?

Log in

No account? Create an account
Кадры прежнего Хабаровска - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

Кадры прежнего Хабаровска [Jul. 16th, 2010|09:55 pm]
dkphoto
[Tags|, ]

Неделя эта выдалась столь непростой, что, приползая вечером домой, я просто падал, неспособный к сколько-либо осмысленным действиям. К оным относится и ведение блога. Таким образом, появление больших зарисовок ожидать в ближайшие дни едва ли стоит, однако на короткий пост меня все-таки сегодня хватало. Особое погружение в историю не гарантирую, однако выложу дюжину снимков, показывающих Хабаровск прежних лет, даже, не побоюсь этого оборота, прежних эпох. Наткнулся на них я в фотогалерее сайта 27Region.ru.

Строго говоря, я открываю подборку не фотографией, а картиной, показывающей Привокзальную площадь где-то рубежа 1950-х и 60-х годов. Однако полотно было сфотографировано в Краеведческом музее им. Гродекова, так что отнести его к фотоснимкам все же позволительно.
Датировать изображение легко позволяют уже появившийся (в 1958 году) памятник Е.П. Хабарову, но еще не снесенный (в 1964 году) старый железнодорожный вокзал. Виднеющиеся на заднем плане здания в основном сохранились, кроме желтого павильона перед прижелезнодорожным почтамтом (его легко узнать по островерхим крышам, делающим его похожим на вокзал) и непонятного красного сооружения слева у границы кадра.


Памятник Хабарову, снятый в 1965 году, то есть спустя семь лет после его открытия, приуроченного к 100-летию города. Честно говоря, не очень понимаю, что за павильоны фигурируют на заднем плане. Крупное здание справа вдалеке – это существующий и в наши дни сталинский дом на улице Станционной.


Конец 1950-х, кафе «Зеленый огонек». Вроде бы оно находилось недалеко от перрона. Возможно, стояло оно между зданиями вокзала и прижелезнодорожного почтамта. Слева какой-то фотограф также снимает хмурого малого на транспортере багажа.


Совершенно уникальный снимок – разборка старого вокзала в 1964 году. Вскоре на месте красивого здания в псевдорусском стиле еще дореволюционного проекта поставят весьма унылую функционалистскую коробку, которая доживет до начала 2000-х годов.


Главная городская пристань до революции находилась практически там же, где и сейчас. Снимок, вероятно, является хромографией – обычной черно-белой фотографией, раскрашенной после печати красками. Кадр, вероятно, был сделан где-то в начале 1910-х годов, по крайней мере я сужу по колокольне Успенского собора, зданию Казначейства (красный дом справа) на Алексеевской (ныне Шевченко) улице и еще не надстроенному Офицерскому собранию (близ левой границы кадра).


Традиционный черно-белый снимок примерно того же места (несколько сотен метров ниже по течению) и приблизительно тех же лет, может, чуть более ранний. Во всяком случае сделан он был не раньше лета 1891 года, о чем легко судить по памятнику графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому на Амурском утесе.


Начало главной улицы Хабаровска, названной в честь того же графа. Снимок был сделан в середине «нулевых» годов XX века. Доходный дом Пьянковых (в центре кадра), как видно, уже был построен, а вот дом Татырцевых еще не возвели (произошло это в 1908 году). Слева виднеется шикарное здание доходного дома Плюснина, до сих пор являющегося главным украшением Комсомольской площади.


Еще один дореволюционный кадр – на нем запечатлен дом №27 по Муравьева-Амурского. Раньше, как нетрудно убедиться, он насчитывал не четыре этажа, как сейчас, а только два.


Кинотеатр «Гигант» и дом Советов на той же улице, но уже переименованной в Карла Маркса. Снимок явно сделан из здания Главдальстроя. Исходя из того, что последнее было построено в 1938 году, а также из облика транспортных средств, я предположу, что кадр датируется самым рубежом 1930-х и 40-х годов.


Уже в общем-то знакомое место – перспектива Карла Маркса и южный угол Комсомольской площади. Слева виднеется показанный ранее доходный дом Плюснина. Но это уже 1960-е годы. Справа вниз к Уссурийскому бульвару убегает улица Тургенева.


Опять прыжок во времени – в конец 1970-х. Запечатлена улица Шеронова близ ее пересечения с Карла Маркса. Тут можно видеть рижские трамваи РВЗ-6; эти трудяги до сих пор достаточно исправно бегают по городу.


