Тогда этот комплекс, в начале того же десятилетия переданный Красной армии, пережил масштабную реконструкцию. Прежнее здание, о котором я расскажу чуть ниже, было надстроено третьим этажом, значительно изменили конфигурацию внутренних помещений. Вскоре, однако, случился сильный пожар, и архитекторы принялись за работу с новой энергией. Проект реконструкции хабаровского Дома Красной армии, как он в те годы назывался (а позднее получил имя Окружного дома офицеров Советской армии – ОДОСА), разработали ленинградские зодчие А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский. Им принадлежит авторство и концертного комплекса. Не знаю, насколько грандиозен был первоначальный их замысел, однако заложенные в проекте идеи полностью реализованы не были в связи с недостатком средств.
По меркам западной части страны Хабаровск – город очень молодой. Но и он, основанный в 1858 году, не сохранил ни одну из построек первой четверти века своего существования. Дело в том, что первые дома сооружали из самого доступного и простого в обработке материала – дерева. Начало каменному строительству было положено только в 1880-е годы. Толчком этому стало образование в 1884 году Приамурского генерал-губернаторства и перевод в город сначала военного, а затем и гражданского управлений. Не стоит удивляться тому, что к числу первых кирпичных зданий принадлежала резиденция генерал-губернатора.
В своем первоначальном виде дом этот не сохранился, однако определенные следы его существования остались. Именно на его основе и построили в начале 1930-х годов Дом Красной армии.
С прежними постройками крыло соединено перемычкой и аркой проезда во двор. Автором левой части здания с мощным четырехколонным портиком являлся архитектор Р.П. Кухарский. И хотя эта часть комплекса выстроена формально во все том же стиле классицизма, что и южное крыло, сами очертания объемов и декоративные элементы присущи именно позднему, зрелому советскому классицизму.
Первоначальный проект был разработан военным инженером полковником В.Г. Мооро в 1883 году, строительство велось спешно, и уже в следующем году в новенькое здание въехал первый генерал-губернатор Приамурья – барон А.Н. Корф.
В течение последующих пяти–шести лет к зданию присоединялись некоторые пристройки, а также появлялись новые строения на усадебной территории. Впоследствии на участке губернаторского дома сформировался ландшафтный оазис с экзотическими растениями, получивший название сада генерал-губернатора.
Как видно, фасад здания был вытянут вдоль улицы, а его средняя одноэтажная часть фланкировалась двумя разными по величине двухэтажными объемами. Искусной кирпичной кладкой выделялись обрамления окон, подчеркивались карнизы и декоративные фронтоны. Увы, великолепие прежнего декора утрачено навсегда.
Во второй половине 1920-х годов, еще до первой крупной реконструкции, в генерал-губернаторском доме находились комсомольский клуб и окружной комитет комсомола.
Думаю, будет небезынтересно взглянуть на улицу примерно в этом же ракурсе семь и двенадцать десятилетий назад.
Справа виден дом генерал-губернатора, а приземистое строение слева – это будущий Дальневосточный художественный музей и концертный зал Краевой филармонии. История этого здания, пережившего немало реконструкций, также достаточно многослойна.
Здесь на фотографии запечатлен первоначальный облик здания, каким оно было в период между 1888 и 1914 годами. Это был дом переменной этажности: в верхнюю часть рельефа вписывался двухэтажный объем, в нижнюю — более протяженный одноэтажный. В угловой его части находился полуподвал.
Согласно описанию, набор помещений первого этажа включал в себя большая гостиную (зал со сценой), две малые гостиные, столовую с буфетом, переднюю, комнату для музыкантов и туалетная. На втором этаже в небольшом угловом помещении имелась библиотека, две комнаты отводились для карточных игр и одна — под биллиардную. В полуподвале находились комнаты для прислуги и повара, кладовая, а также кухня. Из зала через небольшую гостиную можно было выйти на широкую и просторную террасу, соприкасающуюся с парком. Недалеко от террасы стоял деревянный музыкальный павильон.
В прежние годы Офицерское собрание служило настоящим центром притяжения местной интеллигенции. Все мероприятия организовывались и проводились собственными силами. Спектакли ставил драматический кружок, а концерты давались музыкантами-любителями.
В 1930 году здание отошло управлению рабоче-крестьянской милиции Дальневосточного края, а девятью годами позже его отдали в ведение военного округа. В период Великой Отечественной войны здесь размещалось Военно-строительное управление ДВО. С 1946 по 1960 год корпус поочередно занимали штаб ПВО округа, управление финансовой службы и банк ДВО. Затем два десятка лет под этой крышей располагалась военная прокуратура. В 1981–1982 годах в здании прошел капитальный ремонт, и в 1984 году свои экспозиции для публики в нем открыл вновь созданный музей истории Дальневосточного военного округа. Последние годы мне не единожды приходилось слышать тревожащие слухи о возможном скором закрытии музея.
На долю четвертой главы осталось только два здания с богатой историей и короткий заключительный отрезок улицы.
Journal information