?

Log in

No account? Create an account
По разные стороны экрана - dосужие фотозарисовkи [entries|archive|friends|userinfo]
dkphoto

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]
[ FaceBook | Я в FaceBook ]
[ Twitter | Я в Twitter ]
[ VK | ВКонтакте ]

По разные стороны экрана [Jul. 20th, 2010|01:40 pm]
dkphoto
[Tags|]

Вчера по местному телеканалу увидел репортаж, посвященный юбилею Веры Григорьевны Боярченко, как отметила журналистка, замечательного педагога, любимого школьниками, а также основательницы настоящей учительской династии. Хм…


Насчет династии комментировать особенно не стану: дочь Веры Григорьевны – Ирина Николаевна Глухова – тоже преподавала у меня в школе, кажется, обществознание. Сейчас она даже является директором гимназии №3, где я учился с первого класса и по середину десятого. Ну, поступал я, конечно, еще в обычную советскую среднюю школу (находившуюся еще в старом тесном здании на Панькова, где ныне располагается УВД Центрального района), а не в новомодную гимназию. Вроде бы кто-то из детей Ирины Николаевны, в свою очередь, тоже пошел по преподавательской стезе. Это ладно, детали.

Однако дело в том, что Боярченко стала одной из причин (пусть не единственной, но, пожалуй, как раз той самой соломинкой, что склонила чашу весов непростого решения) моего ухода из родной школы в военно-пограничный лицей. Пришла она к нам аккурат тогда, когда я перешел в десятый класс (сентябрь 1993 года). Но не прошло и четырех месяцев, как я понял, что так дальше жить нельзя. Да весь наш класс ее буквально ненавидел – явление совершенно беспрецедентное.

Вера Григорьевна преподавала у нас отечественную историю, точнее, пыталась вбивать в неокрепшие головы догмы времен очаковских и покоренья Крыма, лихо размахивая заламинированной ксерокопией газеты «Искра». Оценки в журнале целиком и полностью зависели не от знаний и уровня усвоения материала, а от согласия с преподавателем относительно роли коммунистической партии. Понятно, что роль была руководящая, спасительная и безальтернативно позитивная.

Я, до того не знавший по истории иных оценок, кроме «отлично» и «5+», скатился ниже некуда. В лучшем случае получал «четверки». В частности, как сейчас помню, за самостоятельную работу о Столыпине, где моей единственной ошибкой стали сожаления о гибели Петра Аркадьевича.

Как я уже писал, наш класс ее ненавидел – более подходящий глагол подобрать затрудняюсь. Однажды некая светлая голова вспомнила про низведение фрекен Бок из «Карлсона» – и класс нашел способ выражения протеста. Сейчас я понимаю, что это было в общем-то хулиганством. Мы тихо и нудно гудели с закрытыми ртами – все одновременно, кроме сидящих у самого учительского стола. Когда Вера Григорьевна начинала бегать по классу, те, мимо кого она шла, на время замолкали, зато подключались первые парты за спиной учительницы. Это не было шалостью от скуки – мы действительно были очень злы. Вызов директора – милейшей Любови Борисовны – не помогал. При ней мы, конечно, молчали – и доказать ничего не удавалось, хотя какие-то мелкие взыскания на класс все-таки накладывали.

Не думайте, пожалуйста, что мы одни такие плохие были. Много раньше Вера Григорьевна трудилась учителем в 78-й школе, где еще в 1960-х годах заработала говорящее прозвище «Держиморда».

На последнем для меня ее уроке истории (или уроке ее истории?) в конце декабря, когда мои документы уже находились в лицее (Боярченко об этом не знала), я позволил себе расслабиться и вступать в дискуссии, расходящиеся с генеральной линией. Боже упаси, никакого хамства не было и в помине, просто я стал говорить то, что думаю, причем строго в контексте предмета. К концу урока Вера Григорьевна одарила меня сразу тремя «колами», которые пообещала в первый же рабочий день января внести в ведомость. Как говорится, ксерокопия «Искры» ей в помощь…

Я глубоко убежден в том, что главная задача школы – научить человека думать. Если суметь запустить этот важный процесс, остальное само приложится. Догматизм же губителен, особенно для формирующихся личностей. Ей-богу, так нельзя. Говорить тут о какой-либо педагогике даже не приходится.