Завершаю подборку железнодорожным мостом через Амур. Вероятно, снимок был сделан в конце 1980-х. Не столь давно мост был полностью перестроен и стал двухярусным – по нему прошла автотрасса, связывающая правый берег Амура, на котором стоит Хабаровск, с левым – западным. На заднем плане виднеется Северный микрорайон.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-16 11:05 am (UTC)
На заднем плане слева — Северный микрорайон. Чуть правее центра снимка — Поворот спиртзавода и посёлок Рыбак. Ещё правее — 38-я школа.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:09 am (UTC)
Хм, вот уж не подумал бы, что тут видно район 38-й школы...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2010-07-16 11:16 am (UTC)

картина старого вокзала

Просто для информации.
Фотография картины старого вокзала (как и фотография другой картины с видом старого города) была сделана А.К. и размещена на сайте www.skyscrapercity.com,
и уже оттуда без указания источника размещена на сайте 27Region.ru
Я ценю желание авторов сайта "27 регион" разместить у себя как можно больше фотографий, и мне это нравится, но отсуствие упоминаний об источниках материалов вызывает не очень приятные чувства.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:19 am (UTC)

Re: картина старого вокзала

Встречал подобное явление не единожды. :) Вы не расшифруете, кто такой А.К.? Я добавлю информацию об авторе снимка в свой текст.

Edited at 2010-07-16 11:20 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-16 11:22 am (UTC)
>>>> не вполне уверен, что опознал крупное здание справа вдалеке. Возможно, это дом, и ныне стоящий вдоль улицы Серышева между Некрасова и Станционной.

Скорее всего это «сталинка», стоящая вдоль станционной, её сторона, обращённая во двор.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:23 am (UTC)
Кстати, да. Больше на правду похоже, чем мое предположение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kentavr_vs
2010-07-16 11:28 am (UTC)
Обожаю такие подборки, спасибо.
На кадре с перспективой К.Маркса — панорама сделана с довольно большой высоты. Как? O_o
На фото с гигантом из-за теми такое ощущение, будто бы улица сделана с подземным проездом :) Моя одноклассница так, кстати и делала проект города для чего-то там. Ну чтобы от Площади ленина до Амура тянулся зеленый бульвар, а ПОД ним - автомобильная дорога в тоннеле.
И, кстати, на фотографиях совсем не чувствуются спуски вниз O_o
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:38 am (UTC)
Снимок, насколько я могу судить, был сделан с легкомоторного самолета. Если моя догадка верна, тогда отсняли целую серию интересных фотографий. Я их уже использовал у себя в блоге. Хотя могу и ошибаться - очень уж низко для самолета. Может быть, хватило высоты башенки надстроенного здания управления Амурского речного пароходства. :)

Туннели под центром давно уже планировали (чертовски дорогая идея) - они объективно нужны, чтоб разгрузить красную линию от транзитного трафика. Только вот проектировали их не вдоль главных улиц, а поперек - с севера на юг.

Edited at 2010-07-16 11:40 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: periskop
2010-07-16 11:29 am (UTC)
кафе «Зеленый огонек». Вроде бы оно находилось недалеко от перрона.
Это кафе было и при "новом" (третьем) вокзале. Я его хорошо помню пацаном, по середине 70-х, и внутрь заходил. И даже когда в Хабаровск поступать приехал (1981), оно ещё было. Не могу вспомнить, когда его снесли.

А вот фото разборки второго вокзала очень редкое, ни разу не видел.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:34 am (UTC)
C расположением кафе я не ошибся? Вообще, если не путаю, на вокзале долгое время было два подобных заведения - "Зеленый огонек" у северной стороны площади и "Стрела" на юго-востоке (ее снесли где-то в 2007 году).

А снимок действительно уникальный - наткнувшись, я сразу охотничью стойку принял. :))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-16 11:50 am (UTC)
>>> Слева виднеется шикарное здание доходного дома Плюснина

