?

Log in

No account? Create an account
Южный микрорайон: от Первого кольца к улице Панфиловцев - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Южный микрорайон: от Первого кольца к улице Панфиловцев [Apr. 25th, 2010|01:30 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Один раз я уже устраивал виртуальную прогулку, начавшуюся в Южном микрорайоне Хабаровска и завершенную у озера Рица. Виды получились далеко не самые парадные, но это все-таки грань живой, а не витринной жизни дальневосточной столицы. В рамках той же концепции хочу показать другую часть Южного, а если быть точнее, то собственно одноименный микрорайон вдоль улиц Ворошилова и Панфиловцев. Здесь следует заметить, что, говоря о Южном, хабаровчане часто подразумевают не один только микрорайон, но и прилегающую к нему часть города, в частности район 56-й школы и т.п. Здесь же в двух главах я покажу непосредственно микрорайон, а точнее, южную его часть.
Старт состоялся, как и в прошлый раз, у так называемого Первого кольца – пересечения главной улицы Южного, носящей имя Суворова, и улицы Ворошилова. В кадре фигурируют позднесоветские типовые четырнадцатиэтажки. Ближайшая расположена напротив торгового центра «Эвр».


Именно он дал название этой автобусной остановке на улице Ворошилова в полусотне метров от перекрестка – «Торговый центр». Это один из наиболее оживленных уголков микрорайона, концентрация магазинчиков и киосков тут примерно такая же, как у обычной стации московского метрополитена. Частники продают тут продукцию личных хозяйств, по утрам даже привозят молоко. Вечерами же здесь кучкуются подозрительные молодые люди, мрачно щелкающие семечки и потягивающие пиво.


Основу застройки тут составляют унылые панельные пятиэтажки-брежневки преимущественно конца 1960-х и начала 1970-х годов. Впрочем, часть Южного, обращенная от Первого кольца на запад, в сторону Краснореченской улицы, может похвастать еще довоенными каменными домами. Однако здесь путь лежит к кварталам сравнительно недавней застройки, где до конца 1960-х годов находился только частный сектор.


Думаю, жители первых этажей этих панельных коробок буквально молятся на автора генплана района, оставившего между улицей и домами довольно широкие полосы зеленых насаждений. Растительность, правда, сравнительно чахлая – микрорайон стоит на болоте, но в летние месяцы она неплохо ограждает от шума и пыли. Сейчас, в конце нетипично холодного в этой году апреля газоны и деревья выглядят скорее печально, но уже в середине мая почти наверняка будут радовать глаз.


Первые этажи тех домов, которым не посчастливилось получить зеленую ширму, пестрят разнообразными магазинами, салонами и офисами по работе с населением – обычная судьба первых этажей, переведенных в нежилой фонд. На заднем плане можно видеть белые стены «Эвра».


Думаю, очень многие в наше время хотели бы согласиться с этим мальчиком с щита социальной рекламы.


До конца 1990-х годов показанная чуть выше полоса зеленых насаждений тут представляла собою трясину, по краю которой были стихийно протоптаны тропинки. Потом, к счастью, муниципалитет нашел средства на превращение неприглядного уголка в прогулочную зону для жителей окрестных домов – проложили асфальтовые дорожки, установили скамейки, оградки у края тротуара. До сих пор этот уголок производит неплохое впечатление, хотя иные несознательные горожане ведут себя не лучшим образом – утром выходных дней здесь нередко громоздятся горы мусора с преобладанием в них пивной и водочной тары, скамейки и оградки бывают поломаны. Представляю, сколько усилий приходится тратить дворникам на приведение аллей в порядок…


Обычно параллельно первой линии домов, тянущейся вдоль улицы, идет вторая, за ней – третья. Теоретически можно идти дворами, но не рекомендую. Почему – покажу чуть дальше.


За длинным кварталом, начинающися еще от Первого кольца и заканчивающимся около улицы Рокоссовского, расположено сразу несколько гаражно-строительных кооперативов (ГСК). Уходящая к девятиэтажкам асфальтовая лента – это, правда, не Рокоссовского, а некий безымянный (по крайней мере для меня) проезд. Шиномонтажка обслуживает нужды владельцев многочисленных гаражей, а трудятся на ней несколько парней откуда-то из Средней Азии, в этой же будке они и живут. Кстати, за какую-нибудь пустячную услугу (вроде аренды инструмента) они вообще могут отказаться взять деньги, мол, сочтемся в следующий раз.


