КТО ЗАЩИТИТ ОТ БЕСПРЕДЕЛА?
Странное впечатление производит сегодня Хабаровск. С одной стороны, он обновляется, постоянно строится. А с другой – все меньше и меньше в нем остается от города исторического, такого, который привлекает внимание туристов, его гостей, да и коренных жителей. Исчезает изюминка, что-то свое, только Хабаровску присущее, и он все больше и больше становится похожим на другие российские города, без своего, только ему свойственного портрета. Уже нет в нем некогда солидного культурного пласта – деревянного зодчества, о котором сегодня мы можем говорить только в прошедшем времени. Еще совсем недавно, всего несколько лет назад в городе насчитывалось несколько десятков памятников деревянной архитектуры. Сегодня историческое лицо Хабаровска практически исчезло: «по-тихому», без всяких согласований снесли почти всю деревянную застройку, представлявшую большую историческую ценность. Современное молодое поколение хабаровских жителей и не знакомо с деревянным Хабаровском, не знает, был ли он таким. Можно сказать, что усилиями городских властей деревянную архитектуру благополучно похоронили. Причем, руку к этому поочередно прилагали первые лица города, начиная с П.Л. Морозова, обещавшего при сносе самых ценных деревянных домов создать музей деревянного зодчества. Теперь все эти дома сохранились лишь на фотографиях, которые будут включены в Книгу памяти хабаровской деревянной архитектуры. Надеюсь, она увидит свет в назидание потомкам. Самое печальное состоит в том, что и те редкие деревянные здания-памятники, которые еще сохранились в городе, продолжают сносить или поджигать. Вот совсем недавно разобрали и увезли (видимо, на дрова) два деревянных дома по улице Запарина (51 и 51-а). В начале апреля почти совсем сгорел великолепный деревянный дом с улицы Истомина,18. Уничтожен дом с великолепной деревянной резьбой по улице Комсомольской, 72-а. Снесены несколько деревянных домов по улице Дзержинского (21, 52, 63, 69). Выселен и готов к сносу дом по улице Тургенева, 28. Исчезла почти вся деревянная резьба с наличников окон на доме по улице Истомина, 7. Этот скорбный перечень можно продолжать…
Мне могут возразить, что ведется в городе и реставрация деревянных домов. Как она осуществляется, можно показать на конкретном примере. Откровенной насмешкой над сохранением и реставрацией выглядят те примеры, на которые власть предержащие ссылаются, когда с ними заводишь разговор об уничтожении памятников деревянного зодчества. Многие жители наверняка знают двухэтажный деревянный дом на улице Ким Ю Чена, 23. Очень интересный по архитектуре дом, срубленный из бруса. Так вот, года два назад его разобрали совсем и увезли в неизвестном направлении, а на его месте вырыли глубокий котлован, построили подземное бетонное сооружение, а на нем соорудили кирпичный дом, который снаружи облицевали брусом наподобие существовавшего памятника архитектуры. Причем, весь дом покрасили в дикий голубой цвет. Скажите, где это было видано, чтобы бревна сруба красили? И теперь этот новодел выдается за реконструированный памятник. Вот и стоит этот памятник-бутафория бесхозным, выставленный на продажу. В такой же роли находится, кстати, и деревянный дом по улице Шеронова, 90.
Многие жители наверняка знают солидную книгу – фолиант, в которой собраны все памятники истории и культуры Хабаровского края, состоящие на государственной охране. На 2006-й год, когда эта книга-реестр вышла из печати, в ней числилось 29 памятников деревянной архитектуры. Сегодня из них сохранились всего 13, что составляет менее половины. Каким образом снесены остальные, по чьему повелению или прихоти? Ведь раньше все вопросы о сносе рассматривались специальной комиссией, теперь все решает кто-то один. Правда, существует в Хабаровске государственный орган, обязанный следить за сохранностью историко-культурного наследия – это научно-производственный центр при Министерстве культуры края. Центр этот возглавляет архитектор Иванов А.В. Можно видеть, с каким рвением он «сохраняет и охраняет» памятники.
