dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Фуюань «для своих»

В первой части своего рассказа о приграничном китайском городке Фуюане я показал его таким, каким видят его большинство туристов-шопников из России, во второй – уходящий в лету старый город. В полном соответствии с периодизацией учителя немецкого теперь следует приступить к рассказу о том, во что же превращается в недавнем прошлом нищий заштатный городишко, расположенный в каких-то семидесяти километрах от столицы российского Дальнего Востока. Вместе с тем я покажу те уголки Фуюаня, где туристы встречаются редко, – город для его жителей.


Начать хочу с не новостроек, а с существующей уже явно продолжительное время набережной. Впрочем, сомневаюсь, что она появилась до того, как началась приграничная торговля с Хабаровском. Скорее всего, обустройство прибрежной полосы начали на деньги, вырученные от нежданного челночного бума 90-х.


Если не приглядываться к деталям, набережная выглядит очаровательно. Более пытливый взгляд увидит, конечно, неровно положенную плитку, кривоватые бордюры. Ну да тщательность в деталях вообще чужда китайскому менталитету, с этим можно только смириться, не пытаясь делать открытие всякий раз, наткнувшись на очередные свидетельства небрежности строителей.


Откровенно говоря, у меня возникло ощущение, что набережную оборудовали в несколько этапов. Нижняя часть, выходящая непосредственно к заболоченному берегу Амура, похоже, относится еще к первой очереди. По крайней мере в пользу этой версии говорит состояние железобетонных плит и лестниц.
Здесь, в прибрежных кустах, скрывается немало рыбаков, а некоторые и вовсе используют ведущие к воде старые ступени как причал.
На реке можно видеть погрузку на большую баржу судна на подводных крыльях «Полесье» из числа тех, что стайками курсируют каждый день между Хабаровском и Фуюанем. Все эти суда, как я уже рассказывал в альбоме, посвященном вопросам организации приграничных туров, были произведены в СССР, но по большей части выкуплены китайской стороной и приписаны к порту Харбина. Если внимательно присмотреться, то левее носа «Полесья» можно увидеть частично заслоненный силуэт бело-голубого катера. Это судно береговой охраны из состава пограничной речной флотилии, базирующейся в селе Казакевичево. Удивляться дежурству российских боевых катеров прямо напротив Фуюаня не приходится – противоположный берег является территорией Еврейской автономной области.


Пусть китайские отделочники далеко не всегда заслуживают высокой оценки, зато работа их садоводов неизменно вызывает у меня восхищение (не могу тут не вспомнить великолепные пекинские парки, взять хотя бы для примера этот).


Разумеется, прогулочная зона набережной не обходится без некой наглядной агитации. И если иероглифы на стелах для меня в прямом смысле этого слова являются китайской грамотой, красные флаги с государственной символикой в переводе не нуждаются. Вообще такая символика, по моим наблюдениям, встречается в городах Поднебесной весьма часто.


Смысл этого блестящего новеньким металлом монумента от меня ускользнул. Не исключено, что и сами его создатели не слишком мучились с символизмом. Во всяком случае я не додумался ни до чего более умного, кроме того, что рыбы, возможно, означают Амур, а венчающий подобие буквы «Е» шар – глобус. Подозреваю, что это сооружение появилось на набережной сравнительно недавно.


Романтичного вида качели, увитые цветами, стоят рядом с будочкой местного фотографа, предлагающего свои услуги гуляющим горожанам. Что любопытно, русских я тут не встретил вообще, хотя набережная находится сравнительно недалеко – менее чем в четверти часа ходьбы – от одной из гостиниц, в которых селят туристов. И хотя погожий вечер вполне располагал к неспешной прогулке, у меня создалось устойчивое впечатление, будто русские туристы предпочли проводить все время на рынке, в магазинах, ресторанах и саунах. В моей группе подавляющее большинство были в Фуюане не первый и даже не десятый раз, но с кем я потом ни разговаривал, об этой набережной они даже не слышали, хотя ее, к слову, видно даже с борта «ракеты» перед швартовкой к причалу (восточная окраина набережной вообще по сути прижата к речному вокзалу).


