?

Log in

No account? Create an account
Первые фотографии Дальнего Востока. Приамурье - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Первые фотографии Дальнего Востока. Приамурье [Feb. 5th, 2010|06:59 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Не было сегодня времени толком заняться обещанными зарисовками по Эдинбургу, поэтому вновь выкладываю значительно менее трудоемкий альбом со старыми фотографиями. И хотя источником их является электронный архив библиотеки Конгресса США, авторство тем не менее принадлежит купцу и фотографу В.В. Ланину. По всей видимости, он стал первым, кто запечатлел Дальний Восток Российской империи.

Сретенск – очень древний по дальневосточным меркам населенный пункт. Он был основан еще в XVII столетии, хотя городом стал лишь в 1926 году – значительно позже, чем был сделан этот снимок. Стоит Сретенск на впадающей в Амур реке Шилке почти в четырехстах километрах к западу от Читы.
Надо упомянуть, что молодой коммерсант Владимир Ланин был знаком со многими исследователями востока России. В частности он был дружен с ботаником и геологом Федором Богдановичем Шмидтом, участвовавшим в научных экспедициях Российского императорского географического общества. Вероятно, именно он и привил Ланину интерес к исследованиям. Впрочем, Ланин и без того проводил немало времени в поездках, что было напрямую связано с его профессией.


Гавань Муравьева в Сретенске.
Знакомство с Ф.Б. Шмидтом произошло в конце 1850-х годов, а в конце следующего десятилетия имя Ланина было упомянуто в «Воспоминаниях о заселении Амура в 1857 – 1858 годах» известного путешественника и сподвижника графа Н.Н. Муравьева-Амурского Михаила Ивановича Венюкова. В этой книге коммерсант, краевед и фотолюбитель поставлен в один ряд с писателями С.В. Максимовым и Д.И. Завилишиным.


Уже Амур – утес Корсакова.
Первые свои фотографии Владимир Ланин сделал, вероятно, в начале 1860-х годов, когда из разъездного торговца превратился в купца второй гильдии в Николаевске-на-Амуре. В то время в связи с совершенствованием технологии фотографии (произошел переход от дагерротипа к мокрым, а затем к сухим коллоидным пластинкам) это хобби стало относительно широко доступным. Именно по совету Шмидта Ланин увлекся фотоделом – выписал из Петербурга сначала соответствующую литературу, а затем и камеру с пластинами и необходимыми химикатами.


Благовещенск. Основанный в 1856 году у слияния Амуре и Зеи, на момент съемки этот будущий центр будущей Амурской области еще находился в стадии младенчества. Впрочем, как и большинство других современных населенных пунктов Дальнего Востока.
Вероятно, все вошедшие в этот альбом снимки были сделаны во второй половине 1860-х или начале 1870-х годов.


Хинганские горы на Амуре. Хребет Малый Хинган расположен большей частью в китайской провинции Хейлунцзян, однако захватывает и часть территории современных Амурской области и ЕАО.


Михайлосеменовская станция близ устья Сунгари. Подразумевается, конечно, почтовая станция, так как железная дорога появилась здесь значительно позднее.


По всей видимости, это едва ли не первая в истории фотография военного поста Хабаровки – будущего Хабаровска. Снято здесь устье речки Плюснинки, текущей ныне в трубах под Уссурийским бульваром. Вверх по склону Средней горы уходит Береговая – первая улица города (сейчас она носит имя Шевченко). Конечно, все запечатленные Ланиным строения давно больше ста лет как канули в Лету.


Вид на всю ту же Береговую перпендикулярно оси улицы Муравьева-Амурского.


Этот же кадр почти наверняка сделан с амурского утеса в направлении пристани. Слева продолжительное время располагался центральный городской пляж, а на склоне холма – сначала городской сад, а затем парк (ныне имени Муравьева-Амурского).


Пристань в Софийске. Это уже нижнее течение Амура. Хотя сейчас данный населенный пункт и считается поселком городского типа, население его составляет только несколько сотен человек. Основан он был, кстати, в 1859 году – годом позже Хабаровска. В советское время его пристань считалась довольно крупной, в частности, там останавливались на ночь ходящие по Амуру суда на подводных крыльях.


Виды котловины горячих ключей на Амуре. Может быть, это Анненские минеральные источники близ деревни Сусанино?


Минеральные Константиновские ключи. На их счет у меня даже догадок нет.


Утес Тыр на Амуре. Приглядевшись, на нем можно разглядеть китайские стелы XV столетия, вывезенные в один из музеев Владивостока только в конце XIX века.


Расположенный к северу от утеса одноименный поселок нивхов. Его история весьма протяженна, она берет свое начало еще в 1263 году, когда китайцами (под властью монгольской династии Юань) там был основан военный пост.


Грот в низовьях Амура.


Вид на озеро Орел.

Во второй главе альбома я начну со ставшего родным Ланину Николаевска-на-Амуре, который и по величине, и по значению в те годы значительно превосходил Хабаровку и Владивосток.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: madam_polasuher
2010-02-05 09:20 am (UTC)
Спасибо вам большое! Это невероятно интересно.
Смотришь даже с каким-то трепетом - вот она, история...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-05 09:42 am (UTC)
Кажется, будто рукой до нее можно дотянуться, как Алиса до Зазеркалья. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedmed1969
2010-02-05 09:22 am (UTC)
про Сретенск помню отличный пост у Перископа. Всегда было интетесно наблюдать расцвет и загад городов. И вокруг меня куча таких же примеров - например, богатейший Троицк сдулся до масштабов райцентра, а занюханный некогда Челябинск, наоборот.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-05 09:44 am (UTC)
Обычная история, на самом деле. Та же Лютеция в галло-римские времена отнюдь не претендовала на высокий статус даже в рамках провинции. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shadow_at_night
2010-02-05 09:29 am (UTC)
Ого, отличные фотографии!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-05 09:43 am (UTC)
Мне тоже так показалось. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ziobr
2010-02-05 09:53 am (UTC)
"Знакомство с Ф.Б. Шмидтом произошло в конце 1950-х годов"

Наверное все же 1850-х
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-05 11:13 am (UTC)
Да, конечно. :) Голова совсем не варит от температуры.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2010-02-05 09:57 am (UTC)
О, Сретенск! На месте первого фото в 2007-м я самолично стоял :)

Предположу, что снято здесь устье речки Чардымовки, текущей ныне в трубах под Амурским бульваром.
На 95% оно. Потому что если бы Плюснинки, то в таком ракурсе (Амур слева) был бы виден Утёс, а его не наблюдается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: palborum
2010-02-05 10:39 am (UTC)
Замечательные, интересные фото. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kentavr_vs
2010-02-05 12:37 pm (UTC)
Мне кажется, что на седьмом снимке всё же Уссурийский бульвар. Если сравнить с девятой фотографией (вид с утёса), то можно заметить похожие очертания холма и линию берега.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2010-02-05 12:43 pm (UTC)
А, нет, вру. Больше похоже на место, ныне называемое Казачьей горой 0_o
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: koka57
2010-02-05 12:39 pm (UTC)
"Михайловская станция близ устья Сунгари" Кажется, на снимке написано Михайлосеменовская станция, нет? Автор фотографии ошибся или просто вы привели более современный вариант названия?
И еще вопрос: почему на некоторых фотографиях есть "зеркальная" надпись? Например, Горячие ключи на Амуре, а на первой фотографии Хабаровки надписей вообще две: одна зеркальная, а другая нормальная. Как такое получилось?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-05 01:32 pm (UTC)
Конечно, же, Михайлосеменовская. Голова у меня сегодня, как сундук - ничего не соображаю. :( Надо выпить "Фервекс" и отправиться спать...