Ну углу Рокоссовского меня умилил заботливо проложенный старым ватником люк, возможно, теплотрассы.


На Ворошилова улица входит как бы двумя лучами, между которыми находится треугольный в плане палисадничек.


Горожане дышат свежим воздухом.


Во время сильных дождей всю эту местность заливает водой так, что в ней, случалось, глохли машины, самонадеянно пытавшиеся проехать по дороге. В конце лета, правда, хоть как-то прочистили ливневую канализацию – и потопы стали не столь сильными.


На запад к Краснореченской уходит улица Прогрессивная. По ней я стараюсь не ездить из-за перманентно присутствующих глубоких дыр в асфальте. Впрочем, приличные дороги в этой части Южного являются скорее исключением, чем правилом – даже Ворошилова здесь из года в год в большей степени напоминает терку.


На этом снимке можно охватить взглядом часть Ворошилова, уходящей вдаль к перекрестку с улицей Панфиловцев. Высокий бело-красный дом в левой части кадра стоит как раз вдоль последней. Чуть ниже (ближе) перед пятиэтажкой можно видеть уголок сквера в створе улицы Рокоссовского. Мой же путь идет вдоль десятиэтажных домов.


Душещипательная надпись на асфальте перед одной из башен.


Тротуары чуть дальше выложены плиткой образца 1980-х годов. Ходить по ней весьма неудобно. Представляю, как тут мучаются представительницы прекрасного пола на каблуках.


Автобусная остановка «Индустриальный поселок». В утренний час пик сюда ходят даже те, кому было бы удобнее садиться на Первом кольце – там около восьми часов утра в переполненный автобус, идущий в центр города, не всегда получается втиснуться даже с боем.


Уличная торговля. Не знаю уж, как насчет редиски, но консервы, колбасу, кондитерские изделия и т.п. так частенько продают уже с истекшим сроком годности. Пенсионеры покупают – у них каждая копейка на счету.


Киоск на углу улиц Ворошилова и Панфиловцев. Как уже можно было заметить, в Южном улицы носят «боевые» имена.


Нехитрый ассортимент: пицца, пирожки, хот-доги, печенье, жевательная резинка, соки, пиво и прочий легкий алкоголь…


АЗС крупнейшей в крае сети НК «Альянс». На ее заправках очень любят недоливать, бензин продают дороже, чем все остальные, но зато он выпускается на Хабаровском нефтеперегонном заводе (ХНПЗ), где не жалеют средств на модернизацию, а потому и качество топлива весьма высокое. Зимой я это ощутил и по уровню расхода, и по легкости, с которой машина заводилась даже в самые сильные холода.


Юго-западный угол микрорайона – если пройти по Ворошилова чуть дальше на юг, то очень скоро можно попасть в частный сектор. Ну а я поверну налево – на восток – и пойду уже по улице Панфиловцев.


Опять остановка «Индустриальный поселок», только ориентированная в противоположную сторону от ранее показанной.


Она же чуть со стороны.


Вдоль южной стороны улицы тянется довольно-таки большой муниципальный торговый центр – своего рода центр притяжения для жителей окрестных кварталов.


За ним расположились еще один–два павильона – магазины, офисы по работе с населением и т.п. Торговая инфраструктура тут в принципе достаточно развитая, но состояние дел таково лишь сравнительно немного лет. Скажем, в 1980-х годах, по отзывам местных жителей, магазинов в этой части микрорайона практически не было.


Ширина улицы тут такова, что та в большей степени напоминает бульвар.


Неизменная примета весны – попрошайки из теплых союзных республик. Бизнес организован по всем правилам – мамаши носят на руках младенцев, детишки постарше бегают чуть в отдалении. И те, и другие, не стесняются хватать прохожих грязными руками и требовать подаяния. Особенно настойчивы они, когда видят перед собою людей интеллигентных или беззащитных – психологи. Ну а за выручкой в течение дня наведываются соплеменники на дорогих джипах, они же вечером увозят «вахту» куда-то на ночлег. Ей-богу, совершенно не понимаю тех, кто им подает…


Эти дома построили уже в 1990-х, впрочем, средний – еще позднее. До времени их возведения тут находился обширный пустырь, продуваемый всеми ветрами. Место, говорят, было исключительно неуютное, особенно вечерами, когда улица освещалась лишь окнами неблизких домов, а порывы ветра носили разнокалиберный мусор вроде целлофановых пакетов. В общем, о районе этом без особого тепла отзываются даже его уроженцы.


