?

Log in

No account? Create an account
Новосибирск 1980-х годов - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Новосибирск 1980-х годов [Jul. 11th, 2010|12:50 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Подобно тому, как я показывал уже Хабаровск и Владивосток времен заката советской эпохи, хочу переместиться с Дальнего Востока в западную Сибирь и совершить краткий экскурс во времени при помощи книги «Земля Новосибирская», увидевшей свет в 1983 году в московском издании «Советская Россия». Для меня это лишний шанс показать столицу Сибири, где я побывал в 2004–2005 годах, но так и не собрался еще соорудить соответствующие альбомы.
Здесь на снимке фигурирует привокзальная площадь Гарина-Михайловского, где еще только завершают сооружать массивное здание гостиницы «Новосибирск». Вдаль к площади Ленина, легко узнаваемой благодаря огромному куполу знаменитого Государственного академического театра оперы и балета, уходит улица Вокзальная магистраль.


Столица области – Новосибирск. Город с удивительной историей: некогда безвестный рыбацкий поселок на таежном берегу Оби с началом строительства Великой Транссибирской магистрали (1893 год) стал бурно расти и скоро превратился в оживленный торговый город Сибири, а за годы советских пятилеток – в крупнейший на востоке СССР центр индустрии, науки и культуры.


Красный проспект – главная артерия города – у площади Ленина.


Все больше в городе вот таких уютных уголков.
Честно говоря, функионализм времен заката советской эпохи у меня вовсе не ассоциируется со словом «уют», однако оставляю это на совести автора текстов книги – о вкусах, как известно, не спорят.


Внутри большого города создаются сказочные городки, игровые и спортивные площадки для детей, в которых многие из них проводят летние, зимние и весенние каникулы. Есть все условия для гармонического развития юных сибиряков.


Про советские годы ничего не скажу, однако, как мне показалось, в середине 2000-х город был иллюминирован достаточно слабо, по крайней мере если сравнивать с Хабаровском. Ну а идеологическую составляющую наружной рекламы давно уже сменила коммерческая, снабженная подсветкой.


Я плохо знаю город, поэтому затруднюсь идентифицировать изображенное на снимке место (подсказывают, что на переднем плане фигурирует комплекс типографии «Советская Сибирь»). Однако, несмотря на монументальность зданий, картина не очень-то впечатляет из-за неухоженности прилегающей территории. Честно говоря, подобные картины напоминают мне официальные фотографии Пхеньяна.


Новосибирск называют главной воздушной площадью Сибири – здесь сходятся многие международные, внутрисоюзные и областные авиалинии. Отсюда, из аэропорта Толмачево, ежедневно отправляются десятки рейсов.


Изумительное по красоте и масштабам здание новосибирского железнодорожного вокзала предвоенной постройки.


Новосибирский речной порт с новым крупным вокзалом стал крупным транспортным узлом на Оби, важным центром снабжения нефтяного севера Сибири.
В 2004 году я застал его здание в совершенно разрушенном состоянии. Надеюсь, его уже восстановили. На заднем плане виднеется гостиница «Обь».


На речном трамвае – за город, на отдых.


Строятся новые магазины – современные, удобные, как этот универсам.
Насколько я знаю, в советское время Новосибирск снабжался совсем по иным нормам, чем Хабаровск да и большинство других городов Союза. На их фоне столица Сибири выглядела подлинным царством изобилия – оттуда привозили даже такой почти мистический напиток, как «Пепси-кола».


Знаменитые сибирские сыры изготавливаются здесь.
Не знаю уж, где именно были знамениты сибирские сыры, у нас все больше как-то на слуху алтайские. Вот интересно, в Новосибирске в 1980-х годах сыр в магазинах продавали просто под ценником «сыр» или же имелась конкретизация по сортам? У нас имел место быть первый вариант – виды этой продукции выделяли очень редко, разве что колбасный сыр в этом смысле являлся исключением.


Многочисленные ателье города могут удовлетворить самый взыскательный вкус.
То же самое было и в Хабаровске – очень многие женщины обращались в ателье или шили сами, не полагаясь на скудный ассортимент магазинов одежды.


Бердский радиозавод – признанный центр сибирской радиотехнической промышленности.
Собственно говоря, Бердск – это не Новосибирск, но коль входит в агломерацию последнего, я счел возможным выложить этот снимок здесь, а не оставить для задуманной второй части альбома, где будут показаны главным образом Академгородок и сельская местность. Кстати, на Дальнем Востоке с электроникой положение, вероятно, было проще, чем в Сибири, благодаря морским портам. В государственной торговле японская техника, конечно, практически не встречалась, а вот в комиссионных магазинах и с рук ее приобрести было достаточно реально, хотя и дорого. У нас, скажем, с самого начала 80-х был японский стереоцентр Sanyo с мощным радиоприемником, кассетной декой и проигрывателем виниловых пластинок.


На заводе им. Д.И. Ефремова строятся тяжелые уникальные станки с электронным программным управлением.


