?

Log in

No account? Create an account
Новосибирск 1980-х годов - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Новосибирск 1980-х годов [Jul. 11th, 2010|12:50 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Подобно тому, как я показывал уже Хабаровск и Владивосток времен заката советской эпохи, хочу переместиться с Дальнего Востока в западную Сибирь и совершить краткий экскурс во времени при помощи книги «Земля Новосибирская», увидевшей свет в 1983 году в московском издании «Советская Россия». Для меня это лишний шанс показать столицу Сибири, где я побывал в 2004–2005 годах, но так и не собрался еще соорудить соответствующие альбомы.
Здесь на снимке фигурирует привокзальная площадь Гарина-Михайловского, где еще только завершают сооружать массивное здание гостиницы «Новосибирск». Вдаль к площади Ленина, легко узнаваемой благодаря огромному куполу знаменитого Государственного академического театра оперы и балета, уходит улица Вокзальная магистраль.


Столица области – Новосибирск. Город с удивительной историей: некогда безвестный рыбацкий поселок на таежном берегу Оби с началом строительства Великой Транссибирской магистрали (1893 год) стал бурно расти и скоро превратился в оживленный торговый город Сибири, а за годы советских пятилеток – в крупнейший на востоке СССР центр индустрии, науки и культуры.


Красный проспект – главная артерия города – у площади Ленина.


Все больше в городе вот таких уютных уголков.
Честно говоря, функионализм времен заката советской эпохи у меня вовсе не ассоциируется со словом «уют», однако оставляю это на совести автора текстов книги – о вкусах, как известно, не спорят.


Внутри большого города создаются сказочные городки, игровые и спортивные площадки для детей, в которых многие из них проводят летние, зимние и весенние каникулы. Есть все условия для гармонического развития юных сибиряков.


Про советские годы ничего не скажу, однако, как мне показалось, в середине 2000-х город был иллюминирован достаточно слабо, по крайней мере если сравнивать с Хабаровском. Ну а идеологическую составляющую наружной рекламы давно уже сменила коммерческая, снабженная подсветкой.


Я плохо знаю город, поэтому затруднюсь идентифицировать изображенное на снимке место (подсказывают, что на переднем плане фигурирует комплекс типографии «Советская Сибирь»). Однако, несмотря на монументальность зданий, картина не очень-то впечатляет из-за неухоженности прилегающей территории. Честно говоря, подобные картины напоминают мне официальные фотографии Пхеньяна.


Новосибирск называют главной воздушной площадью Сибири – здесь сходятся многие международные, внутрисоюзные и областные авиалинии. Отсюда, из аэропорта Толмачево, ежедневно отправляются десятки рейсов.


Изумительное по красоте и масштабам здание новосибирского железнодорожного вокзала предвоенной постройки.


Новосибирский речной порт с новым крупным вокзалом стал крупным транспортным узлом на Оби, важным центром снабжения нефтяного севера Сибири.
В 2004 году я застал его здание в совершенно разрушенном состоянии. Надеюсь, его уже восстановили. На заднем плане виднеется гостиница «Обь».


На речном трамвае – за город, на отдых.


Строятся новые магазины – современные, удобные, как этот универсам.
Насколько я знаю, в советское время Новосибирск снабжался совсем по иным нормам, чем Хабаровск да и большинство других городов Союза. На их фоне столица Сибири выглядела подлинным царством изобилия – оттуда привозили даже такой почти мистический напиток, как «Пепси-кола».


Знаменитые сибирские сыры изготавливаются здесь.
Не знаю уж, где именно были знамениты сибирские сыры, у нас все больше как-то на слуху алтайские. Вот интересно, в Новосибирске в 1980-х годах сыр в магазинах продавали просто под ценником «сыр» или же имелась конкретизация по сортам? У нас имел место быть первый вариант – виды этой продукции выделяли очень редко, разве что колбасный сыр в этом смысле являлся исключением.


Многочисленные ателье города могут удовлетворить самый взыскательный вкус.
То же самое было и в Хабаровске – очень многие женщины обращались в ателье или шили сами, не полагаясь на скудный ассортимент магазинов одежды.


Бердский радиозавод – признанный центр сибирской радиотехнической промышленности.
Собственно говоря, Бердск – это не Новосибирск, но коль входит в агломерацию последнего, я счел возможным выложить этот снимок здесь, а не оставить для задуманной второй части альбома, где будут показаны главным образом Академгородок и сельская местность. Кстати, на Дальнем Востоке с электроникой положение, вероятно, было проще, чем в Сибири, благодаря морским портам. В государственной торговле японская техника, конечно, практически не встречалась, а вот в комиссионных магазинах и с рук ее приобрести было достаточно реально, хотя и дорого. У нас, скажем, с самого начала 80-х был японский стереоцентр Sanyo с мощным радиоприемником, кассетной декой и проигрывателем виниловых пластинок.


На заводе им. Д.И. Ефремова строятся тяжелые уникальные станки с электронным программным управлением.


Работают проектировщики. В Новосибирске строится метро, первое в Сибири.
Открыли это метро в 1986 году, то есть спустя три года после выхода книги. В числе первых станций была и изображенная тут на эскизах «Площадь Ленина». В настоящее время новосибирский метрополитен включает в себя дюжину станций на двух линиях – сеть невелика, но продолжает потихоньку развиваться. Когда буду показывать город середины 2000-х, включу в альбом и фотографии метро.
Помню, в тех же 80-х водили нас на школьные экскурсии в «Гражданпроект», где среди прочего показывали некие эскизы потенциального хабаровского метрополитена. Однако, насколько я знаю, строительство подземки в нашем городе все-таки в обозримой перспективе не планировалось, в то время как во Владивостоке на закате советской эпохи предполагали строительство метро в самом начале 2000-х годов. Как не трудно догадаться, не сложилось.


В сквере Героев революции. Во имя счастливой жизни сибиряков сложили головы тысячи и тысячи отважных.


Широко распахнули двери для новосибирцев клубы и дворцы культуры города.


Тысячи горожан и сельчан раскрывают свои таланты в изостудиях, самодеятельных оркестрах, вокальных и танцевальных коллективах.


По Красному проспекту идут барабанщики.


Земля Новосибирская славится спортсменами. Так, фехтовальный клуб «Виктория» с интересом посещают наши зарубежные гости.


Один из членов конноспортивной секции и его первые поклонники.


Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта называют крупнейшей кузницей кадров для железных дорог Сибири и Дальнего Востока. Сегодня многие его питомцы строят Байкало-Амурскую магистраль и проектируют новые трассы будущего.
Конечно, как инженер путей сообщения я не мог пропустить фотографию родственного мне вуза. Вместе с тем как патриот нынешнего ДВГУПС (в ту пору ХабИИЖТа) не также могу не отметить, что в середине 1990-х лучшим вузом системы МПС был признан именно хабаровский. И, конечно, он обеспечивал Дальний Восток специалистами-железнодорожниками еще с 1940-х годов.


Вероятно, зал для работы с микропленкой из архивов. Я такие аппараты в свое время видел, но сидеть за ними не приходилось.


Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) в Новосибирске – одно из крупнейших книгохранилищ мира, депозитарий ООН.

Вторая часть альбома, как я уже и говорил, будет посвящена окрестностям Новосибирска, разумеется, все тех же 1980-х годов.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
From: nanopore
2010-07-11 05:00 pm (UTC)
А мне вот кажется что специальность картографа уже умерла как например такой предмет как черчение. Зачем знать все ГОСТы и уметь чертить если можно все в AutoCad или SolidWorks сделать? Зачем картографы есть со спутника все можно снять?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-12 12:56 am (UTC)
>>>> А мне вот кажется…

Мало ли чего покажется человеку, не различающему гелогию и геодезию.

>>>> …если можно все в AutoCad или SolidWorks…

Архитектурные уродства последнего десятилетия как раз в автокадах и нарисованы. Смотришь на такой архитектурный шЫдевр и видишь, какие функции автокада автор проекта уже освоил, а какие — ещё нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-12 01:01 am (UTC)
Да и вообще, зачем нужна география, ежели есть извочик?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: nanopore
2010-07-12 11:47 pm (UTC)
И тут я тоже неправ. Всем писателям срочно по печатной машинке вместо компа, новому поколению программеров срочно восполнять пробелы по использованию логарифмической линейки, Физикам секундомер вместо осцилографа, всем химикам тупо характеризовать новое на вкус и запах.
Зато все будет красиво.

Вы не передергиваете, я имел ввиду что изучать как чертили раньше будущему специалисту обязательно нужно. Но пользоваться этим в сегодняшнем мире... По крайней мере странно и бесперспективно.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-13 02:39 am (UTC)
М-да… Прав был старик Эйнштейн, говоря о двух бесконечных вещах.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: nanopore
2010-07-12 11:39 pm (UTC)
Согласен. Не знаю чем геология отличается от геодезии и высказываю свою точку зрения.
Вы меня просто устыдили. Ушел учиться.
(Reply) (Parent) (Thread)