Хуже, чем у Панфиловцев, в южной части города, пожалуй, репутация была (да и, наверное, до сих пор таковой остается) лишь у Пятой площадки. Однако в прошлом году я заглядывал сюда в мае, когда все цвело и зеленело, район показался мне достаточно симпатичным. Справедливости ради нужно отметить, что в тот раз я во дворы носа не казал. Самое время восполнить этот пробел и посмотреть, как живут люди на улице Панфиловцев и в ее ближайших окрестностях.


Увиденное, честно говоря, не впечатлило – разбитый асфальт, грязь, обклеенные объявлениями и разрисованные гаражи, унылые дворы.


Насколько мне рассказывали, в 80-х годах в этой части Южного (как подсказывают, несколько дальше, на улице Малиновского) строили дома по экспериментальной технологии из блок-секций, когда даже коммуникации вроде труб отопления заранее устанавливались на заводе-изготовителе. Эксперимент признали неудачным: в одну из первых же зим трубы прорвало, а их замена оказалась весьма проблематичной в силу специфики проекта. Впрочем, слышал все это с чужих слов.


Однако большинство этих домов возвели в конце 1970-х.

В следующей главе я продолжу прогулку по дворам, и, описав широкую петлю, чиркнув почти по самой границе микрорайона, вновь выйду на улицу Панфиловцев. Обещаю, что далеко не все фотографии будут столь депрессивными. :)
LinkReply

promo dkphoto may 12, 2016 14:30 16
Buy for 100 tokens
46 Второй день отпуска оказался чрезвычайно насыщен событиями, а посему материала по нему оказалось столь много, что по техническим ограничениям LiveJournal я вынужден разбить его на две части. Так или иначе, здесь я поведаю о самостоятельной поездке к самому знаменитому туристическому объекту…

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: anikevich
2010-04-26 11:17 pm (UTC)
А не планируете по Краснореченской фотоэкскурсию (от хф завода до Сурикова)? Интересно было бы глянуть как там сейчас все.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-26 11:19 pm (UTC)
Пока не планирую, честно говоря, хотя Сурикова - район достаточно интересный. Но у меня и центр пока практически не охвачен, так, пара площадей и чуть больше улиц.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_andreev
2010-04-26 11:23 pm (UTC)
уютненький такой райончик)
интересно, сколько там недвижимость стоит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-26 11:25 pm (UTC)
Дороже, чем в Испании, как ни странно. :) Правда, все равно дешевле, чем, подозреваю, в любом районе нерезиновой.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: uchilkamlyat
2010-04-27 12:56 am (UTC)
Интересно и очень необычно у вас получилось, всегда прятно почитать про родные, не раз обхоженные места:)
Только каким-то у вас Южный односторонним получился - спально-торгово-маргинальным. А театр-студия "Бенефис", Вы ведь ее видели, а ничего про нее не сказали? А уютные и по-настоящему красивые скверы школ и центров внешкольной работы? А яркие многоэтажки на Прогрессивной - Вы там вроде бы были в предыдущих постах?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 01:07 am (UTC)
По Прогрессивной с камерой я еще не бродил, но яркими те многоэтажки назвать затрудняюсь... Улица становится архитектурно интересной лишь ближе к Краснореченской. Об упомянутом театре-студии, стыдно признаться, впервые слышу. :) Я показывал этот уголок микрорайона таким, каким вижу его сам. Впрочем, мои впечатления совпадают с тем, что говорят о нем иные знакомые, живущие тут же.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: milidina
2010-04-27 01:00 am (UTC)
Ну а как же двор того самого нового дома на Панфиловцев? Он даже первое место занял как самый благоустроенный двор города. А то помойки вокруг на фото есть, а его нет - непорядок :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 01:02 am (UTC)
Он как раз и оставлен на десерт. И в самом деле очень аккуратный благоустроенный двор - контраст с соседними просто поразительный. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kentavr_vs
2010-04-27 01:35 am (UTC)
>>Душещипательная надпись на асфальте перед одной из башен.
Каюсь, являюсь автором подобной, во дворе на Панфиловцев, рядом с тем, что вы сняли. Около 85-ой школы. Правда, я хз, цела ли она до сих пор, не знаю износостойкости краски. Стыдно, но что поделать.
Вы-таки затронули струнку в душе %)