Зла я на Веру Григорьевну давно уже не держу. Даже рад, что она до сих пор достаточно бодра, как и рад, что она находится на пенсии. В самом деле, дай ей бог долголетия – главное только, чтобы к школьникам на пушечный выстрел не подходила.
LinkReply

promo dkphoto august 1, 2017 13:00 31
Buy for 100 tokens
1 Поездка в один из крупнейших танковых музеев мира в Бовингтоне (Bovington) была моей заветной мечтой. Сейчас даже не могу сказать, почему я не реализовал ее в свои ранние визиты в Соединенное королевство. Возможно, оно и к лучшему, так как за последние несколько лет экспозиции стали существенно…

Comments:
[User Picture]From: plus_a
2010-07-20 03:42 am (UTC)
В нашей школе тоже был подобный экземпляр учителя
Воспоминания отнюдь не приятные
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-20 03:44 am (UTC)
В моей практике это был просто уникум. Даже пьяница-математик, задававший в качестве домашней работы на следующий день по сотни с лишним уравнений, не воспринимался мною столь негативно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nidvug
2010-07-20 05:08 am (UTC)
Мне повезло :) в моем классе она не преподавала. Когда я учился многие называли ее «Бабка Терминатор» :) Это было в 2000 году.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-20 06:26 am (UTC)
Вы тоже учились в третьей гимназии? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-20 05:17 am (UTC)
Хе! Помнится, одному моему интститутскому приятелю преподша по истрории КПСС на полном серьёзе троцкизм шила, нисколько не смущаясь тем, что цитировал он вовсе не Троцкого, а Ленина, пусть и не из той его работы, что была в списке литературы к теме семинара. Довольно серьёзная уроза отчисления над ним из-за этого висела некоторое время, но здравывй смысл таки взял верх.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: g_kar
2010-07-20 10:04 am (UTC)
Хм, а чем ей не нравился второй по важности основатель советского государства?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anvtr
2010-07-20 05:51 am (UTC)
На прошлой работе сталкивался с "ветераном войны, заслуженным труженником и т.д.". А бабка - самая натуральная вымогательница денег - бессовестная, непробиваемо уверенная в себе, считающая, что все ей должны денег.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-20 06:28 am (UTC)
Прямо так сразу денег? Как белые американцы по гроб должны неграм?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: michletistka
2010-07-20 06:12 am (UTC)
Да, иногда вот вспомнишь такое...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-20 06:31 am (UTC)
Главное, чтобы во снах такое не являлось. :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kentavr_vs
2010-07-20 06:39 am (UTC)
Нет, мне повезло, в моём лицее таких уникумов не наблюдалось почти.
Зато вот сейчас в универе огребли сполна. Даже дважды ходили к завкафу всей группой, да толку. Малейшее расхождение в одном символе от её лекции — всё, это провал. При этом почерк непонятный у неё до жути. В коде ничего не понимает, а говорит, что неправильно. И фиг переубедишь. Слава Богу, что на следующем курсе её не будет. Сочувствую её студентам в Политене.
(Reply) (Thread)
From: bird_grill
2010-07-20 08:04 am (UTC)
Угу.
У нас преподаватель по охране труда немного больная. Весь год говорила про свою дочку, а экзамен половине выставила автоматом из-за того, что они ей помогали "вбивать в компьютер", как она выражалась. Я в середине года не выдержал, пошел к декану, он мне сказал "Терпите! Мы уже лет 10 как её терпим...". После того, как она узнала насчет моих походов - стала вести лекции, изредка отвлекаясь лишь для того чтобы задать кучу вопросов на все дисциплины прошлых и следующих курсов мне. Она же рассказала об этом всем, у кого она преподает. Так я стал почти что героем. :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rus77_79
2010-07-20 07:01 am (UTC)
это у вас в постперестроечное время появились мысли о том что в школе учат думать.) Кстати, в Хабаровске, учился в 3 школах и во всех учителях дубасили учеников. Получит затрещину на обществоведении (кажется так?) за сон во время прослушивания грампластинки с нетленкой "Новая земля" было проще простого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yurik_ryba
2010-07-20 06:54 pm (UTC)
В конце восьмидесятых такой enforcement был весьма популярен. Учился в нескольких школах Хабаровска в то время, хорошо помню.
Но все же и тогда были учителя, старавшиеся заинтересовать учеников, пробудить в них тягу к знаниям и участие в процессе. Такие запомнились надолго.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Screened comment)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-21 12:07 am (UTC)
Как говорится, в семье не без урода. Но грустно, что Веру Григорьевну в 1993 году притащила в школу упомянутая мною директор Любовь Борисовна, к которой я отношусь очень хорошо и считаю ее грамотным педагогом.