А я его всегда знал, как доходный дом Тифонтая. Глянул в Гугль — и правда, построил его Плюснин под свой бизнес, но ушлый китаец в скорости выкупил и бизнес, и здание.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:52 am (UTC)
И все-таки с именем Тифонтая название этого дома связывают редко. Сейчас без источников сходу не отвечу про упомянутую сделку, однако предприимчивый китаец, если мне не изменяет память, приобрел далеко не весь бизнес Плюсниных.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: defrise
2010-07-16 11:51 am (UTC)
Вы серьезно думаете, что сегодняшний (савельевский) ж/д вокзал лучше "унылой функциональной коробки"? По- моему, хабаровчане очень скоро о ней пожалеют, - поздний советский модернизм - главный тренд сезона.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:54 am (UTC)
Серьезно. У четвертой версии, конечно, рюшечек, может быть, и многовато, но она мне нравится больше. Хотя второй вокзал внешне был более удачным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dennism
2010-07-16 12:04 pm (UTC)
Красивый вокзал был! Какими-то деталями, пожалуй, владивостокский вокзал напоминает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 01:44 pm (UTC)
Ну так проекты относятся к одной эпохе, хоть хабаровский вокзал и построили гораздо позже. Впрочем, его владивостокский собрат все равно масштабнее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladsv
2010-07-16 12:07 pm (UTC)
Спасибо большое за подборку фото. Очень давно не был в Хабаровске, посмотрел снимки, нахлынули воспоминания...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 01:48 pm (UTC)
А казалось бы, соседи - день на машине всего. ;) Впрочем, я в Находке до прошлого года вообще не бывал. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darkcjc
2010-07-16 01:53 pm (UTC)
О, спасибо за фотографии с коментариями.

А памятник Хабарову не мог стоять в другом месте?

И кстати по поводу фотграфии картины, зачем парится и прочее - вот тут моя версия. Можно использовать без всяких упоминаний.
http://www.ljplus.ru/img4/c/j/cjc_13/DSC_6424.jpg
нужен будет размер больше - без проблем.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 01:58 pm (UTC)
Вроде бы памятник в 50-х стоял там же, где и в 80-х...

За фотографию спасибо, у вашей версии качество повыше. :) Будут силы - обновлю файл.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: annataliya
2010-07-16 03:00 pm (UTC)
Почему-то особенно понравилось кафе "Зеленый огонек". Даже захотелось перенестись в него и посмотреть на то, что там подавали в 1950-х, и на его посетителей. Мне кажется, что далеко не каждый гражданин Советов предпочитал ходить по кафе и ресторанам. Поэтому и контингент там должен быть особый.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 03:35 pm (UTC)
Я думаю, контингент мог быть особый уже в силу привокзального расположения кафе. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: brother2
2010-07-16 04:59 pm (UTC)
Как на Свердловск похоже, да и на Екатеринбург тоже.
Вокзал прям как по одному проекту строили, только он у нас сохранился и сейчас отреставрирован.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 10:39 pm (UTC)
Может быть, конечно, что проект был типовым...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mukarram
2010-07-16 07:05 pm (UTC)

ресторан

Какие же у вас странныен представления о прошлой жизни. Это я о посетителях кафе и ресторанов. Я жила в Хабаровске до окончания школы, потом уехала учиться в ЛГУ (Ленинград). Привокзальное кафе было, вероятно, предельно демократичным. Папа по воскресеньям водил нас обедать в ресторан, у вас был снимок гостиницы на Карла Маркса, где он находился. Это было абсолютно доступное развлечение. Помню, папа называл меня "друг ресторанной пищи". Эти заведения были доступны, особенно днем, даже студентам.( Это я уже о Ленинграде). Розумеется, каждый день туда обычные люди не ходили, но когда хотели, могли и зайти.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 10:52 pm (UTC)
В точности я, конечно, не знаю, ибо в "Зеленом огоньке" не бывал, однако строю предположения, исходя из специфики расположение. В более поздние времена "Стрела" считалась местом чрезвычайно нереспектабельным и криминализированным.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: guy_do
2010-07-16 11:31 pm (UTC)
какая-то необъяснимая ностальгия просыпается. особенно при взгляде на снимок картины.
спасибо, интересно! ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-16 11:46 pm (UTC)
Да, меня тоже эта картина впечатлила даже сильнее снимка демонтируемого вокзала. А вообще я вчера вечером набрел на совершенно потрясающий кладезь старых снимков и открыток Хабаровска (особенно приятно, что там есть гости из 1950-х - как раз в стиле картины). Теперь вот в раздумьях - что выбрать темой следующего альбома. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: kolbasin
2010-07-19 03:03 pm (UTC)
такой шикарный вокзалище был! надо же было на него позариться! не понимаю таких.
Во Владивостоке стоит старый - красотищща!

Добавлю: картина 1959 года (надпись в левом углу).
автора/ов (там две строки) не помню, а прочитать не могу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-20 12:20 am (UTC)
Вокзал жалко, согласен. Нынешний хоть и сооружен с оглядкой на здание 1926-64 годов, но внешне до него не дотягивает (правда, он и крупнее). Однако во Владивостоке вокзал все же архитектурно интереснее - его строили как громкий аккорд завершения Великой магистрали.

Я, кстати, еще кое-что из картин Хабаровска конца 1950-х и начала 1960-х нашел. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)