dkphoto (dkphoto) wrote,
dkphoto
dkphoto

Categories:

Кадры прежнего Хабаровска

Неделя эта выдалась столь непростой, что, приползая вечером домой, я просто падал, неспособный к сколько-либо осмысленным действиям. К оным относится и ведение блога. Таким образом, появление больших зарисовок ожидать в ближайшие дни едва ли стоит, однако на короткий пост меня все-таки сегодня хватало. Особое погружение в историю не гарантирую, однако выложу дюжину снимков, показывающих Хабаровск прежних лет, даже, не побоюсь этого оборота, прежних эпох. Наткнулся на них я в фотогалерее сайта 27Region.ru.

Строго говоря, я открываю подборку не фотографией, а картиной, показывающей Привокзальную площадь где-то рубежа 1950-х и 60-х годов. Однако полотно было сфотографировано в Краеведческом музее им. Гродекова, так что отнести его к фотоснимкам все же позволительно.
Датировать изображение легко позволяют уже появившийся (в 1958 году) памятник Е.П. Хабарову, но еще не снесенный (в 1964 году) старый железнодорожный вокзал. Виднеющиеся на заднем плане здания в основном сохранились, кроме желтого павильона перед прижелезнодорожным почтамтом (его легко узнать по островерхим крышам, делающим его похожим на вокзал) и непонятного красного сооружения слева у границы кадра.


Памятник Хабарову, снятый в 1965 году, то есть спустя семь лет после его открытия, приуроченного к 100-летию города. Честно говоря, не очень понимаю, что за павильоны фигурируют на заднем плане. Крупное здание справа вдалеке – это существующий и в наши дни сталинский дом на улице Станционной.


Конец 1950-х, кафе «Зеленый огонек». Вроде бы оно находилось недалеко от перрона. Возможно, стояло оно между зданиями вокзала и прижелезнодорожного почтамта. Слева какой-то фотограф также снимает хмурого малого на транспортере багажа.


Совершенно уникальный снимок – разборка старого вокзала в 1964 году. Вскоре на месте красивого здания в псевдорусском стиле еще дореволюционного проекта поставят весьма унылую функционалистскую коробку, которая доживет до начала 2000-х годов.


Главная городская пристань до революции находилась практически там же, где и сейчас. Снимок, вероятно, является хромографией – обычной черно-белой фотографией, раскрашенной после печати красками. Кадр, вероятно, был сделан где-то в начале 1910-х годов, по крайней мере я сужу по колокольне Успенского собора, зданию Казначейства (красный дом справа) на Алексеевской (ныне Шевченко) улице и еще не надстроенному Офицерскому собранию (близ левой границы кадра).


Традиционный черно-белый снимок примерно того же места (несколько сотен метров ниже по течению) и приблизительно тех же лет, может, чуть более ранний. Во всяком случае сделан он был не раньше лета 1891 года, о чем легко судить по памятнику графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому на Амурском утесе.


Начало главной улицы Хабаровска, названной в честь того же графа. Снимок был сделан в середине «нулевых» годов XX века. Доходный дом Пьянковых (в центре кадра), как видно, уже был построен, а вот дом Татырцевых еще не возвели (произошло это в 1908 году). Слева виднеется шикарное здание доходного дома Плюснина, до сих пор являющегося главным украшением Комсомольской площади.


Еще один дореволюционный кадр – на нем запечатлен дом №27 по Муравьева-Амурского. Раньше, как нетрудно убедиться, он насчитывал не четыре этажа, как сейчас, а только два.


Кинотеатр «Гигант» и дом Советов на той же улице, но уже переименованной в Карла Маркса. Снимок явно сделан из здания Главдальстроя. Исходя из того, что последнее было построено в 1938 году, а также из облика транспортных средств, я предположу, что кадр датируется самым рубежом 1930-х и 40-х годов.


Уже в общем-то знакомое место – перспектива Карла Маркса и южный угол Комсомольской площади. Слева виднеется показанный ранее доходный дом Плюснина. Но это уже 1960-е годы. Справа вниз к Уссурийскому бульвару убегает улица Тургенева.


Опять прыжок во времени – в конец 1970-х. Запечатлена улица Шеронова близ ее пересечения с Карла Маркса. Тут можно видеть рижские трамваи РВЗ-6; эти трудяги до сих пор достаточно исправно бегают по городу.


Завершаю подборку железнодорожным мостом через Амур. Вероятно, снимок был сделан в конце 1980-х. Не столь давно мост был полностью перестроен и стал двухярусным – по нему прошла автотрасса, связывающая правый берег Амура, на котором стоит Хабаровск, с левым – западным. На заднем плане виднеется Северный микрорайон.
Tags: Хабаровск, история
Subscribe

promo dkphoto september 3, 2013 16:13 80
Buy for 100 tokens
1 Уровень Амура у Хабаровске сейчас повышается довольно медленно, с перерывами, будто неохотно. Тем не менее вчера река преодолела невероятную 8-метровую отметку, а сегодня в полдень достигла высоты 805 см. Внимательный читатель мог заметить, что впервые практически за две недели с момента…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments