?

Log in

No account? Create an account
Последний вздох хабаровского модерна в дереве - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Последний вздох хабаровского модерна в дереве [Apr. 17th, 2010|05:42 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Вечером вторника 13 апреля в хабаровских теленовостях прошла информация о пожаре в деревянном доме на улице Истомина (сам пожар произошел в ночь на понедельник). Чудес не бывает – речь шла об очередном памятнике деревянного зодчества: за последние годы число их в городе заметно сократилось.


Так выглядел дом Круговского, имеющий адрес ул. Истомина, 18, до 2008 года, когда при загадочных обстоятельствах раз за разом стал гореть. Нынешний пожар – далеко не первый.
Эту и две последующих фотографии мне любезно предоставил из своего личного архива Николай Петрович Крадин – известный хабаровский краевед и историк архитектуры.


Построен дом был в 1912 году на склоне между улицей Барановской (ныне Ленина) и речкой Плюснинкой (Уссурийский бульвар) на Артиллерийской улице (сейчас она носит имя Истомина). Заказчиком и первым жильцом являлся чиновник Федор Григорьевич Круговский, в 1910–1914 годах занимавшего пост гласного городской думы.
Строение имеет весьма оригинальное решение – с башнеобразным объемом с мезонином стыкуется сруб с двускатной крышей.


Фасады обшиты тесом и декорированы (ныне правильнее использовать глаголы прошедшего времени) пропильной резьбой.


А вот современное состояние дома Круговского – таким я увидел его 14 апреля. Стоит здание с некоторым отступом от оси улицы Истомина за небольшой полосой деревьев и кустарника.


Притягивает внимание необычное круглое окно второго этажа в левой части главного фасада.


Уже одна только эта деталь позволяет отнести дом Круговского к чрезвычайно редкому для Хабаровска модерну в дереве. Если ничего не путаю, это единственное сохранившееся до недавнего времени здание такого стиля в Хабаровске.


СМИ уже писали о пожаре, который случился в феврале 2008 года. Насколько я знаю, виновников так и не нашли, списав все на неисправную проводку (при том что на первом этаже, где и случилось возгорание, электричество было отключено за неуплату). И это на фоне чуть более ранней неудавшейся попытки злоумышленного поджога, когда на месте преступления удалось поймать нанятых неустановленным лицом бичей.


Понятно, что соответствующим органам куда проще и комфортнее списать все на проводку, ведь в этом случае виноваты будут сами жильцы. А то, не приведи господи, ниточка расследования приведет еще к заказчикам поджога, которые явно люди непростые.


Здесь видно, что деревянный дом был поставлен на кирпичном фундаменте, как было принято в дореволюционном Хабаровске.


Всего в дальневосточной столице стоит на учете 359 памятников архитектуры, из которых лишь 29 принадлежат к деревянному зодчеству, что совсем немного для города, до середины XX века построенного преимущественно в дереве. И все памятники, разумеется, охраняются государством. Охраняются столь замечательно, что до прошлого года половина этих деревянных зданий была утрачена – их осталось только четырнадцать. В этом апреле стало всего тринадцать. Понятно, что до бесконечности это продолжаться не может – до нулевой отметки осталось не столь уж и много.


Участок, на котором стоит (стоял?) дом Круговского, чрезвычайно привлекателен. Центр города, но при этом пока достаточно тихий – Истомина не имеет сквозного движения между улицей Ленина и Уссурийским бульваром, да и сам бульвар проезжей частью она не пересекает. Кругом, как на дрожжах, растут достаточно безликие жилые высотки.


За забором готовится развернуться стройка «Дальспецстроя» (участок Калинина, 39). Там вскоре вознесутся ввысь восемнадцать этажей жилой башни со встроенными офисами, пристроенным подземным двухэтажным гаражом-стоянкой на 38 машино-мест и пристроенными магазинами. Будущая новостройка войдет в состав комплекса из трех однотипных жилых домов с организацией единого пространства. Как мне сообщили, в проекте соблюдены нормативные требования по инсоляции будущих жилых домов и существующей застройки, учтены ремонт и реконструкция дорог и проездов, прилегающих к участку.
Впрочем, без плана трудно судить, мешал ли дом по Истомина, 18 строительству. Однако участок тут достаточно тесный. Но от этого не менее лакомый.
По мнению специалиста, дом Круговского восстановить вполне можно, пусть даже в значительной степени это будет новодел. С другой стороны, в основательно разрушенной Второй мировой войной Европе очень много исторических достопримечательностей, частью по кусочкам и фрагментам восстановленных из руин, а частью тщательно построенных по сохранившимся описаниям и чертежам. Большой беды в этом нет. Беда в другом – последний образчик модерна в дереве в Хабаровске с высокой степенью вероятности восстанавливать не станут. Те, кто обязаны охранять памятники архитектуры (конкретно министерство культуры края), совершенно индифферентны, ну а застройщикам история интересна мало – за деньгами они ничего не видят. Так что будущим поколениям скорее останутся безликие башни начала XXI века, от которых за километр несет азиатчиной, а не красивейшие малоэтажные особнячки рубежа XIX и XX столетий.


Думаю, несложно понять страхи жителей деревянного дома с адресом Истомина, 20, который сейчас остался единственным обитаемым островком старины на данном участке в тени уже построенных и еще только запланированных башен. Сами же жители утверждают, что на месте их дома уже давно спроектирован некий бизнес-центр. Мне сложно комментировать эти слова, однако прискорбные тенденции, наблюдаемые в городской застройке, увы, налицо.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: yarowind
2010-04-17 06:48 am (UTC)
Да, обычная история для многих городов:(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 06:53 am (UTC)
Я понимаю, но происходящее все равно непросто принять как данность эпохи. Ведь уцелевшее уже можно пересчитать по пальцам!.. Культурное пространство архитектуры дальневосточной столицы обедняется донельзя.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: michletistka
2010-04-17 06:52 am (UTC)
Жалко дом. У нас один из отснятых мной в прошлом году домов тоже печально кончил. он пока цел, но с него сорвали все ажурные наличники...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 06:54 am (UTC)
А что не уничтожают, то "реставрируют" до неузнаваемости и полной потери историчности. :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anvtr
2010-04-17 06:54 am (UTC)
Печально сие.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 06:57 am (UTC)
Еще печальнее то, что общество защиты памятников ничего не может поделать, так как реальных рычагов не имеет, а те чиновники, что имеют, бездействуют, чтобы не сказать больше. Ну а у застройщиков традиционно золотой туман перед глазами. При поджогах же могут погибнуть люди - это тоже мало кого волнует.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedmed1969
2010-04-17 07:04 am (UTC)
знакомо всё это. Вот так же в середине 90-х в Омске сгорел красивейший дом, в котором был музей.

Я в своё время писал про великолепный дом на Красноармейской в Челябинске, который до недавнего времени занимало одно из подразделений службы судебных приставов. Теперь его отдали союзу журналистов - дом в ужасном состоянии http://domchel.ru/news/279605.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 07:08 am (UTC)
Ужасное состояние - тоже большая проблема. Но даже она лучше целенаправленного уничтожения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: anikevich
2010-04-17 07:12 am (UTC)

жалко, могли бы разобрать и реставрировать

У меня бабушка с тремя детьми (моих мамой, тетей и дядей) жила на Истомина в деревянном доме после войны. Нужно будет у мамы уточнить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 07:17 am (UTC)

Re: жалко, могли бы разобрать и реставрировать

Говорили одно время о проекте создания в Хабаровске своего рода музея деревянной архитектуры под открытым небом, куда свозились бы старые дома. Честно говоря, такие идеи меня в восторг не приводили, так как неизбежно искажалось бы лицо исторического центра города. Кроме того, были бы утеряны привязки к местности, на мой взгляд, важные при восприятии и оценке зданий. Но то, что происходит, еще хуже.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2010-04-17 07:26 am (UTC)
Да, теперь вспомнил этот дом, и окошко это. А то не мог понять, про какой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 07:27 am (UTC)
Угу, Сергей, окно очень запоминающееся. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_galoux
2010-04-17 07:40 am (UTC)
поразительная способность своими руками уничтожать собственную историю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sqlnavigator
2010-04-17 08:12 am (UTC)
Отказ от собственной истории, корней, традиций - национальное самоубийство.
увы. это мы и видим.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: k0nstrukt0r
2010-04-17 09:16 am (UTC)
Скоро в центре Хабаровска невозможно будет находиться. Когда-то в исторической части города было приятно погулять. Сейчас совсем не то. А когда построят еще пару десятков "элиток", сняв золотые сливки, "элитки" потеряют свои потребительские качества, связанные с расположением, обесценятся. Сами себя обманываем. В выигрыше только корумпированные чиновники. Конечно, и городу перепадает что-то за участки, подключение к сетям. Но в далекой перспективе вероятны потери. Потеря лица города, туристического потенциала, потеря потребительских качеств застройки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 11:21 am (UTC)
Как говорится, подпишусь под каждым словом. Совершенно такие же мысли. Следующие поколения проклянут нынешнее градоначальство. Если, конечно, Дальний Восток каким-то чудом останется российским.

Edited at 2010-04-17 11:24 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: uzverkms
2010-04-17 09:28 am (UTC)
Блин, тот самый дом с круглым окном :-(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 11:17 am (UTC)
Других подобных в дереве в городе уже нет. Хотя пока еще имеются в камне. Надолго ли?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pparrlliament
2010-04-17 10:23 am (UTC)
да... жалко... а насчет последнего абзаца - страшно, наверное, так жить...(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 11:19 am (UTC)
И жгут ведь ночами, когда люди спят. Действительно, в наше время высоких цен на все, что угодно, человеческая жизнь стоит, напротив, поразительно дешево. Особенно когда на карте лакомые городские участки и полновесные взятки.

Edited at 2010-04-17 11:41 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rezeknenka
2010-04-17 06:55 pm (UTC)
До боли знакомая история. У нас в Юрмале деревянные дачи конца XIX-начала XX века тоже вспыхивают от "неисправной проводки" и "действий бомжей" с завидной регулярностью. Увы, но у государства как всегда нет средств...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-17 10:47 pm (UTC)
У нас дело упирается не в нехватку средств, а в наплевательское отношение властей к законам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: romanklimenko
2010-04-18 04:08 am (UTC)
я каждый день его проходил по дороге в школу.
Дом с круглым окном - символ моего детства
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-18 04:16 am (UTC)
И хотя у меня этот дом с детством не ассоциируется, все равно мне его очень жалко.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ljournalist_bot
2010-04-18 06:56 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: artseve
2010-04-18 05:10 pm (UTC)
место то дорогое наверное.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-18 09:00 pm (UTC)
Вне всякого сомнения - самый центр, при этом достаточно тихий уголок, что в наше время встречается уже нечасто.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: bird_grill
2010-04-19 04:20 am (UTC)
Промолчу. Ибо одни маты...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-19 08:53 am (UTC)
Я вас прекрасно понимаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>