?

Log in

No account? Create an account
Новосибирск 1980-х годов - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Новосибирск 1980-х годов [Jul. 11th, 2010|12:50 pm]
dkphoto
[Tags|, , ]

Подобно тому, как я показывал уже Хабаровск и Владивосток времен заката советской эпохи, хочу переместиться с Дальнего Востока в западную Сибирь и совершить краткий экскурс во времени при помощи книги «Земля Новосибирская», увидевшей свет в 1983 году в московском издании «Советская Россия». Для меня это лишний шанс показать столицу Сибири, где я побывал в 2004–2005 годах, но так и не собрался еще соорудить соответствующие альбомы.
Здесь на снимке фигурирует привокзальная площадь Гарина-Михайловского, где еще только завершают сооружать массивное здание гостиницы «Новосибирск». Вдаль к площади Ленина, легко узнаваемой благодаря огромному куполу знаменитого Государственного академического театра оперы и балета, уходит улица Вокзальная магистраль.


Столица области – Новосибирск. Город с удивительной историей: некогда безвестный рыбацкий поселок на таежном берегу Оби с началом строительства Великой Транссибирской магистрали (1893 год) стал бурно расти и скоро превратился в оживленный торговый город Сибири, а за годы советских пятилеток – в крупнейший на востоке СССР центр индустрии, науки и культуры.


Красный проспект – главная артерия города – у площади Ленина.


Все больше в городе вот таких уютных уголков.
Честно говоря, функионализм времен заката советской эпохи у меня вовсе не ассоциируется со словом «уют», однако оставляю это на совести автора текстов книги – о вкусах, как известно, не спорят.


Внутри большого города создаются сказочные городки, игровые и спортивные площадки для детей, в которых многие из них проводят летние, зимние и весенние каникулы. Есть все условия для гармонического развития юных сибиряков.


Про советские годы ничего не скажу, однако, как мне показалось, в середине 2000-х город был иллюминирован достаточно слабо, по крайней мере если сравнивать с Хабаровском. Ну а идеологическую составляющую наружной рекламы давно уже сменила коммерческая, снабженная подсветкой.


Я плохо знаю город, поэтому затруднюсь идентифицировать изображенное на снимке место (подсказывают, что на переднем плане фигурирует комплекс типографии «Советская Сибирь»). Однако, несмотря на монументальность зданий, картина не очень-то впечатляет из-за неухоженности прилегающей территории. Честно говоря, подобные картины напоминают мне официальные фотографии Пхеньяна.


Новосибирск называют главной воздушной площадью Сибири – здесь сходятся многие международные, внутрисоюзные и областные авиалинии. Отсюда, из аэропорта Толмачево, ежедневно отправляются десятки рейсов.


Изумительное по красоте и масштабам здание новосибирского железнодорожного вокзала предвоенной постройки.


Новосибирский речной порт с новым крупным вокзалом стал крупным транспортным узлом на Оби, важным центром снабжения нефтяного севера Сибири.
В 2004 году я застал его здание в совершенно разрушенном состоянии. Надеюсь, его уже восстановили. На заднем плане виднеется гостиница «Обь».


На речном трамвае – за город, на отдых.


Строятся новые магазины – современные, удобные, как этот универсам.
Насколько я знаю, в советское время Новосибирск снабжался совсем по иным нормам, чем Хабаровск да и большинство других городов Союза. На их фоне столица Сибири выглядела подлинным царством изобилия – оттуда привозили даже такой почти мистический напиток, как «Пепси-кола».


Знаменитые сибирские сыры изготавливаются здесь.
Не знаю уж, где именно были знамениты сибирские сыры, у нас все больше как-то на слуху алтайские. Вот интересно, в Новосибирске в 1980-х годах сыр в магазинах продавали просто под ценником «сыр» или же имелась конкретизация по сортам? У нас имел место быть первый вариант – виды этой продукции выделяли очень редко, разве что колбасный сыр в этом смысле являлся исключением.


Многочисленные ателье города могут удовлетворить самый взыскательный вкус.
То же самое было и в Хабаровске – очень многие женщины обращались в ателье или шили сами, не полагаясь на скудный ассортимент магазинов одежды.


Бердский радиозавод – признанный центр сибирской радиотехнической промышленности.
Собственно говоря, Бердск – это не Новосибирск, но коль входит в агломерацию последнего, я счел возможным выложить этот снимок здесь, а не оставить для задуманной второй части альбома, где будут показаны главным образом Академгородок и сельская местность. Кстати, на Дальнем Востоке с электроникой положение, вероятно, было проще, чем в Сибири, благодаря морским портам. В государственной торговле японская техника, конечно, практически не встречалась, а вот в комиссионных магазинах и с рук ее приобрести было достаточно реально, хотя и дорого. У нас, скажем, с самого начала 80-х был японский стереоцентр Sanyo с мощным радиоприемником, кассетной декой и проигрывателем виниловых пластинок.


На заводе им. Д.И. Ефремова строятся тяжелые уникальные станки с электронным программным управлением.


Работают проектировщики. В Новосибирске строится метро, первое в Сибири.
Открыли это метро в 1986 году, то есть спустя три года после выхода книги. В числе первых станций была и изображенная тут на эскизах «Площадь Ленина». В настоящее время новосибирский метрополитен включает в себя дюжину станций на двух линиях – сеть невелика, но продолжает потихоньку развиваться. Когда буду показывать город середины 2000-х, включу в альбом и фотографии метро.
Помню, в тех же 80-х водили нас на школьные экскурсии в «Гражданпроект», где среди прочего показывали некие эскизы потенциального хабаровского метрополитена. Однако, насколько я знаю, строительство подземки в нашем городе все-таки в обозримой перспективе не планировалось, в то время как во Владивостоке на закате советской эпохи предполагали строительство метро в самом начале 2000-х годов. Как не трудно догадаться, не сложилось.


В сквере Героев революции. Во имя счастливой жизни сибиряков сложили головы тысячи и тысячи отважных.


Широко распахнули двери для новосибирцев клубы и дворцы культуры города.


Тысячи горожан и сельчан раскрывают свои таланты в изостудиях, самодеятельных оркестрах, вокальных и танцевальных коллективах.


По Красному проспекту идут барабанщики.


Земля Новосибирская славится спортсменами. Так, фехтовальный клуб «Виктория» с интересом посещают наши зарубежные гости.


Один из членов конноспортивной секции и его первые поклонники.


Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта называют крупнейшей кузницей кадров для железных дорог Сибири и Дальнего Востока. Сегодня многие его питомцы строят Байкало-Амурскую магистраль и проектируют новые трассы будущего.
Конечно, как инженер путей сообщения я не мог пропустить фотографию родственного мне вуза. Вместе с тем как патриот нынешнего ДВГУПС (в ту пору ХабИИЖТа) не также могу не отметить, что в середине 1990-х лучшим вузом системы МПС был признан именно хабаровский. И, конечно, он обеспечивал Дальний Восток специалистами-железнодорожниками еще с 1940-х годов.


Вероятно, зал для работы с микропленкой из архивов. Я такие аппараты в свое время видел, но сидеть за ними не приходилось.


Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) в Новосибирске – одно из крупнейших книгохранилищ мира, депозитарий ООН.

Вторая часть альбома, как я уже и говорил, будет посвящена окрестностям Новосибирска, разумеется, все тех же 1980-х годов.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: dkphoto
2010-08-05 12:12 am (UTC)
В Академе.
(Reply) (Parent) (Thread)