А зеркальные надписи, видимо, были сделаны на обороте пластин. Нормальные же - на лицевой стороне. Хотя часть снимков, похоже, сканировалась с отпечатков.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: muxen
2010-02-05 12:57 pm (UTC)
Я,думаю,это и есть улица Шевченко.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-06 02:39 am (UTC)
Не исключено, но я пока не убежден в этом.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: darkcjc
2010-02-05 05:41 pm (UTC)
Спасибо за фотографии:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-06 02:26 am (UTC)
Всегда пожалуйста! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sherryvolpin
2010-02-05 06:30 pm (UTC)
Тоже поймала себя на ощущении непрерывности времени.
СПАСИБО (честно, спасибо).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-06 02:26 am (UTC)
Вам тоже спасибо, что не прошли мимо этого альбома. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yapet
2010-02-05 07:43 pm (UTC)
Благовещенск смешной какой... А Хабаровск, как это не странно, неплохо узнаваем. Рельеф-то сохранился.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-06 02:24 am (UTC)
Не так уж и узнаваем, если даже тут в комментариях идет спор относительно двух гор - Средней и Военной. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: v_andreev
2010-02-05 10:46 pm (UTC)
Прокудин-Горский, Ланин.. Сколько всего полезного штатовцы сохранили. Респект им)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-06 02:23 am (UTC)
Кстати, да. Меня поражает, как они бережно хранят историю чужих стран. Причем не просто сваливают материалы в архив под замок, но обрабатывают и систематизируют их, а потом выкладывают в Сеть в общий доступ. И самом деле молодцы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: che_ck
2010-02-06 02:07 am (UTC)
есть Ланинские фотографии Владивостока, датированные 1873-1874 гг. А это какие годы?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-06 02:22 am (UTC)
Эти, по всей вероятности, были сделаны чуть раньше. Ориентировочно конец 1860-х. Снимки Владивостока авторства Ланина у меня тоже есть - думаю, и до них в свое время дойдет дело. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vocord
2010-02-06 09:24 am (UTC)
>>>...Опознать местность опять-таки не возьмусь, хотя понятно, что снимок сделан близ одного из современных бульваров перпендикулярно оси будущей улицы Муравьева-Амурского...

Все-таки очень вероятно, что 8-ая фотография - это вид на ул.Береговую (в н.в. - ул.Шевченко), снятый с Артиллерийской горы. Мне кажется, что несколько деревянных строений за время разделяющее фотографии (25-30лет) практически не изменились.

Сравните сами:
Сравнение фотографий ул.Шевченко 1860-х и 1890-х

Фрагменты фотографий взяты отсюда:
ул.Береговая, примерно 1865-1873гг.

и отсюда:
ул.Алексеевская, примерно 1891-1897гг.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: muxen
2010-02-07 08:22 am (UTC)
+1.Здание синим цветом вообще неизменилось,а помеченное красным крыша другая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vocord
2010-02-06 02:02 pm (UTC)
Вероятно, снимки В.В.Ланина все-таки не являются первыми фотографиями Хабаровки.

По информации на сайте Российской национальной библиотеки, начиная с 1850-х гг. императорская Публичная библиотека (ныне - РНБ) активно комплектуется фотографиями при энергичном участии Владимира Васильевича Стасова. Результатом этой работы стал вышедший в свет в 1885 году каталог «Фотографические и фототипические коллекции императорской Публичной библиотеки». Среди материалов каталога В.В.Стасов особо отмечает монументальное пятитомное издание фотографий «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал», 1870г..

Стасова поразили "полные пленительных красот пейзажные фотографии, являющие неисчерпаемое богатство картин, можно сказать, почти вовсе незнакомых не только Европе, но и самим русским".

Эта книга, оцифрована, и находится в электронных архивах Российской государственной библиотеки по искусству, но свободный доступ к электронным архивам закрыт, и предоставляется только платный доступ.
(Это очень досадно, и, на мой взгляд, именно в приватизации доступа к публичной информации ярко проявляется разница в понимании общественной значимости архивных и исторически ценных материалов в России и в США).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-02-07 09:35 am (UTC)
Было бы, конечно, чрезвычайно интересно взглянуть на фотографии Стасова. Однако, вы, правы, в этом контексте сравнение отечественного и штатовского подхода к электронным архивам ну совсем не в пользу первого. Лишний повод высказать уважение американцам...
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>