Работают проектировщики. В Новосибирске строится метро, первое в Сибири.
Открыли это метро в 1986 году, то есть спустя три года после выхода книги. В числе первых станций была и изображенная тут на эскизах «Площадь Ленина». В настоящее время новосибирский метрополитен включает в себя дюжину станций на двух линиях – сеть невелика, но продолжает потихоньку развиваться. Когда буду показывать город середины 2000-х, включу в альбом и фотографии метро.
Помню, в тех же 80-х водили нас на школьные экскурсии в «Гражданпроект», где среди прочего показывали некие эскизы потенциального хабаровского метрополитена. Однако, насколько я знаю, строительство подземки в нашем городе все-таки в обозримой перспективе не планировалось, в то время как во Владивостоке на закате советской эпохи предполагали строительство метро в самом начале 2000-х годов. Как не трудно догадаться, не сложилось.


В сквере Героев революции. Во имя счастливой жизни сибиряков сложили головы тысячи и тысячи отважных.


Широко распахнули двери для новосибирцев клубы и дворцы культуры города.


Тысячи горожан и сельчан раскрывают свои таланты в изостудиях, самодеятельных оркестрах, вокальных и танцевальных коллективах.


По Красному проспекту идут барабанщики.


Земля Новосибирская славится спортсменами. Так, фехтовальный клуб «Виктория» с интересом посещают наши зарубежные гости.


Один из членов конноспортивной секции и его первые поклонники.


Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта называют крупнейшей кузницей кадров для железных дорог Сибири и Дальнего Востока. Сегодня многие его питомцы строят Байкало-Амурскую магистраль и проектируют новые трассы будущего.
Конечно, как инженер путей сообщения я не мог пропустить фотографию родственного мне вуза. Вместе с тем как патриот нынешнего ДВГУПС (в ту пору ХабИИЖТа) не также могу не отметить, что в середине 1990-х лучшим вузом системы МПС был признан именно хабаровский. И, конечно, он обеспечивал Дальний Восток специалистами-железнодорожниками еще с 1940-х годов.


Вероятно, зал для работы с микропленкой из архивов. Я такие аппараты в свое время видел, но сидеть за ними не приходилось.


Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) в Новосибирске – одно из крупнейших книгохранилищ мира, депозитарий ООН.

Вторая часть альбома, как я уже и говорил, будет посвящена окрестностям Новосибирска, разумеется, все тех же 1980-х годов.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-11 02:11 am (UTC)
Есть у меня подозрение, что ВУЗов, готовящих геодезистов и картографов, восточнее НИИГАиК-а нет вообще. Есть, конечно, техникумы, вроде Хабаровского топографического, но техникум это не ВУЗ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-11 03:55 am (UTC)
Насколько я знаю, "Железка" вовсю готовила и готовит геодезистов. Скорее всего, факультет СЖД. Летом в кварталах вокруг ДВГУПС полно студентов, обливающихся потом на геодезической практике с теодолитами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-11 02:30 am (UTC)
>>>> Бердский радиозавод – признанный центр сибирской радиотехнической промышленности.

Весьма котировавшиеся у меломанов виниловые проигрыватели «Вега» и «Арктур» делались как раз там. Но! Механика и схемы управления были польскими, а отечественными были лишь корпус и сборка. В «Веге-110» отечественным был, кроме того, и предварительный усилитель, а в «Арктуре», если память мне не врёт, предварительного услителя просто не было.
В сущности это была отвёрточная технология.

Уродливые кассетники, показанные на снимке, не котировались ни у кого и никогда. Уродливы они были не только внешним видом, но и всеми остальными своими качествами.
Буржуи тоже когда-то выпускали аналогичные уродства, но между буржуйскими и отечетвенным разрыв по меньшей мере в 10 лет (т.е. буржуи такое выпускали в 1970-х, а соврадиопром — в 1980-х).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-11 02:41 am (UTC)
А ещё про этот завод я слышал следующее.
На работу в Новосибирске не брали без новосибирской прописки. А прописаться, не имея работы, было невозможно. Но можно было временно прописаться в каком-нибудь посёлке неподалёку от Новосибирска, с этой пропиской можно было устроиться на Бердский радиозавод, а имея работу на заводе, можно было расчитывать на прописку в Новосибирске, ну, а это делало гражданина уже почти человеком.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ralphmirebs
2010-07-11 02:40 am (UTC)
Забавно )
Место, которое вы не определили - типография Советская Сибирь с бывшим, ныне затопленным, карьером перед нею.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-11 04:02 am (UTC)
Ага, спасибо, дополню текст! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-11 02:46 am (UTC)
А почему обойдён вниманием оперный театр? Я хоть и не знаток оперы и балета, но, вроде бы, он стоит в одном ряду с Мариинскоим и Большим. И архитектурно он интересен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-11 04:03 am (UTC)
Театр весьма примечателен, спору нет. Однако у меня нет сканера формата А3, так что это здание я лучше покажу уже на своих фотографиях 2004-5 годов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michletistka
2010-07-11 04:34 am (UTC)
На первом фото - площадь Калинина, где я в то время проживала. Жалко, мой дом за "ДПИ" не видно. Зато мои родители в этом здании работали, а отец работает и сейчас! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-11 04:57 am (UTC)
Получается, современное название площади (Гарина-Михайловского) появилось на картах сравнительно недавно?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nanopore
2010-07-11 05:04 am (UTC)
Будешь еще раз в Нске, не разменивайся на всякие площади Калинина - езжай в Академгородок, там погулять с фотоаппаратом самое то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-11 05:06 am (UTC)
А кто утверждает, будто я там не был? :) Просто все руки не дойдут показать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: baralex
2010-07-11 07:13 am (UTC)
Шикарные фото! Как же все таки изменился город в наши дни! Первая фото это не гостинца "Новосибирск" случайно?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-11 08:34 am (UTC)
Она самая, я, собственно, об этом под фотографией написал. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: son_de_la_voix
2010-07-11 11:13 am (UTC)
Вроде пять лет прожил в этом городе, но из фотографий кое-как узнал только фонтан у площади Ленина и еще Красный (когда по нему барабанщики идут). Город все еще страшненький, но уже не настолько.
Удивительно, что совсем не показан Академгородок.
*** посмотрел комментарии - действительно, там на одной из фотографий главный корпус НГУ :) И пристройка, в которой сейчас проходят занятия у юридического факультета. Площадки слева от этой дорожки больше нет - там построили высотку с автостоянкой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 02:49 am (UTC)
Я же прямым текстом написал, что Академгородок будет во второй части! ;) Его, конечно, пропускать нельзя - приятное местечко.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kohobajiob
2010-07-11 12:21 pm (UTC)
Эх, как все изменилось! Без башен-высоток и прочей рекламной аляповатости совсем скучно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 02:47 am (UTC)
А с ними, ИМХО, слишком весело. :) Впрочем, это зависит от того, где именно втыкают башни.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tiran0zavr
2010-07-11 05:29 pm (UTC)
Судя по автомобилям и Ту-104 в аэропорту - это СИЛЬНО 70-е годы. Ту-104 закончили эксплуатировать в 1979 году.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 02:29 am (UTC)
Конечно, в книге издания 1983 года почти наверняка есть снимки, сделанные в предыдущем десятилетии. Ту-104Б и мое внимание привлек. Кстати, на соседнем снимке фигурируют Ту-154Б1 и Ил-62М.
(Reply) (Parent) (Thread)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: dvsib
2010-07-11 06:34 pm (UTC)
Скучно выглядел город!Но и Хабаровск да и большинство союзных городов в то время выглядели так же. Было не изысков

Но вот фонтан в Первомайском сквере с тех пор почти совсем не изменился. Мне понравилась незатронутая убогими пассажами красно-серыми многоэтажками Вокзальная магистраль. Ждем Ваши личные фотки ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 02:43 am (UTC)
Сейчас, как мне кажется, напротив, "изысков" слишком много. Я говорю, конечно, не про редкие удачные проекты, действительно украшающие города, а про тиражируемые башни точечной застройки азиатского образца. В итоге опять-таки имеем обезличенные города почти под копирку. :( Хабаровску более повезло по сравнению с Новосибирском в свете довольно-таки мощного дореволюционного архитектурного плата, но ведь его разрушают, словно грибы-поганки насаждая монструозные "элитные" башни...

Первомайский сквер тут изображен на третьем снимке? Если да, то я там тоже гулял в апреле 2005-го. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elvis_glazastiq
2010-07-11 06:40 pm (UTC)
Ничерта у нас метро не развивается. Даже потихоньку. После Кореи я наше метро вообще за метро не считаю))).
А ГПНТБ какой в 80-е была, такой, видимо, и осталась))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 02:25 am (UTC)
Ну, сеульское метро по удобству вообще одно из лучших в мире, на мой взгляд. :) Да и сами города находятся в совершенно разных весовых категориях.
О том, что подземную сеть Новосибирска потихоньку развивают, я вычитал из Сети и на истину в последней инстанции, конечно, претендовать не стану. :)

Edited at 2010-07-12 03:03 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 02:33 am (UTC)
Не являлся Советский Союз детищем средневековья. Да, жизненный уровень был достаточно скверный, экономика в конечном итоге загнулась, однако в иных нишах имелись впечатляющие достижения. Не стоит воспринимать все исключительно в черно-белых цветах.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: eugene_gu
2010-07-12 12:58 am (UTC)
>подобные картины напоминают мне официальные фотографии Пхеньяна.
*********************************
Большинство сделанных в помещения фотографий тоже пованивают почти северокорейской постановочностью. А снимок полупустого цеха с сырами почти один в один похож на пхеньянский сигаретный цех.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eugene_gu
2010-07-12 01:02 am (UTC)

Поправка

Имелся в виду «Конвейер на Рьенгсонской табачной фабрике»
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-12 03:08 am (UTC)
При случае загляну спасибо. :) Я вообще-то больше пишу про Дальний Восток и страны региона ЮВА. Ну и про Европы там всякие. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>