Здесь же организован целый спортивный городок со множеством снарядов: от банальных шведских стенок и турников до весьма занятных и ранее мною не еще нигде не встречаемых. Я не устоял перед искушением и с удовольствием поупражнялся несколько минут в сохранении равновесия на «воздушных шагах», запечатленных на переднем плане. Признаться, я проникся уважением к китайцам, обстроившим этот городок, где подрастающее поколение граждан Поднебесной совершенно свободно и бесплатно в процессе игры занимается спортом, вместо того чтобы, скажем, пить пиво по подворотням.


Это уже другая часть города. Несмотря на обычную для Фуюаня двуязычность вывесок, большинство магазинов и организаций тут рассчитаны на внутреннего потребителя. Часть улицы превращена в рынок. Мне подсказали, что еще год назад масштабы торговли на тротуаре были куда крупнее, а воздух был значительно пахучее. Не то продавцы предпочли с тех пор другое место, не то торговля в значительной степени переселилась под крыши.


Так или иначе, а этот уголок города, судя по свидетельствам знакомых, выглядит куда более цивилизованным, чем даже в прошлом году. Одновременно стремительно меняется и застройка: на месте длинных низких домов, более похожих на сараи, как на дрожжах вырастают новые многоэтажные здания и светлые магазины.


Вместе с тем далеко не все жители Фуюаня, особенно приезжающие на заработки в туристический сезон (на зиму навигация прекращается, а других прямых путей сообщения с Хабаровском, кроме речного, нет), могут себе позволить квартиры в новостройках. Многие живут прямо в магазинах или кафе, где и работают, иные в жуткой скученности населяют такие вот подвальные помещения с окнами ниже уровня тротуара. Это тоже один из ликов Фуюаня, каким он обращен к своим жителям.


Однако рядом с обитаемыми подвалами, там, где еще совсем недавно жались друг к другу кособокие нищие фанзы, растут высотные корпуса. И это еще один лик Фуюаня, устремленный в будущее.


Обычный для центральной улицы жилой дом, где первый этаж занимают магазины. Китайцы почему-то любят застеклять окна и лоджии синим стеклом. Может быть, от яркого солнца оно и в самом деле защищает лучше обычного, но, проходя через него, свет в помещении приобретает очень неприятный оттенок. Тем не менее образцы подобного остекления встречаются и в Хабаровске, правда, преимущественно в государственных учреждениях, а не в жилых домах.


Интересно, что написано в выставленном в окне объявлении. Возможно, оно говорит о сдаче квартиры в аренду.
К слову, я слышал о хабаровчанах, вкладывающих своих деньги в недвижимость в Фуюане и рассматривающих это как весьма защищенный вид инвестиций.


Судя по всему, это учреждение открылось совсем недавно. Художественно-архитектурные достоинства здания, конечно, совсем невелики – азиатчина не в самом лучшем смысле этого слова. К сожалению, подобные мотивы – не редкость и в современной отечественной архитектуре.


Еще один район Фуюаня сравнительно недалеко от берега Амура, хотя и в стороне от показанной выше набережной. Вдоль улицы еще тянутся старые фанзы, но их уже сносят, а на их месте растут новые большие и красивые здания. Параллельно тротуары выкладывают плиткой, устанавливают новые уличные фонари – получаются настоящие кварталы «под ключ».


Ворота, ведущие к новенькому административному зданию, наглядно демонстрируют приверженность китайцев ко всему яркому и отсутствие особой заботы о стилистической гармонии. Вместе с тем само серое здание, несмотря на наличие на фасаде ряда декоративных элементов, выглядит рядом с блестящими рюшечками ворот особенно унылым.


Рядом за наспех сооруженным забором растет новый жилой дом. Красочные плакаты на ограде показывают, как будет выглядеть будущий квартал. У меня нет никаких оснований не доверять художнику – китайцы умеют быстро воплощать в жизнь и куда более амбициозные проекты (тут можно вспомнить хотя бы даже известную стену).


От перекрестка к Амуру уходит будущая улица. Она еще не застроена, но асфальт уже положен и фонари установлены. Перед старой водонапорной башней красуются очередные воплощенные в графике градостроительные планы.