Там, кстати, рядом и детский сад есть, довольно нехилый. Даже про бассейн что-то говорили, насколько помню. от своей бывшей слышал, они туда мелкого водили. Вот как раз за тем домом, чтоснят на последней фотографии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 02:15 am (UTC)
Во второй главе я как раз покажу два детских сада и школу. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: peshalov
2010-04-27 01:37 am (UTC)
Дим предлагаю по "красной речке" погулять - там японские постройки сохранились - забавные такие )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2010-04-27 01:48 am (UTC)
Это где это? 0_o Ну, японские, в смысле.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: djenden
2010-04-27 03:17 am (UTC)
enfoe пару последних к себе в жж
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 03:27 am (UTC)
A la какой есть Хабаровск на самом деле? ;) Это, конечно, не исключения, но и далеко не самые типичные виды - в среднем город значительно чище. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: polar_bee
2010-04-27 03:27 am (UTC)
Дразнится: "Южный, Южный, никому не нужный."
Но люди там живут.
И не хуже, чем, скажем, на Черной речке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 03:33 am (UTC)
Есть такой стишок. :) Однако шутки шутками, а по степени развития инфраструктуры Южный (я, конечно, не говорю об одной только районе улицы Панфиловцев) уступает разве что центру города.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: darkcjc
2010-04-27 04:29 am (UTC)
спасибо за фотографии и экскурсию:)

все же север лучше.
или мне кажется?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 04:41 am (UTC)
Однозначно лучше, чем район Панфиловцев. Относительно сравнения всего Северного со всем Южным я не столь уверен. Первый выигрывает за счет близости берега Амура и сравнительно короткого пути в центр. Во втором же лучше развита инфраструктура.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2010-04-27 04:47 am (UTC)
А неплохо выглядит ваш Южный. А то мне хабаровчане про него нарассказывали, словно это жопа мира...
Хотя, если транспорта мало, то реально - плохо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 04:52 am (UTC)
Автобусы в принципе ходят часто, причем в середине дня полупустые. В часы же пик в них подлинные давки. Ну а на машине попасть в центре можно вообще за двадцать минут, если пробок нет. По утрам и вечерам пробки, конечно, бывают, но в основном ближе к центру.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: two_monicas
2010-04-27 05:37 am (UTC)
"Эти дома построили уже в 1990-х, впрочем, средний – еще позднее."

Ого, никогда не видела таких домов в Ха. Смотрятся довольно неплохо и впечатление такое, что подобные картинки фасадов я видела то ли на мексиканских фото спальных районов, то ли чилийских.

А про 5-ю прощадку не планируется случайно рассказ? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 06:06 am (UTC)
Проекты и в самом деле внешне выглядят интереснее более ранних.
Относительно Пятой площадки я в раздумьях - не то это место, где можно спокойно гулять одному с зеркалкой.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dkfl
2010-04-27 07:14 am (UTC)
да.. жесть. впрочем везде такое.
а где районы "слуг народа" с дорогими коттеджами?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 07:18 am (UTC)
Под Хабаровском таких поселков, честно говоря, не знаю...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fetuzik
2010-04-27 07:33 am (UTC)
Интересно. Некоторые кадры напомнили мой родной город Кишинев....
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 07:37 am (UTC)
Районы, созданные в советскую эпоху (особенно в брежневские времена), во многих городах бывшего Союза весьма и весьма схожи. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: muxen
2010-04-27 07:46 am (UTC)
На Ворошилова улица(Малиновского) входит как бы двумя лучами, между которыми находится треугольный в плане палисадничек.
Может ул.Рокоссовского?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 07:52 am (UTC)
Конечно, Рокоссовского! Зарапортовался. :)

P.S. Кстати, Алексей, помните наш разговор относительно года постройки здания речного вокзала? Крадин мне сказал, что дом тот датируется примерно 1900 годом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: muxen
2010-04-27 08:00 am (UTC)
<Основу застройки тут составляют унылые панельные пятиэтажки-брежневки преимущественно начала 1970-х годов.>
Поправочка 5-эт.панельные дома,особенно по ул.Ворошилова начали строить с 1967 года.Тётка родная в 1969 году получила квартиру по ул.Ворошилова,17.Он на фотографии где люк запечетлён.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-04-27 08:06 am (UTC)
Хм... у меня знакомые живут в домах 1971-73 годов. Передвину временные рамки в тексте, спасибо! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>