши деньги.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 11:52 am (UTC)
Строительство в Хабаровске идет приличными темпами, особенно быстро возникали новые дома до кризиса. Но с Фуюанем, который только за последние пару лет вырос вдвое, сравнивать трудно. Правда, у них и качество строительства не фонтан даже по сравнению с "Дальспецстроем"...

Но утверждение, будто Фуюань растет на наши деньги, как мне кажется, не вполне справедливо. Китайцы эти деньги зарабатывают, зарабатывают там, где не смогли или не захотели заработать сами русские. И с того момента, как в обмен на деньги были поставлены товары из КНР, упомянутые деньги перестали быть нашими и стали китайскими... Печально, что скоро они переплюнут нас не только в сфере легкой промышленности, где давно обошли практически весь мир, но и, скажем, в машиностроении, а потом, думаю, неизбежно, и в наукоемких отраслях.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: tiran0zavr
2009-11-08 01:27 pm (UTC)
На Витебск похоже
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 11:48 pm (UTC)
Могу только верить на слово - не бывал. Хотя меня, признаться, такой Витебск сильно удивил бы. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-09 12:06 am (UTC)
Во-первых, я бы настоятельно рекомендовал вам при общении в рамках моего блога не пренебрегать общепринятыми правилами хорошего тона. Это не касается, впрочем, вашего выпада относительно моей необъективности - тут вы вольны придерживаться любого угодного вам мнения.

Во-вторых, по существу. Я нигде тут не писал, будто открыл в Фуюане Атлантиду. Более того, уверен, что отдельные пытливые хабаровчане исследовали это город куда лучше меня. Но только отдельные, не основная масса. Это не только мое наблюдение, что подавляющее большинство туристов ничто не интересует за границами зоны рынок-гостиница-ресторан-сауна-дискотека.
Разница в технологии укладки плитки разительна. Даже на главной улице Фуюаня ее кладут с приличными зазорами и не затирают швы - на фотографиях это прекрасно видно. В Хабаровске на Муравьева-Амурского, скажем, я такого не наблюдал. Скажу больше, даже в Южном если кладут плитку, то делают это не в пример лучше, чем в Фуюане. Хотя зачастую укладывают ее те же самые китайцы, просто требования к их работе по разные стороны Амура предъявляются разные.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yarowind
2009-11-08 04:50 pm (UTC)
А я как раз сейчас Бейхай выложу, который ты упомянул:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-09 12:14 am (UTC)
Загляну - интересно будет сравнить впечатления. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2009-11-08 10:58 pm (UTC)
про китайское качество (к дискуссии выше): оно зависит не столько от исполнителей, сколько от заказчиков. Один из них требует строгого соблюдения стандартов и регламентов, второй ищет где подешевле. И такие вот вторые попадаются и среди наших, и среди поляков, и янки, и немцев и т.д. Среди западников, правда, их на порядок меньше, из-за строгости законов. Китайцы делают то, что от нихз хотят.Желание клиента - закон))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-08 11:56 pm (UTC)
Я о том же. Китайцы могут сделать хоть и не все, но почти все. А качество исходного продукта зависит от требований и контроля со стороны заказчика (и, конечно, пропорциональности оплаты). Вон, американцы за поставку дряни могут снизить квоты - и в магазинах у них представлена только весьма качественная продукция 'made in China'. А если для российского челночника во главе угла стоит только цена, и на кривые строчки и скверный материал он готов закрыть глаза, то именно такую продукцию он в итоге и получит. Ассортимент рынка и магазинов Фуюаня определяется спросом и только спросом - кивать на ограниченность предложения со стороны китайской промышленности смешно. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-09 12:33 am (UTC)
Точно, сейчас поправлю. Спасибо. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shenzhen
2009-11-09 06:54 am (UTC)
+
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: angel_janeane
2009-11-09 12:17 pm (UTC)
Приятный город, мне кажется.
Насчет иероглифов в окне... Если я правильно разглядела, речь идет о продаже квартиры. У нас тоже такие объявленьица не редкость на окнах. Впрочем, я девушка подслеповатая, могла ошибиться, но чуть позже попробую рассмотреть более тщательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-10 12:25 am (UTC)
Положа руку на сердце, должен признать, что город этот мне приятным не показался, только избранные и крайне немногочисленные его уголки вроде набережной. И дело не только в архитектуре, но и в населении: все заточено под шопников, местные жители бывают весьма и весьма навязчивы в своих стремлениях что-нибудь продать, желательно втридорога. До египтян им в этом смысле, конечно, далеко, но все равно психологический дискомфорт привносится. Видимо, неизбежные издержки торгового приграничного города; русские туристы там тоже попадаются весьма своеобразные. Но, нужно заметить, что чем дальше от границы, там приятнее становятся китайцы и тем лучше их отношение к русским.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rezeknenka
2009-11-09 04:34 pm (UTC)
Вот как раз совсем недавно на работе писала письмо нашим потенциальным партнёрам по сотрудничеству - самоуправлению города Чаньджоу. Продираясь сквозь дебри английского языка в изложении китайцев, поняли что площадь города 980 кв. км (население - 1,3 млн.). Я преположила, что это площадь всей провинции, где находится Чаньджоу. Всех в этом убедила, но после вашего рассказа № 3 о стремительном росте бывшей деревушки Фуюань, что-то начала сомневаться... А чем чёрт не шутит, если в китайских городах за пару лет целые городские районы вырастают :-) А рассказ ваш как всегда читается запоем!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2009-11-10 12:29 am (UTC)
Спасибо за отзыв! :)
Осмелюсь заметить, что вам явно указали площадь города - указанная ее величина для миллионника вполне адекватна. :) А китайские города растут очень быстро и в первую очередь из-за естественного для данного этапа развития процесса урбанизации страны, где подавляющая часть населения по-прежнему проживает в сельской местности.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>