Происхождение самого имени города сейчас доподлинно неизвестно, на этот счет существует немало теорий, пока не нашедших полностью доказанного подтверждения. Некоторые древние источники даже называют город «Плесков». Существует версия, согласно которой имя Пскова название пошло от слова «смола» на наречии одного из коренных малых народов. По крайней мере принято считать, что реку Пскова так нарекли именно из-за темно-янтарного оттенка воды, действительно напоминающего цветом смолу.
И хотя первый раз Псков упоминается в летописях под 903 годом, сам город, по мнению археологов, зародился намного раньше. Есть свидетельства, что первые поселения на этом месте относятся еще к VI веку, а городом они стали двумя столетиями позже.
Первая каменная стена здесь датируется X веком, что в общем-то нехарактерно для русской военной мысли того времени. Тогда почти все крепости были деревянными. Впрочем, в этом уголке северо-западной Руси и условия складывались нетипичные: с одной стороны, была постоянная высокая опасность вторжения, с другой – здесь в изобилии имелся известняк. Именно из того камня тут в древности и стоили практически все: от крепостей до соборов. Исключение составляли лишь жилые дома, которые долгое время все-таки строились из дерева даже для богатых людей.
На этом снимке видна большая часть стены кремля, тянущаяся вдоль реки Великая. Далеко слева виднеется башня Кутекрома, крайняя справа – это Власьевская башня.
Чуть левее колокольни находится небольшая четырехгранная Довмонтова башня. Она расположена по сути на границе двух частей кремля – древнейшего Крома (он слева) и более позднего Довмонтова города. Высоко над каменными стенами поднимается Троицкий собор, который здесь, на преимущественно равнинной местности, видно издалека.
Низенькая стена на переднем плане – надстроенное основание стен церкви Феодора Стратилита, построенной по указу князя Довмонта в XIII веке. Чуть дальше, за крыльцом, видны точно так же надстроенные стены церкви Тимофея Газского, относящейся к тому же периоду.
Из сказанного выше уже можно заключить, что свое название эта часть кремля получила в честь князя. Так оно и есть. Довмонтов город – это второй пояс укреплений Пскова, возведенный во второй половине XIII века в годы правления князя Довмонта (его имя также произносится как Домант или Домонт). Этот князь был литовцем по происхождению, но из-за неких распрей он был вынужден покинуть родину и со своей дружиной был радушно принят в Пскове. Вообще в те далекие времена не было такого понятия, как нация, и русские города (да и не только русские) охотно ставили у власти иноземцев, если те казались им подходящими кандидатурами. Тут стоит вспомнить, что вообще первые русские князья были варягами (скандинавами). Впрочем, литовцы тогда тоже являлись славянами и называли свои земли Западной Русью.
С Довмонтом псковичи не прогадали. В годы его княжения было немало сделано для города: малыми силами одержан ряд военных побед, построено много церквей и оборонительных сооружений. В Пскове Довмонт был крещен и женился на внучке Александра Невского Марии, правил он с 1266 по 1299 год.
Кстати, в петровское время, когда каменные стены уже не могли служить должной защитой от артиллерии, часть их засыпали землей, соорудив редуты. Например, на засыпанной стене вдоль реки Пскова во время Северной войны размещалась Рождественская батарея.
Слева и справа от дороги к Крому видны многочисленные надстройки стен древних и уже давно разрушенных церквей. Культурный слой здесь достигает нескольких метров, так что подлинная старинная кладка находится глубоко под землей. Вообще же в разное время на сравнительно тесной территории Довмонтового города было возведено около двадцати разных церквей. Конечно, одновременно они «не встречались». Некоторые из храмов были построены задолго до князя Довмонта. Подробных описаний древних церквей не сохранилось, так что воссоздание их представляло бы собой очень сложную задачу. В одной из книг я встретил по поводу этих надстроенных стен очень хлесткий термин – «псковские Помпеи».
Справа на снимке виден гигантский меч работы псковского художника-кузнеца XX века в окружении небольших старинных колоколов, это памятный знак в честь Александра Невского.
Современные ворота являются по сути лишь окошком, пробитым в стене над древними своими прародителями.
А теперь остается только представить, какими же грозными были Перси в Средние века, если к высоте современных стен добавить еще поглощенные землей одиннадцать метров камня и приплюсовать глубину оборонительного рва. Неудивительно, что в древности Псков так никогда и не был взят силой оружия.
Вторые ворота пробили в Персях в первой половине XII века при погребении князя Всеволода-Гавриила. Сохранилось предание, что похоронная процессия, направлявшаяся к церкви Дмитрия Солунского, никак не могла проникнуть в Кром через старые Смердьи ворота, по непонятной причине останавливаясь. Это было истолковано как нежелание князя, чтобы его останки попали в кремль подобным путем. Как только были проделаны еще одни ворота, церемония завершилась благополучно.
Кстати, имя князя Всеволода символизирует для псковичей независимость их города. Этот князь был изгнан из Новгорода, которому тогда подчинялся Псков (был его «пригородом», как тогда говорили). В пику новгородцам псковичи хорошо приняли Всеволода и посадили его на княжение. Ему приписывают много заслуг, включая строительство Троицкого собора, но в этом немало преувеличений. Дело в том, что Всеволод княжил здесь очень недолго, чуть больше года, скончавшись от болезни, в то время как собор был достроен уже позже – в 1138 году.
Впереди за стеной возвышается колокольня Троицкого собора. Но этот не тот собор, что был возведен в XII веке, а гораздо более поздний. Сама колокольня встроена в восточную стену Крома и при необходимости могла служить целям обороны. Вообще подобный суровый прагматизм характерен для псковской земли, очень часто храмы здесь размещались так, чтобы они могли стать узлами обороны.
Неслучайно дорога в Кром проходит вдоль двух стен: это тоже защитное сооружение, называемое захабом. В старину захаб заканчивался еще одними воротами. Если бы противник сумел прорваться через внешние ворота, то, попав в тесное пространство между стенами и уткнувшись во вторые ворота, он неизбежно понес бы огромные потери, оказавшись, выражаясь современной терминологией, под кинжальным огнем. Со всех сторон на врага обрушился бы дождь стрел, лились бы кипяток, горячая смола и прочие приметы эпохи.
В подземельях под стенами захаба находились камеры для государственных преступников.
Широко распространено заблуждение, что на вече собирались практически все жители города, по крайней мере мужчины. Это далеко не так. Если в начале XVI века население Пскова составляло более 20 тысяч человек, то даже по приблизительным прикидкам на этой сравнительно небольшой площадке могла поместиться лишь малая часть дееспособного мужского населения. В действительности имела место быть своего рода представительская демократия, изрядно напоминавшая первые шаги к построению демократического общества североамериканских Соединенных Штатов образца конца XVIII века.
Древний Псков делился на восемь административных районов – так называемых концов. Разделение осуществлялось преимущественно по профессиональному признаку, вернее, по сфере деятельности: был кузнечный конец и т.д. От каждого такого района на вече приходило несколько сотен уважаемых представителей, вероятно, не более трехсот. Ну а две с половиной тысячи человек эта площадка вместить все-таки могла, хотя, по всей видимости, на вече собиралось все-таки меньшее число народа.
Крест, поставленный на поле, к вече никакого отношения не имеет. Это памятник одному из стоявших здесь, а потом разрушенному храму. Установлен крест был в 2003 году.
Расположение первых ворот на берегу реки Великой объяснить очень легко – тяжелые осадные машины на узкой прибрежной полосе развернуть было крайне сложно. К тому же нападавшим пришлось бы проделать довольно длинный путь вдоль реки непосредственно под стеной, то есть под плотным огнем защитников города.
В результате реставрации уже в XX веке Средняя башня была воссоздана слишком высокой, в действительности она была несколько ниже.
Сейчас внутри башни нет даже перекрытий, так что полюбоваться с нее панорамой, увы, не получится. Разве что у альпиниста. :)
Решетки эти именовались Нижними. Вторые похожие решетки, Верхние, находились недалеко от современной Гремячей башни (она в этот альбом не вошла) вверх по течению Псковы. Таким образом река при необходимости надежно перегораживалась, практически устраняя угрозу проникновения в город водным путем по Пскове.
Слева вдалеке видно продолжение городской стены, защищающей Запсковье, то есть район, лежащий на другой стороне Псковы. Этот район, входящий в состав Окольного города, был обнесен стенами в XV веке, соответственно башни Высокая и Плоская моложе Кутекромы.
Journal information