Сегодня с обеих сторон от Амурского и Уссурийского бульваров на главную улицу города (Муравьева-Амурского) почти вплотную выдвинулись высотные «монстры», в прямом и переносном смысле задавившие историческую застройку 1900–1930-х годов. Особенно наглядно этот негатив виден в районе Комсомольской площади, где за Домом радио к площади придвинулась огромная пластина жилого дома с тремя башнями (ну чем не слон в посудной лавке?). А впритык к зданию ТЮЗа по улице Комсомольской появился многоэтажный точечный дом, и во дворе там же совсем недавно началось строительство еще одной, еще более крупной высотки. Плакат, стыдливо отвернутый от прохожих, вещает, что работы осуществляет ООО «Стройкомпани» по заказу ООО «Строймикс-А», а строятся здесь офисное здание, многоэтажный жилой дом, подземная автостоянка, да в придачу к ней еще и автопарковка. В общем, целый комплекс. И все это на небольшом по площади пятачке, практически в исторической зоне, вплотную к нескольким памятникам Федерального значения. С Комсомольской площади, где доминирующим акцентом является памятник Героям Гражданской войны, эта новая башня наверняка возьмет роль доминанты на себя и «задавит» стоящие на переднем плане памятники архитектуры федерального значения, построенные в начале XX века. И самое любопытное состоит в том, что высотка, о которой идет речь, построена по проекту главного защитника хабаровской старины Иванова. Более того, в этой высотке ему удалось «отхватить» верхний этаж, где он устроил свою собственную архитектурную мастерскую под названием «АСНОВА». Даже название для собственной фирмы не смог придумать, а «позаимствовал» у других. Известно, что в 1920-е годы в Москве именно под таким названием существовало объединение (Ассоциация) архитекторов, художников и инженеров, ставившее своей целью создание новой выразительной архитектуры в синтезе с пластическими искусствами. Причем, дом этот Иванов поставил вплотную к памятнику архитектуры федерального значения, нарушив тем самым все существующие положения о зонах охраны памятника, без всяких согласований (или сам себе и согласовал, используя свою должность государственного защитника старины). Известно, что много лет в городе существовала специальная общественная комиссия, на которой рассматривались все подобного рода проектные предложения, касающиеся застройки в исторической среде Хабаровска. Теперь никаких комиссий, никаких градостроительных советов нет – с ними для власти, видимо, одна головная боль. Все теперь решается келейно и по-тихому. А куда, интересно, смотрит краевой архитектор, отвечающий за архитектурный облик дальневосточной столицы? Или все это и происходит именно с его согласия?
Проблемы современной застройки Хабаровска, на мой взгляд, должны решаться не так, как они решаются в любом другом современном городе. Хабаровск – город исторический, он обладает богатым историко-культурным наследием, сосредоточенным преимущественно в центральной части. Именно здесь находятся основные памятники архитектуры, имеющие статус памятников федерального значения. И этот реликтовый «островок», казалось бы, должен бережно сохраняться. К сожалению, на практике происходит совершенно иначе.
Теперь очередь за одно- и двухэтажными особнячками. Когда рядом с ними появилась новая, более высокая застройка, уже раздаются голоса о том, что она не масштабна окружению. А когда ставили высотки, почему-то подобных вопросов не возникало. Не цинизм ли это? Высотная застройка сегодня вплотную подступила к центральной, исторической улице города. Уже на центральную улицу не стесняясь, ставят огромные рекламные щиты (угол Карла Маркса и Комсомольской), завешивают ими памятники архитектуры федерального значения, находящиеся на государственной охране. В районе Гупровского городка, например, в пределах видимости находятся более десятка таких огромных по размерам щитов, поставленных на каждом перекрестке по несколько штук. Такого рекламного беспредела, какой наблюдается в Хабаровске, мне не приходилось видеть ни в одном городе. Кто-нибудь следит за этим? Понятное дело, за эти рекламы город пополняет свою казну, но ведь должно же быть хоть какое-то чувство меры.
Посмотрите на европейские исторические города – там вообще нет подобной рекламы, а все современное строительство осуществляется за пределами исторической части городов, в нескольких километрах – на совершенно новых территориях. Разве мало таких пустых мест в Хабаровске, зачем же заполнять его исторический центр современными высотными монстрами сомнительного архитектурного достоинства? Происходит перенасыщение исторического центра города жилыми домами, которым здесь не место. Кто остановит этот сегодняшний строительный беспредел в центре города и защитит его историческое ядро? Культура – понятие не эфемерное, а вполне реальное. Она проявляется не только в поведении и общении, но и в том, как выглядит город, конкретный дом, площадь или сквер. Станет ли Хабаровск культурным центром Дальнего Востока – вопрос не праздный. А пока, к сожалению, он таковым не является.
Н. Крадин, профессор, доктор архитектуры
Journal information