P.S. Ваш комментарий скрываю за ненормативную лексику.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: annataliya
2010-07-20 10:49 am (UTC)
У меня была обратная ситуация. Мои 10 и 11 классы легли как раз на время начала 1990-х, когда гласность приветствовалась. Не знаю, возможно, все наши учителя были продвинутые, но свои точки зрения мы высказывали без проблем: никого не волновало уже совпадают ли они с "правильным" мнением или нет.
Ну, а в целом ничего удивительного. Моего отца однажды чуть ли не исключили из института из-за того, что он сказал что-то слегка вразрез с линией партии. Ему преподаватель сказал, что у него меньшевистские взгляды и вкатил кол. Это было в 1960-е, во времена оттепели.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-21 12:09 am (UTC)
У меня финал школы тоже пришелся на начало 90-х. :) Тем не менее, как показал опыт, во все времена существуют люди, которые сделали бы быструю карьеру в каком-нибудь особом отделе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alexandre_putt
2010-07-20 12:43 pm (UTC)
Странно. В моём восприятии учитель всегда прав, и так относиться к учителю даже в школьном возрасте мне было бы противно, не говоря уже про то, чтобы вспоминать об этом так позднее. Да, у нас были всякие учителя, в том числе со сложным характером, но относиться к ним можно только уважительно. Ведь это учителя!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-20 01:18 pm (UTC)
Есть отношение к должности — субординация, а есть отношение к человеку, занимающему должность. В некоторых культурах допускается не смешивать эти отношения, причём, как снизу вверх, так и сверху вниз.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tiran0zavr
2010-07-20 09:08 pm (UTC)
Зря так, на весь ЖЖ. Такое под замок, а лучше вообще просто с друзьми-товарищами в офф-лайн поделиться.

Таких примеров у каждого есть. Может когда-то, на заре своей педагогической карьеры, её и любили... Но потом, когда маразм крепчал - это уже Уважаемый Педагог, кто ж такого попросит-подвинет. Может даже и заслуженного препода дали. Да Б-г с ней с убогой...

P.S. Это я на правах старшинства говорю - в сентябре 1993 года, я УЖЕ пошел на первый курс!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-21 12:18 am (UTC)
У меня такой блог, что писанина под замок тождественна отсутствию всякого поста. Да и не вижу никаких причин неловко себя чувствовать. Вы просто не знали эту чУдную особу. :)

Как я уже отмечал, Боярченко не маразмом страдала, это была сама ее сущность, ярко проявившаяся уже в начале профессиональной карьеры. Мне чертовски жаль всех тех, кого она, с позволения сказать, учила. Тем более что история предмет сам по себе исключительно интересный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shlyapa_dvb
2010-07-21 02:14 am (UTC)
Была у нас классе в пятом-шестом деспотша по русскому языку. Система оценок у неё была 2-бальная: не ответил на 5 — получай 2. И нельзя было у неё плохую оценку по одной теме перекрыть хорошей оценкой по другой — каждый сдавал каждую тему до тех пор, пока не получит 5. Ненавидели её все, и я не исключение.

Однако, глядя сейчас на то, во что превратился русский язык в этих ваших интернетах, на вывесках, в рекламе, титрах телепрограмм и кинофильмов, в речи публичных людей и т.д., и т.п., думается, что таких бы учителей побольше, да вот нет их.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dkphoto
2010-07-21 03:21 am (UTC)
Я там чуть выше в комментариях уже рассказывал нечто похожнее про Аллу Михайловну Абраменко из "Железки". Она нам преподавала математику в 11 классе (точные науки мы изучали уже в ДВГАПС, куда почти все и поступали потом), так за год ухитрилась в нас заново вогнать весь школьный курс и даже перешла к институтской высшей математике. Боже, как она над нами издевалась! Каждая лекция начиналась с "разбора полетов" - она поднимала всех поименно и очень едко рассказывала об ошибках, допущенных на последней контрольной работе (а они проводились в конце каждого практического занятия), не скупясь на интерлюдии на темы лени, глупости, списывания и т.п. В первой четверти я с трудом вышел на "тройку" - чуть было не вылетел из инженерного класса. Впрочем, мы почти все оттуда чуть было не вылетели - весь класс. Кое-кто все-таки отсеялся. Зато остальные вгрызлись в гранит - и дело пошло. Я хоть и неплохо учился ранее в школе по алгебере и геометрии, благодаря Алле Михайловне и ее репрессивным методам преподавания, если можно так выразится, поднялся на совершенно новый уровень знаний. Это потом здорово помогло в универе - сам понимаешь, инженеру-электрику без высшей математики никак. Да и закалка уже была - оказалось проще перестроиться после расслабленного ритма школы на университетские рельсы.
Так что я Алле Михайловне очень благодарен, хотя большую часть одиннадцатого класса ее боялся и буквально терпеть не мог.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)