Здесь же для услаждения эстетических запросов жителей будущего микрорайона уже поставлен блестящий монумент. Он очень похож на родного брата красующегося на набережной памятника. Абстракция весьма смахивает на причудливо изогнутые клинки.


Похоже, очередные административные здания. Видимо, их только-только построили и, возможно, еще даже не успели сдать. Во всяком случае глаз режет отсутствие газонов, вместо которых перед фасадами можно видеть искореженную строительной техникой голую землю. Но тут точно не стоит переживать за то, что строители забудут такую деталь, – как я уже неоднократно говорил, с озеленением у китайцев дела обстоят хорошо, особенно перед госучреждениями.


А этот квартал уже сдан, хотя почти наверняка совсем недавно.


Проекты, конечно, местами излишне вычурные, но в целом, как мне кажется, достаточно приятные взгляду.


Очень понравилось единое для всего города графическое решение графика работы госучреждений – более чем наглядно. Судя по этой табличке, рабочий день здесь длится только семь с половиной часов – с 9 утра до 16:30.


На крыльцо выставлены многочисленные цветочные горшки. Такие же картины можно было наблюдать и на предыдущих фотографиях. Возни, возможно, с таким озеленением немало, но труд в Китае по-прежнему стоит дешево, а выглядят такие цветущие лестницы очень красиво.


Тем не менее совсем рядом с крыльцом лючок в узорчатом постаменте уличного фонаря примотан какой-то проволочкой. Воистину городом контрастов является не только Нью-Йорк, но и заштатный Фуюань.


Забавно, что всех этих кварталов до сих пор нет на Google Maps – они еще просто не успели попасть на спутниковые снимки. Впрочем, возведение целого микрорайона ускользнуло и от глаз многих туристов – когда я рассказывал об увиденном, мои попутчики только удивлялись.


Новая площадь на восточной окраине Фуюаня.


Стоящее на ней довольно-таки монументальное здание, как я понял, является автовокзалом. Во всяком случае у его заднего фасада стояло довольно много пассажирских машин, видимо, междугороднего сообщения – в самом Фуюане на автобусах ездить решительно некуда. Учитывая, что город этот лишен выхода к железнодорожной сети, автобусное сообщение имеет для него большое значение. К слову, некоторые хабаровские турфирмы организуют экономичные туры в южный Китай именно через Фуюань – куда дешевле пересечь границу по воде, добраться на автобусе до Харбина, а уже оттуда лететь на самолете, чем платить безумные деньги за перелет из Хабаровска. Правда, индивидуальные туристы таким способом путешествовать не могут из-за совершенно феодальной системы, построенной турфирмами на российской границе в Хабаровске, – им просто не купить билеты на теплоход в Фуюань отдельно от шоп-тура и уж тем более с удаленной датой возвращения.


Ухоженная улица вскоре переходит и пыльную асфальтовую ленту и исчезает на юго-востоке – город обрывается очень резко. Впрочем, обилие на дороге строительной техники вкупе с успехами китайской экономики позволяют с уверенностью предсказывать появление там новых городских кварталов уже в скором будущем – сервису Google Maps будет непросто угнаться за темпами роста Фуюаня.
Я не буду заканчивать этот альбом назидательной моралью. Просто хочу отметить, что этот заштатный китайский городишко, еще недавно бывший по сути грязной деревней, растет потрясающими темпами под самым боком у Хабаровска – всего в семи десятках километров от его центра и, наверное, менее чем в полусотне километров от южной границы дальневосточной столицы. Это не может не наводить на определенные размышления. Конечно, благополучие современного Фуюаня строится на приграничной торговле с Россией, в первую очередь с Хабаровском. Не стань этой торговли – и Фуюань неизбежно ждет потеря значительной части лоска. С другой стороны, упомянутая феодальная система на границе и отсутствие сухопутного сообщения с Хабаровском служат мощным сдерживающим развитие фактором, причем, полагаю, для обоих городов. Ведь есть наглядные примеры куда более успешных Суньфейхэ близ Приморского края и Хейхэ прямо напротив Благовещенска.
Так или иначе, а мой рассказ о Фуюане еще не закончен, как минимум еще один альбом я планирую посвятить жителям этого города.
Tags: Китай
Subscribe
promo dkphoto september 3, 2013 16:13 82
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →