?

Log in

No account? Create an account
Краеведческий музей. Коренные жители Дальнего Востока - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Краеведческий музей. Коренные жители Дальнего Востока [Jan. 23rd, 2010|11:00 am]
dkphoto
[Tags|, , , ]

Продолжаю начатую тут краткую виртуальную экскурсию по залам старого корпуса музея.

Одежда и некоторые предметы быта и промыслов трех крупных народностей, населявших бассейн Амура, в первую очередь его среднее и нижнее течения, – нанайцев, ульчей и нивхов (соответственно слева направо).
Первые, конечно, наиболее известны, хотя их также знают и под устаревшим названием гольдов. По переписи 1897 года в Приамурье проживало 5757 нанайцев. В основе их натурального хозяйства лежали рыболовство и охота, подсобную роль играло собирательство. В настоящее время их численность в Хабаровском крае составляет чуть менее 11 тыс., а всего в мире к нанайцам себя относят около 17 тыс. человек.
Ульчей значительно меньше: сейчас их всего порядка 3 тыс., а согласно переписи 1897 года в Приамурье проживало 758 человек. Традиционные занятия в целом такие же, как и у нанайцев, различие заключается лишь в практике морской охоты – ульчи населяют низовье Амура и их земли граничат с побережьем Охотского моря.
Численность нивхов, которых также раньше называли гиляками, достигает 5800 человек, без малого половина из которых проживают в Хабаровском крае. Любопытно, что даже в Петербурге в 2002 году жило 32 представителя этой национальности. Ну а по переписи 1897 года на Дальнем Востоке подсчитали 4076 нивхов, из них на материке были 2201 человек, остальные – на острове Сахалин.


Одежда и предметы быта алеутов – жителей тихоокеанского побережья. В центре стенда – мужская промысловая рубаха-камлейка, сшитая из хлопчатобумажной ткани при помощи сухожильных нитей. Слева вверху висит выполненный из дерева и кожи бубен шамана. Под ним стоит музыкальный инструмент, сделанный уже под влиянием русской культуры. Справа можно видеть лук и колчан. Все эти предметы относятся ко второй половине XIX века.


Рубаха и головой убор айнов – практически исчезнувшего ныне народа, ранее населявшего Хоккайдо, Сахалин и Курильские острова (тем не менее по официальным данным в Японии к этому народу себя относят около 25 тыс. человек). Кстати, с ними в свое время чрезвычайно долго и упорно воевали японцы по колонизации Хоккайдо.


Одежда и предметы обихода чукчей, населяющих обширные, но крайне малолюдные территории севера Дальнего Востока. В центре экспозиции – женский комбинезон-кэркэр, сшитый из оленьего и собачьего меха при помощи сухожильных нитей. Ниже можно видеть сделанные из таких же материалов (плюс ровдуга – грубо выделанная кожа) женские сапоги. В головном уборе также использован мех волка. Рядом висят бола, оружие охоты на летящих птиц, и палка для добивания морского зверя. Все выставленные предметы были изготовлены во второй половине XIX века, исключение – сделанная в начале XX столетия курительная трубка.


Конический чум – традиционное жилище эвенков, большая часть которых проживает в Якутии. Каркас чума составляли две жерди, воткнутые в землю и опирающиеся друг на друга. Прочие тонкие жерди числом от 10 до 30 опирались на них. Высота чумов колебалась от двух до четырех метров при диаметре от трех до шести.
Обычно верх жилища делали из полотнищ ровдуги, ранее служивших постелями. В тех местах, где копытных животных было мало, оленью кожу заменяли тканью и сукном. Снаружи низ чума зимой окапывали снегом, а летом составляли отверстие для проветривания.


Хоморан – летнее временное жилище нанайцев. Каркас его выполняли из прутьев ивы и покрывали полотнищами, сшитыми из бересты. Пол покрывали камышовыми циновками редкого плетения. Костер, понятное дело, разводили только снаружи. Подобные летники нанайцы обычно строили на рыбалке, когда забирались далеко от дома.


Аонга – временный шалаш нанайского охотника. Их обычно ставили в лесу во время зимнего промысла.


Изготавливали аонга из жердей и покрывали полотнищем из шкур или брезента.


Реконструкция нанайского постоянного зимнего жилища-дё. Такой дом предназначался для проживания большой семьи – до сорока человек. Каркасом являлись установленные по периметру столбы, переплетенные жердями и прутьями и обмазанные глиной, смешанной с травой или шерстью диких животных. Двухскатная крыша была обычно многослойной: нижний слой из жердей, над ним два–три слоя бересты или еловой коры, затем глина, потом пучки травы или соломы, переложенные опять-таки жердями. Число окон всегда было нечетным и колебалось от трех до одиннадцати. Оконные проемы затягивали кожей рыбы или плавательным пузырем, позднее – промасленной бумагой. Использовать стекло начали только после прихода русских колонистов. В теплое время года окна и вовсе завешивали легкой камышовой циновкой, защищавшей от комаров. Для отопления использовалась кановая система (одоля), до сих пор находящая применение в Китае и КНДР. При ней очаг расположен у стены дома, а дымоходы проходят под полом или под низкими и широкими (до двух метров) лежаками. Обычно дё делили на женскую и мужскую половины. В конце XIX века этот тип жилища стал уступать место рубленым домам русского типа.
Кстати, кому интересна эта тема, даю ссылку на альбом по этнографическому музею близ Сикачи-Аляна, где созданы реконструкции и других типов жилищ народов Приамурья вплоть до каменного века.


Самая крупная лодка, точнее, ее уменьшенная модель, называется утунгиэ. Такие лодки использовали удэгейцы. Левее ее лежит нанайская берестяная лодочка омоочин, рассчитанная всего на одного человека. Дальняя удэгейская лодка с лопатообразным носом называется анна – это также уменьшенная копия. Подобные лодки использовались для перевозки грузов и при перекочевках.


Процесс строительства лодки-ана – как видно, ее выдалбливали из цельного ствола дерева.


Здесь можно видеть нивхское копье для охоты на медведя (начало XX века), наконечники копий (рубеж XIX–XX столетий), нанайский лук-самострел на пушного зверя (начало XX века), а также эвенскую ловушку для пушных зверей (середина прошлого столетия).


В центре кадра – ритуальная маска-хамбаба конца XIX или начала XX века. Ее, согласно записям известного путешественника, географа, этнографа и писателя Виктора Клавдиевича Арсеньева (1872–1930), шаман надевал во время камлания, дабы страшным видом испугать злого духа и изгнать его из жилища больного. Кстати, именно Арсеньев и присоединил эту маску к коллекции музея, директором которого он являлся в 1910–18 и 1924–25 годах.
Правее можно видеть удэгейскую ритуальную маску XIX века.


Тут среди прочего выставлено музыкальное бревно удядюпу. Оно использовалось ульчами на медвежьем празднике как ударный музыкальный инструмент, на котором женщины выбивали палками ритмы, символизирующие путешествие души ритуального медведя к хозяину гор и тайги. Кстати, изготовлено это бревно было уже в XX веке.


Сэвэн (амулет, связанный с духом-помощником шамана) для лечений опухоли (конец XIX – начало XX века).


Еще одно нивхское изображение духа-помощника шамана (первая четверть XX века).


Часть жертвенника, стоявшего возле дома шамана на реке Кусун. В центре можно видеть сэвэн Мангии – изваяние главного духа, охранявшего жилище шамана. В правой руке деревянной статуи зажато копье, в левой – меч. По бокам стоят сэвэни Ни – помощники главного духа. Над этой группой парит священная птица Паха-Куа, а по краям экспозиции стоят сэвэны Накасэ в виде вывернутых пней.


Возможно, тоже какой-то сэвэн.


А это теоретически может быть даже и игрушкой, хотя уверенности в этом нет, а пояснительную надпись рядом я сфотографировать забыл.

В следующей главе я планирую перейти к быту русских поселенцев на Дальнем Востоке конца XIX и начала XX веков.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: roler_x
2010-01-24 08:52 am (UTC)
Предыдущий пост в моей френдленте как раз про айну :)
Интересный народ, что ни говори.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 08:56 am (UTC)
Я про них не так уж и много знаю. Но моя гид по Токио рассказывала, что как-то летала в отпуск на Хоккайдо и пыталась встретиться с настоящими айнами. По ее словам, они там уже давно с японцами перемешались так, что не отличить. А все увиденные ею рыжеволосые люди оказались просто крашеными японскими модниками. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: morita
2010-01-24 09:40 am (UTC)
очень интересно!спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 09:55 am (UTC)
Благодарю! :) Честно говоря, я не был уверен, будет ли интересна эта тема.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_dedushkin
2010-01-24 09:45 am (UTC)
Из первобытно-общинного в социализм...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 09:53 am (UTC)
Ну, сначала все-таки в слаборазвитый капитализм. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: michletistka
2010-01-24 10:29 am (UTC)
Какие интересные вещи в музее!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 12:39 pm (UTC)
И это пока только начало. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fesma94
2010-01-24 11:38 am (UTC)
Спасибо! Вспомнил как с дедом на рыбалку ездили и вечером на костер подплыл на своей оморочке нанаец,он перевернулся и вымок,мы его угостили ухой,а он нас медвежатиной.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 01:02 pm (UTC)
А мы хотя в свое время много по протокам ходили, оморочки не встречали ни разу. Впрочем, наверное, недостаточно далеко вниз по реке спускались.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: uncle_patrick
2010-01-24 12:02 pm (UTC)
Отличный музей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 01:03 pm (UTC)
Не покривив душой, соглашусь. :) Наш краеведческий объективно собрал очень неплохую коллекцию экспонатов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarowind
2010-01-24 12:27 pm (UTC)
Я так погляжу вымирающие народы Севера не то чтобы вымирают, а вполне прилично прибавили в населении!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 01:05 pm (UTC)
В последние десятилетия демографическая ситуация стала резко ухудшаться, насколько я знаю. И дело даже не в том, что массово спиваются. Утрачивают собственную культуру и не учат родной язык. В практической жизни он им, наверное, и не нужен совсем. Зато детишки, например в Сикачи-Аляне, учат английский, чтобы хоть как-то заработать на немногочисленных иностранных туристах.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yapet
2010-01-24 12:53 pm (UTC)
А мне вот эвенки интересны.
Они вроде не вымирают и их достаточно много не только в Якутии и Хабаровском крае но и в Бурятии и Амурской области.

Там много про них информации?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 01:07 pm (UTC)
Честно говоря, про глубину представленной информации по эвенкам не подскажу - я в тот день сам по залам пробежался буквально галопом по европам.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-24 11:59 pm (UTC)
Обе каменные обезьянки живы (правда, одна без головы), как и гигантская черепаха с кургана. :) Покажу их в седьмой главе среди прочих экспонатов наружной экспозиции.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: annataliya
2010-01-24 03:29 pm (UTC)
Больше всего, конечно, поразилась амулетом от опухолей. Казалось бы, когда дело было, а проблемы у людей были одинаковые.
А вот интересно, нет ли у вас в крае какой-нибудь национальной традиционной деревеньки для туристов, где все эти наряды, обычаи и традиции преподносятся почти вживую?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-25 12:10 am (UTC)
Сложно сказать, шла ли речь о раковых опухолях или банальных посттравматических. Возможно, между ними тогда и различия особого не видели... Вообще же сейчас медицина борется в значительной степени с болезнями, ставшими следствием прогресса. Я в том смысле, что раньше средний человек просто не доживал до возраста, когда такие болезни проявлялись. Ведь не такие уж далекие наши предки жили-то всего ничего, несмотря на шикарную экологию и натуральность пищи. :)

Национальные деревеньки на Дальнем Востоке, конечно, есть, хотя полностью специализированных на туристах не знаю. Для местных жителей это скорее побочный приработок, соответственно полное превращение деревень малых народов в аттракционы не наблюдается.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedmed1969
2010-01-24 03:47 pm (UTC)
>Кстати, с ними в свое время чрезвычайно долго и упорно воевали японцы по колонизации Хоккайдо.

Чукчи, кстати, некогда тоже нашим жару задали, очень хорошо держались.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-25 12:25 am (UTC)
Да, читал об этом. В принципе даже преимущественно мирная (во всяком случае практически без крупных войн) колонизация Сибири и Дальнего Востока не всегда проходила гладко.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drenea
2010-01-24 06:09 pm (UTC)
Да-да, интересно! Буду следующую главу ждать :)
Товарищ на предпоследней фотографии очень симпатичный ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-25 12:26 am (UTC)
Я бы назвал его стариком-лесовиком. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sad_pingvin
2010-01-25 07:46 am (UTC)
Спасибо за увлекательную экскурсию
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-25 07:50 am (UTC)
И вам спасибо за проявленный интерес! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lyubsla
2010-01-25 08:39 am (UTC)
очень интересно) спасибо)
если будет продолжение - просто замечательно!) очень поравилось зимнее жилище дё - первый раз узнала о существовании такого дымохода)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-25 08:41 am (UTC)
Продолжение будет обязательно, но когда именно - сам пока не знаю. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veldandi
2010-01-25 09:24 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно. Надо же, какое окно огромное

Ешё было бы интересно узнать, из чего тетива у лука-самострела, он наверняка днями в непогоду должен висеть
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-01-25 11:27 am (UTC)
Тетиву в принципе могли снимать и натягивать непосредственно перед охотой. По крайней мере европейские стрелки так и поступали, особенно в сырую погоду.
Про материал тетивы ничего определенного не знаю, но предполагаю, что она могла быть сделана из жил крупных животных.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>